kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочное занятие по ОРКСЭ " Семейная академия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий  внеурочного  мероприятия по курсу ОРКСЭ                             модуль « Основы светской этики» к уроку № 10 « Семья»                                        ( учебник « Основы светской этики» под редакцией М. Т. Студеникина. -2-е изд.- М.: ООО « Русское слово – учебник», 2012.)                                                                     Семейная академия                                                                                                                 Форма проведения:      конкурсная программа, посвященная семье и семейным ценностям

Составила: Покачева Марина Анатольевна, учитель начальных классов МАОУ « Средняя общеобразовательная школа № 12»

Участники: семьи обучающихся 4 класса, дети 9-10 лет.

Цель: формирование нравственной, духовной , социально- ориентированной личности путём приобщения к семейным традициям; пробуждение  интереса школьника к своим корням, к прошлому своей семьи.

Задачи: 1. Заинтересовать обучающихся и их  родителей на выполнение творческих работ и проектов по темам « Моя родословная», « Моё имя и фамилия».                                                                                                                                                 2.  Развивать навыки сотрудничества Взрослые – дети – учитель при подготовке и проведении мероприятия.                                                                                                                                             3. Воспитывать любовь и уважение к родным и  близким людям, к своему старшему поколению.

Предварительная работа:  семьи готовят реферат или сообщение « История  моей фамилии» и изучают генеалогическое древо своей семьи; зал оформить плакатами и коллажами: « Словарь имён», « Краткий календарь именин», « Музыка имён».

                                                 Ход мероприятия:

На сцене – дети, которые читают по очереди:

  1. Дом, в котором мы живём

Это очень шумный дом.

После разных дел с утра

В нём всегда идёт игра!

  1. Папа с мамой словно дети,

Сами ждут минуты эти.

Им на игры, право слово,

                                                       

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по ОРКСЭ " Семейная академия" »

Сценарий внеурочного мероприятия по курсу ОРКСЭ модуль « Основы светской этики» к уроку № 10 « Семья» ( учебник « Основы светской этики» под редакцией М. Т. Студеникина. -2-е изд.- М.: ООО « Русское слово – учебник», 2012.) Семейная академия Форма проведения: конкурсная программа, посвященная семье и семейным ценностям

Составила: Покачева Марина Анатольевна, учитель начальных классов МАОУ « Средняя общеобразовательная школа № 12»

Участники: семьи обучающихся 4 класса, дети 9-10 лет.

Цель: формирование нравственной, духовной , социально- ориентированной личности путём приобщения к семейным традициям; пробуждение интереса школьника к своим корням, к прошлому своей семьи.

Задачи: 1. Заинтересовать обучающихся и их родителей на выполнение творческих работ и проектов по темам « Моя родословная», « Моё имя и фамилия». 2. Развивать навыки сотрудничества Взрослые – дети – учитель при подготовке и проведении мероприятия. 3. Воспитывать любовь и уважение к родным и близким людям, к своему старшему поколению.

Предварительная работа: семьи готовят реферат или сообщение « История моей фамилии» и изучают генеалогическое древо своей семьи; зал оформить плакатами и коллажами: « Словарь имён», « Краткий календарь именин», « Музыка имён».

Ход мероприятия:

На сцене – дети, которые читают по очереди:

  1. Дом, в котором мы живём

Это очень шумный дом.

После разных дел с утра

В нём всегда идёт игра!

  1. Папа с мамой словно дети,

Сами ждут минуты эти.

Им на игры, право слово,

Не хватает выходного.

  1. А на празднике , друзья,

Нам без игр никак нельзя.

Больше страсти, больше смеха

Пусть во всю идёт потеха!

Учитель: Сегодня в этом зале мы собрались не зря,

Сегодня мы узнаем, как нам важна семья.

В семейном кругу мы с вами растём

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу – все корни твои.

И в жизнь ты выходишь из круга семьи,

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

- Сегодня нам предстоит необычное родительско- детское собрание, а точнее конкурс под названием « Семейная академия». Я пригласила вас, уважаемые родители, вместе с вашими детьми, чтобы вы почувствовали себя командой и провели вместе несколько приятных моментов. Вместе с вами и у вас дети будут учиться мыслить, рассуждать, принимать решения- в этом главная цель нашей встречи. Но есть и другая. В народе говорят « Велико всяко дело, если оно объединяет людей ». Я хочу, чтобы сегодняшний вечер стал вечером единения семьи и школы, взрослых и детей.

Участие семей в конкурсной программе будет оцениваться горошинами, и в конце вечера мы определим самую активную и дружную семью.

Итак, конкурсы начинаются!

  1. Семейная азбука

Учитель: Каждой команде по очереди я задам по одному вопросу. Отвечать могут и взрослые и дети. За правильный и полный ответ – 2 горошины.

  1. Что означает понятие « фамилия»?

( заимствовано из латинского языка; означает наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям. На Руси получило распространение в эпоху Петра Великого. Присваивались фамилии на основании одного признака – родства)

  1. У кого на Руси появились раньше других фамилии?

( У знатных людей)

  1. Раньше детей крестили, давая им в церкви имя в честь святого, выбирая его по церковному календарю. Как назывался этот календарь?( Святцы или месяцеслов. )

  2. Про кого говорят « Седьмая вода на киселе»?

  3. Кого называют « предками», а кого « потомками»?

Учитель: А теперь давайте порассуждаем: на каких « трёх китах» держится семья.( выслушивает ответы)

На мой взгляд это любовь, мудрость, доброта. Что такое любовь?

( ответы команд). Давайте посмотрим, каково библейское значение слова « Любовь»

Л – любить

Ю- юродивых

Б- больных

О-обиженных

В- врагов.

Такая любовь – суть человека, а «чело» (разум), « век» (отрезок времени). Пусть век любящих людей длится дольше.

Следующий конкурс.

  1. Родственные связи

Учитель: - Представьте, что к вам в гости пришли следующие люди. Кто они вам?

  1. Мама мамы ( бабушка)

  2. Сестра мамы ( тётя)

  3. Сын тети ( двоюродный брат)

  4. Сестра мужа ( золовка)

  5. Брат мужа( деверь)

  6. Брат жены( шурин)

- А вы знаете, как раньше называли ваших родителей?( ответы детей)

Отца называли « Большак», так как он был главой семьи, а мать – « Большухой», потому, что она была хранительницей семьи, распоряжалась работой в доме. Говорили так: « Отец – голова, а мать – шея. Куда голова повернется, туда и шея».Так что друг без друга они ни куда. На свете всё можно найти , кроме отца с матерью, вот почему старинная книга « Домострой» учила : « Любите отца своего и мать свою, слушайте их и повинуйтесь во всём, и старость их чтите…». « Домострою» уже больше 400 лет, но наставления, которые в нём даются не устарели и сейчас. После матери и отца самыми близкими являются бабушка и дедушка.

Послушайте, какие в народе ходили поговорки о них:

- Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.

- Бабушке только один дедушка не внук.

- Был бы дедуся, никого не боюсь я, дед – щиток, кулак- молоток!

Учитель: Переходим к следующему конкурсу .

  1. Закончи пословицу ( отвечают сначала дети, если они затрудняются, на помощь приходят родители):

  • Мой дом…( моя крепость)

  • Дом вести…( не бородой трясти)

  • Ворота стоят на двух столбах,а дом…( на двух головах)

  • Каково семя…( таково и племя)

  • Каковы родители,…( таковы и дети)

  • Семья в куче, ( не страшны и тучи)

  • Дома и стены…( помогают)

  • У дитя заболит пальчик, …( у матери – сердце)

  • Не нужен клад,…( если в доме лад)

  • Не красна изба углами,…( а красна пирогами)

  • Сын – мой, а ум у него…( свой)

  • В гостях – хорошо, ( а дома – лучше)

Разминка

Каждая мама должна при помощи мимики и жестов передать семье информацию:

  • Подои корову

  • Купи селёдку

  • Позвони мне в 6 часов

  • Родилась девочка, вес – 4 кг

  • Самолёт прилетает в 17.30

  • Приду поздно, не ждите, ложитесь спать.

  • Растопи печь, помой посуду

Учитель: Вы, ребята и взрослые, не раз слышали такие поговорки: мы из знатного рода;

без роду без племени;

это у нас в роду;

Иваны не помнящие родства

- А что означает слово « род»? Дадим слово нашему эксперту ( в роли эксперта подготовленный ученик)

- Род – это несколько поколений, у которых один общий предок. Вы из одного рода со своей двоюродной сестрой, тетей, бабушкой. Оказывается, очень давно, когда люди верили в то,что существует множество богов( Бог Солнца, Земли, Неба, Травы) и главный среди них – бог по имени Род. Древние думали, что Род дал Жизнь всему живому, поэтому в языке так много слов, в которых содержится корень – род.( природа, Родина, народ,урожай). Чтобы сохранить историю своего рода, люди стали составлять свои родословные.

Учитель: пришло время для нашего главного конкурса.

  1. Моя родословная.

Каждая семья представляет своё домашнее задание - генеалогическое древо семьи.

Учитель: Итак, генеалогическое древо изображали чаще всего в виде дерева: молодые ветки – это мы с вами ( дети), ствол дерева – родители, а его корни – наши предки- бабушки и прабабушки. Почему именно в виде дерева? ( само дерево и молодые веточки не могут существовать без корней, а человек без своих близких людей).

А вот вам загадки про вас и ваших родственников. Попробуйте их отгадать.

2 матери , 2 дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех? ( трое: бабушка, мама, дочь)

У семерых братьев по 1 сестрице. Сколько всего сестёр? ( 1)

Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? ( я сам)

Бабушка – это мамина мама. А кто дядя? ( мамин брат)

У вас есть родной брат, у него – дочка. Ка вы будете называть её, а она вас? ( племянница, тётя)

  1. Что принадлежит тебе, а пользуются другие? ( имя)

Учитель: Итак, у каждого человека есть имя. А откуда появились фамилии? ( ответы детей)

Одни возникли от имён: Иванов, Ефремов; другие от прозвищ: Говорухин, толстой, Белов; есть фамилии, которые указывают, откуда родом наши предки: Москвин, Лесков, Рощин. Много фамилий говорят о том. Чем занимались дедушки наших дедушек: Ткачев, Мельников, Рыбаков. Фамилии переходят от старших к младшим из рода в род, поэтому люди гордятся своей фамилией. А вы задумывались , как произошла ваша фамилия? Какая у неё история?

Выступление ребят об истории своей фамилии ( несколько рассказов выслушиваем)

Читает ученик стихотворение Е. Граубина « Прадеды»

Кем был твой прадед на Руси - свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов. Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал гончарный круг и глину.

У Дегтярёва- деготь гнал, в дегтярне гробил спину.

Быть может юный Столяров и с долотом не сладит,

А прадед был из мастеров, он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил, мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил, Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них историю России.

Учитель: Но, говоря об имени и фамилии, надо помнить поговорку « Не имя славит человека, а человек имя!»

5.Портрет моего питомца

Учитель: - Если о ком – либо скажут, что его любят дети и собаки – это высшая похвала человечности и доброты. Именно животные делают нас отзывчивей и добрее. Наверняка у вас в семьях есть любимые питомцы. На листе бумаги по очереди каждый из вас нарисует животного: причём мама – голову, папа – туловище, а ребёнок – конечности. (лучшие работы будут отмечены).

Подведение итогов конкурса. Награждение команд по принципу « победила дружба, отличились звёздочки» ( отметить самых активных участников призами)

Учитель: Наш сегодняшний конкурс завершен. Вы узнали, что такое « семья», « род», «имя», « фамилия», как всё происходило и начиналось в семье , мы совершили интереснейшую экскурсию по семейным родословным, ближе узнали друг друга.

Пусть всё это была игра, но ею мы сказать хотели

Великое чудо – семья, нет в жизни важнее цели!



Храните и берегите ваши семьи и друг друга! До новых встреч!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеурочное занятие по ОРКСЭ " Семейная академия"

Автор: Покачева Марина Анатольевна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146298


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства