kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели" (урок-обобщение), презентация к уроку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературного чтения.

Тема: Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»

3 класс, декабрь 2011 г.

Учитель начальных классов

филиала МКОУ Богдашкинской СШ в с. Петровское Феклистова В.Г.

Цели урока:

  • Вспомнить и обобщить знания по жизни и творчеству русских писателей  М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина, И.А.Крылова и Л.Н.Толстого.
  • Познакомить учащихся с музейными предметами: перьевыми ручками, чернильницами.
  • Развивать навыки выразительного чтения
  • Прививать интерес к предмету
  • Воспитывать интерес к творчеству писателей
  • Содействовать развитию коммуникативной культуры

Оценка результатов:

  1. Личностные: развитие мотивов и смысловой учебно-образовательной деятельности, формирование внутренней  позиции школьника.
  2. Метапредметные (регулятивные учебные действия, коммуникативные учебные действия, познавательные учебные действия): универсальные способы деятельности, способы регуляции своей деятельности.
  3. Предметные (система предметных знаний и система предметных действий): опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Использование мультимедийной презентации
  • Учебник
  • Чернильница, ручки перьевые, чернила, листы
  • Портреты Пушкина, Лермонтова, Толстого и Крылова.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  • работа по закреплению жизненного и  творческого пути русских писателей
  • использование мультимедийной презентации

Ход урока.

  1. Организация урока.

Здравствуйте, ребята!  Наш урок  литературного чтения сегодня не совсем обычный. У вас на столах предметы, на первый взгляд к уроку литературного чтения никакого отношения не имеют.  Но к ним вернемся  чуть позже, и трогать пока их не стоит.

        2. Введение в тему урока.

   - А о ком мы будем сегодня говорить, чье творчество вспоминать, узнаем,  заполнив таблицу. (Слайд 1.)

- Кому мы посвятим наш урок?

- Сегодня наш урок мы посвящаем великим русским писателям.  Какова наша главная задача урока? (Вспомнить и обобщить знания по творчеству русских писателей, узнать что-то новое из их жизни или творчества). Молодцы!

-Чем отличаются друг от друга эти литературные жанры? Что общего?

Стихи – это лирическое произведение, где присутствует  рифма (созвучие строк)

Рассказ – прозаическое произведение повествовательного характера.

Басня – небольшое, чаще стихотворное, произведение с нравоучением.

Сказка – вымышленное произведение, повествовательного или стихотворного характера. Бывают волшебные, бытовые, о животных.

3.Путешествие в историю.

Сколько замечательных произведений вышло из-под пера этих великих русских писателей! Какие их  творения вам запомнились?

А что означает словосочетание «из-под пера»? 

Верно. Они были написаны, именно пером.  Когда жили писатели, то пользовались именно перьевыми ручками. Гусиные перья просуществовали рекордно длительное время с  7 века до 18. Подготовить перо для письма было очень трудно. Весной у сильного молодого гуся брали одно из пяти внешних перьев, причем обязательно из левого крыла (если перо из правого крыла, то при письме оно будет загораживать написанное). Перо обжигали в горячем песке, чтоб оно стало сухим и жестким. Затем заостряли кончик ножом.

В 1803 году появляется металлическое перо для ручки. К концу 19 века ручки с металлическим пером полностью вытеснили дешевые и недолговечные, требующие частой замены гусиные перья. А в 1884 году английский страховой агент Ватерман изобрел ручку, заправляемую чернилами. Чернильными ручками пользовались вплоть до Второй мировой войны, когда появились шариковые ручки. Их использовали английские штурманы  в авиации и офицеры в нелегких боевых условиях.

А сейчас мы попробуем написать перьевыми ручками несколько букв. Возьмите ручки, чернильницы и листы из прописей 19 века. Попробуйте переписать с образцов буквы А, Б, В, Г, Д.  (показ написания) Слайд.

А теперь прочитайте, что вы написали. Я уверяю вас, что вы написали целое предложение. Кто из вас знает, какие слова означали  эти буквы? А – аз, Б – буки, В – веди (ведать, знать), Г – глаголь (глаголить, говорить), Д – добро. А теперь читаем: кто ведает азбуку, тот глаголит  добро или кто знает грамоту, тот говорит о добре.


4.Работа над пройденным материалом. Работа в группах.

 А сейчас мы перейдем непосредственно к творчеству великих русских писателей. Чтобы вам лучше вспоминалось, я предлагаю вам поработать в  группах.

1 задание это викторина по сказкам А.С.Пушкина. Узнайте сказку по картинкам. Слайды 3-8.

Молодцы!

А сейчас второе задание.    Мы отправляемся на родину Л.Н. Толстого.   Ясная Поляна – уникальный мемориальный и природный заповедник. Здесь сохранены старые здания, окруженные живописными парками, садами, лесами. Здесь по-прежнему живут традиции семьи Толстых. Прогулка по Ясной Поляне переносит нас в мир русских дворянских усадеб 19 в. (Слайд 9)

 А сейчас интересные факты из жизни Л.Н.Толстого (ребята вытягивают по желанию любой листочек и зачитывают)

  • Не любил молока и рыбы.
  • Любил вишни, поглощая их в необыкновенном количестве.
  • Был смел, но страшно боялся крыс: еще в Севастополе однажды выскочил под ураганный обстрел неприятеля, увидев крысу.
  • Страстный охотник, но лая собак не переносил
  • Легко плакал, редко смеялся (зато до слез).
  • Обладал выдающейся чуткостью к музыке. Играл с увлечением.
  • Артистичен и прекрасно читал. При этом был застенчив.
  • “Я все гадаю по картам, что писать? Из всех суеверий это одно, к которому меня тянет именно к загадыванию, к спрашиванию у Бога, что делать: то или это?”
  • Великий писатель Л.Н.Толстой до самых преклонных лет сохранил любовь к занятиям гимнастикой. Он оборудовал гимнастическую комнату в своем московском доме, посещал спортивный зал на Страстном бульваре.

Знаете ли вы, как граф Толстой играл со своими учениками? Давайте мы сейчас в нее поиграем. Вставайте в круг. Я показываю движения и говорю слова, а вы повторяете.  (Слайд 10.)

5.Физминутка.

Игра «Метелица»

(Все встают в круг, начинают размахивать руками и качаться в разные стороны – метет метель)

               Вдоль по улице метелица метет,

               Скоро все она дорожки заметет.

               Ай, жги, жги, жги, говори.

               Скоро все она дорожки заметет.

(Потом дети руками выполняют действия – надевают и что-то пристегивают)

              Запряжем мы в сани лошадей,

              В лес поедем за дровами поскорей.

              Ай, жги, жги, жги, говори.

              В лес поедем за дровами поскорей.

(дети прыгают по кругу)

(Останавливаются, идут медленно – приехали в лес. Рубят деревья, обрубают сучья.)

               Топорами мы ударим дружно враз,

               Только щепочки по лесу полетят.

              Ай, жги, жги, жги, говори.

              Только щепочки по лесу полетят.

( все устали от работы)

             А из леса мы тихонечко пойдем

             И в ладоши так пришлепывать начнем.

             А ногами-то притоптывать все враз.

            Ну, теперь мороз не страшен ты для нас.

Понравилась вам игра? Присаживайтесь, ребята.

3 задание: Творческий конкурс. (Слайд 11)

Ребята, вы учили наизусть понравившиеся стихи М.Ю. Лермонтова. Прочитайте, пожалуйста, их.

(Слушаем несколько человек.)

А сейчас попробуйте сами сочинить стихотворения, переделав это текст. (Слайд 12.)

Откройте учебник на странице 165 задание 5.

(Дети составляют стихотворения. Например:           Ночью буря бушевала,

                                                                                        А с рассветом на село,

                                                                                        На поля, на сад пустынный

                                                                                        Первым снегом понесло.)

Молодцы, ребята. Хорошие стихи у вас получились.

И последнее  задание по творчеству  И.А.Крылова. Из каких басен эти строки? (Слайд 13)

Знаете ли вы его басни?  (Слайды 14-18)

- А теперь я прошу  ребят прочитать выразительно два стихотворения.  ( если будет время?)

Ученик: Встреча с книгой, что с другом,

                Для всех словно праздник,

                А для детской души

                Это нить Ариадны,

                Что ведет их от сказок,

                Былин и преданий.

Ученица:                             Книги учат детей

                  Всем премудростям жизни –

                  Как быть Человеком,

                  И быть нужным Отчизне,

                  И как правду от лжи

                  Все должны отличать,

                  Как бороться с врагом

                  И как зло побеждать.

6.Подведение итогов праздника. Рефлексия.

- Вам понравился урок?

-Какую задачу мы выполнили на уроке?

- Что узнали нового? (Я узнал … Я научился … )

На доске, ребята, висит лист, где мы отметим итоги урока. У вас на партах есть смайлики разного цвета. Если вы работали активно, правильно отвечали на вопросы, прикрепите веселый оранжевый смайлик, если вы хорошо работали, но допускали некоторые ошибки – то  фиолетовый смайлик, а если при работе возникали трудности и вы не смогли справиться с ними – то коричневый.

Спасибо, ребята, за участие, спасибо за внимание!

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературного чтения»

Открытый урок литературного чтения.

Тема: Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»

3 класс, декабрь 2011 г.


Учитель начальных классов

филиала МКОУ Богдашкинской СШ в с. Петровское Феклистова В.Г.



Цели урока:

  • Вспомнить и обобщить знания по жизни и творчеству русских писателей М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина, И.А.Крылова и Л.Н.Толстого.

  • Познакомить учащихся с музейными предметами: перьевыми ручками, чернильницами.

  • Развивать навыки выразительного чтения

  • Прививать интерес к предмету

  • Воспитывать интерес к творчеству писателей

  • Содействовать развитию коммуникативной культуры



Оценка результатов:

  1. Личностные: развитие мотивов и смысловой учебно-образовательной деятельности, формирование внутренней позиции школьника.

  2. Метапредметные (регулятивные учебные действия, коммуникативные учебные действия, познавательные учебные действия): универсальные способы деятельности, способы регуляции своей деятельности.

  3. Предметные (система предметных знаний и система предметных действий): опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.


ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Использование мультимедийной презентации

  • Учебник

  • Чернильница, ручки перьевые, чернила, листы

  • Портреты Пушкина, Лермонтова, Толстого и Крылова.


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  • работа по закреплению жизненного и  творческого пути русских писателей

  • использование мультимедийной презентации



Ход урока.

  1. Организация урока.

Здравствуйте, ребята! Наш урок литературного чтения сегодня не совсем обычный. У вас на столах предметы, на первый взгляд к уроку литературного чтения никакого отношения не имеют. Но к ним вернемся чуть позже, и трогать пока их не стоит.

2. Введение в тему урока.

- А о ком мы будем сегодня говорить, чье творчество вспоминать, узнаем, заполнив таблицу. (Слайд 1.)

- Кому мы посвятим наш урок?

- Сегодня наш урок мы посвящаем великим русским писателям. Какова наша главная задача урока? (Вспомнить и обобщить знания по творчеству русских писателей, узнать что-то новое из их жизни или творчества). Молодцы!

-Чем отличаются друг от друга эти литературные жанры? Что общего?

Стихи – это лирическое произведение, где присутствует рифма (созвучие строк)

Рассказ – прозаическое произведение повествовательного характера.

Басня – небольшое, чаще стихотворное, произведение с нравоучением.

Сказка – вымышленное произведение, повествовательного или стихотворного характера. Бывают волшебные, бытовые, о животных.

3.Путешествие в историю.

Сколько замечательных произведений вышло из-под пера этих великих русских писателей! Какие их творения вам запомнились?

А что означает словосочетание «из-под пера»?

Верно. Они были написаны, именно пером. Когда жили писатели, то пользовались именно перьевыми ручками. Гусиные перья просуществовали рекордно длительное время с 7 века до 18. Подготовить перо для письма было очень трудно. Весной у сильного молодого гуся брали одно из пяти внешних перьев, причем обязательно из левого крыла (если перо из правого крыла, то при письме оно будет загораживать написанное). Перо обжигали в горячем песке, чтоб оно стало сухим и жестким. Затем заостряли кончик ножом.

В 1803 году появляется металлическое перо для ручки. К концу 19 века ручки с металлическим пером полностью вытеснили дешевые и недолговечные, требующие частой замены гусиные перья. А в 1884 году английский страховой агент Ватерман изобрел ручку, заправляемую чернилами. Чернильными ручками пользовались вплоть до Второй мировой войны, когда появились шариковые ручки. Их использовали английские штурманы в авиации и офицеры в нелегких боевых условиях.

А сейчас мы попробуем написать перьевыми ручками несколько букв. Возьмите ручки, чернильницы и листы из прописей 19 века. Попробуйте переписать с образцов буквы А, Б, В, Г, Д. (показ написания) Слайд.

А теперь прочитайте, что вы написали. Я уверяю вас, что вы написали целое предложение. Кто из вас знает, какие слова означали эти буквы? А – аз, Б – буки, В – веди (ведать, знать), Г – глаголь (глаголить, говорить), Д – добро. А теперь читаем: кто ведает азбуку, тот глаголит добро или кто знает грамоту, тот говорит о добре.


4.Работа над пройденным материалом. Работа в группах.

 А сейчас мы перейдем непосредственно к творчеству великих русских писателей. Чтобы вам лучше вспоминалось, я предлагаю вам поработать в группах.

1 задание это викторина по сказкам А.С.Пушкина. Узнайте сказку по картинкам. Слайды 3-8.

Молодцы!

А сейчас второе задание. Мы отправляемся на родину Л.Н. Толстого. Ясная Поляна – уникальный мемориальный и природный заповедник. Здесь сохранены старые здания, окруженные живописными парками, садами, лесами. Здесь по-прежнему живут традиции семьи Толстых. Прогулка по Ясной Поляне переносит нас в мир русских дворянских усадеб 19 в. (Слайд 9)

А сейчас интересные факты из жизни Л.Н.Толстого (ребята вытягивают по желанию любой листочек и зачитывают)

  • Не любил молока и рыбы.

  • Любил вишни, поглощая их в необыкновенном количестве.

  • Был смел, но страшно боялся крыс: еще в Севастополе однажды выскочил под ураганный обстрел неприятеля, увидев крысу.

  • Страстный охотник, но лая собак не переносил

  • Легко плакал, редко смеялся (зато до слез).

  • Обладал выдающейся чуткостью к музыке. Играл с увлечением.

  • Артистичен и прекрасно читал. При этом был застенчив.

  • “Я все гадаю по картам, что писать? Из всех суеверий это одно, к которому меня тянет именно к загадыванию, к спрашиванию у Бога, что делать: то или это?”

  • Великий писатель Л.Н.Толстой до самых преклонных лет сохранил любовь к занятиям гимнастикой. Он оборудовал гимнастическую комнату в своем московском доме, посещал спортивный зал на Страстном бульваре.

Знаете ли вы, как граф Толстой играл со своими учениками? Давайте мы сейчас в нее поиграем. Вставайте в круг. Я показываю движения и говорю слова, а вы повторяете. (Слайд 10.)

5.Физминутка.

Игра «Метелица»

(Все встают в круг, начинают размахивать руками и качаться в разные стороны – метет метель)

Вдоль по улице метелица метет,

Скоро все она дорожки заметет.

Ай, жги, жги, жги, говори.

Скоро все она дорожки заметет.

(Потом дети руками выполняют действия – надевают и что-то пристегивают)

Запряжем мы в сани лошадей,

В лес поедем за дровами поскорей.

Ай, жги, жги, жги, говори.

В лес поедем за дровами поскорей.

(дети прыгают по кругу)

(Останавливаются, идут медленно – приехали в лес. Рубят деревья, обрубают сучья.)

Топорами мы ударим дружно враз,

Только щепочки по лесу полетят.

Ай, жги, жги, жги, говори.

Только щепочки по лесу полетят.

( все устали от работы)

А из леса мы тихонечко пойдем

И в ладоши так пришлепывать начнем.

А ногами-то притоптывать все враз.

Ну, теперь мороз не страшен ты для нас.


Понравилась вам игра? Присаживайтесь, ребята.


3 задание: Творческий конкурс. (Слайд 11)

Ребята, вы учили наизусть понравившиеся стихи М.Ю. Лермонтова. Прочитайте, пожалуйста, их.

(Слушаем несколько человек.)


А сейчас попробуйте сами сочинить стихотворения, переделав это текст. (Слайд 12.)

Откройте учебник на странице 165 задание 5.

(Дети составляют стихотворения. Например: Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На поля, на сад пустынный

Первым снегом понесло.)


Молодцы, ребята. Хорошие стихи у вас получились.


И последнее задание по творчеству И.А.Крылова. Из каких басен эти строки? (Слайд 13)

Знаете ли вы его басни? (Слайды 14-18)


- А теперь я прошу ребят прочитать выразительно два стихотворения. ( если будет время?)

Ученик: Встреча с книгой, что с другом,

Для всех словно праздник,

А для детской души

Это нить Ариадны,

Что ведет их от сказок,

Былин и преданий.

Ученица: Книги учат детей

Всем премудростям жизни –

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.



6.Подведение итогов праздника. Рефлексия.

- Вам понравился урок?

-Какую задачу мы выполнили на уроке?

- Что узнали нового? (Я узнал … Я научился … )

На доске, ребята, висит лист, где мы отметим итоги урока. У вас на партах есть смайлики разного цвета. Если вы работали активно, правильно отвечали на вопросы, прикрепите веселый оранжевый смайлик, если вы хорошо работали, но допускали некоторые ошибки – то фиолетовый смайлик, а если при работе возникали трудности и вы не смогли справиться с ними – то коричневый.

Спасибо, ребята, за участие, спасибо за внимание!







Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Литературный жанр писатели Сказки портреты Басни тексты Рассказы Стихи

Литературный жанр

писатели

Сказки

портреты

Басни

тексты

Рассказы

Стихи

Литературный жанр

писатели

Сказки

Александр

Сергеевич

Пушкин

портреты

Басни

тексты

Иван

Андреевич

Крылов

Рассказы

У него было много друзей. Но с детства самым близ-ким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна. «Подруга дней моих суровых» - называл её поэт. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал русские сказки.

Лев

Николаевич

Толстой

Стихи

Михаил

Юрьевич

Лермонтов

Он прожил долгую жизнь, написал более 200 произве-дений. Популярность его произведений была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пере-сказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались.

Граф. Родился в 1828 году в Ясной Поляне и похоронен там. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений – 90 томов. Он очень любил детей. Открыл для них школу, написал учебник и сам их учил.

Когда, по окончании юнкерской школы, он вышел корнетом и впервые надел офицерский мундир, бабка поэта заказала художнику его парадный портрет. Мальчик был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарён удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные стихи.

Любимые сказки Александра Сергеевича Пушкина

Любимые сказки Александра Сергеевича Пушкина

Музей в Ясной Поляне. Усадьба Л.Н.Толстого

Музей в Ясной Поляне. Усадьба Л.Н.Толстого

А с рассветом на село,  На поля, на пустынный сад  Ночью бушевала буря,  Понесло первым снегом .  Ночью буря бушевала,  А с рассветом на село,  На поля, на сад пустынный  Первым снегом понесло.

А с рассветом на село,

На поля, на пустынный сад

Ночью бушевала буря,

Понесло первым снегом .

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На поля, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

( 1769 — 1844 )

( 1769 — 1844 )

1.Лето красное пропела  2.С ним была плутовка такова  3.А воз и ныне там  4.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье  5. «Соседка, перестань срамиться» – ей шавка говорит

1.Лето красное пропела

2.С ним была плутовка такова

3.А воз и ныне там

4.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

5. «Соседка, перестань срамиться» – ей шавка говорит

« Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок» Ворона и лисица

« Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок»

Ворона и лисица

« А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь!»

« А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь!»

« Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали»

« Мартышка тут с досады и с печали о камень так

хватила их, что только брызги засверкали»

« Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!»

« Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!»

« Чем кумушек считать трудиться. Не лучше ль  на себя, кума, оборотиться?- ей Мишка отвечал»

« Чем кумушек считать трудиться. Не лучше ль

на себя, кума, оборотиться?- ей Мишка отвечал»

« Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело  не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука.» «Кто виноват из них, кто прав,- Судить не нам; Да только воз и ныне там.»  Лебедь, Рак и Щука.

« Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело

не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука.»

«Кто виноват из них, кто прав,-

Судить не нам;

Да только воз и ныне там.»

Лебедь, Рак и Щука.

Презентацию составила учитель начальных классов филиала МКОУ Богдашкинской СШ в с. Петровское Феклистова Валентина Гурьевна

Презентацию составила учитель начальных классов

филиала МКОУ Богдашкинской СШ в с. Петровское

Феклистова Валентина Гурьевна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Феклистова Валентина Гурьевна

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 251767

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства