Конспект урока по русскому языку "В словари - за частями речи" Урок путешествие. Рекомендую использовать мобильный класс, чтобы ученики могли работать с электронными словарями: http://gramota.ru/slovari.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
• развивать орфографическую зоркость, умение применять правила на письме;
• развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас.
Планируемые результаты:
предметные:
•понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
•первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных)
и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
Метапредметные:
• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
•работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя
и самостоятельно;
•осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
•пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
•пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
•принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
Личностные
• осознавать значимость результатов обучения.
•положительного отношения к языковой деятельности;
•заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
Оборудование учителя: мобильный класс, словари.
Оборудование обучающихся: учебник по русскому языку 2 часть В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Ход урока:
Мотивация. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в космическое путешествие. Нужно пополнить запасы кислорода. Выполним дыхательную гимнастику- насос. Готовы. Полетели. Но что это ?
Звезда-загадка
По улице не ходит,
В окно не глядит,
Никого не спрашивает,
Но всё знает.
Кто его открывает,
Тот всё знает (Словарь)
Словарь-это вселенная в алфавитном порядке.
А что собрано (записано) в словарях? (Слова) А каждое слово это часть чего?
Тема нашего урока «В словари – за частями речи»
И так 1,2,3 открываем жАлюзи или жалюзИ - за окном тема урока!!!!!
С чем мы сегодня будем работать? (Со словарями) А какие части речи нам встретятся?(сущ., прил., глаг,?)
Обобщение:
В русском языке очень много словарей. Все они наши помощники. Они помогают многое узнать о слове. Сегодня , в нашем космическом путешествии ,мы заглянем в этот мир слов, чтобы больше узнать о словарях русского языка, поучимся ими пользоваться.
Вы сейчас:
У ракеты есть водитель
Невесомости любитель
По-английски: астронавт
А по-русски…космонавт.
И так космонавты, готовы к первому испытанию…… У вас на столе есть бортовые журналы , в которые вы будете записывать все происходящее.
- Какой словарь, на ваш взгляд, поведает нам о слове "КОСМОНАВТ"? древнегреческое космо (Мир, порядок) наутэс (моряк,мореплаватель)
-Какую информацию о слове «КОСМОНАВТ» мы можем найти в каждом из словарей? Этимология, толковый, орфографический…..
- Все вы думаете по-разному.
Итак, вопрос остается открытым: в каком из словарей можно найти всю информацию о слове? И что мы можем узнать мы словарей? Какова же будет цель нашего путешествия?
Цель:выяснить, для какой цели используется каждый словарь.
Орфографический – печатный вариант
Космонавт – часть речи,
Сегодня я стал космонавтом. Я мечтал стать космонавтом. Только самые умные и сильные становятся космонавтами. Я хорошо учусь, чтобы стать космонавтом.
2.Словарь однокоренных слов
лет лететь прилететь взлететь улететь полет- назвать часть речи
3.Какое безграничное космическое пространство. А что за яркая звезда впереди?
Толковый словарь Ожегова
Звезда, ы, мн. звёзды, звёзд, ам, ж. –СУЩ. Какая самая яркая звезда? (Солнце, Сириус- в 23 раза ярче Солнца) Внашейгалактике от 100 до 400 миллиардов звезд, хотя некоторые говорят и о триллионе
1. Небесное тело (раскалённый газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка. Зажглись звёзды. Небо в звёздах. Полярная звезда.
2.Звезда первой величины (ярчайшая, а также перен.: о выдающемся деятеле искусства, науки). Образуйте прилагательное. Составьте предложение. На небе много звезд. Пролетая на космическом корабле, я вижу много звезд. Звезды очень яркие.
4.Словарь фразеологизмов
Звезд с неба не хватает
Семи пядей во лбу
Звезда первой величины
Бить баклуши
За тридевять земель
5.Словарь синонимов
До свидания - прощай
-Наука, занимающаяся вопросами составления словарей и их изучения, наз-ся лексикографией.
Самыми известными лексикографами были: Даль, Ушаков, Ожегов.
-Когда вышел самый первый словарь?
Это было очень давно. Первый печатный словарь назывался «Лексис». Составил его Лаврентий Зизания в 1596 г. В этом словаре было всего 1.061 слово. Это очень много по тем временам.
- А каким должен быть примерный словарный запас человека?
- Для того, чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов, хотя этого мало для выразительной речи. У взрослого образованного человека словарный запас составляет примерно 10-12 тыс. слов. У Пушкина 22000. А у вас 2000
Вывод: чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль, тем лучше его речь, язык. Ведь известно, что речь является показателем ума человека, показателем его культуры.
Тренажер «Словарные слова»
Отчет о путешествии
«Помощник ответа»
1. Мы узнали о __________________________________________________.
2. Выяснили, что ____________________________________________________
Итог. Если вам понравился урок, прокомпостируйте свой бортовой журнал. Каждый из вас соберет коллекция словарных диктантов
Дом.задание Хотите побыть в роли автора словаря? Составьте словарь из 10-12 слов на одну из тем: « Школьный словарь », «Словарь вежливых слов», « Словарь огород», «Спортивный словарь». Нарисуйте обложки к своим словарям.