kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Обобщающий урок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволяет учащимся повторить изученное по литературе в 7 классе. 

Своя игра. Обобщающий урок по литературе в 7 классе.

Цели:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: повторение, обобщение и систематизация изученного; контроль знаний учащихся по разделу “ Произведения русских писателей 19 века”.

  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: приобщать к русской классической литературе.

  • РАЗВИВАЮЩИЕ: формировать навыки самоконтроля; развивать умения: логически мыслить; аргументировать и доказывать; анализировать и делать выводы; применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданием, книги с произведениями русских писателей и поэтов 19 века, медиапроектор, ноутбук.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

На протяжении многих уроков мы вели разговор о русской литературе 19 века. Читали замечательные творения русских писателей и поэтов, знакомились с литературными героями, восхищались ими или осуждали их, одним словом, жили с ними их мыслями и чувствами, делами и поступками, а также изучали теорию литературы. Настало время подвести итоги этой работы, именно поэтому этот урок мы посвящаем русским писателям и поэтам 19 века.

Описание игры.

В игре может участвовать от трёх до девяти человек. Ученик, правильно ответивший на вопрос, получает право выбирать следующее задание. За неверный ответ игрок теряет то количество баллов, в которое оценивается данный вопрос. Отвечать может любой из участников, первым поднявший руку или табличку. Если выпадает «Аукцион», каждый из игроков имеет право увеличить «цену» вопроса, но она не должна превышать имеющейся на его счету суммы. «Кот в мешке» означает вопрос не по теме и передачу ответа другому игроку. Викторина состоит из трёх раундов, в каждом из них участвуют три человека. Из девяти игроков трое выйдут в финал, в котором определится победитель. В том случае, если участники не дадут правильного ответа на вопрос, к игре можно привлечь зрителей, среди которых определяется лучший, ему также можно разрешить участвовать в финале.

I раунд

Темы первого раунда

1. Литературовед-ческие термины

10

20

30

40

50

2. Из жизни писателя

10

20

30

40

50

3.Города

10

20

30

40

50

4.Образование

10

20

30

40

50

5.Националь-ность

10

20

30

40

50

1. Литературоведческие термины.

10 баллов. Двусложный размер с ударением на первом слоге? (Хорей.)

20 баллов. Трехсложный размер с ударением на втором слоге? (Амфибрахий.)

30 баллов. Как называется событие, знаменующее начало действия в эпических и драматических произведениях ? (Завязка.)

40 баллов. Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета? (Гипербола.)

50 баллов. Противопоставление образов, картин, слов, понятий. (Антитеза.)

2.Из жизни писателя.

10 баллов. У кого из поэтов мать умерла, когда ему не исполнилось и трех лет? (У Лермонтова.)

20 баллов. Кот в мешке. «Я тебя породил, я тебя и убью», - сказал.? (Тарас.)

30 баллов. По его инициативе был открыт Московский университет? (М.В.Ломоносов.)

40 баллов. Мать его была внучкой Ганнибала, арапа Петра Великого, ставшего впоследствии русским генералом. (Пушкин.)

50 баллов. Аукцион. За какое произведение Тургенев был арестован и отправлен в ссылку в свое родовое имение? ("Записки охотника».)

3. Города.

10 баллов. В какой город Ломоносов отправился учиться пешком? (В Москву.)

20 баллов. В каком городе родился А.С. Пушкин? (В Москве.)

30 баллов. «Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу». О каком городе идет речь? (О Петербурге.)

40 баллов. В каком городе происходил поединок Калашникова и Кирибеевича? (В Москве.)

50 баллов. Жители какого города « решились защищаться до последних сил и крайности и лучше хотели умереть на площадях и улицах перед своими порогами. Чем пустить неприятеля в домы»? (Дубно.)

4.Образование.

10 баллов. Своя игра. Кто четыре раза закапывал свой букварь в землю? (Остап.)

20 баллов. В 1811 году будущий поэт поступает в Царскосельский лицей. О ком идет речь? (О Пушкине.)

30 баллов. Аукцион. Кто из поэтов в девятнадцать лет без ведома отца ушел в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. ? (Ломоносов.)

40 баллов. Кто из поэтов был великолепно образован, начитан, слыл сильным шахматистом, очень хорошо рисовал и владел несколькими иностранными языками? (Лермонтов.)

50 баллов. «.отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран». О чьем отце идет речь? (Об отце Владимира Мономаха.)

5.Национальность.

10 баллов.Национальность девушки, которую любил Андрий. (Полячка.)

20 баллов.«Да разве найдется на земле такая сила, которая пересилила … силу? Какое слово пропущено?(Русскую.)

30 баллов. Кот в мешке. Как звали коня Тараса Бульбы? (Черт.)

40 баллов. Кому собирался отомстить князь Олег? (Хозарам.)

50 баллов.«.что, сынку, помогли тебе твои. ? Какое слово пропущено?(Ляхи.)

II раунд

Темы второго раунда

1.Отгадай произведение.

20

40

60

80

100

2.Портреты.

20

40

60

80

100

3.Чины и звания.

20

40

60

80

100

4.Крест.

20

40

60

80

100

5.Имена.

20

40

60

80

100

1.Отгадай произведение.

20 баллов. «Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала»! (А.С. Пушкин.«Песнь о вещем Олеге».)

40 баллов. «И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу». (А.С. Пушкин. «Медный всадник».)

60 баллов. «Уже больше не осмеливались прикоснуться к святым их телам и положили их в едином гробе, как они сами повелели». («Повесть о Петре и Февронии Муромских».)

80 баллов. «.Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.». (Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба».)

100 баллов. Кот в мешке. Произведение, в котором рассказывается, «откуда есть пошла русская земля. Кто в Киеве нача первые княжити, и откуда русская земля стала есть». («Повесть временных лет».)

2.Портреты.

20 баллов. Аукцион. .«Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза». (Бирюк.)

40 баллов.«А у оратая кудри качаются,

Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;

У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя…». (Микула Селянинович.)

60 баллов. «Ходит плавно, будто лебедушка;

Смотрит сладко, как голубушка;

Молвит слово - соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе божием…» (Алена Дмитриевна.)

80 баллов. «Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва». (Остап и Андрий.)

100 баллов. «Потупила свои очи: прекрасными снежными полукружьями надвинулись на них веки, окраенные длинными, как стрелы, ресницами. Наклонилось все чудесное лицо ее, и тонкий румянец оттенил его снизу». (Полячка.)

3.Чины и звания.

20 баллов. Кем был Степан Калашников? (Купцом.)

40 баллов.«Князь вскоре выздоровел и взял ее в жены. Так Феврония стала. ».(Княгиней.)

60 баллов. Аукцион. Поэт, которого Александр I сделал министром юстиции. (Державин.)

80 баллов. «Тарас был один из числа коренных, старых … Назовите чин Тараса Бульбы. (Полковником.)

100 баллов. «Позади его стоят стольники.» Кто такой стольник? (Придворный, прислуживающий за царским столом.)

4. Крест.

20 баллов. Кот в мешке. На чьей груди «висел медный крест со святыми мощами из Киева»? (Калашникова.)

40 баллов. Кот в мешке. Кто из поэтов был убит на дуэли на Кавказе? (Лермонтов.)

60 баллов. «Схоронили его за Москвой-рекой, / На чистом поле промеж трех дорог: / Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской;/ И бугор земли сырой тут насыпали, / И кленовый крест тут поставили». О ком идет речь? ( Калашникова.)

80 баллов.«Пришедший крестился..Этим заканчивалась вся церемония». О какой церемонии идет речь? (Прием в Сечь.)

100 баллов.«Если же вам придется крест целовать, то проверив сердце свое, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою»? Чей это совет? (Владимира Мономаха.)

5.Имена.

20 баллов. Как звали купца Калашникова? (Степан.)

40 баллов. Кому Ломоносов посвятил «Оду на день восшествия на всероссийский престол»? (Елизавете Петровне.)

60 баллов.Чей щит был прибит на вратах Цареграда? (Князя Олега.)

80 баллов. «На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел». О ком идет речь? (О Петре I.)

100 баллов. «.Видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя, но это не было имя Отчизны, или матери, или братьев — это было имя.» Чье? (Прекрасной полячки.)

Финал.

«Он славился как неутомимый ходок пешком, страстный охотник до купанья, езды верхом и отлично дрался на эспадронах, считаясь чуть ли не первым учеником у известного фехтовального учителя Вавиля». О каком человеке идёт речь? (О Пушкине.)

4. Подведение итогов. Награждение победителей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Обобщающий урок"»

Урок русского языка в 6 классе «Полные и краткие прилагательные».


Цель урока: дать представление о полной и краткой форме прилагательного, о грамматических особенностях кратких прилагательных, синтаксической роли полных и кратких прилагательных, способствовать формированию умений анализировать и характеризовать предложения с полными и краткими прилагательными, моделировать и использовать в речи предложения с полными и краткими прилагательными

Задачи урока:

- обучающие: научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких формах;

-развивающие: развитие речевых, творческих способностей учащихся на материале урока; создать условия, направленные на развитие логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы), навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);

-воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, формировать интерес к формированию правильной грамотной устной и письменной речи

Ход урока.

1.Организационный момент. Отгадайте загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Какая часть речи помогла вам? Почему?

2.Орфографическая пятиминутка.

С чистым сердцем, о младшем брате, к старшей сестре, под глубоким снегом, на чужой стороне, с легким паром, в чистом поле, с легким паром, о новой песне.

3.Игра «Закончи фразу»:

1.Прилагательное обозначает (признак предмета)

2. Оно отвечает вопросы (какой? какая? какое?)

3.Прилагательные в предложении бывают (определениями и сказуемыми)

4. Качественные прилагательные обозначают ( признак, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени)

5.Относительные прилагательные обозначают (признак предмета через отношение к другому предмету)

4.Введение нового материала.

а)Задание классу:

Распределите слова: умён, красивая, богаты, важные, молодая, умный, красива, молода, богатые.

Распределите слова на группы, количество групп каждый определяет самостоятельно.

– Что общего во всех этих словах? (Это имена прилагательные) Чем они различаются? (окончанием)

Просим учащихся объяснить предложенное распределение слов на группы. Обращаем внимание на морфологические признаки кратких прилагательных.

1)красивая, молодая, умный, богатые;

2)умён,богаты,красива, молода.

Определите тему нашего урока («Полные и краткие прилагательные».

- Прочитайте стихотворение. О каких грамматических признаках кратких прилагательных вы можете рассказать? (У кратких прилагательных в мужском роде окончание «убегает», т.е. становится нулевым, а в женс­ком и среднем роде остается по од­ной букве.)

У полных прилагательных отчаянье:

Куда-то убежало окончание.

Умчалось, разрешенья не спросив.

Стал смелый смел,

Красивый стал красив.

5. Закрепление.

1. Образуйте (письменно) от полных прилагательных краткую форму там, где это возможно. От прилагательных какого разряда вы не смогли образовать краткую форму?

Длинный (пиджак), каменный (амбар), весенний (день), багровый (закат), отцов (дом), удивительный (поступок).

Сделайте вывод: прилагательные какого разряда могут иметь две формы — краткую и полную?

Образование крат­кой формы от качественных прилагательных - отличитель­ный признак прилагательных этого разряда; а притяжатель­ные прилагательные имеют краткую форму только в имени­тельном падеже: отцов (дом).

Вывод: две формы - краткую и полную - мо­гут иметь только качественные прилагательные.


2. Образуйте краткие формы от данных прилагательных. Измените их так, как указано в образце. Сделайте вывод о том, как изменяются краткие прилагательные.

Образец: мягкий мягок, мягка, мягко, мягки.

1. Крепкий, тонкий, точный, резкий, узкий, удивитель­ный.

2. Похожий, бесстыжий, неуклюжий, певучий, живу­чий, могучий, дремучий, пахучий.

- Как сгруппированы здесь слова? Обратите внимание на конечный согласный основы. В чём особенность основ у прила­гательных 2-й группы?

В чём особен­ность правописания краткой формы мужского рода единственного числа с основой на шипящую?

3. Замените прилагательные синонимичными с основой на шипящую. Распространите на выбор два любых предложения, введя определение. Запишите их.

1. Воздух прохладен (__свеж____________).

2. Ландыш так душист (____пахуч__________),

3. Дуб крепок (_____могуч______).

4. Иней искрист (______блестящ______).

5. Урожай высок (____хорош__________).

- Сделайте вывод, каким членом предложения может быть краткое прилагательное?

4.Рассмотрите таблицу. Сформулируйте орфографические правила. Заполните таблицу данными ниже примерами.


Буква ь после шипящих в разных частях речи

пишется

не пишется

в существ.

3 скл. молодежь, дочь,

вещь,

в глаголах

у существ.

в кратких прилаг. хорош,

могуч, блестящ, неуклюж,


неоп. ф.

стеречь, беречь, обжечься,

2-го л. ед. ч.

учишься,

исчезаешь,

отрежь

2-го скл (м. р.) товарищ, борщ, шалаш, меч,

в Р. п. (мн. ч.)

возле луж, с крыш,

из рощ,

из-за туч


Товарищ?, стереч?, возле луж?, хорош?, учиш?ся, борщ?, молодеж?, береч?, могуч?, с крыш?, доч?, блестящ?, шалаш?, обжеч?ся, из рощ?, меч?, вещ?, неуклюж?, из-за туч?., исчезаеш?, отреж?.

6. Даны грамматические характеристики четырёх слов. Найдите в одной из них не­возможное в русском языке сочетание грамматических признаков:

А. Имя прилагательное ж. р., ед. ч., В. п.

Б. Имя прилагательное ср. р., ед. ч., П. п.

В. Имя прилагательное мн. ч., Им. п.

Г. Имя прилагательное, качественное, краткое, ж. р., ед. ч., Им. п., в предложении — сказуемое.

7. Прочитайте п. 124. Что нового из него вы узнали о кратком прилагательном?

Д. з. п. 124, упр. 491, 493.


- Чем отличаются по смыслу краткие и полные прилагательные?


1. Обычно краткие формы обозначают признак непостоянный (временный), полные — постоянный, например: Он болен. Он больной.

Нередко краткие прилагательные, в отличие от полных, указывают на большее проявление какого-либо признака, иногда даже на его чрезмерность, избыточность, например: 1) Он умный. Он умен (очень умный). 2) Пальто широкое. Пальто широко (чересчур широкое). Однако эта разница в значении проявляется не у всех прилагательных, например: Он приветливый. Он приветлив.

У отдельных прилагательных краткая и полная формы по значению резко различаются, например: правый (справедливый; правое дело) прав (правильно поступающий); способный (одаренный) — способен (могущий что-либо сделать).








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Обобщающий урок"

Автор: Сазонова Ирина Анатольевна

Дата: 18.02.2020

Номер свидетельства: 540201

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок по алгебре в 10 классе по теме " Обобщающий урок по теме производная""
    ["seo_title"] => string(79) "urok_po_algebre_v_10_klasse_po_teme_obobshchaiushchii_urok_po_teme_proizvodnaia"
    ["file_id"] => string(6) "585926"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1630086604"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспекты уроков обобщающего повторения по теме "Проценты" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekty-urokov-obobshchaiushchiegho-povtorieniia-po-tiemie-protsienty"
    ["file_id"] => string(6) "101930"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402467721"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока "Наброски фигуры сидящего человека" (с методическими материалами для презентации) "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-nabroski-fighury-sidiashchiegho-chielovieka-s-mietodichieskimi-matierialami-dlia-priezientatsii"
    ["file_id"] => string(6) "175064"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424206234"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по теме  "Вулканизм", география 5 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vulkanizm-ghieoghrafiia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118353"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413118262"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны нашей России". "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-prirodnyie-zony-nashiei-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "137964"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417453723"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства