kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«В царстве басен И.А. Крылова» (урок внеклассного чтения в 5 классе по творчеству И.А. Крылова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект урока внеклассного чтения, занявшего призовое место на областном конкурсе конспектов уроков - 2015 Магаданской области    В. Ю. Драгунский «Денискины рассказы»

Внеклассное чтение,  5 класс.

Пояснительная записка

Класс: 5,  МБОУ «СОШ п. Синегорье»

Учитель: Власенко Светлана Ивановна

Предмет: литература

Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений:

«В мире литературы», в двух частях под редакцией  А.Г. Кутузова.

Авторская программа:     по литературе, 5-9 классы,  под редакцией А.Г. Кутузова.

1. Тема урока – внеклассное чтение по теме: «В царстве басен И.А. Крылова». Данный урок проведен в соответствии с календарно-тематическим планированием в разделе: внеклассное чтение по литературе в 5 классе.  

В данном классе 20 учеников: 12 девочек и 8 мальчиков. Эти дети вместе обучаются с первого класса. Отношения между одноклассниками характеризуются как вполне благополучные. Школьники позитивно относятся к учёбе, большая часть учится с интересом. 

2. Цели урока:

1) Образовательные:

  • обобщить знания о жанре басни;
  • продолжить выработку умений анализировать, находить главную мысль и определять мораль басни;
  • продолжить работу по составлению характеристик героев басен.

2) Развивающие:

  • способствовать развитию творческого осмысления произведения, воображения и творческих способностей;
  • развивать устную монологическую речь;
  • развивать память, внимание.

3) Воспитательные:

  • расширить читательский интерес учащихся;
  • воспитывать нравственные качества через образы героев басен;
  • воспитывать чувство трудолюбия, взаимопомощи и сотрудничества.
  1. Тип урока – обобщение и повторение.
  2. Форма урока - нетрадиционная форма урока «Урок – турнир».
  3. Методические приемы: рассказ учителя, беседа, чтение и инсценирование басен.
  4. Теория: басня, аллегория, мораль.
  5. Этапы урока:

а) организационный;

б) актуализация опорных знаний (вступительное слово учителя);

в) выполнение учащимися индивидуальных и групповых заданий обобщающего и систематизирующего характера (работа с текстом по заданиям, решение проблемных вопросов);

г) формулирование выводов;

д) подведение итогов.

При планировании типа урока и его структуры были учтены индивидуальные, возрастные и психологические особенности учащихся, объем учебного материала, формы работы на уроке, формирование групп по принципу равноценности.

Все этапы урока логически связаны между собой.

5. На уроке были использованы следующие методы:

  • словесные методы (слово учителя, беседа);
  • наглядные методы (мультимедийная презентация, фрагмент из мультфильма, листы с заданиями, маски животных);
  • проблемные методы (проблемные вопросы – определение морали басни, характеристика героев);
  • метод стимулирования и мотивации:

а) эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха);

б) познавательные (постановка проблемных вопросов, выполнение творческих заданий);

в) социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованности в результатах своей работы).

  • метод контроля и самоконтроля:

а) устный (работа в группах).

Методы обучения на уроке соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала; материально-техническому обеспечению урока; индивидуальным особенностям, возможностям и обученности учащихся; бюджету времени.

Данные методы создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика и прививают любовь к чтению. 

6. На уроке были реализованы следующие принципы:

- доступности;

- наглядности;

- использование информационных технологий и ТСО;

- связь с реальной жизнью.

7. При проведении урока использовались следующие формы организации работы:

- работа в группах.

На уроке была создана благоприятная атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. Ритм и темп урока были оптимальными, действия учителя и учащихся – завершенными.

В течение урока виды деятельности учащихся менялись, при этом оптимально сочетались различные методы и приемы обучения. Были созданы условия для продуктивной работы и развития самостоятельности мышления учащихся. Удалось полностью реализовать поставленные дидактические цели и задачи.

Завершающим этапом урока-турнира была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, вручение грамот.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««В царстве басен И.А. Крылова» (урок внеклассного чтения в 5 классе по творчеству И.А. Крылова)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА СИНЕГОРЬЕ» МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ











«В царстве басен И.А. Крылова»

(урок внеклассного чтения в 5 классе

по творчеству И.А. Крылова)





Власенко Светлана Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ п.Синегорье»

.











2016 год




Тема урока: «В царстве басен И.А. Крылова».

Цели урока:

  1. Образовательные:

  • обобщить знания о жанре басни;

  • продолжить выработку умений анализировать, находить главную мысль и определять мораль басни;

  • продолжить работу по составлению характеристик героев басен.

  1. Развивающие:

  • способствовать развитию творческого осмысления произведения, воображения и творческих способностей;

  • развивать устную монологическую речь;

  • развивать память, внимание.

  1. Воспитательные:

  • расширить читательский интерес учащихся;

  • воспитывать нравственные качества через образы героев басен;

  • воспитывать чувство трудолюбия, взаимопомощи и сотрудничества.


Тип урока – обобщение и повторение.

Форма урока – нетрадиционная «Урок – турнир».

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, чтение и инсценирование басен.

Теория: басня, аллегория, мораль.

Оборудование урока: портрет И.А. Крылова, компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация к уроку, карточки с заданиями, реквизит для инсценирования, рисунок на плакате для рефлексии, разноцветные листья для рефлексии.







Ход урока – 5 класс

1. Организационный момент. Приветствие.



– Ребята, я очень рада видеть вас. Меня зовут Светлана Ивановна.

2. Вступительное слово учителя.

– Есть на свете книги, которые мы узнаём и начинаем любить с самого детства. К ним относятся и книги Ивана Андреевича Крылова.

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней!

– Иван Андреевич Крылов… Всмотритесь в его портрет. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

Его образ кажется бесконечно близким и родным, чем-то напоминающим Деда Мороза. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и вашими первыми книжками. Иван Андреевич Крылов – замечательный русский баснописец. 15 февраля исполнится 245 лет со дня его рождения.

3. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня у нас необычный урок – турнир Знатоков, во время которого мы посетим особенное царство, где жители – необычные животные, у каждого из них свой характер, который они позаимствовали у людей благодаря своему создателю – Ивану Андреевичу Крылову, или, как часто любовно называют его в народе, дедушке Крылову. Будем читать басни, отвечать на вопросы, анализировать, инсценировать. За каждое правильно выполненное задание команда получит жетон.

4. Представление команд.

– У нас сегодня 3 команды. Представьтесь, пожалуйста.

(Команда «Баснолюбы» , капитан - ………………. )

(Команда «Всезнайки» , капитан - ………………. )

(Команда «Смекалистые» , капитан - ……………….)

5. I тур «Умники и умницы».

– Начинаем 1-й тур – «Умники и умницы»! (слайд)

– Сейчас проверим, что вы знаете о басне.

– В течение 1 минуты подготовьтесь и сформулируйте полный ответ на вопрос.

– Я предлагаю капитанам подойти и выбрать задание для своей команды.

(Капитаны подходят, выбирают карточку с заданием, возвращаются к своим командам.)

(Читают задание, обсуждают и решают, кто будет отвечать)

– Итак, что такое басня?

(Отвечают по очереди)

(Ответ: – Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе сатирического характера, в котором заключен скрытый смысл. ) (Слайд)

– Спасибо! Что такое аллегория?

(Ответ: – Аллегория – это такое изображение жизни, которое таит в себе иносказательный, скрытый смысл.) (Слайд)

– Хорошо! А что такое мораль в басне?

(Ответ: – Мораль – это нравоучительный вывод, поучение, которое даётся в начале или конце басни.) (Слайд)

– Молодцы, ребята. Все справились с первым заданием!

(Жетоны).

6. II тур «Жители царства басен»

1) – Мы переходим ко 2 туру, и нас встречают «Жители царства басен» (слайд)

– В баснях Иван Андреевич Крылов часто использовал образы зверей.

(На слайде – изображения животных)

– Вам надо будет вспомнить названия басен, в которых есть животные.

– На это задание у вас 1 минута.

(Капитаны команд подходят и выбирают карточки, на которых – изображения животных)

2) Ответы команд.

– Итак, в каких баснях можно встретить Лису и Муравья?

Лиса –  «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград»

Муравей – « Стрекоза и Муравей»



– Назовите басни, в которых присутствуют Волк и Слон! Верно!

Волк –  «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне»

Слон – «Слон и Моська»



– Персонажами каких басен являются Мартышка и Петух?

Мартышка – «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Квартет»

Петух – «Кукушка и Петух»

– Молодцы! (Жетоны)

3) Характеристика животных из басен.

– Я вижу, что вы знакомы с баснями Крылова. За каждым животным закреплены определённые черты характера человека. Давайте дадим этим животным характеристику! На ваших столах – оранжевые карточки с предполагаемыми качествами человека. Выберите 2-3 характерные черты, которые можно отнести к вашим персонажам басен! На эту работу вам даётся 2 минуты.

(Готовятся в группах)

– Объясните, какие черты характера человека олицетворяют собой животные. Слово команде …!

Лиса – хитрая, льстивая, лживая (Слайд)

Муравей – трудолюбивый, хозяйственный, справедливый (Слайд)



– Верно!

– Послушаем команду …!

Волк – злой, жадный, грубый (Слайд)

Слон – важный, величественный, сильный (Слайд)



– Молодцы!

– Прошу ответить команду …

Мартышка – любопытная, глупая, невежественная (Слайд)

Петух – хвастливый, бездарный, льстивый (Слайд)

– Правильно! Вы хорошо справились с заданием! (Жетоны)

7. III тур «Угадай-ка!»

– Мы начинаем 3 тур «Угадай-ка!»

– На этих карточках – отрывки из басен. Вам необходимо угадать басню и рассказать о ней по плану. (План на слайде)

– На подготовку –3 минуты. Капитаны, получите задания!

(Капитаны берут карточки и возвращаются к своим командам)



План ответа.

Басня называется

Герои басни

Мораль этой басни заключается в том, что…



(Дети готовятся к ответам)

– Ребята, я прошу вас высказаться!

(Представители команд отвечают по плану).

– Молодцы!

8. Просмотр фрагмента мультфильма «Ворона и Лисица».

– А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть фрагмент мультфильма «Ворона и Лисица». Обратите внимание на интонацию актёров, озвучивших свои персонажи, и на поведение животных в мультфильме, так как вам придется показать свои актерские способности!

(Просмотр фрагмента мультфильма .)

9. Творческий тур «Мы – актёры»!

1) Итак, мы переходим к творческому туру «Мы – актёры»! (Слайд)

– В течение 4 минут вам надо подготовиться к выразительному художественному чтению по ролям и воспроизвести действия животных, представленных в баснях, с которыми вы работали в предыдущем туре.

– Капитаны, получите реквизит для выступления!

(Капитаны получают театральный реквизит: маски животных)

2) Подготовка команд к выступлению.

3) Выступление актеров команд.

– Для выступления приглашаются актёры команды … !

(Выступление команды …)

– А сейчас свои актёрские способности покажет команда …!

(Выступление команды …)

– Актёры команды … ваш выход!

(Выступление команды …)

– Я благодарю актёров! (Жетоны)

10.  Итог урока-турнира.

1) Так чему же учат нас басни?

2) Вручение командам грамот.

– Наш турнир подошёл к концу. Команды, посчитайте свои жетоны!

(Капитаны команд получают грамоты.)

– Надеюсь, басни И.А. Крылова станут вашими верными спутницами и помощницами, потому что они помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками.

11. Рефлексия.

– Перед вами лежат разноцветные листья. Жёлтые листья означают, что вам понравились басни, а зелёные что вам хочется прочитать и другие басни Крылова. Выберите соответствующие листья и прикрепите на ветки дерева!

(Открываю доску, на ней – плакат с аппликацией: дерево без листьев, на ветке сидит кукушка, солнце, петух на заборе.

Ребята подходят к доске и прикрепляют на дерево желтые и зеленые листочки.)



– Я рада, что есть и зелёные листочки. А это значит, что цель нашего урока достигнута.

– В память о нашем уроке я хочу подарить вам рекламные буклеты. Думаю, вам захочется познакомиться с теми баснями Ивана Андреевича Крылова, которые вы ещё не читали.

(На память об уроке внеклассного чтения раздаю буклеты с рисунками и названиями басен).










































Приложение.



1. Презентация.

2. Карточки с заданиями.


1. Что такое басня?



2. Что такое аллегория?


3.Что такое мораль в басне?




Карточка №1

Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настаёт;

Стрекоза уж не поёт:

И кому же в ум пойдёт

На желудок петь голодный?

Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:


-Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

-Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето? –

Говорит ей Муравей.


-До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило!

-А, так ты…

-Я без души лето целое всё пела!

-Ты всё пела? Это дело!

Так поди же попляши!









Карточка №2.

Мартышка, в зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:


-Смотри-ка,- говорит, - кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять – шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть.


-Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? –


Ей Мишка отвечал.


















Карточка №3.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну так и лезет в драку с ним.

-Соседка, перестань срамиться, -

Ей шавка говорит , – тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт вперёд,

И лаю твоего совсем не примечает.

-Эх, эх, – ей Моська отвечает, –

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки!

Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська! Знать, она сильна,

Коль лает на Слона!»

Ворона и Лисица.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

___________

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать уж было собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала.

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит,

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:


-Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, -

Ведь ты б у нас была царь-птица!


Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.



3. Буклеты.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Власенко Светлана Ивановна

Дата: 21.03.2016

Номер свидетельства: 308360

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Презентация к уроку внеклассного чтения «В царстве басен И.А. Крылова» (урок внеклассного чтения в 5 классе по творчеству И.А. Крылова)"
    ["seo_title"] => string(149) "priezientatsiia-k-uroku-vnieklassnogho-chtieniia-v-tsarstvie-basien-i-a-krylova-urok-vnieklassnogho-chtieniia-v-5-klassie-po-tvorchiestvu-i-a-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "308379"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458573303"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства