«В царстве басен И.А. Крылова» (урок внеклассного чтения в 5 классе по творчеству И.А. Крылова)
«В царстве басен И.А. Крылова» (урок внеклассного чтения в 5 классе по творчеству И.А. Крылова)
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект урока внеклассного чтения, занявшего призовое место на областном конкурсе конспектов уроков - 2015 Магаданской области В. Ю. Драгунский «Денискины рассказы»
Внеклассное чтение, 5 класс.
Пояснительная записка
Класс: 5, МБОУ «СОШ п. Синегорье»
Учитель: Власенко Светлана Ивановна
Предмет: литература
Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений:
«В мире литературы», в двух частях под редакцией А.Г. Кутузова.
Авторская программа: по литературе, 5-9 классы, под редакцией А.Г. Кутузова.
1. Тема урока – внеклассное чтение по теме: «В царстве басен И.А. Крылова». Данный урок проведен в соответствии с календарно-тематическим планированием в разделе: внеклассное чтение по литературе в 5 классе.
В данном классе 20 учеников: 12 девочек и 8 мальчиков. Эти дети вместе обучаются с первого класса. Отношения между одноклассниками характеризуются как вполне благополучные. Школьники позитивно относятся к учёбе, большая часть учится с интересом.
2. Цели урока:
1) Образовательные:
обобщить знания о жанре басни;
продолжить выработку умений анализировать, находить главную мысль и определять мораль басни;
продолжить работу по составлению характеристик героев басен.
2) Развивающие:
способствовать развитию творческого осмысления произведения, воображения и творческих способностей;
развивать устную монологическую речь;
развивать память, внимание.
3) Воспитательные:
расширить читательский интерес учащихся;
воспитывать нравственные качества через образы героев басен;
воспитывать чувство трудолюбия, взаимопомощи и сотрудничества.
Тип урока – обобщение и повторение.
Форма урока - нетрадиционная форма урока «Урок – турнир».
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, чтение и инсценирование басен.
Теория: басня, аллегория, мораль.
Этапы урока:
а) организационный;
б) актуализация опорных знаний (вступительное слово учителя);
в) выполнение учащимися индивидуальных и групповых заданий обобщающего и систематизирующего характера (работа с текстом по заданиям, решение проблемных вопросов);
г) формулирование выводов;
д) подведение итогов.
При планировании типа урока и его структуры были учтены индивидуальные, возрастные и психологические особенности учащихся, объем учебного материала, формы работы на уроке, формирование групп по принципу равноценности.
Все этапы урока логически связаны между собой.
5. На уроке были использованы следующие методы:
словесные методы (слово учителя, беседа);
наглядные методы (мультимедийная презентация, фрагмент из мультфильма, листы с заданиями, маски животных);
проблемные методы (проблемные вопросы – определение морали басни, характеристика героев);
метод стимулирования и мотивации:
а) эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха);
б) познавательные (постановка проблемных вопросов, выполнение творческих заданий);
в) социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованности в результатах своей работы).
метод контроля и самоконтроля:
а) устный (работа в группах).
Методы обучения на уроке соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала; материально-техническому обеспечению урока; индивидуальным особенностям, возможностям и обученности учащихся; бюджету времени.
Данные методы создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика и прививают любовь к чтению.
6. На уроке были реализованы следующие принципы:
- доступности;
- наглядности;
- использование информационных технологий и ТСО;
- связь с реальной жизнью.
7. При проведении урока использовались следующие формы организации работы:
- работа в группах.
На уроке была создана благоприятная атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. Ритм и темп урока были оптимальными, действия учителя и учащихся – завершенными.
В течение урока виды деятельности учащихся менялись, при этом оптимально сочетались различные методы и приемы обучения. Были созданы условия для продуктивной работы и развития самостоятельности мышления учащихся. Удалось полностью реализовать поставленные дидактические цели и задачи.
Завершающим этапом урока-турнира была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, вручение грамот.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««В царстве басен И.А. Крылова» (урок внеклассного чтения в 5 классе по творчеству И.А. Крылова)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА СИНЕГОРЬЕ» МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
«В царстве басен И.А. Крылова»
(урок внеклассного чтения в 5 классе
по творчеству И.А. Крылова)
Власенко Светлана Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ п.Синегорье»
.
2016 год
Тема урока: «В царстве басен И.А. Крылова».
Цели урока:
Образовательные:
обобщить знания о жанре басни;
продолжить выработку умений анализировать, находить главную мысль и определять мораль басни;
продолжить работу по составлению характеристик героев басен.
Развивающие:
способствовать развитию творческого осмысления произведения, воображения и творческих способностей;
развивать устную монологическую речь;
развивать память, внимание.
Воспитательные:
расширить читательский интерес учащихся;
воспитывать нравственные качества через образы героев басен;
воспитывать чувство трудолюбия, взаимопомощи и сотрудничества.
Тип урока – обобщение и повторение.
Форма урока – нетрадиционная «Урок – турнир».
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, чтение и инсценирование басен.
Теория: басня, аллегория, мораль.
Оборудование урока:портрет И.А. Крылова,компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация к уроку, карточки с заданиями, реквизит для инсценирования, рисунок на плакате для рефлексии, разноцветные листья для рефлексии.
Ход урока – 5 класс
1. Организационный момент.Приветствие.
– Ребята, я очень рада видеть вас. Меня зовут Светлана Ивановна.
2. Вступительное слово учителя.
– Есть на свете книги, которые мы узнаём и начинаем любить с самого детства. К ним относятся и книги Ивана Андреевича Крылова.
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней!
– Иван Андреевич Крылов… Всмотритесь в его портрет. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.
Его образ кажется бесконечно близким и родным, чем-то напоминающим Деда Мороза. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и вашими первыми книжками. Иван Андреевич Крылов – замечательный русский баснописец. 15 февраля исполнится 245 лет со дня его рождения.
3.Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня у нас необычный урок – турнир Знатоков, во время которого мы посетим особенное царство, где жители – необычные животные, у каждого из них – свой характер, который они позаимствовали у людей благодаря своему создателю – Ивану Андреевичу Крылову, или, как часто любовно называют его в народе, дедушке Крылову. Будем читать басни, отвечать на вопросы, анализировать, инсценировать. За каждое правильно выполненное задание команда получит жетон.
4. Представление команд.
– У нас сегодня 3 команды. Представьтесь, пожалуйста.
(Команда «Баснолюбы» , капитан - ………………. )
(Команда «Всезнайки» , капитан - ………………. )
(Команда «Смекалистые» , капитан - ……………….)
5. I тур «Умники и умницы».
– Начинаем 1-й тур – «Умники и умницы»!(слайд)
– Сейчас проверим, что вы знаете о басне.
– В течение 1 минуты подготовьтесь и сформулируйте полный ответ на вопрос.
– Я предлагаю капитанам подойти и выбрать задание для своей команды.
(Капитаны подходят, выбирают карточку с заданием, возвращаются к своим командам.)
(Читают задание, обсуждают и решают, кто будет отвечать)
– Итак, что такое басня?
(Отвечают по очереди)
(Ответ: – Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе сатирического характера, в котором заключен скрытый смысл. ) (Слайд)
– Спасибо! Что такое аллегория?
(Ответ: – Аллегория – это такое изображение жизни, которое таит в себе иносказательный, скрытый смысл.)(Слайд)
– Хорошо! А что такое мораль в басне?
(Ответ: – Мораль – это нравоучительный вывод, поучение, которое даётся в начале или конце басни.)(Слайд)
– Молодцы, ребята. Все справились с первым заданием!
(Жетоны).
6. II тур «Жители царства басен»
1) – Мы переходим ко 2 туру, и нас встречают «Жители царства басен» (слайд)
– В баснях Иван Андреевич Крылов часто использовал образы зверей.
(На слайде – изображения животных)
– Вам надо будет вспомнить названия басен, в которых есть животные.
– На это задание у вас 1 минута.
(Капитаны команд подходят и выбирают карточки, на которых – изображения животных)
2) Ответы команд.
– Итак, в каких баснях можно встретить Лису и Муравья?
Лиса – «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград»
Муравей – « Стрекоза и Муравей»
– Назовите басни, в которых присутствуют Волк и Слон! Верно!
Волк – «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне»
Слон – «Слон и Моська»
– Персонажами каких басен являются Мартышка и Петух?
Мартышка – «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Квартет»
Петух – «Кукушка и Петух»
– Молодцы!(Жетоны)
3) Характеристика животных из басен.
– Я вижу, что вы знакомы с баснями Крылова. За каждым животным закреплены определённые черты характера человека. Давайте дадим этим животным характеристику! На ваших столах – оранжевые карточки с предполагаемыми качествами человека. Выберите 2-3 характерные черты, которые можно отнести к вашим персонажам басен! На эту работу вам даётся 2 минуты.
(Готовятся в группах)
– Объясните, какие черты характера человека олицетворяют собой животные. – Слово команде …!
– Правильно! Вы хорошо справились с заданием! (Жетоны)
7. III тур «Угадай-ка!»
– Мы начинаем3 тур – «Угадай-ка!»
– На этих карточках – отрывки из басен. Вам необходимо угадать басню и рассказать о ней по плану. (План на слайде)
– На подготовку –3 минуты. Капитаны, получите задания!
(Капитаны берут карточки и возвращаются к своим командам)
План ответа.
Басня называется – …
Герои басни – …
Мораль этой басни заключается в том, что…
(Дети готовятся к ответам)
– Ребята, я прошу вас высказаться!
(Представители команд отвечают по плану).
– Молодцы!
8. Просмотр фрагмента мультфильма «Ворона и Лисица».
– А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть фрагмент мультфильма «Ворона и Лисица». Обратите внимание на интонацию актёров, озвучивших свои персонажи, и на поведение животных в мультфильме, так как вам придется показать свои актерские способности!
(Просмотр фрагмента мультфильма .)
9. Творческий тур «Мы – актёры»!
1) – Итак, мы переходим к творческому туру «Мы – актёры»!(Слайд)
– В течение 4 минут вам надо подготовиться к выразительному художественному чтению по ролям и воспроизвести действия животных, представленных в баснях, с которыми вы работали в предыдущем туре.
– Капитаны, получите реквизит для выступления!
(Капитаны получают театральный реквизит: маски животных)
2) Подготовка команд к выступлению.
3) Выступление актеров команд.
– Для выступления приглашаются актёры команды … !
(Выступление команды …)
– А сейчас свои актёрские способности покажет команда …!
(Выступление команды …)
– Актёры команды … – ваш выход!
(Выступление команды …)
– Я благодарю актёров! (Жетоны)
10. Итог урока-турнира.
1) – Так чему же учат нас басни?
2) Вручение командам грамот.
– Наш турнир подошёл к концу. Команды, посчитайте свои жетоны!
(Капитаны команд получают грамоты.)
– Надеюсь, басни И.А. Крылова станут вашими верными спутницами и помощницами, потому что они помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками.
11. Рефлексия.
– Перед вами лежат разноцветные листья. Жёлтые листья означают, что вам понравились басни, а зелёные – что вам хочется прочитать и другие басни Крылова. Выберите соответствующие листья и прикрепите на ветки дерева!
(Открываю доску, на ней – плакат с аппликацией: дерево без листьев, на ветке сидит кукушка, солнце, петух на заборе.
Ребята подходят к доске и прикрепляют на дерево желтые и зеленые листочки.)
– Я рада, что есть и зелёные листочки. А это значит, что цель нашего урока достигнута.
– В память о нашем уроке я хочу подарить вам рекламные буклеты. Думаю, вам захочется познакомиться с теми баснями Ивана Андреевича Крылова, которые вы ещё не читали.
(На память об уроке внеклассного чтения раздаю буклеты с рисунками и названиями басен).