Открытый урок литературного чтения.
Тема: Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»
3 класс, декабрь 2011 г.
Учитель начальных классов
филиала МКОУ Богдашкинской СШ в с. Петровское Феклистова В.Г.
Цели урока:
- Вспомнить и обобщить знания по жизни и творчеству русских писателей М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина, И.А.Крылова и Л.Н.Толстого.
- Познакомить учащихся с музейными предметами: перьевыми ручками, чернильницами.
- Развивать навыки выразительного чтения
- Прививать интерес к предмету
- Воспитывать интерес к творчеству писателей
- Содействовать развитию коммуникативной культуры
Оценка результатов:
- Личностные: развитие мотивов и смысловой учебно-образовательной деятельности, формирование внутренней позиции школьника.
- Метапредметные (регулятивные учебные действия, коммуникативные учебные действия, познавательные учебные действия): универсальные способы деятельности, способы регуляции своей деятельности.
- Предметные (система предметных знаний и система предметных действий): опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Использование мультимедийной презентации
- Учебник
- Чернильница, ручки перьевые, чернила, листы
- Портреты Пушкина, Лермонтова, Толстого и Крылова.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
- работа по закреплению жизненного и творческого пути русских писателей
- использование мультимедийной презентации
Ход урока.
- Организация урока.
Здравствуйте, ребята! Наш урок литературного чтения сегодня не совсем обычный. У вас на столах предметы, на первый взгляд к уроку литературного чтения никакого отношения не имеют. Но к ним вернемся чуть позже, и трогать пока их не стоит.
2. Введение в тему урока.
- А о ком мы будем сегодня говорить, чье творчество вспоминать, узнаем, заполнив таблицу. (Слайд 1.)
- Кому мы посвятим наш урок?
- Сегодня наш урок мы посвящаем великим русским писателям. Какова наша главная задача урока? (Вспомнить и обобщить знания по творчеству русских писателей, узнать что-то новое из их жизни или творчества). Молодцы!
-Чем отличаются друг от друга эти литературные жанры? Что общего?
Стихи – это лирическое произведение, где присутствует рифма (созвучие строк)
Рассказ – прозаическое произведение повествовательного характера.
Басня – небольшое, чаще стихотворное, произведение с нравоучением.
Сказка – вымышленное произведение, повествовательного или стихотворного характера. Бывают волшебные, бытовые, о животных.
3.Путешествие в историю.
Сколько замечательных произведений вышло из-под пера этих великих русских писателей! Какие их творения вам запомнились?
А что означает словосочетание «из-под пера»?
Верно. Они были написаны, именно пером. Когда жили писатели, то пользовались именно перьевыми ручками. Гусиные перья просуществовали рекордно длительное время с 7 века до 18. Подготовить перо для письма было очень трудно. Весной у сильного молодого гуся брали одно из пяти внешних перьев, причем обязательно из левого крыла (если перо из правого крыла, то при письме оно будет загораживать написанное). Перо обжигали в горячем песке, чтоб оно стало сухим и жестким. Затем заостряли кончик ножом.
В 1803 году появляется металлическое перо для ручки. К концу 19 века ручки с металлическим пером полностью вытеснили дешевые и недолговечные, требующие частой замены гусиные перья. А в 1884 году английский страховой агент Ватерман изобрел ручку, заправляемую чернилами. Чернильными ручками пользовались вплоть до Второй мировой войны, когда появились шариковые ручки. Их использовали английские штурманы в авиации и офицеры в нелегких боевых условиях.
А сейчас мы попробуем написать перьевыми ручками несколько букв. Возьмите ручки, чернильницы и листы из прописей 19 века. Попробуйте переписать с образцов буквы А, Б, В, Г, Д. (показ написания) Слайд.
А теперь прочитайте, что вы написали. Я уверяю вас, что вы написали целое предложение. Кто из вас знает, какие слова означали эти буквы? А – аз, Б – буки, В – веди (ведать, знать), Г – глаголь (глаголить, говорить), Д – добро. А теперь читаем: кто ведает азбуку, тот глаголит добро или кто знает грамоту, тот говорит о добре.
4.Работа над пройденным материалом. Работа в группах.
А сейчас мы перейдем непосредственно к творчеству великих русских писателей. Чтобы вам лучше вспоминалось, я предлагаю вам поработать в группах.
1 задание это викторина по сказкам А.С.Пушкина. Узнайте сказку по картинкам. Слайды 3-8.
Молодцы!
А сейчас второе задание. Мы отправляемся на родину Л.Н. Толстого. Ясная Поляна – уникальный мемориальный и природный заповедник. Здесь сохранены старые здания, окруженные живописными парками, садами, лесами. Здесь по-прежнему живут традиции семьи Толстых. Прогулка по Ясной Поляне переносит нас в мир русских дворянских усадеб 19 в. (Слайд 9)
А сейчас интересные факты из жизни Л.Н.Толстого (ребята вытягивают по желанию любой листочек и зачитывают)
- Не любил молока и рыбы.
- Любил вишни, поглощая их в необыкновенном количестве.
- Был смел, но страшно боялся крыс: еще в Севастополе однажды выскочил под ураганный обстрел неприятеля, увидев крысу.
- Страстный охотник, но лая собак не переносил
- Легко плакал, редко смеялся (зато до слез).
- Обладал выдающейся чуткостью к музыке. Играл с увлечением.
- Артистичен и прекрасно читал. При этом был застенчив.
- “Я все гадаю по картам, что писать? Из всех суеверий это одно, к которому меня тянет именно к загадыванию, к спрашиванию у Бога, что делать: то или это?”
- Великий писатель Л.Н.Толстой до самых преклонных лет сохранил любовь к занятиям гимнастикой. Он оборудовал гимнастическую комнату в своем московском доме, посещал спортивный зал на Страстном бульваре.
Знаете ли вы, как граф Толстой играл со своими учениками? Давайте мы сейчас в нее поиграем. Вставайте в круг. Я показываю движения и говорю слова, а вы повторяете. (Слайд 10.)
5.Физминутка.
Игра «Метелица»
(Все встают в круг, начинают размахивать руками и качаться в разные стороны – метет метель)
Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дорожки заметет.
Ай, жги, жги, жги, говори.
Скоро все она дорожки заметет.
(Потом дети руками выполняют действия – надевают и что-то пристегивают)
Запряжем мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги, жги, жги, говори.
В лес поедем за дровами поскорей.
(дети прыгают по кругу)
(Останавливаются, идут медленно – приехали в лес. Рубят деревья, обрубают сучья.)
Топорами мы ударим дружно враз,
Только щепочки по лесу полетят.
Ай, жги, жги, жги, говори.
Только щепочки по лесу полетят.
( все устали от работы)
А из леса мы тихонечко пойдем
И в ладоши так пришлепывать начнем.
А ногами-то притоптывать все враз.
Ну, теперь мороз не страшен ты для нас.
Понравилась вам игра? Присаживайтесь, ребята.
3 задание: Творческий конкурс. (Слайд 11)
Ребята, вы учили наизусть понравившиеся стихи М.Ю. Лермонтова. Прочитайте, пожалуйста, их.
(Слушаем несколько человек.)
А сейчас попробуйте сами сочинить стихотворения, переделав это текст. (Слайд 12.)
Откройте учебник на странице 165 задание 5.
(Дети составляют стихотворения. Например: Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло.)
Молодцы, ребята. Хорошие стихи у вас получились.
И последнее задание по творчеству И.А.Крылова. Из каких басен эти строки? (Слайд 13)
Знаете ли вы его басни? (Слайды 14-18)
- А теперь я прошу ребят прочитать выразительно два стихотворения. ( если будет время?)
Ученик: Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,
Былин и преданий.
Ученица: Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
6.Подведение итогов праздника. Рефлексия.
- Вам понравился урок?
-Какую задачу мы выполнили на уроке?
- Что узнали нового? (Я узнал … Я научился … )
На доске, ребята, висит лист, где мы отметим итоги урока. У вас на партах есть смайлики разного цвета. Если вы работали активно, правильно отвечали на вопросы, прикрепите веселый оранжевый смайлик, если вы хорошо работали, но допускали некоторые ошибки – то фиолетовый смайлик, а если при работе возникали трудности и вы не смогли справиться с ними – то коричневый.
Спасибо, ребята, за участие, спасибо за внимание!
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературного чтения»
Открытый урок литературного чтения.
Тема: Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»
3 класс, декабрь 2011 г.
Учитель начальных классов
филиала МКОУ Богдашкинской СШ в с. Петровское Феклистова В.Г.
Цели урока:
Вспомнить и обобщить знания по жизни и творчеству русских писателей М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина, И.А.Крылова и Л.Н.Толстого.
Познакомить учащихся с музейными предметами: перьевыми ручками, чернильницами.
Развивать навыки выразительного чтения
Прививать интерес к предмету
Воспитывать интерес к творчеству писателей
Содействовать развитию коммуникативной культуры
Оценка результатов:
Личностные: развитие мотивов и смысловой учебно-образовательной деятельности, формирование внутренней позиции школьника.
Метапредметные (регулятивные учебные действия, коммуникативные учебные действия, познавательные учебные действия): универсальные способы деятельности, способы регуляции своей деятельности.
Предметные (система предметных знаний и система предметных действий): опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Использование мультимедийной презентации
Учебник
Чернильница, ручки перьевые, чернила, листы
Портреты Пушкина, Лермонтова, Толстого и Крылова.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Ход урока.
Организация урока.
Здравствуйте, ребята! Наш урок литературного чтения сегодня не совсем обычный. У вас на столах предметы, на первый взгляд к уроку литературного чтения никакого отношения не имеют. Но к ним вернемся чуть позже, и трогать пока их не стоит.
2. Введение в тему урока.
- А о ком мы будем сегодня говорить, чье творчество вспоминать, узнаем, заполнив таблицу. (Слайд 1.)
- Кому мы посвятим наш урок?
- Сегодня наш урок мы посвящаем великим русским писателям. Какова наша главная задача урока? (Вспомнить и обобщить знания по творчеству русских писателей, узнать что-то новое из их жизни или творчества). Молодцы!
-Чем отличаются друг от друга эти литературные жанры? Что общего?
Стихи – это лирическое произведение, где присутствует рифма (созвучие строк)
Рассказ – прозаическое произведение повествовательного характера.
Басня – небольшое, чаще стихотворное, произведение с нравоучением.
Сказка – вымышленное произведение, повествовательного или стихотворного характера. Бывают волшебные, бытовые, о животных.
3.Путешествие в историю.
Сколько замечательных произведений вышло из-под пера этих великих русских писателей! Какие их творения вам запомнились?
А что означает словосочетание «из-под пера»?
Верно. Они были написаны, именно пером. Когда жили писатели, то пользовались именно перьевыми ручками. Гусиные перья просуществовали рекордно длительное время с 7 века до 18. Подготовить перо для письма было очень трудно. Весной у сильного молодого гуся брали одно из пяти внешних перьев, причем обязательно из левого крыла (если перо из правого крыла, то при письме оно будет загораживать написанное). Перо обжигали в горячем песке, чтоб оно стало сухим и жестким. Затем заостряли кончик ножом.
В 1803 году появляется металлическое перо для ручки. К концу 19 века ручки с металлическим пером полностью вытеснили дешевые и недолговечные, требующие частой замены гусиные перья. А в 1884 году английский страховой агент Ватерман изобрел ручку, заправляемую чернилами. Чернильными ручками пользовались вплоть до Второй мировой войны, когда появились шариковые ручки. Их использовали английские штурманы в авиации и офицеры в нелегких боевых условиях.
А сейчас мы попробуем написать перьевыми ручками несколько букв. Возьмите ручки, чернильницы и листы из прописей 19 века. Попробуйте переписать с образцов буквы А, Б, В, Г, Д. (показ написания) Слайд.
А теперь прочитайте, что вы написали. Я уверяю вас, что вы написали целое предложение. Кто из вас знает, какие слова означали эти буквы? А – аз, Б – буки, В – веди (ведать, знать), Г – глаголь (глаголить, говорить), Д – добро. А теперь читаем: кто ведает азбуку, тот глаголит добро или кто знает грамоту, тот говорит о добре.
4.Работа над пройденным материалом. Работа в группах.
А сейчас мы перейдем непосредственно к творчеству великих русских писателей. Чтобы вам лучше вспоминалось, я предлагаю вам поработать в группах.
1 задание это викторина по сказкам А.С.Пушкина. Узнайте сказку по картинкам. Слайды 3-8.
Молодцы!
А сейчас второе задание. Мы отправляемся на родину Л.Н. Толстого. Ясная Поляна – уникальный мемориальный и природный заповедник. Здесь сохранены старые здания, окруженные живописными парками, садами, лесами. Здесь по-прежнему живут традиции семьи Толстых. Прогулка по Ясной Поляне переносит нас в мир русских дворянских усадеб 19 в. (Слайд 9)
А сейчас интересные факты из жизни Л.Н.Толстого (ребята вытягивают по желанию любой листочек и зачитывают)
Не любил молока и рыбы.
Любил вишни, поглощая их в необыкновенном количестве.
Был смел, но страшно боялся крыс: еще в Севастополе однажды выскочил под ураганный обстрел неприятеля, увидев крысу.
Страстный охотник, но лая собак не переносил
Легко плакал, редко смеялся (зато до слез).
Обладал выдающейся чуткостью к музыке. Играл с увлечением.
Артистичен и прекрасно читал. При этом был застенчив.
“Я все гадаю по картам, что писать? Из всех суеверий это одно, к которому меня тянет именно к загадыванию, к спрашиванию у Бога, что делать: то или это?”
Великий писатель Л.Н.Толстой до самых преклонных лет сохранил любовь к занятиям гимнастикой. Он оборудовал гимнастическую комнату в своем московском доме, посещал спортивный зал на Страстном бульваре.
Знаете ли вы, как граф Толстой играл со своими учениками? Давайте мы сейчас в нее поиграем. Вставайте в круг. Я показываю движения и говорю слова, а вы повторяете. (Слайд 10.)
5.Физминутка.
Игра «Метелица»
(Все встают в круг, начинают размахивать руками и качаться в разные стороны – метет метель)
Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дорожки заметет.
Ай, жги, жги, жги, говори.
Скоро все она дорожки заметет.
(Потом дети руками выполняют действия – надевают и что-то пристегивают)
Запряжем мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги, жги, жги, говори.
В лес поедем за дровами поскорей.
(дети прыгают по кругу)
(Останавливаются, идут медленно – приехали в лес. Рубят деревья, обрубают сучья.)
Топорами мы ударим дружно враз,
Только щепочки по лесу полетят.
Ай, жги, жги, жги, говори.
Только щепочки по лесу полетят.
( все устали от работы)
А из леса мы тихонечко пойдем
И в ладоши так пришлепывать начнем.
А ногами-то притоптывать все враз.
Ну, теперь мороз не страшен ты для нас.
Понравилась вам игра? Присаживайтесь, ребята.
3 задание: Творческий конкурс. (Слайд 11)
Ребята, вы учили наизусть понравившиеся стихи М.Ю. Лермонтова. Прочитайте, пожалуйста, их.
(Слушаем несколько человек.)
А сейчас попробуйте сами сочинить стихотворения, переделав это текст. (Слайд 12.)
Откройте учебник на странице 165 задание 5.
(Дети составляют стихотворения. Например: Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло.)
Молодцы, ребята. Хорошие стихи у вас получились.
И последнее задание по творчеству И.А.Крылова. Из каких басен эти строки? (Слайд 13)
Знаете ли вы его басни? (Слайды 14-18)
- А теперь я прошу ребят прочитать выразительно два стихотворения. ( если будет время?)
Ученик: Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,
Былин и преданий.
Ученица: Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
6.Подведение итогов праздника. Рефлексия.
- Вам понравился урок?
-Какую задачу мы выполнили на уроке?
- Что узнали нового? (Я узнал … Я научился … )
На доске, ребята, висит лист, где мы отметим итоги урока. У вас на партах есть смайлики разного цвета. Если вы работали активно, правильно отвечали на вопросы, прикрепите веселый оранжевый смайлик, если вы хорошо работали, но допускали некоторые ошибки – то фиолетовый смайлик, а если при работе возникали трудности и вы не смогли справиться с ними – то коричневый.
Спасибо, ребята, за участие, спасибо за внимание!
Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»
Литературный жанр
писатели
Сказки
портреты
Басни
тексты
Рассказы
Стихи
Литературный жанр
писатели
Сказки
Александр
Сергеевич
Пушкин
портреты
Басни
тексты
Иван
Андреевич
Крылов
Рассказы
У него было много друзей. Но с детства самым близ-ким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна. «Подруга дней моих суровых» - называл её поэт. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал русские сказки.
Лев
Николаевич
Толстой
Стихи
Михаил
Юрьевич
Лермонтов
Он прожил долгую жизнь, написал более 200 произве-дений. Популярность его произведений была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пере-сказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались.
Граф. Родился в 1828 году в Ясной Поляне и похоронен там. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений – 90 томов. Он очень любил детей. Открыл для них школу, написал учебник и сам их учил.
Когда, по окончании юнкерской школы, он вышел корнетом и впервые надел офицерский мундир, бабка поэта заказала художнику его парадный портрет. Мальчик был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарён удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные стихи.
Любимые сказки Александра Сергеевича Пушкина
Музей в Ясной Поляне. Усадьба Л.Н.Толстого
А с рассветом на село,
На поля, на пустынный сад
Ночью бушевала буря,
Понесло первым снегом .
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
( 1769 — 1844 )
1.Лето красное пропела
2.С ним была плутовка такова
3.А воз и ныне там
4.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
5. «Соседка, перестань срамиться» – ей шавка говорит
« Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок»
Ворона и лисица
« А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь!»
« Мартышка тут с досады и с печали о камень так
хватила их, что только брызги засверкали»
« Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!»
« Чем кумушек считать трудиться. Не лучше ль
на себя, кума, оборотиться?- ей Мишка отвечал»
« Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело
не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука.»
«Кто виноват из них, кто прав,-
Судить не нам;
Да только воз и ныне там.»
Лебедь, Рак и Щука.
Презентацию составила учитель начальных классов
филиала МКОУ Богдашкинской СШ в с. Петровское
Феклистова Валентина Гурьевна