- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек, сети Интернет, жизненный опыт родственников
Коммуникативные УУД:
- уметь вести диалог;
- слушать и понимать речь других;
- применять навыки делового сотрудничества в группе;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point, компьютерная программа «Древо жизни»
Ход занятия
I.Мотивационный этап
Учитель: Отгадайте загадку:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек, Семь «Я»! (М. Шварц)
II.Актуализация знаний
Сегодня мы поговорим с вами о семье, семейных традициях. Готовясь к занятию, вы получили задание по группам провести исследовательскую работу на определённую тему.
Думаю, что нам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать. Наше занятие мы проведём в форме устного журнала « Семейные традиции».
За предоставление материала, статьи в наш журнал каждая группа получит гонорар.
III.Этап защиты работ групп по определённой теме
Первая страница нашего журнала: Что такое семья, традиция? 1 группа: (рассказывают ребята)
Наша группа провела исследование по анкетам и сочинениям ребят. Вот что мы узнали.
Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.
Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успехам радовались и в первую очередь, родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.
Семья-это те, кто дорог вам больше всего на свете. И мы согласны с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть, как вы писали в своих сочинениях и анкетах, замечательные семьи, есть родительский дом- начало всех начал».
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизни ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом».
Но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.
Из разных источников мы узнали, что традиция – в переводе с латинского «передача». Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В семьях нашего класса тоже существуют традиции: по воскресеньям готовить любимые блюда, свободное время, праздники проводить вместе с семьёй.
Традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются. Но они необходимы для прочных семейных отношений, для передачи культурных ценностей.
Учитель: - Спасибо. Получите свой гонорар.
Учитель: Однажды я услышала такое выражение : если у вас нет традиций – у вас нет семьи.
Традиции в семье бывают разными. Одной из таких традиций может стать традиция составления родословной. Вторая страница журнала: «Генеалогическое древо»
2 группа:
Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне — семья,
И оно мне — родня.
На дереве этом
До старческих лет
Гнездился мой прадед,
А также мой дед.
Мой папа
На нем научился взлетать
И смог настоящею птицею стать!
И, как в колыбели,
Со мной
До утра
На дереве этом
Качались ветра.
А листья трезвонили,
Как бубенцы,
Когда у меня
Появились птенцы… (Г. Дядина)
Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями».
И вот мы с ребятами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не тысячи исторических имен, как в родословных известных людей, например, уА.С.Пушкина. У кого-то на дереве 9, 12, 16 и больше листочков. А самое роскошное дерево или больше всего родственников смог написать Вадим.
Корреспондент: И сегодня мы хотим задать Вадиму несколько вопросов.
- Вадим, я слышала, что у тебя в классе самая большая родословная, и, конечно, нам интересно узнать, сколько имен включает в себя твое генеалогическое дерево? Вадим: - Моё древо включает 32 имени.
Кор.: Как долго ты работал над ним? В: - Несколько дней.
Кор.: Одному тебе было не справиться, кто тебе помогал? В: - Моя мама.
Кор.: А как вам это удалось? В: - Мы целый день опрашивали по телефону своих родственников, даже из других городов.
Кор.: Интересно, а что дала тебе эта работа? В: - Было самому интересно, и другие родственники заинтересовались.
Кор.: Здорово. Спасибо. Юля: - А у меня 43 имени. Мне пришлось постоянно расспрашивать маму и
папу, чтобы узнать о своих родственниках. Заодно узнала много интересного
о них. Я своё семейное древо составляла с помощью компьютерной программы «Генеалогическое древо», которая помогает быстро расставить всех родственников по своим местам, а так же я быстро могу сориентироваться – кто кому и кем приходится, надо лишь нажать мышью на имя любого члена семьи.
К сожалению, больше не смогли вспомнить, но хотелось бы
все-таки больше родственников знать, ведь это родные люди».
Учитель: - Молодцы! Вот ваш гонорар.
- Ребята, кого заинтересовала эта программа, мы ближе познакомимся с ней и научимся тоже составлять древо на следующем занятии.
Ученик:
Династия — гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
Мы славу труда наших предков
Достойно сквозь годы несём.
Не просто несём — умножаем.
Их труд путеводной звездой
С потомками в ногу шагая,
Стал в жизни желанной судьбой!
Потомственный врач иль учитель.
Как славно и громко звучит!
И в русле семейного счастья
Дух единенья кипит. (Ирина Веренчик)
- Догадались, по какой теме работала наша группа? (династии).
Учитель: - Следующая страница журнала «Династии»
Ученица: Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии: Титаевых, Кандаковых, Королёвых, Трушаковых, Сладковых.
Ученик: - А можно я расскажу про свою работу (рассказывает о своей династии)
- Замечательно. Получите гонорар.
Учитель: Переходим к следующей странице нашего журнала «Семейный альбом».
Ученик: Есть в доме любом
Семейный альбом.
Как в зеркале,
Мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
Их много – и старых, и новых –
У нас, у семейства Яшковых.
Наша группа подготовила выставку «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией?
Ученица: Мы узнали, что с 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, когда снимок получился довольно высокого качества, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. Так Юрий Алексеевич Гагарин, впервые в истории человечества полетев в неизведанный космос, взял с собой фотографию семьи.. Здесь на нашей выставке представлены ваши семейные альбомы.
Учитель: - Большое спасибо за вашу статью. Вот ваш гонорар.
Учитель: Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?
- Верно, традиции объединяют и сплачивают членов семьи.
Дом, как известно всем давно, —
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом:
Это не дом.
Дом — это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом — это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом, —
Это твой дом. (Е. Куменко)
IV.Этап закрепления, обобщения
- Во многих журналах есть «Занимательная страница». Наш журнал – не исключение. Чтобы её открыть, нам необходимо объединить все наши гонорары, разгадать их тайну, смысл.
- Молодцы! Разгадали магическое слово. Теперь попробуйте к каждой букве подобрать слово, относящееся к семье.
С- счастье, сын, согласие, совместно, смех, союз
Е – единство, единогласие, ежедневно, естественно
М – мир, много, младенец, мама, малыш, материнство, мечта, милый, мудрость.
Ь – веселье, радость, любовь, переживать, растить
Я – ясный, яркий, ячейка общества.
- Мы с вами дали прекрасную характеристику семье, что в ней должно быть, какой она должна быть.
Учитель читает стих:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно! (М. Лангер)
- Какие вы приготовили пословицы о семье?
Дети называют пословицы: Семья – опора счастья.
На что клад, когда в семье лад.
Семья в куче, не страшна и туча.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В хорошей семье хорошие дети растут.
V. Рефлексия
Учитель: Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс – вся наша семья!
Все поют Песенку о нашей семье
Где-то на белом свете наша семья живет,
Горя и бед не знает, дружною слывет.
Вместе читаем книги, вместе в кино идем,
В праздник поем и пляшем, в будни дела найдем!
Ла-ла-ла... Дружная у нас семья!
Мама белье стирает, сын подметает пол,
Папа обед готовит, слушая футбол.
Спорится вмиг работа, каждый к труду привык.
И отдыхать умеем, жарим в лесу шашлык!
Ла-ла-ла... Дружная у нас семья!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек, сети Интернет, жизненный опыт родственников
Коммуникативные УУД:
- уметь вести диалог;
- слушать и понимать речь других;
- применять навыки делового сотрудничества в группе;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ресурсы:Технические средства обучения: компьютер, медиа проектор.
Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point, компьютерная программа «Древо жизни»
Ход занятия
I.Мотивационный этап
Учитель: Отгадайте загадку:
Два дедушки, Две бабушки, Плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек, Семь «Я»! (М. Шварц)
II.Актуализация знаний
Сегодня мы поговорим с вами о семье, семейных традициях. Готовясь к занятию, вы получили задание по группам провести исследовательскую работу на определённую тему. Думаю, что нам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать. Наше занятие мы проведём в форме устного журнала « Семейные традиции».
За предоставление материала, статьи в наш журнал каждая группа получит гонорар.
III.Этап защиты работ групп по определённой теме
Первая страница нашего журнала: Что такое семья, традиция? 1 группа: (рассказывают ребята)
Наша группа провела исследование по анкетам и сочинениям ребят. Вот что мы узнали.
Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успехам радовались и в первую очередь, родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.
Семья-это те, кто дорог вам больше всего на свете. И мы согласны с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть, как вы писали в своих сочинениях и анкетах, замечательные семьи, есть родительский дом- начало всех начал».
В семейном кругу мы с вами растем. Основа основ - родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизни ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ - родительский дом».
Но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.
Из разных источников мы узнали, что традиция – в переводе с латинского «передача». Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В семьях нашего класса тоже существуют традиции: по воскресеньям готовить любимые блюда, свободное время, праздники проводить вместе с семьёй.
Традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются. Но они необходимы для прочных семейных отношений, для передачи культурных ценностей.
Учитель: - Спасибо. Получите свой гонорар.
Учитель: Однажды я услышала такое выражение : если у вас нет традиций – у вас нет семьи.
Традиции в семье бывают разными. Одной из таких традиций может стать традиция составления родословной. Вторая страница журнала: «Генеалогическое древо»
2 группа:
Чудесное дерево есть у меня. Оно мне — семья, И оно мне — родня. На дереве этом До старческих лет Гнездился мой прадед, А также мой дед. Мой папа На нем научился взлетать И смог настоящею птицею стать! И, как в колыбели, Со мной До утра На дереве этом Качались ветра. А листья трезвонили, Как бубенцы, Когда у меня Появились птенцы… (Г. Дядина)
Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями».
И вот мы с ребятами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не тысячи исторических имен, как в родословных известных людей, например, у А.С.Пушкина. У кого-то на дереве 9, 12, 16 и больше листочков. А самое роскошное дерево или больше всего родственников смог написать Вадим.
Корреспондент: И сегодня мы хотим задать Вадиму несколько вопросов. - Вадим, я слышала, что у тебя в классе самая большая родословная, и, конечно, нам интересно узнать, сколько имен включает в себя твое генеалогическое дерево? Вадим: - Моё древо включает 32 имени.
Кор.: Как долго ты работал над ним? Вадим: - Несколько дней. Кор.: Одному тебе было не справиться, кто тебе помогал? Вадим: - Моя мама. Кор.: А как вам это удалось? Вадим: - Мы целый день опрашивали по телефону своих родственников, даже из других городов. Кор.: Интересно, а что дала тебе эта работа? Вадим: - Было самому интересно, и другие родственники заинтересовались. Кор.: Здорово. Спасибо. Юля: - А у меня 43 имени. Мне пришлось постоянно расспрашивать маму и папу, чтобы узнать о своих родственниках. Заодно узнала много интересного о них. Я своё семейное древо составляла с помощью компьютерной программы «Генеалогическое древо», которая помогает быстро расставить всех родственников по своим местам, а так же я быстро могу сориентироваться – кто кому и кем приходится, надо лишь нажать мышью на имя любого члена семьи.
К сожалению, больше не смогли вспомнить, но хотелось бы все-таки больше родственников знать, ведь это родные люди».
Учитель: - Молодцы! Вот ваш гонорар.
- Ребята, кого заинтересовала эта программа, мы ближе познакомимся с ней и научимся тоже составлять древо на следующем занятии.
Ученик читает стих.
Династия — гордое слово! Сплелись поколения в нём. Мы славу труда наших предков Достойно сквозь годы несём. Не просто несём — умножаем. Их труд путеводной звездой С потомками в ногу шагая, Стал в жизни желанной судьбой! Потомственный врач иль учитель. Как славно и громко звучит! И в русле семейного счастья Дух единенья кипит. (Ирина Веренчик)
- Догадались, по какой теме работала наша группа? (династии).
Учитель: - Следующая страница журнала «Династии»
Ученица: Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии: Титаевых, Кандаковых, Королёвых, Трушаковых, Сладковых.
Ученик: - А можно я расскажу про свою работу (рассказывает о своей династии)
- Замечательно. Получите гонорар.
Учитель: Переходим к следующей странице нашего журнала «Семейный альбом».
Ученик: Есть в доме любом Семейный альбом. Как в зеркале, Мы отражаемся в нём. Пускай не всегда мы красивы, Зато эти фото – правдивы. Хранится альбом в нашем доме, И снимки хранятся в альбоме. Их много – и старых, и новых – У нас, у семейства Яшковых.
Наша группа подготовила выставку «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией? (ответ: с традицией собирать и хранить семейные фотографии)
Ученица: Мы узнали, что с 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, когда снимок получился довольно высокого качества, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. Так Юрий Алексеевич Гагарин, впервые в истории человечества полетев в неизведанный космос, взял с собой фотографию семьи.. Здесь на нашей выставке представлены ваши семейные альбомы.
Учитель: - Большое спасибо за вашу статью. Вот ваш гонорар.
Учитель: Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны? - Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной. - Верно, традиции объединяют и сплачивают членов семьи.
Дом, как известно всем давно, — Это не стены, не окно, Это не стулья со столом: Это не дом. Дом — это то, куда готов Ты возвращаться вновь и вновь, Яростным, добрым, нежным, злым, Еле живым. Дом — это там, где вас поймут, Там, где надеются и ждут, Где ты забудешь о плохом, — Это твой дом. (Е. Куменко)
IV.Этап закрепления, обобщения
- Во многих журналах есть «Занимательная страница». Наш журнал – не исключение. Чтобы её открыть, нам необходимо объединить все наши гонорары, разгадать их тайну, смысл.
- Молодцы! Разгадали магическое слово. Теперь попробуйте к каждой букве подобрать слово, относящееся к семье.
С- счастье, сын, согласие, совместно, смех, союз
Е – единство, единогласие, ежедневно, естественно
М – мир, много, младенец, мама, малыш, материнство, мечта, милый, мудрость.
Ь – веселье, радость, любовь, переживать, растить
Я – ясный, яркий, ячейка общества.
- Мы с вами дали прекрасную характеристику семье, что в ней должно быть, какой она должна быть.
Учитель читает стих:
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! (М. Лангер)
- Какие вы приготовили пословицы о семье?
Дети называют пословицы: Семья – опора счастья.
На что клад, когда в семье лад.
Семья в куче, не страшна и туча.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В хорошей семье хорошие дети растут.
С плохой женой состаришься, а с хорошей помолодеешь.
Слава сына – отцу отрада.
Где любовь и совет, там и горя нет.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
V. Рефлексия
Учитель: Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс – вся наша семья!
Все поют Песенку о нашей семье(На мотив "Песенки о медведях")
Где-то на белом свете наша семья живет, Горя и бед не знает, дружною слывет. Вместе читаем книги, вместе в кино идем, В праздник поем и пляшем, в будни дела найдем! Ла-ла-ла... Дружная у нас семья! Мама белье стирает, сын подметает пол, Папа обед готовит, слушая футбол. Спорится вмиг работа, каждый к труду привык. И отдыхать умеем, жарим в лесу шашлык! Ла-ла-ла... Дружная у нас семья!