Просмотр содержимого документа
«В царстве грибов »
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему
«Царство грибов»
Учительница начальных классов
Мамедова Эльвина Фератовна
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Тема урока: Грибы
Цели урока:
дать понятие о грибах как отдельном царстве живой природы
познакомить со строением грибов
показать разнообразие грибов
учить бережному отношению к природе
Ход урока
1. Повторение.
- Назовите царства живой природы. «Царства живой природы»
Приведите свои примеры.
- Бактерии, животные, растения, грибы.
Боровик: Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три - и вышел вон.
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду !
Подберёзовик: Не спорю – не белый.
Я, братцы, по проще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.
Мухомор: Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красивой шапке модной
Никуда не годный.
- Назовите эти природные объекты, одним словом. К какому царству живой природы они относятся?
2.Сообщение темы урока.
- Грибы. Царство грибов.
3.Работа с учебником. «Окружающий мир», с.112 «Выскажи предположение». Чтение статьи «Чем грибы отличаются от растений».
- Итак, чем же грибы отличаются от растений?
Грибы не имеют зелёной окраски.
Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества.
4.Новый материал.
Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету.
Существует 120000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.
(Изображение «Строение гриба»)
-Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит гриб?
- Гриб имеет плодовое тело, которое мы видим над землёй, а под землёй находится грибница, похожее на паутинку сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага.
Плодовое тело – это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе
шляпку и ножку, называют шляпочными грибами.
Несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. ( Изображение «Разнообразие форм грибов»)
Среди них есть и, так называемые, «ослиные уши», и, уже известные нам, шляпочные грибы, и коралловидные формы, и грибы- трутовики, которые облюбовали себе «вид на жительство» на деревьях.
Некоторые грибы могут достигать исполинских размеров (например, плодовое тело некоторых дождевиков иногда имеет вес 5 кг).Дрожжевые грибки различи мы только под микроскопом.
Шляпочные грибы можно разделить на группы в зависимости от строения шляпки. (Изображение «Трубчатые»)
- Вы узнали? Этот гриб называют царём грибов.Это боровик.А если потрогать
эти грибы, на ножке могут появиться как бы чернильные пятна.Это подосиновики, или красные. Что общего у этих грибов? Рассмотрите гриб в разрезе. Мы видим множество мелких трубочек, внутри которых находятся споры, с помощью которых размножаются грибы. Эти грибы и получили название трубчатые.(Изображение «Пластинчатые»)
- А этих красавцев вы узнали? Рыжики – самые любимые грибы русского народа. А это лисички. Они не боятся червей. Это волнушки. Хороши для маринада. Что общего в строении их шляпок? У них на нижней стороне шляпки находятся пластины, на которых образуются споры. Какое название дали бы вы этим грибам? Пластинчатые.
- Грибы можно разделить ещё на две группы. Вспомним 2 класс. (Изображение «Съедобные и несъедобные» ) Это съедобные и несъедобные, и даже ядовитые грибы.
– А сейчас немного погуляем по лесу. Это грибная полянка. Но грибы на нейпоявляются только тогда, когда мы отгадаем загадки. (Дети отгадывают загадки.)Какие это грибы? Съедобные.
– А это следующая полянка. Что же за грибы здесь спрятались? (Дети отгадывают загадки и узнают, что это ядовитые грибы.)
Бледная поганка считается самым ядовитым грибом в мире. В её мякоти обнаружено сразу несколько токсичных веществ.
Мухоморы тоже не надо срывать. Ведь ими лечатся и животные, и человек. Для сорок, лосей это лекарство.
- Не страшны искателю лесного счастья ядовитые грибы, только нужно совсем не брать те грибы, которые ты не знаешь.
Многие грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и берёзовых лесах. Рыжики – под соснами и елями. Подосиновики – под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы.
Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник.
Эти грибы – лесные санитары. Они перерабатывают древесину и очищают лес.
- А сейчас поиграем в игру «Что где растёт». Узнали грибы? А растения?
Отправьте гриб под нужное ему дерево. А сейчас проверим.
5. Физкультминутка.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
6. (Изображение «Запомни правила») Этинехитрые правила мы должны соблюдать, находясь в лесу. Постарайтесь их запомнить.
Отгадайте загадку. (Вторая загадка является подсказкой.) Это дрожжи, или дрожжевой грибок. (Появляется рисунок.) Они различимы только под микроскопом. Дрожжи кладут в тесто, чтобы булочки и пирожки были пышными, сдобными и долго не черствели.
- А какие ещё микроскопические грибы вы знаете? ( Появляется рисунок – подсказка.) Узнаёте? Это кефир. Для его создания тоже нужен грибок, но уже
молочный.
- А эти грибы необходимы в медицине. В них обнаружены вещества, которые
мешают росту бактерий (например, туберкулёзной и кишечной палочки), а
также задерживают рост различных опухолей.
(Изображение «Красная книга грибов») – Рассмотрите рисунки. Назовите грибы, которые изображены. Почему они занесены в Красную книгу?
– Знают грибные приметы настоящие грибники.
Хорошо собирать грибы в чистом лесу, далёком от вредных веществ, выхлопных газов. Но лучше всего ими любоваться, не рвать их, пусть они украшают лес.
7.Итог урока.
- Вот и закончилось наше путешествие. В заключении предлагаю вам кроссворд.
1. Самый ядовитый гриб в мире.
2. Подземная часть гриба в виде тонких нитей.
3. Этот гриб назван так за сходство с животным.
4. Гриб, который любит расти под берёзами.
5. А эти грибы бывают и красными, и желтыми, и фиолетовыми, и даже зелёными.
- Если вы отгадали все слова, у вас должно получиться ключевое слово. Это – грибы, тема нашего урока.
- Что же вы узнали сегодня о грибах?
8. Домашнее задание.
1. Прочитать статьи в учебнике на с.112-115.
2. Найти интересные сведения о грибах или найти загадки и нарисовать отгадки.