Цель для учителя: в ходе групповой работы сформировать представления о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы Цель для обучающихся: развитие произволь-ного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы, научиться находить необходимую информацию. 3.1Построение проекта выхода из затруд-нения (цель и тема, способ, план, средство) Кое-что о грибах вы уже знаете, но многое вам еще предстоит узнать. Предложите свои варианты, что нам поможет узнать больше о грибах. Грибы мы будем изучать по определенному плану. Учащиеся вместе с учителем составляют план. Записывают в тетрадях. 1) многообразие видов, знакомые виды грибов. 2) внешнее строение тела гриба, его части, способы размножения 3) признаки, сходство гриба с растениями и животными 4) тип питания, «сапротроф», «паразит», «сим-бионт», «хищник», грибокорень 5) роль в природе и в жизни человека Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Регулятивные УУД: умение планировать работу 3.2Реализация построенного проекта. Для работы мы разделимся на 5 групп и каждая группа, пользуясь учебником и дополнительной литературой (Вишневский М.В. Самые распро-страненные съедобные грибы. Атлас-опреде-литель. Издательство: АСТ Астрель, 2010, таблица «Строение тела шляпочного гриба»), найдет ответ на свой вопрос. Вопросы – это пункты нашего плана. Познавательные УУД: формирование умения ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе, находить и использовать нужную информацию. Формирование умения владеть смысловым чтением. 3.3.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Представитель каждой группы отвечает на свой вопрос. По ходу ответа все учащиеся делают краткие записи в тетрадях. Примерные ответы учеников Около 100000 видов, наука – микология, низшие и высшие грибы, перечисляют 2-3 вида знакомых грибов, показывают грибы на муляжах. Рисунок гриба с обозначениями, размножение бесполое и половое. Признаки растений: наличие хорошо выраженной клеточной стенки, подвижность в вегетативном состоянии, размножение спорами, неограниченный рост, поглощение пищи путем осмоса. Признаки животных: гетеротрофность, наличие в клеточной стенке хитина, отсутствие в клетке пластид и фотосинтезирующих пигментов, накапливание гликогена как запасного вещества, образование и выделение продукта жизнедеятельности – мочевины Грибы-гетеротрофы всасывают органические вещества поверхностью гифов. Грибы-сапротрофы питаются органическими соединениями мертвых организмов. Грибы-паразиты используют для питания живые ткани организма хозяина. Грибы-хищники - отличительной чертой этой своеобразной группы является особый способ питания - хищнический. Грибы ловят и умерщвляют микроскопических животных с помощью специальных ловчих аппаратов. Грибы-симбионты живут во взаимополезном сожительстве с зелеными растениями. Симбиоз шляпочных грибов с деревьями — срастание гифов грибов с древесными корнями и образование грибокорня. Грибы играют большую роль в круговороте веществ в природе, в разложении остатков животных и растений, попадающих в почву, образовании в почве органического вещества, повышении плодородия почвы. Одно из выдающихся достижений ХХ века - открытие антибиотиков. Первый антибиотик, получивший широкое применение в практике, был пенициллин - продукт жизнедеятельности одного из видов грибов - пенициллов. В медицине широко применяют препараты из спорыньи. При помощи гриба черной плесени в промышленном масштабе получают лимонную кислоту. Дрожжевые грибы имеют огромное значение, их используют при пивоварении, хлебопечении, виноделии. Сообщение учащегося В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым – медикам появилось лекарство пенициллин. При его помощи было спасено миллионы раненых и больных. Первый антибиотик был открыт в 1928 г. А. Флемингом, а десять лет спустя Г. Флори и его коллеги из Оксфордского университета выделили чистый пенициллин, производство которого было развернуто в США во время второй мировой войны. В 1945 г. Г. Флори, А. Флемингу и Э. Чейну была присуждена Нобелевская премия за открытие пенициллина и выделение его в чистом виде. Некоторые пенициллы придают специфический запах и вкус некоторым сортам сыра. Именно им человечество обязано двумя превосходными сырами – рокфором и камамбером. Коммуникативные УУД: формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. Регулятивные УУД: формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |