Мотивационный этап | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. - Здравствуйте, ребята. - Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. -Сейчас тихо сядут мальчик и ещё тише сядут девочки. -Ребята, на каждом уроке вы убеждаетесь, что русский язык интересен, красив и сложен. Вы уже многое знаете. В своих познаниях продолжаете идти дальше, раскрывая тайны русского языка. - Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые открытия. - Будем мы внимательны, активны и старательны! - Настройтесь на интересную и активную работу! - Желаю вам с удовольствием поработать! | | КУ КУ |
Актуализация знаний | Организует учебный диалог по прошлому уроку. - Какая тема урока, у нас была на прошлом уроке? - Что обозначают глаголы в настоящем времени? - На какие вопросы отвечают? - Что обозначают глаголы в прошедшем времени? - На какие вопросы отвечают? - Что обозначают глаголы в будущем времени? - На какие вопросы отвечают? | - Времена глаголов. - Действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи. - Отвечают на вопросы: что делает? Что делают? - Действия, которые происходили или произошли, до момента речи. - Отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делали? что сделали? - Действия, которые произойдут, после момента речи. - Отвечают на вопросы :что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать? | КУ ВЗ |
| Организует подведение к теме урока. - Прочитайте глаголы представленные на слайде. - Глаголы: Цветёт, выросли, прольёт, проплыл, выучит, рисует. - Разделите их на три группы. - По какому признаку вы разделили слова? - Какая тема будет сегодня у нас на уроке? - Тема нашего урока «Времена глаголов». | Читают глаголы. 1) цветёт, рисует; 2) выросли, проплыл; 3) прольёт, выучит. - В первой группе – глаголы настоящего времени, во второй – прошедшего, в третьей – будущего. | КУ ВЗ |
| - Найдите упражнение 201. Прочитайте занимательные вопросы итальянского писателя Джани Родари по цепочке. - На какие из этих вопросов вы можете ответить? - Найдите предложение, в котором есть глагол в форме будущего времени. Спишите его. - Подчеркните глагол. - Подпишите время глагола. - Выберете себе вопрос и составьте по нему небольшой текст-рассуждение. - Посмотрите на следующие глаголы. Глаголы: думаешь, дышишь, читаешь. - Определите время глаголов. - К какому лицу относятся эти глаголы? - Подпишите, что это глаголы 2-го лица (2л). - Выделим окончание. - Обратите внимание на окончания. - Посмотрите в учебник и прочитайте сноску «Обратите внимание» на странице 115. - Запомните это правило. Не забывайте писать ь знак на конце у глаголов 2-го лица единственного числа. | - Отчего идет дождь? – потому что вода испаряется. - Для чего нужно учиться? – чтобы быть умным. - Почему не нужно лгать? – потому что нужно всегда говорить правду. - Для чего больным ставят градусник? – чтобы измерить температуру. - Скоро ли мы сможем жить на Луне? - Подчёркивают глагол – сможем. - Подписывают – буд.вр. Составляют свой текст-рассуждение. - Что делаешь? – наст.вр. - Ты думаешь, ты дышишь, ты читаешь. - Ко 2-му лицу. - ешь, ишь, ешь. - Мягкий знак | |
Самостоятельная работа. | - Кто мне напомнит, какие же есть местоимения в русском языке? - Назовите местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица. - Замечательно - А сейчас мы с вами попробуем изменить глаголы по лицам. - Найдите упражнение 202. Прочитайте, что нужно сделать. - 1 строчку выполним вместе, - Я живу. Задайте вопрос, определите время и число. - Какое местоимение мы поставим во втором предложении? - Какое местоимение к третьему предложению? Не забывайте определять время и чило. - Итак с 4 по 6 предложение. - Выполните вторую строчку самостоятельно, определяя время и число глаголов. - Давайте с вами устно проверим, что у вас получилось. - Ребята, обратите внимание, что глаголы оказывается ещё изменяются по лицам, так как у них меняются окончания. | - Я что делаю? – живу, наст.вр, ед.ч. - Ты - Ты что делаешь? – живёшь, наст.вр., ед.ч. - Он/она что делает? живёт, наст.вр., ед.ч. - Мы что делаем? живём, наст.вр., мн.ч. - Вы что делаете? живёте, наст.вр, мн.ч. - Они что делают? живут, наст.вр., мн.ч. - Я что сделаю? построю, буд.вр, ед.ч., окончание ю. - Ты что сделаешь? построишь, буд.вр, ед.ч., окончание ишь, орфограмма ь знак. - Он/она что сделает? построит, буд.вр, ед.ч., окончание ит. - Мы что сделаем? построим, буд.вр, мн.ч., окончание им. - Вы что сделаете? построите, буд.вр, мн.ч., окончание ите. - Они что сделают? пострят, буд.вр, мн.ч., окончание ят. | КУ ВЗ |
| - Найдите упражнение 200. Прочитайте, что нужно сделать. - Прочитайте текст. Определите тип текста. - Озаглавьте его. - Найдите глаголы, которые отвечают на вопрос что сделает? Выпишите их. - Определите время этих глаголов. - Найдите глаголы, которые отвечают на вопрос что сделаю? Выпишите их. Определите время этих глаголов. - Найдите глаголы, которые отвечают на вопрос что сделала? Выпишите их. Определите время этих глаголов. - Найдите глаголы, которые отвечают на вопрос что делает? Выпишите их. Определите время этих глаголов. - Выполните звукобуквенный разбор слова травка. - Один выполняет у доски, остальные в тетради. - Молодцы! | - Текст – повествование. Рассказывается о жизни Тюпы. - Текст можно озаглавить «Почему Тюпу прозвали Тюпой». - Удивится, увидит. Что сделает? Буд.вр. - Схвачу, словлю, поймаю, поиграю. Что сделаю? Буд.вр. - Шевельнула, пролетела, вспорхнула. Что сделала? Прош.вр. - Двигает, тюпает, подкрадывается, тюпает. Что делает? Наст.вр. | КУ ВЗ |
| - Откройте учебники на стр.113 ,найдите упр.198. - Прочитайте задание. - Почитайте стихотворения -Хорошо! Какой темой можно объединить эти стихотворения? - Ребята, кто мне скажет, как можно определить время глаголов? - А какие вопросы нужно задать, чтобы узнать, что это глагол настоящего времени? - Для того чтобы узнать глаголы прошедшего времени, какие вопросы мы можем задать? - На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? - Вам нужно списать стихотворения в тетрадь, найти глаголы, подчеркнуть их и определить у них время. - Давайте проверим, что у вас получилось. - Проверять будем по цепочке. | - Тема весны. Весна. - Задать к ним правильные вопросы. - что делает? что делают? - что делал? что сделал? что делали? что сделали? -что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать? Тает (наст.вр), бегут (наст.вр), повеяло (наст.вр), засвищут (буд.вр), оденется ( буд.вр). Оденет (буд.вр), будут играть (буд.вр), будут бегать (буд.вр). | |
Подведение итогов. Рефлексия. | Организует подведение итогов и рефлексию урока. - Над какой темой работали на уроке? - Что мы делали? - Чему мы учились? - Вернёмся к цели урока. - Какую цель мы ставили? - Достигли ли мы её? - На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? - На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? - На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? - Дополните предложения, представленные на экране. Сегодня на уроке Я узнал… Теперь я смогу… Урок мне показался… | Отвечают на вопросы учителя по теме урока. | КУ |