Цель: ознакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Задачи:
1. Обобщить знания школьников о профессиях.
2. Подготовить учащихся к выбору профессии.
3. Формирование художественно-творческой активности учащихся.
4. Формирование навыков работы с художественными материалами.
5. Развить у школьников младших классов навыков общения между собой.
6. Научить ребят работать в группах.
Формы работы: устная работа, работа в группах (командах), изобразительная деятельность
Материалы для учащихся:
Зрительный ряд и оборудование: интерактивная доска или планшет и экран, плакат “Все профессии нужны…”, дидактический материал с изображением людей разных профессий, пособия, выполненные учителем.
Содержание и ход урока:
1. Организационный момент.
Готовим своё рабочее место.
Учитель:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Педагог разбивает школьников на 3 группы. Из коробочки с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник) выберите ту, которая вам больше нравиться.
2. Сообщение темы и цели урока детям.
Кто создал всё, что нас окружает,-дома, машины, одежду?
(Ответы детей)
Сегодня мы поговорим о профессиях. Прочитайте тему на доске.
Тема: “Все профессии нужны, все профессии важны?.”
Цель: познакомить школьников с профессиями.
Задача урока: ответить на вопрос: Какая же профессия самая важная?
3. Вступительная беседа.
Учитель: Давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим значение этого слова профессия.
«Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность».
– Мы продолжаем с вами знакомится с разными профессиями.
– Ребята, до школы вы посещали детский сад. Люди каких профессий там работают?
(Воспитатель, помощник воспитателя, повар и др.)
– Кем вы являетесь сейчас? (учениками 1 класса).
–Ребята, а с людьми каких профессий мы будем общаться в школе? Назовите эти профессии. (Учителя, воспитатели, повара, библиотекарь и т.д.)
– А кем бы вы хотели стать, когда станете взрослыми?
(Ответы ребят)
– Что нужно для приобретения профессии? (хорошо учиться, быть любознательным, любить трудиться…)
Учитель: Командам предлагается первое задание.
1.Работа с пословицами
(В конвертах листочки со словами, дети складывают из них пословицы, объясняют смысл каждой пословицы.)
• Труд создал человека.
• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
• Труд кормит и одевает.
• Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
• Наскоро делать - переделывать.
• Научился сам - научи другого.
2.Стихи о профессиях
Тренер
Тренер знает лучше всех,
Как рождается успех:
Многолетней тренировкой,
Терпеливостью, сноровкой.
Только профессионал
Покоряет пьедестал.
Плотник
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.
Рыбак
Рыбак-профессия морская.
Выносливым быть должен он.
Он средства лова рыбы знает
И с навигацией знаком.
Парикмахер
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.
Ветеринар
Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт ветеринар —
Перевяжет, даст отвар.
Сапожник
Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук-
Тоже дело этих рук.
Летчик
Лётчик знает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт.
Электрик
Если в доме свет погас,
Если тока нет у вас,
Если сломаны приборы,
Он является к вам скоро:
Оглядит проводку зорко,
Поработает отверткой,
Выключатель щелкнет: "трак!" –
И исчезнет полумрак.
3. “Веселая викторина”
Команды посовещавшись должны дать ответ на загадки.
1.Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит;
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, – разрешит погулять. (Доктор, врач)
2.Он учит детишек читать и писать
Природу любить, стариков уважать. (Учитель)
3.С огнем бороться мы должны
Мы смелые работники.
С водою мы напарники
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарники)
Учитель:
– Посмотрите на предметы (шприц, бинт; половник, кастрюля; кисточка краски).
– Люди каких профессий пользуются этими предметами? (Ребята отгадывают)
– Как вы думаете, какая профессия всех важнее?
Диспут:
(Один человек из команды доказывает, что профессия его мамы или папы самая важная)
Ученик рассказывает о своем папе: “А мой папа – дворник! Знаете ли вы, сколько было бы мусора, если он не будет убирать наши дворы! Самая главная профессия – дворник!”
Далее педагог вместе с детьми делает вывод:
Вывод: (дети читают хором)
Все профессии нужны,
Все профессии важны.
Физкультминутка.
Водящий жестами изображает занятие человека, а дети отгадывают. (Водящим может быть любой желающий).
Доскажи словечко
Он рассказывает внятно,
Он экскурсию ведет.
Нам становится понятно
То, что он … ( экскурсовод)
Тепловозы я вожу,
Пассажирам я служу.
Я не токарь, не горнист –
Я веселый …( машинист)
Строю дом и детский сад
И больницу строить рад,
И у цирка я не зритель,
Так как я его …( строитель)
Шью я куртки и штаны,
Вы меня все знать должны:
На машинке строчу лихо,
Потому что я …( портниха)
Я бегун, прыгун, пловец,
Я здоровый молодец.
Жду рекордных перемен,
Потому что я …( спортсмен)
Я грузы кранами вожу,
В высокой будке я сижу.
Я не привык ходить пешком,
Меня зовут …( крановщиком)
Игра на внимание
Учитель.
Веселая компания,
Удвой свое внимание!
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись.
На крючок не попадись!
Булки нам и калачи
Каждый день пекут. (пекари).
Арий, опер сочинитель
Называется. (композитор).
Посадил уж сотни роз
В городском саду. (садовник).
Дрессирует львов, собак
Храбрый, смелый наш. (укротитель).
Ходят по клеточкам конь и ладья -
Ход свой победный готовит. (шахматист).
Под куполом цирка в опасный полет
Отправился смелый и сильный. (гимнаст).
Конкурс «Назови профессию»
Учитель. Ребята, у меня на столе лежат буквы. Капитан выбирает любую букву, показывает своей команде, которая называет профессию человека на эту букву.
А - аптекарь, архитектор.
Б - булочник, бетонщик.
В - врач, водитель.
Г - геолог.
Д-доярка.
3 - землекоп и т. д.
— Какая же профессия самая важная?
Ответы детей.
— Можно ли обойтись нам без всех этих профессий"?
Ответы детей.
Все профессии переворошив,
Намотай себе на ус —
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!
Учитель: Ребята, в самом начале нашего занятия я предложила вам выбрать геометрическую фигуру. Посмотрите на неё и скажите люди каких профессий пользуются предметами похожими на круг, квадрат или прямоугольник?
Мы с вами еще продолжим разговор о профессиях, вы узнаете много нового. А сначала поговорите дома с родителями, узнайте у них, где и кем они работают, чем занимаются на работе.
Я надеюсь, что в будущем вы все выберете интересную и полезную работу.
Дома я предлагаю вам пофантазировать и нарисовать кем хотели бы вы стать в будущем.
11. И, наконец, подведение итогов.
Каждая команда потрудилась на славу! Все ребята молодцы!