Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение»
Открытый урок по внеклассному чтению
«Книги Николая Николаевича Носова»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н. Н. Носова; развивать читательский интерес детей; развивать выразительное чтение и творческие способности детей.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие
Учащиеся класса разделены на пять команд. Состав команд постоянный. В каждой команде свой капитан. За неделю до урока каждая команда получает конкретное задание, о выполнении которого отчитывается на уроке. Кроме этого, дети по списку, предложенному учителем, читают произведения Н.Н. Носова.
Урок проводится в виде викторины «Что? Где? Когда»
Звучит музыка из мультфильма «Приключения Незнайки»
Учитель: Из какого мультфильма эта мелодия?
Дети: Из мультфильма «Приключения Незнайки».
Учитель: Кто написал книгу «Приключения Незнайки и его друзей»?
Дети: Николай Николаевич Носов.
Тема урока
Учитель: Сегодня мы посвящаем урок внеклассного чтения произведениям Николая Николаевича Носова. Но прежде чем перейти к его произведениям, я напомню вам странички биографии писателя.
Николай Николаевич родился в 1908 году в Киеве, в семье актера. После окончания школы он учился в Москве, в институте кинематографии. Ставил научно-популярные и учебные фильмы. Многое видел, многое знал и умел. И пользовался своими обширными знаниями и богатым жизненным опытом при написании книг для детей.
О том, чтобы стать писателем Николай Николаевич не думал. Но подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот будущий писатель стал сочинять для сынишки забавные рассказы, которые полюбили и дети, и их родители.
И еще один важный момент. Все книги Носова наполнены веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Не откроешь любую страницу без улыбки, а от неудержимого смеха читать невозможно. Если мы спросим кого-либо из взрослых, читали ли они произведения Николая Носова. То в ответ непременно человек улыбнется и вспомнит смешные истории, которые случались с героями рассказов.
Проверка домашнего задания
Команда № 1. Нам было дано задание подготовить иллюстрации по произведениям Н. Носова. (Рисунки демонстрируются на слайдах, дети отгадывают к каким произведениям относятся рисунки).
Команда № 2. Наша команда подготовила сценку по рассказу «Огородники»
Команда № 3. Мы читали рассказы и подготовили пересказ одного из них.
Команда № 4. Мы приготовили сценку, а какую – вам предстоит узнать из какого она произведения.
Команда № 5. Мы приготовили загадки, в которых спрятаны названия произведений Н. Носова.
Чтобы я тебя повез,
Мне не нужно есть овес;
Накорми меня бензином,
На копыта дай резины, и,
Поднявши вихрем пыль,
Побежит … (Автомобиль)
Кругла да гладка,
Откусишь – сладка,
Засела крепко
На грядке … (Репка)
Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город,
А дома с народом тут
Вдоль по улицам бегут. (Метро)
Через поле и лесок
Подает он голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)
Лежит меж грядок
Зелен и гладок. (Огурец)
Учитель: Не случайно здесь мы вспомнили этот овощ. Конкурс выразительного чтения рассказа «Огурцы» по ролям.
Беседа по содержанию рассказа
Как менялось настроение у Котьки во время разговора с мамой?
Как поступила мама?
Правильно ли она поступила? Почему?
Стыдно было Котьке перед дедушкой?
Когда на душе у Котьки стало радостно? Почему?
«Стол находок»
Учитель: Кто здесь был и что оставил? (Демонстрация предметов с заданием определить название произведения и его героев).
Игрушечная машинка («Автомобиль», Миша и Стасик)
Нитки и иголка («Заплатка», Бобка)
Пистолет («Саша», Саша)
Кастрюля («Мишкина каша», Мишка)
Шляпа с полями («Живая шляпа», Вова и Вадик)
Репродуктор («Федина задача», Федя)
Работа над рассказом «Федина задача»
Учитель: Что такое репродуктор? Что означает словосочетание «титулярный советник»? (Дети читают рассказ «Федина задача»)
Вопросы после чтения по содержанию рассказа:
Почему Федя не смог решить задачу?
Как необходимо выполнять домашние задания?
Отгадай-ка
Учитель: Сегодня на адрес нашей школы пришли странные телеграммы. Нужно определить имя отправителя. Как вы думаете, справимся?
1 телеграмма: «Милая, мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо черное, и я его очень люблю». (Мишка из рассказа «Дружок»)
2 телеграмма: «Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?» (Вадик из рассказа «Живая шляпа»)
3 телеграмма: «Горка получилась хорошая. Скользкая!» (Котька из рассказа «На горке»)
4 телеграмма: «Нет, голубчик, и не проси. Что это еще за игра с огнем? И слушать ничего не желаю!» (Бабушка из рассказа «Шурик у дедушки»)
Конкурс знатоков
Команды по очереди выходят и встают вокруг стола, на котором установлен волчок со стрелкой.
Вопросы для знатоков:
Определите, к какому произведению иллюстрация.
Кто произносит такие слова и к кому они обращены: «Вот молодцы, ребятки! Только приехали – и за работу»?
Герои какого произведения нарушили правила дорожного движения?
Назовите все произведения о Незнайке.
Чем доставали воду из колодца герои рассказа «Мишкина каша»?
Почему Мишкино письмо из рассказа «Дружок» так долго не могла получить его мама?
Как могло случиться, что герой рассказа Мишутка съел ведро мороженого? Назовите этот рассказ.