kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Царство грибов

Нажмите, чтобы узнать подробности

педагог    Романова Надежда Константиновна

Предмет    биология

Возраст учащихся: класс (группа) 6 класс

Тема урока (занятия) Царство грибов

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока (для учителя): сформировать представления о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы.
Планируемый результат:

научиться устанавливать сходство гриба с растениями и животными, описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами.

Задачи урока:
Воспитывающая - стимулировать стремления к интеллектуальному развитию; воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.
Развивающая - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить необходимую информацию.

Обучающая - раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные).

Оборудование: муляжи грибов,  Вишневский М.В. Самые распространенные съедобные грибы. Атлас-определитель. Издательство: АСТ Астрель, 2010, таблица «Строение тела шляпочного гриба», компьютер, презентация с тестовыми заданиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Царство грибов »

педагог Романова Надежда Константиновна

Предмет биология

Возраст учащихся: класс (группа) 6 класс

Тема урока (занятия) Царство грибов

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока (для учителя): сформировать представления о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы.
Планируемый результат:

научиться устанавливать сходство гриба с растениями и животными, описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами.

Задачи урока:
Воспитывающая - стимулировать стремления к интеллектуальному развитию; воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.
Развивающая - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить необходимую информацию.

Обучающая - раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные).

Оборудование: муляжи грибов, Вишневский М.В. Самые распространенные съедобные грибы. Атлас-определитель. Издательство: АСТ Астрель, 2010, таблица «Строение тела шляпочного гриба», компьютер, презентация с тестовыми заданиями.















Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия);

  • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия);

  • описание методов организации работы учащихся (воспитанников) на начальном этапе урока (занятия), настроя учащихся (воспитанников) на учебную деятельность (или др. деятельность), предмет и тему урока (занятия) (с учетом реальных особенностей класса (группы), с которым(ой) работает педагог)

Организационный момент

Цель для обучающихся: настроиться на урок

Цель для учителя: определить готовность обучающихся к уроку;

Настроить учащихся на урок

Учитель:Здравствуйте ребята! Я рад вас видеть на уроке. Надеюсь на плодотворную работу сегодня. Я вижу, вы все подготовились к уроку.

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Учитель: на прошлом уроке мы с вами закончили изучение бактерий. Сегодня познакомимся еще с одной группой живых организмов. Но сначала давайте проверим ваши знания по теме «Бактерии».



2.

Опрос учащихся (воспитанников) по заданному на дом материалу (или актуализация знаний для изучения нового учебного материала), включающий:

  • определение цели, которую педагог ставит перед учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками));

  • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия);

  • описание методов, способствующих решению поставленной цели;

  • описание критериев достижения цели данного этапа урока (занятия);

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся (воспитанникам) не удается достичь поставленной цели;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), с которым(ой) работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся (воспитанников) в ходе опроса.

2. Проверка знаний.

Цель учителя: проверить уровень освоения темы «Бактерии»

Цель для обучающихся : уметь приводить примеры, и раскрывать особенности строения бактерий, их роль в природе и жизни человека

Критерии достижения планируемого результата :

1.Дан правильный ответ на поставленный вопрос

2.Приведены конкретные примеры.

1.Фронтальный опрос.

  1. Назовите основные формы бактериальных клеток и объясни­те, какая особенность строения позволяет им сохранять постоян­ную форму.

  2. Какие характерные признаки бактерий вам известны?

  3. Какие бактерии-сапрофиты вам знакомы? Их значение в природе.

  4. Как человек использует бактерии-сапрофиты в пищевой промышленности?

  5. Почему нельзя пользоваться одной и той же разделочной доской для резки мяса, хлеба, сырых овощей?

  6. Какие заболевания вызывают бактерии?

2.Тестовое задание.

Критерии достижения планируемого результата :

1.Выбраны все правильные ответы

2.Возможны 4-5ошибок

Выберите номера с правильными суждениями.

  1. Бактерии - одноклеточные растения.

  2. Бактерии встречаются всюду.

  3. Многие бактерии благодаря наличию жгутиков подвижны.

  4. Все бактерии имеют форму палочек.

  5. У бактерий отсутствует ядро.

  6. Большинство видов бактерий питаются готовыми органиче­скими веществами.

  7. Все бактерии - паразиты растений, животных, грибов, человека.

  8. Бактерии имеют плотную оболочку.

  9. Бактерии могут жить только во влажной среде.

  10. Солнечный свет благоприятен для жизни бактерий.

  11. Все бактерии при неблагоприятных условиях образуют споры.

  12. Все бактерии не могут жить без доступа кислорода.

  13. Капусту можно квасить благодаря жизнедеятельности мо­лочнокислых бактерий.

  14. Молочнокислые бактерии создают среду, неблагоприятную для жизни гнилостных бактерий.

  15. Природе и хозяйственной деятельности человека гнилост­ные бактерии наносят только вред.

  16. Сахар, поваренная соль, уксус угнетают деятельность гни­лостных бактерий.

  17. Без бактерий в природе не происходило бы разложение растительных и животных остатков и превращение их в неоргани­ческие вещества.

  18. Некоторые виды бактерий используются для накопления в почве солей азота.

  1. При благоприятных условиях деление бактерий происходит каждые сутки.

  2. Туберкулез у человека и животных - бактериальное заболевание.

  3. Бактерии - первые живые организмы, появившиеся на Земле.

  4. Гнойничковые заболевания кожи вызываются бактериями.

Правильные суждения: 2; 3; 5; 6; 8; 9; 13; 14; 16; 17; 18; 19; 21; 22; 23.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.

Сегодня мы изучаем уникальные организмы. Догадайтесь, что это?

Подсказки:

– Уже в Древнем Риме люди знали и о вкусовых достоинствах этих существ, и об их ядовитых свойствах.

– Появление данных организмов после дождя человек считал сверхъестественным.

– Древние греки и римляне, китайцы и индусы верили в их божественное происхождение.

– Об этих организмах можно сказать «Самые знакомые и самые таинственные существа»?

Главное в том, что учёные несколько веков не могли решить: что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к живо-тным и, наконец, в XIX веке один специалист предложил выделить их в особое царство.

Для того чтобы отгадать что это за «существа» , я предлагаю отгадать загадку.

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

Заслушать ответы учащихся

Так это или нет, давайте откроем корзинку.

Учитель открывает корзинку и показывает грибы. Учащиеся называют тему урока и записывают в тетрадях, а учитель - на доске.

Регулятивные УУД : формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока).

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Ребята, а что вы знаете о грибах из курса природоведения? (ответы детей)

А какие задачи стоят сегодня перед нами? Определим основные вопросы урока. (Учитель совместно с учащимися определяет задачи урока)

Итак, вы уже догадались, что нам нужно еще много узнать на уроке.

Для того чтобы раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные), нам потребуется научиться находить необходимую информацию, воспитать культуру общения при работе в группах, развивать произвольное внимания и память, познавательные интересы и инициативу – это задачи нашего урока.


3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия));

  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия);

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

  • описание форм и методов изложения нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), в котором(ой) работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся (воспитанников) к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе освоения нового учебного материала.

Цель для учителя: в ходе групповой работы сформировать представления о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы

Цель для обучающихся: развитие произволь-ного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы, научиться находить необходимую информацию.

3.1Построение проекта выхода из затруд-нения (цель и тема, способ, план, средство)

Кое-что о грибах вы уже знаете, но многое вам еще предстоит узнать. Предложите свои варианты, что нам поможет узнать больше о грибах.

Грибы мы будем изучать по определенному плану.

Учащиеся вместе с учителем составляют план.

Записывают в тетрадях.

1) многообразие видов, знакомые виды грибов.

2) внешнее строение тела гриба, его части, способы размножения

3) признаки, сходство гриба с растениями и животными

4) тип питания, «сапротроф», «паразит», «сим-бионт», «хищник», грибокорень

5) роль в природе и в жизни человека

Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Регулятивные УУД: умение планировать работу

3.2Реализация построенного проекта.

Для работы мы разделимся на 5 групп и каждая группа, пользуясь учебником и дополнительной литературой (Вишневский М.В. Самые распро-страненные съедобные грибы. Атлас-опреде-литель. Издательство: АСТ Астрель, 2010, таблица «Строение тела шляпочного гриба»), найдет ответ на свой вопрос. Вопросы – это пункты нашего плана.

Познавательные УУД: формирование умения ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе, находить и использовать нужную информацию.

Формирование умения владеть смысловым чтением.

3.3.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Представитель каждой группы отвечает на свой вопрос.

По ходу ответа все учащиеся делают краткие записи в тетрадях.

Примерные ответы учеников

  1. Около 100000 видов, наука – микология, низшие и высшие грибы, перечисляют 2-3 вида знакомых грибов, показывают грибы на муляжах.

  2. Рисунок гриба с обозначениями, размножение бесполое и половое.

  3. Признаки растений:

наличие хорошо выраженной клеточной стенки,

подвижность в вегетативном состоянии,

размножение спорами,

неограниченный рост,

поглощение пищи путем осмоса.

Признаки животных:

гетеротрофность,

наличие в клеточной стенке хитина,

отсутствие в клетке пластид и фотосинтезирующих пигментов,

накапливание гликогена как запасного вещества,

образование и выделение продукта жизнедеятельности – мочевины

  1. Грибы-гетеротрофы всасывают органические вещества поверхностью гифов. Грибы-сапротрофы питаются органическими соединениями мертвых организмов. Грибы-паразиты используют для питания живые ткани организма хозяина. Грибы-хищники - отличительной чертой этой своеобразной группы является особый способ питания - хищнический. Грибы ловят и умерщвляют микроскопических животных с помощью специальных ловчих аппаратов. Грибы-симбионты живут во взаимополезном сожительстве с зелеными растениями. Симбиоз шляпочных грибов с деревьями — срастание гифов грибов с древесными корнями и образование грибокорня.

  2. Грибы играют большую роль в круговороте веществ в природе, в разложении остатков животных и растений, попадающих в почву, образовании в почве органического вещества, повышении плодородия почвы.

Одно из выдающихся достижений ХХ века - открытие антибиотиков. Первый антибиотик, получивший широкое применение в практике, был пенициллин - продукт жизнедеятельности одного из видов грибов - пенициллов. В медицине широко применяют препараты из спорыньи. При помощи гриба черной плесени в промышленном масштабе получают лимонную кислоту. Дрожжевые грибы имеют огромное значение, их используют при пивоварении, хлебопечении, виноделии.

Сообщение учащегося

В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым – медикам появилось лекарство пенициллин. При его помощи было спасено миллионы раненых и больных. Первый антибиотик был открыт в 1928 г. А. Флемингом, а десять лет спустя Г. Флори и его коллеги из Оксфордского университета выделили чистый пенициллин, производство которого было развернуто в США во время второй мировой войны. В 1945 г. Г. Флори, А. Флемингу и Э. Чейну была присуждена Нобелевская премия за открытие пенициллина и выделение его в чистом виде. Некоторые пенициллы придают специфический запах и вкус некоторым сортам сыра. Именно им человечество обязано двумя превосходными сырами – рокфором и камамбером.

Коммуникативные УУД: формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД: формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия);

  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия);

  • описание форм и методов достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся (воспитанников), с которыми работает педагог;

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися (воспитанниками) нового учебного материала;

  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся (воспитанников) не освоила новый учебный материал.

Цель учителя: проверить первичный уровень освоения темы «Царство грибов»

Цель для обучающихся : уметь приводить примеры, и раскрывать особенности строения грибов, способы питания, их роль в природе и жизни человека

4.1Самостоятельная работа с самопроверкой

Выполните тест (задания на слайдах 1-5), проверьте свои ответы (слайд 6)

Критерии достижения планируемого результата :

1.Выбраны все правильные ответы

2.Возможна 1ошибка


А1. Грибы питаются:

1 – только путём фотосинтеза;

2 – готовыми органическими веществами;

3 – только органическими веществами живых организмов;

4 – только поселяясь на продуктах питания.

А2. Грибы размножаются:

1 – спорами;

2 – семенами;

3 – частью корня;

4 – частью стебля.

А3. Грибы не способны к фотосинтезу, потому, что:

1 – они живут в почве;

2 – не имеют хлорофилла;

3 – паразитируют на других живых организмах;

4 – имеют небольшие размеры

А4. Грибы-паразиты:

1 образуют на свету органические вещества;

2 – поселяются на продуктах питания;

3 – поселяются на других живых организмах;

4 – питаются готовыми органически веществами.

А5. К какой группе грибов относится мукор:

1 – сапрофиты;

2 – паразиты;

3 – ядовитые;

4 – съедобные.

Личностные УУД:осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное

4.2Включение в систему знаний повторения.

Критерии достижения планируемого результата :

1.Дан правильный ответ на поставленный вопрос

2.Приведены конкретные примеры.


Почему грибы нельзя отнести к царству растений?

Почему грибы хотели отнести к царству животных?

Почему выделили в особое, самостоятельное царство?

Какое строение имеет большинство грибов? Что такое гифы?

Кем являются грибы по способу питания? Почему вы так решили? Свой ответ поясните.

Каково значение грибов в жизни человека? Какие съедобные грибы вы знаете? Приведите 3-4 примера.

Регулятивные УУД: формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

4.3Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итак, урок подходит к концу. Вспомните, где у вас были ошибки, восполнили ли мы пробелы в своих знаниях?

Учащиеся отвечают по следующей схеме.

У меня была ошибка в _________, теперь я понял (а) (знаю), что _________.

Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать. А теперь оцените свою работу в группе по пятибалльной шкале и дайте командиру группы, чтобы он оценил вашу работу в группе так же по пятибалльной шкале.

Для выставления оценки в журнал сдайте рабочие листы.

Регулятивные: контроль, коррекция.


5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку цели самостоятельной работы для учащихся (воспитанников) (что должны сделать учащиеся (воспитанники) в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение цели, которую хочет достичь педагог, давая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся (воспитанникам) технологии успешного выполнения домашнего задания.

Домашнее задание.

Чтобы лучше знать царство грибов вы должны изучить :

1. Параграф 7;

2. Выполнить творческое задание:

А) Подготовить сообщение “Интересные факты о грибах”.

Урок закончен. Всем спасибо.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Царство грибов

Автор: Романова Надежда Константиновна

Дата: 25.02.2015

Номер свидетельства: 178436

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "В царстве грибов-открытый урок."
    ["seo_title"] => string(29) "vtsarstvieghribovotkrytyiurok"
    ["file_id"] => string(6) "293426"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455470456"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "В царстве грибов. "
    ["seo_title"] => string(19) "v-tsarstvie-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "103183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402570989"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Окружающий мир. Интегрированый урок " Царство грибов". "
    ["seo_title"] => string(58) "okruzhaiushchii-mir-intieghrirovanyi-urok-tsarstvo-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "236158"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443972221"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) "В царстве грибов "
    ["seo_title"] => string(21) "v-tsarstvie-ghribov-1"
    ["file_id"] => string(6) "157069"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421521978"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по ФГОС, на тему: "Царство грибов""
    ["seo_title"] => string(89) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-v-6-klassie-po-fgos-na-tiemu-tsarstvo-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "249164"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446831057"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства