Цель: обобщить сведения учащихся о писателях, изученных в разделе "Великие русские писатели"; совершенствовать навыки выразительного чтения стихов и басен; приобщать учащихся к познанию литературного наследия; поддерживать интерес к чтению на основе межпредметной связи с уроками изобразительного искусства, музыки, окружающего мира; развивать устную речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
приобщать учащихся к познанию литературного наследия;
поддерживать интерес к чтению на основе межпредметной
связи с уроками изобразительного искусства, музыки,
окружающего мира.
Оборудование:
Телевизор, ноутбук
Ход урока
Учитель: Всем,всем, всем - добрый день!
Все умеем мы читать,
Говорить и рассуждать.
И сегодня мы все вместе
Великих русских писателей
Будем изучать!
Начнем наш урок с речевой разминки
(дети читают текст стихотворения, выделяя голосом обозначенные слова)
Слайд 2 «Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!»
- Каких великих русских писателей вспомним на уроке. Кто это?
(по мере ответов открываются фамилии писателей )
- Всех ли писателей нам удалось назвать?
Слайд 3
Этих писателей знают в России и мире. Мы постараемся их «узнать в лицо» по портрету
Слайд 4.
Знакомясь с произведениями великих русских писателей, нам удалось узнать некоторые факты их жизни, детства, творчества. По воспоминаниям биографов давайте постараемся определить, о каком писателе идёт речь?
(Учащиеся на слайде читают текст, определяют писателя, появляется его портрет и фамилия)
Слайд 5 - 8
Узнавая о творчестве великих русских писателей, мы встретились с названиями интересных мест, фамилиями, именами, отчествами близких им людей, без которых их жизнь невозможно представить. Определите для какого писателя подходят слова, которые могут быть размещены рядом с его портретом
Какую сказку этого писателя в разделе «Великие русские писатели» мы изучили? Постарайтесь дать её полное название.
«Эти предметы, героев из сказки -
Ты знаешь!
Если вспомнишь - отгадаешь!
А не вспомнишь - ну так что ж…
Сказку заново прочтёшь!»
Слайд 14
Прочитайте по памяти подходящие строчки к иллюстрациям (три девицы, белка, бочка)
Слайды 15 – 17.
(В случае затруднений учитель убирает иллюстрацию анимацией исчезновения за край листа или открывает для уточнения).
Учитель:
-Как называется небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей?
- Кто из великих русских писателей баснописец?
Слайд 18.
-Вспомните названия изученных басен по «рассыпавшимся» картинкам.
- Какие это басни?
( Для проверки появляются стрелки, соединяющие картинки басни «Ворона и Лисица», «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и Очки»)
Слайд 19
- Определите, из какой басни такая мораль.
Слайд 20 – 21
Эту басню мы послушаем в инсценировке наших ребят .
( Аналогично - инсценирование басен детьми «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и Очки» после прочтения морали)
Слайды 22 - 25
- Кого из писателей помогут нам вспомнить репродукции картин русских художников И. Шишкина и А.Куинджи?
Слайд 26
- Какие стихи М.Ю. Лермонтова мы можем прочесть наизусть, глядя на картину И.Шишкина? (Чтение учащимися наизусть стихотворения «На севере диком …» )
Слайд 27
- Какие стихи М.Ю. Лермонтова мы можем прочесть наизусть, глядя на картину А.И. Куинджи? (Чтение учащимися наизусть стихотворения «Горные вершины» )
Слайд 28.
-Текст стихотворения Лермонтова использовал композитор Александр Варламов для своего романса с таким же названием. Послушайте и отдохните. Как вы считаете, какую музыку можно услышать: печальную, торжественную, грустную?
- Перед вами раскрытая книга одного из великих писателей. По отдельным словам назовите его. Кто это?
Слайд 29.
- Из каких произведений эти слова?
Слайд 30
-А теперь каждое слово определим для рассказа «Акула» или «Прыжок». Пользуйтесь карточкой - сигналом: синий цвет - для рассказа «Акула», серый цвет - для рассказа «Прыжок» - у детей сигналы в виде двухстороннего круга, проверка по каждому слову на слайде, анимации с передвижением слов вправо – влево, слово «капитан» является общим
Слайд 31
Учитель: Книг заветные страницы
Мы успели повторить.
И теперь настало время
Итоги подводить!
Слайд 32
Слайд 33 - для творческого домашнего задания: написать письмо в прошлое «За что хотим поблагодарить великих писателей?»