kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочное занятие «Разговоры о важном» по теме «Семейные традиции». Чувашские семейные традиции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья и семейные ценности - познавательная беседа. Занятие предполагает также использование презентации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие «Разговоры о важном» по теме «Семейные традиции». Чувашские семейные традиции»

Внеурочное занятие «Разговоры о важном»

по теме «Семейные традиции»

Чувашские семейные традиции


Цели занятия: знакомить детей с чувашскими традициями и обычаями, которые передаются из поколения в поколение, формировать у обучающихся почитание и проявление уважения к старшим, понимание чувашских традиционных семейных ценностей, преемственности поколений, взаимоуважения и взаимопомощи в семье.

Формирующиеся ценности: крепкая семья, взаимопомощь и взаимоуважение, преемственность поколений, духовные и культурные традиции чувашского народа.

Планируемые результаты. Личностные:

− осознавать первоначальные представления о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений в семье;

− проявлять уважение к семейным ценностям и традициям;

− понимать необходимость проявления взаимоотношения и взаимопомощи в семье.

Метапредметные:

− анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с учебной задачей;

− формулировать суждения, выражать эмоции; аргументированно высказывать своё мнение;

− соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование презентации.








Учитель:

- Ребята, мы обсудим очень важный вопрос:

Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья?  (Наша дружная семья)

Это слово каждый знает. Ни на что не променяет! К цифре «7» добавлю «я». Что получится?


- Ребята, ежегодно президент России своим Указом посвящает следующий год той или иной важной для народа теме. Кто знает, чему посвящен наступивший 2024 год?

2024 год объявлен Годом семьи.



- Как вы думаете, как люди создают семью? (Заводят дружбу, идут на свидание, влюбляются, женятся, у них рождаются дети).

- Что же является главным в создании семьи? (Любовь.)

- Можно ли любовь назвать семейной ценностью? (Да.)

- А как вы понимаете слово ценность? (Что-то ценное, что надо беречь, охранять. Бережно относиться.)

- Главная семейная ценность – это любовь. Семьи, основанные на любви – счастливые и благополучные.

Примечание: педагог вешает на доску круг со словами «семья = любовь». (Приложение 5.)

- В чём проявляется любовь? (Люди нравятся друг другу, относятся нежно, делают что-то приятное. Заботятся друг о друге, советуются, защищают.)

- Какая бывает любовь? (Дружеская, братская, между мамой и папой.)

- Всегда ли любовь одинаковая? В чем заключается любовь мамы и папы? (Желание жить вместе, растить детей, верность друг другу.)

- В чем заключается любовь к ребенку? Это та же любовь или другая? (Забота, понимание, помощь, воспитание.)

- В чем заключается любовь к бабушке и дедушке? (Помощь, забота, уважение, поддержка, терпение.)

- В чём заключается любовь брата к сестре? (Помощь, забота, понимание.)

- Любовь к собаке или кошке? (Забота, защита.)

- Что же помогает объединить членов семьи, сделать семью крепкой и сплоченной? (Любовь.)

- Объединяет семью не только любовь, но и другие семейные ценности, ценные качества, проявляемые людьми по отношению друг к другу. О них мы сейчас и поговорим.

Учитель:

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – и чувства, благодаря которым семья становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе с близкими – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Учитель: Знание истории своей семьи, традиций, семейных устоев и праздников помогает нам как ценности передавать из поколения в поколение.

− Какие семейные традиции есть в ваших семьях?

− Какие из них передаются вот уже долгие годы?

− От чего зависит, перейдут эти традиции следующим поколениям или прервутся?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Методический комментарий. Если никто из детей не сможет рассказать о традициях своей семьи, то учитель может поделиться с детьми собственными семейными традициями. Можно пригласить на урок и родителя (родителей), которые бы охотно согласились участвовать в беседе как субъекты образовательной деятельности, но не подавляя, прежде всего, познавательную активность детей.


Выступление детей с презентацией


Учитель: Кто знает, какие существуют чувашские традиционные семейные ценности?

По представлениям древних чувашей, каждый человек обязательно должен был сделать два важных дела в своей жизни: ухаживать за стариками- родителями и достойно проводить их в «другой мир», вырастить детей достойными людьми и оставить их после себя. Вся жизнь человека проходила в семье, и для любого человека одной из главных целей в жизни было благополучие его семьи, его родителей, его детей.

Самые почитаемые члены семьи отец, мать и наиболее пожилые родственники. Старинная чувашская семья кил-йыш обычно состояла из трех

поколений: дедушки-бабушки, отца-матери, детей. Все они жили под одной крышей. В чувашских семьях к старикам-родителям и к отцу-матери относились с особой любовью, уважением и почитанием. Об этом слагалось много чувашских народных песен, в которых чаще всего рассказывается не просто о любви мужчины и женщины (как в очень многих современных песнях), а о любви к своим родителям, родственникам, к своей малой родине. В некоторых песнях рассказывается о чувствах взрослого человека, переживающего потерю своих родителей.

С особой любовью и почетом относились чуваши к матери. Слово

«амăш» переводится как «мать», но для своей родной мамы у чувашей есть особые нежные и тёплые слова «анне, апи». Эти слова для чувашей – понятие священное. Слова эти никогда не использовались в бранной речи или в насмешках. С детства подрастающее поколение воспитывалось в почтении к матери. «Анне — Кепе, унпа вăрçма юрамасть» (в переводе: Мать - святыня, с ней не спорят)», - гласит чувашская поговорка. Дети старались радовать мать своими поступками, чтобы заслужить ее похвалу. Через всю жизнь чуваш проносил связь со своей матерью.

На большом холме западной части набережной Чебоксарского залива стоит монумент - женщина, которая как бы обнимает весь город Чебоксары. Называется он «Мать-Покровительница» и посвящен ни больше ни меньше, а матери целого чувашского народа, которая незримо охраняет чувашей и символизирует возрождение их духовных ценностей.

Жена и муж в чувашской семье. В старинных чувашских семьях главенствовал мужчина, но и женщина имела авторитет. Муж и жена уважали друг друга. Разводы не одобрялись и считались безнравственным явлением. Основой семьи в представлении народа являлась взаимная любовь.

О положении жены и мужа в чувашской семье старики говорили: «Хĕрарăм – кил турри, арçын – кил патши» (в переводе: Женщина – божество в доме, мужчина – царь в доме).

Всякий труд почитался: хоть женский, хоть мужской. И при необходимости женщина могла взяться за мужской труд, а мужчина мог выполнять домашние обязанности. И ни один труд не считался важнее другого.

Главными чувашскими обычаями справедливо считать те, что связаны с созданием семьи и рождением детей. Это мы видим в чувашских пословицах и поговорках: «Ача-пӑча пӳрт тултарать» (в переводе: При детях дом полон). Радовались любому ребенку и мальчику, и девочке.

В чувашских селениях никогда не было брошенных детей. Сирот забирали к себе родственники или соседи и растили их как своих собственных детей.

За то, какими вырастут дети, большую ответственность несут родители, считали чуваши. То, как вели себя родители, их высокая нравственность являлись основными методами и средствами воспитания в семье, образцом. В обязанность матери входило воспитание дочери, воспитание сына считалось обязанностью отца. Если в чувашской семье не было сыновей, то отцу помогала старшая дочь, если в семье не было дочерей, то матери помогал младший сын. Бытовал обычай минората (минорат - ветхозаветный обычай наследования младшему ребенку) – младший сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу.

Чувашский народ считал важным приобщение детей к труду, всегда подчеркивал необходимость начать это делать как можно раньше. Родители своим примером в труде воспитывали своих детей. У отца было много работы по хозяйству. Когда выдавалась свободная минутка, он занимался детьми, приучал их к труду. Крестьянские дети с 12-13 лет трудились вместе с родителями, могли выполнить любую работу. С отцом мальчик обрабатывал землю, когда отец пахал, сын бороновал. Отец учил сына держать соху, регулировать глубину пахоты. Потом сын пробовал пахать самостоятельно, находясь под строгим контролем отца. Где главы семьи не было, работа по хозяйству полностью ложилась на плечи подростка.

Вместе с матерью девочки-подростки копали картофель, поливали огород, пропалывали грядки, занимались приготовлением еды, убирались дома и во дворе, занимались рукоделием на досуге.

Многое о народе говорят обычаи. Одним из самых колоритных ритуалов в семьях является свадьба. По своему размаху сложно отыскать ему ровню. Чуваши справедливо считают, что бракосочетание – это переход на другой уровень отношений: создание семьи и рождение наследников. Женитьба или замужество издавна являются целью жизни каждого чуваша. Прожить всю жизнь и не завести семью считается у этого народа страшным грехом. Чувашскую свадьбу и подготовку к ней сопровождает множество традиционных ритуалов и обрядов.

Обряды и праздники чувашей. Праздник Манкун ăнкун) - это чувашская Пасха. Этот праздник для каждой семьи считался самым чистым и светлым. Перед Манкуном женщины убирали в своих избах, а мужчины прибирали во дворе и за двором. К празднику готовились, пекли пироги, красили яйца и готовили национальные блюда. Праздник для чувашской семьи до сих пор считается важным. Манкун длится семь дней, которые сопровождаются весельем, играми, песнями и танцами. Перед чувашской Пасхой на каждой улице ставились качели, на которых катались не только дети, но и взрослые.

Большую роль в отношениях с односельчанами играло общественное мнение селения (ял мĕн калать - «что скажут односельчане»). Резко осуждалось нескромное поведение, сквернословие, а тем более редко встречавшееся среди чувашей до начала XX в. пьянство. За воровство устраивали самосуд.

Традиционный характер имеет у чувашей обычай устройства помочей (помощи всей роднёй или селением) (в переводе: ниме) при строительстве домов, хозяйственных построек, уборке урожая, особенно, если семья нуждалась в этом.

Несмотря на процесс бурных преобразований, многие семейные обряды и традиции не утратили значения в жизни современного чувашского народа.

Давайте и мы будем беречь их и передадим следующим поколениям. Ребята, есть у вас что сказать после таких познаний? Физкультминутка:

Семейные традиции

- Совместные обеды, ужины.

- Не начинать есть, пока все не сядут за стол.

- На день рождения обязательно покупать торт и ставить свечи.

- Пожелание «спокойной ночи» обязательно всем членам семьи.

- Совместное изготовление и украшение блюд к празднику, например к Пасхе вместе красить яйца, украшать куличики

раскрашивание яиц на Пасху.

- В летом и осенью походы в лес за грибами или ягодами.

- Совместные походы за покупками по выходным.

- Субботняя уборка с распределением обязанностей: кто-то пылесосит, кто-то пыль вытирает

поливает цветы, моет пол…

- Не включаем телевизор или музыку, если кто-то занимается или отдыхает.

- Приходя в дом, где есть дети, приносить «гостинец».

- На даче в праздники устраивать шашлыки.

- Обязательно готовить первое блюдо. Суп должен быть всегда!

- На прощание выглядывать в окно и махать рукой.

-Посмотрите, сколько оказывается в каждой вашей семье, существует традиций.



Слово священнослужащему

традиций



- Символом семьи в России является ромашка. Как вы думаете, почему?

- Что символизируют лепестки цветка? /Членов семьи/

- На чём держатся лепестки? /На сердцевине/.

- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? /Он погибнет/


- Мы нашли так много хороших светлых слов о семье. И можем попробовать составить синквейн.

- Правила написания синквейна.

1 строчка – существительное. Семья

2 строчка – два прилагательных. (Какая она?)

3 строчка – три глагола. (Что она делает? Или делают?)

4 строчка – четыре слова – предложение. (Предложение о семье или пословица.)

5 строчка – одно слово (Ассоциация, синоним, как по-другому можно назвать семью.)

Дети записывают и озвучивают свои произведения.



Учитель читает стихотворение М. Лангер.

Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!



8. Итог занятия. Притча о семье “Полна ли банка”.

Учитель наполняет баночку крупными камнями.

- Полна ли банка? (Полна.)

Учитель высыпает мелкий горох, трясёт банку. Горошек занимает свободное место.

- Полна ли банка? (Полна.)

Учитель насыпает песок в банку.

- Полна ли банка? (Полна.)

Учитель наливает воду.

- Полна ли банка? (Полна.)

- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваш дом. Камни — это самые важные люди в доме, в жизни каждого человека - родители. Горошек — это те, кто наполняет дом радостью, счастьем, смыслом жизни – это дети. Песок — это те, кто дополняет семью нежностью, заботой, любят своих внуков – бабушки и дедушки. Вода – скрепляет всё воедино и делает содержимое крепким. Тогда и …

Тогда и рождается счастливая семья. Храните семейные ценности и будьте счастливы!


2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Ефремова Елена Геннадьевна

Дата: 10.06.2024

Номер свидетельства: 652525


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства