Обобщающий урок по русскому языку с использованием ИКТ. На уроке использованы как традиционные, так и инновационные методы и приемы обучения. Комбинированный урок: русский язык, чтение, развитие речи и изобразительное искусство.
Цели урока: научить проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека, развивать активный словарь учащихся,
Регулятивные: понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные:общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в дополнительной литературе; логические – анализируют изучаемые объекты окружающего мира
с выделением их отличительных признаков.
Коммуникативные: проявляютинициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Воспитывают эстетическое восприятие окружающего мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Веселый урок "Слово о словах"»
ТЕМА: ВЕСЁЛЫЙ УРОК «Слово о словах»
(обобщающий урок русского языка в 4 классе c использованием ИКТ)
Чумаченко Наталья Васильевна,
учитель начальных классов ДОШ 1 – 111 СТЕПЕНЕЙ № 30
Учитель: Очень важно, изучая русский язык, научиться грамотно и
правильно писать. Как известно, слова состоят из звуков, звуки на письме обозначаются значками-буквами.
Буквы — значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все алфавит!
( один ученик выходит с плакатом, на котором написано слово «алфавит», другой - с плакатом, на котором все буквы алфавита)
Ученик 1: Прапрадедовской порой стали буквы в четкий строй.
Ученик 2: Строй как строй, да не простой —он зовётся (вместе) АЛФАВИТ!
Всюду путь ему открыт.
Буквы разуму верны и за это им даны
Высочайшие права — образовывать слова!
(ученики на место садятся, на партах у всех лежат карточки с буквами алфавита)
Учитель: Сколько букв в алфавите?
Все : 33
Учитель: - Гласные, сколько вас?
- Согласные, сколько вас?
- Буквы, которые не обозначают звуков, здесь?
(Отвечая, дети поднимают карточки с определёнными буквами)(Слайд№1 алфавит, звуки и буквы, которые их обозначают)
- А сколько люди могут слов сложить из них!
Вот и первое задание : составить цепочку слов, в которых бы каждое слово начиналось с последней буквы предыдущего ( окно — опера — аквариум — магистраль).
Время — 2 минуты, у кого больше получилась цепочка, тот и победитель.
(Работа в группах:дети выполняют задание, друг у друга проверяют, говорят у кого больше, называя цепочку слов)
Учитель: В русском языке много слов, и чем больше вы будете знать
их, тем богаче ваша речь, тем точнее и ярче вы сможете выразить свою мысль. Очень важно знать значение слова. Сейчас мы попытаемся это проверить.
1. Сумка школьника, которую носят на спине ( ранец)
2. Плотный занавес на окне (штора)
3. Что такое парта?
4. Что можно назвать учебником?
5. Дикая полосатая лошадка ( зебра)
6. Что такое парашют?
Учитель: Можно описать значение слова в стихах, для этого люди
придумали загадки:, (СЛАЙД № 2 :КАРТИНКИ ОТГАДОК)
1. Этот дом не деревянный, не из камня этот дом.
Он прозрачный, он стеклянный, нет и номера на нём.
И жильцы в нем не простые, не простые, золотые....
Эти самые жильцы — знаменитые пловцы, (аквариум)
2. В детский сад с бахчи,
Привезли мячи.
Подали к обеду мяч,
Сладкий он и как кумач. ( арбузы)
3. Что за чудо — синий дом! И детишек много в нем.
Носит обувь из резины и питается резиной. (автобус)
Учитель: Если по букве возьмете у названий этих предметов, то получится
радостный и умный дом, где очень часто бывают и мальчики и девочки, и даже взрослые (школа). А как называются все эти люди? (ученики, школьники, учителя, родители)
А какие вы песни знаете про школу? (дети называют и вместе поют один куплет из любой песни)
-« Песня о школе» Музыка Н.Дремлюги, слова Т.Масенко
В школу рано мы идем,
На рассвете встали.
Сумки с книгами несем-
Школьниками стали. ~
-«Учат в школе»Музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского
Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе , учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
(« Дважды два четыре… », «Толи еще будет... »)
Вы уже знаете, что каждое слово имеет значение. Только это значение бывает у слова одно? (нет)
(сценка —разговор между двумя друзьями — Сашей и Матвеем)
Саша. Матвей, а у меня дома овсянка!
Матвей. Подумаешь, у меня тоже дома овсянка.
С. Люблю я овсянку!
М. И я люблю. Она белая, пахучая такая. И вкусная, особенно с молоком.
С. Как это вкусная? Как это с молоком?
М. Да так, а еще хороша с маслом или с сахаром. Объедение!
С. Да ты про что говоришь?
М. Как это - про что? Про овсянку!
С. Про какую овсянку?
М. Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
С. И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и пела.
М. Каша песни пела?
С. Какая каша? Не каша, а птица. Птица - ов-сян-ка! Не слышал про такую? Пойдем мою овсянку слушать!
М. Пойдем! А потом ко мне - мою овсянку кушать!
Учитель: Вот разные значения слов, которые пишутся и звучат одинаково.
Как такие слова называются? (омонимы) Дайте краткое объяснение значению этих слов:
Пеночка -(птица и . . . ), норка -? Бокс -? Коса - ? (Слайд № 3 - омонимы)
Учитель: В русском языке есть слова, в которых существует расхождение в
произношении и написании гласных.
Послушайте стихотворение
С.Михалкова «Словечки - калечки» (инсценировка)
Грустный, сонный, невесёлый
Ежи наш пришёл из школы,
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками уснул...
(выходят три девочки, на груди у них рисунки: апельсин, сосна, колечко)
Вместе: Что ты , Ежи, сделал с нами? Мы пожалуемся маме!
Апельсин: Я - никакой не «опельсын»!
Колечко(плачет): Я - никакая не «калечка»!
Сосна: Я до слёз возмущена! Можно только лишь со сна написать, что я
«сасна»!
Апельсин: Мы, слова, возмущены , тем, что так искажены!
Ежи, Ежи, брось лениться, так учиться не годиться!
Колечко: Невозможно без внимания получив образование.
Будет поздно, так и знай, станет неучем лентяй.
Сосна:Если ты еще хоть раз искалечишь, мальчик, нас,
Мы с тобой поступим круто. Нашей честью дорожа, Имя Ежи в полминуты переделаем в ежа!
Вместе: Будешь ты ежом колючим! Вот как мы тебя проучим! Учитель: Ежи
вздрогнул, ужаснулся, потянулся и проснулся. Подавил зевоту - взялся за работу.
Какое правило не знал Ежи? В каких словах допустил он ошибки? Подберите к ним проверочные слова. Какое из этих слов нельзя проверить? (девочки садятся на место)
Ученик: Это очень интересно - знать, как сделаны слова,
Вот Федоту неизвестно, как же пишется «трава».
Он не знает, например, что за буква после « р»,
А ведь это как забава: измени лишь слово «травы» -
Вмиг получится ответ: « а» писать, сомненья нет.
Учитель: А сейчас, ребята, проверим вместе домашнее задание, которое я
дала некоторым ученикам. Были даны слова, а из них должны были составить рассказ, интересный и обязательно веселый. Вот эти слова: метро, кафе, пальто, кашне, кино, кенгуру, пенсне, кафе.
(Слайд № 4 заимствованные слова– рисунок, что они обозначают)
(выходят ученики, сценка)
1- Тут и запоминать нечего!
2- Мы сразу не только рассказ, а стихи сочинили!
1- Как-то рано поутру с другом сели мы в метру
2- И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине без пальто и без кашне
1- А вернее я и ты без пальто и без кашна
2- Любит кина детвора, если в кинах кенгура. Ходит-бродит по шоссу, носит в сумках шимпанзу.
1- Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян
2- Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню!
Учитель: Вот и получилось стихотворение про то, как нельзя говорить, а
почему? ( эти слова никогда не изменяются и не имеют рода) И стихотворение это не ваше, автор этой сценки Аркадий Хайт.
Но зато получилось очень смешно!
Вот и все. Наш веселый урок закончен. Вы теперь больше узнали о словах, а дальше - нам помогут уроки русского языка.