Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сохрановская средняя общеобразовательная школа
2013-2014учебный год
Учитель начальных классов
Власова Татьяна Фёдоровна
Урок по литературному чтению в 3 классе
Предмет: литературное чтение
Уровень образования: начальное общее образование
Тема: Великие русские писатели (обобщающий урок)
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: урок - проект
Участники: ученики 3 класса
Цель: систематизация и обобщение знаний и умений детей по разделу «Великие русские писатели»,
Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о писателях, составлять статью, участвовать в её презентации.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Основные понятия:
Межпредметные связи: чтение, музыка, изобразительное искусство
Ресурсы: портреты писателей (А.С. Пушкин, Крылов И.А., Лермонтов М.Ю., Толстой И.А.), карточки с заданиями, памятки, оценочные листы, сигнальные карточки («маячки»), компьютер, экран, мультимедийный проектор, наклейки – смайлики.
Конспект литературного чтения в 3 классе
Тема: Великие русские писатели.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Организационный момент
Дорогие ребята! Сегодня у нас гости, посмотрите, а гости это всегда радость и хорошее настроение. Поприветствуйте гостей, подарите им свои улыбки. Присаживайтесь . поприветствуйте друг друга. Соедините ладошки, пожелайте удачи.
Здороваются. Соединяют ладошки.
2. Мотивация к учебной деятельности
– Сегодняшний урок чтения мне хочется начать с пословицы. Но она рассыпалась. Помогите ее собрать.
День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.
– Какую пословицу собрали?
(Чтобы стать мудрым надо учиться, много знать, много читать, иметь жизненный опыт.)
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? (нельзя)
-Найдите в толковом словарике лексическое значение слова МУДРЫЙ.
– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чём вы стали умнее и мудрее за этот урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?
*- Совершенно мудрый никогда не считает себя великим, поэтому он может стать действительно великим. (Лаоцзы)
*- Найдите в словаре, значение слова великий,
Великий- известный, величайший, талантливый.
*-Обратите внимание на второе значение слова. Почитайте ещё раз.
*–Как вы считаете, кого мы можем назвать великим писателем? известного, величайшего, талантливого
На доске собирают пословицу, читают.
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.
для того, чтобы стать мудрым нужно многое узнать и многому научиться, овладеть жизненным опытом.
Работа со словарём (Внимательность, собранность, трудолюбие, наблюдательность.)
Работа со словарём
3.Постановка темы и цели урока
- О ком мы будем говорить на уроке вы узнаете, когда ответите на мои вопросы.
- Как называется произведение и кто его автор?
1. Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят. (Осень. М.Ю. Лермонтов)
2. Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела – ( Зимнее утро А.С. Пушкин)
3. И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло.
(Ворона и Лисица И.А. Крылов)
4. На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе.
(Акула Л. Н. Толстой)
-Сформулируйте тему урока. -Чем мы будем заниматься на уроке?
Формулируют тему и цель урока Великие русские писатели.
М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин, И.А. Крылов, Л.Н.Толстой
Повторять и обобщать наши знания о великих русских писателях и их творчестве.
4.Актуализация
Составление плана работы.
-Работать мы будем по следующему плану.
1.Авторы (биография и творчество)
2. Литературные жанры.
3.Сравнение литературных произведений.
4.Творческая работа (мини – проект)
5.Работа над темой урока по плану
- А хорошо ли вы знаете писателей и их биографию, мы сейчас проверим.
- Перед вами на столах лежат файлы. В них портреты писателей, отрывок из биографии, список произведений. Вам необходимо создать карточку о писателе, наклеив на нее Ф.И.О писателя, список произведений и его биографию.
- Расскажите об интересных фактах из жизни Пушкина, Лермонтова, Крылова, Толстого.
- Какие произведения вам понравились?
Давайте послушаем романс Варламова Александра Егоровича на стихи М.Ю.Лермонтова «Горные вершины
Молодцы.
Работа в парах
Составляют карточку писателя
Рассказ о писателе, прикрепить работу на доску.
Читают наизусть отрывки из произведений, обмениваются впечатлениями
6, Работа с литературоведческими терминами
-Сейчас мы вспомним с какими литературными жанрами мы встретились в разделе Великие русские писатели.
Запишите на карточках одним словом что это за жанр.
Проверьте. Оцените.
Работа в паре по карточкам.
Проверка (на экране)
Зачитывают определения рассказа, стихотворения , басни
Оценивание
7.викторина
Сравнение литературных произведений
Проверочная работа
- Вспомните произведения. Определите к какому литературному жанру они относятся.
-Давайте проверим. Скажите, пожалуйста, что общего у всех этих жанров? Что особенного у каждого из них?
Молодцы! Оцените работу.
У нас ребята приготовили вопросы для викторины. Послушаем их.
Вопросы для викторины. Какое это произведение?
1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
Одна и грустна на утёсе горючем
Одета, как ризой, она.
Это стихотворение. М.Ю. Лермонтов . Утёс.
2, На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
Это рассказ. Л.Н. Толстой . Акула.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе как жар горя
Тридцать три богатыря.
Это сказка. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас-
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило».
Это басня. Стрекоза и муравей И.А. Крылов
*-А теперь я предлагаю вам выполнить небольшую проверочную работу по теме «Великие русские писатели»
Проверка. Работаем в паре Проверьте ответы. Оцените работу
Работа в парах работа с таблицей
Называют жанр
Взаимопроверка
8. Творческая работа
- Выполнить творческое задание «Стих – проза». Группа составляет по отрывку из стихотворения произведение в прозе (рассказ, сказку).Защита
Зачитывают рассказы
Рефлексия деятельности
Самооценка деятельности
Вот и подходит к концу наш урок.
– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
Вы все оценивали свою работу. А теперь на листах пусть каждый из вас поставит себе отметку за работу на уроке. Спасибо!
- Продолжите фразу:
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
У меня получилось…
Меня удивило…
Мне захотелось
Итог урока
9. Итог урока
*Вот и подошёл к концу наш урок.
*– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости
– Стали вы мудрее? В чем?
Мы научились отличать басню от рассказа, стихотворение от сказки.
Умеем теперь составить статью о писателе, умеем договаривать, слушать друг друга.
???. Стать мудрыми учат нас книги.
Чтение стихотворения
Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
- Давайте обратимся в прошлое.
Что бы вы хотели сказать нашим Великим русским писателям, за что поблагодарить?
Поблагодарить за прекрасные стихи, интересные рассказы, за мудрые советы, за то, что они учат нас быть вежливыми, образованными, добрыми, внимательными.
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?____ А теперь потрите ладошки так, чтобы было жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. На этом мы закончим наш урок. Большое спасибо. Молодцы. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.
- Ребята. На выставке у нас книги наших Великих русских писателей у кого возникло желание прочитать другие произведения, возьмите себе книгу.