Цель:познакомить с понятием «профессия», расширить знания детей о многообразии мира профессий, формировать интерес к профессиям.
Ход занятия
I. Организационный момент
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
II. Основная часть
1. Выяснение темы занятия
- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Узнаем мы это, если отгадаем загадки и решим кроссворд (загадки о профессиях). Вы готовы это сделать? Тогда внимательно слушайте и отвечайте, поднимайте руку и не выкрикивайте, каждую отгадку записывайте по горизонтали.
1) Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты?
2) Кто в дни болезней всех полезней?
И лечит нас от всех болезней?
3) В доме 10 этажей,
В доме тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живем?
4) Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку,
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак?!
5) Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать?
6) С книжкой кто в руке – читатель.
Книги пишет кто?
7) Зарю поёт селу петух –
Коров на луг ведёт….
8) Хозяин книг и книжный лекарь.
Так кто же он?
9) В небе синем самолёт,
Управляет им ….
- Молодцы, ребята, сумели отгадать все загадки. А теперь давайте прочитаем слово, получившееся в выделенных клетках. Хором (профессии).
- Разговор у нас с вами пойдет о профессиях. И тема сегодняшнего занятия «Все профессии важны, все профессии нужны» (на доске запись).
- Что же такое профессии? Как вы думаете? (Ответы детей)
- Вот какие сведения даёт нам Толковый словарь:
«Профессия – это основное занятие человека».
- На свете огромное количество профессий, когда вы станете взрослыми, то сможете сами себе выбрать занятие по душе.
Для того, чтобы освоить какую-либо профессию, надо обязательно окончить школу, затем учиться в училище, колледже, институте.
- Все вы прекрасно знаете, что каждый человек должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле.
Нетрудно, ребята, нам песенку спеть,
Нетрудно, а всё-таки надо уметь,
За что ни возьмись, нужно мастером стать.
И дело любое уметь выполнять!
Сломалась игрушка – умей починить,
А новую сам научись мастерить,
Недаром ребятам смекалка дана
Во всём и везде помогает она.
Умей, если нужно заштопать чулок,
Без помощи свой приготовить урок,
Будь первым в ученье,
Будь первым в труде,
У нас белоручек не любят нигде.
- Каждая профессия хороша по своему. Итальянский писатель Джанни Родари утверждает, что каждая профессия имеет даже свой запах. Послушайте стихотворение «Чем пахнут ремёсла?»
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской-
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной смазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным
Доктор в халате-
Лекарством приятным.
Рыхлой землею
Полем и лугом
Пахнет крестьянин
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только бездельник
Не пахнет ни как.
Сколько не душиться
Лодырь богатый-
Очень неважно
Он пахнет- ребята!
Но профессии можно различить и по цвету.
Цвет свой особый
У каждого дела.
Вот перед вами
Булочник белый.
Белые волосы,
Брови, ресницы.
Утром встает он
Раньше, чем птицы.
Черный от топки
Стоит кочегар
Всеми цветами
Сверкает маляр.
В синий спецовке-
Под цвет небосвода-
Ходит рабочий
Под сводом завода.
2 конкурс «Отгадай загадку»
1.Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и в тишине,
Пусть труд его не легок и не прост,
Как космонавт плывет он среди звезд. (Водолаз)
2.Он спускается в забой,
Его работа под землей. (Шахтер)
3.Он учит детишек писать и читать,
Природу любить, стариков уважать. (Учитель)
4.Скажи.кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)
5.Кто у постели больного сидит
И как лечиться он всем говорит?
Кто болен, он капли предложит принять,
Тому, кто здоров – разрешит погулять. (Врач)
6.Вон на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр)
7.Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
3. Задание «Собери пословицы»
- О труде и об отношении к труду народ создал много пословиц. Предлагаю вам вспомнить некоторые. (Работа в группах).
На каждом столе лежат рассыпавшиеся пословицы.
Ваша задача: собрать пословицы, затем подумать и объяснить значение каждой. Понятно? Приступаем к работе. Кто будет готов – поднимите руку, я увижу.
1. Кто любит труд, того люди чтут.
2. Труд человека кормит, а лень портит.
3. Языком не торопись, а делом не ленись.
4. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
5. Терпенье и труд, все перетрут.
6. Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается.
7. Хочешь быть впереди, сложа руки не сиди.
8. Дерево узнают по плодам, а человека по делам.
9. Счастье и труд рядом живут.
10. Для кого труд- радость, для того жизнь- счастье.
11. Человек живет век, а его дела – два.
- Все справились с заданием, а теперь давайте посмотрим, что у вас получилось и объясним значение каждой пословицы (от каждой пары один читает, второй объясняет).
4.Задание Тест «Кто чем занимается?»
- У каждого на столе лежит листок с заданиями и карандаш. Постарайтесь правильно определить, кто чем занимается и подчеркните нужную профессию:
• Зубы лечит: хирург, стоматолог, медсестра.
• Корову доит: доярка, пастух, дворник.
• Дом строит: маляр, строитель, слесарь.
• Снег метёт: шофёр, лётчик, дворник.
• Детей учит: библиотекарь, нянечка, учитель.
• Рубашки шьёт: швея, сапожник, часовщик.
• Охраняет границу: тракторист, пограничник, почтальон.
• Добывает уголь: художник, водитель, шахтёр.
- Закончили, давайте будем проверять. (Я зачитываю, прошу кого-то одного ответить).
- Ребята, кто не допустил ни одной ошибки – молодцы! Ну, а остальные, не переживайте, в следующий раз у вас обязательно всё получится.
5. Физминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!
- Немного отдохнули?! Тихо сели, продолжаем работу.
6. Задание «Кто так говорит?»
- Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит. Задание понятно? Слушайте:
• «Кому добавки?» (повар).
• «Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).
• «Большое спасибо за покупку» (продавец).
• «Вам посылка, распишитесь» (почтальон).
• «В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).
• «Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель).
• «Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).
- Молодцы! Вы правильно отгадали профессии людей, произносящих эти выражения.
7. Задание «Восстанови рифму»
- Последнее задание – восстановить стихотворение так, чтобы получилась рифма и смысл не потерялся. В нём в конце каждой строчки отсутствует слово – название профессии. Его будете договаривать вы по очереди, по цепочке, начиная с…Задание понятно?
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?
Поезд водит….(машинист)
Трактор водит….(тракторист)
В школе учит нас ….(учитель)
Строит здание ….(строитель)
Стены выкрасил….(маляр)
Доску выстругал…(столяр)
В шахте трудится…(шахтер)
В доме свет провел…(монтёр)
В жаркой кузнице…(кузнец)
Кто всё знает - …(молодец!)
Вор, разбойник и карманник,
Берегись! Я … охранник.
Защищать в суде всех рад
Наш умелый … адвокат.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я … шофер.
Дупло и берлогу, дом лисий и птичий,
В лесу охраняет надежно … лесничий.
Мне поставила вчера
Два укола … медсестра.
У слона иль мышки жар-
Их спасет … ветеринар.
Красками пахнет наш юбиляр:
Тысячный дом покрасил … маляр.
Под весенний птичий свист
Пашет землю … тракторист.
Мебель, хлеб и огурцы,
Продают нам … продавцы.
Чтоб амбар наш был с зерном,
Нужен в поле … агроном.
Шьет прекрасно, порет лихо
Рукодельница … портниха.
Знает точно детвора:
Кормят вкусно … повара.
8. Итоги
- Молодцы, ребята! Хорошо сегодня работали, о разнообразных профессиях вспомнили и поговорили.
Вопрос выбора профессии за одно занятие, за один день не решить. Пройдет еще не мало лет, прежде чем вы будете делать свой выбор, а сейчас у вас есть главный труд. Какой?
- Учеба и получение хороших знаний – тоже труд и труд непростой.
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И интересны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
- Итак, скажите мне пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию? Нет! А почему? (Все профессии важны, все профессии нужны!)
- А кем хотели бы вы стать в будущем? Задумывался ли кто-нибудь из вас об этом? Мечтал? Вам слово. (Дети по цепочке, 2-3 предложениями объясняют свой выбор)
-Что вы нового узнали сегодня? Какие профессии есть? А чем они занимаются?
- Важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. Я желаю вам правильно избрать свой путь в дальнейшей жизни.
-А наше мероприятие я хотела закончить такими словами: Найдите себя и будьте собой: помните, что на земле нет другого такого человека, как Вы.