kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В гости к частям речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения в 4 классе. Первый урок в разделе «Части речи. Орфография. Развитие речи». Цель урока: Определять и называть части речи, различать самостоятельные и служебные части речи. В ходе урока дети учатся умению строить: логические рассуждения, проявлять познавательную активность в учебном сотрудничестве. Самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свою деятельность по ее решению, оценивают правильность выполнения действий и умение исправлять ошибки в ходе и в результате действий. Учатся применять правила делового сотрудничества, участвовать в продуктивном диалоге с учителем и товарищами. По разработанным критериям осуществляют самооценку, самоконтроль, взаимооценку. На уроке используются методы: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве, дифференцированный подход. Формы работы: самостоятельная, групповая.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В гости к частям речи »

ТЕМА. Самостоятельные и служебные части речи.

4 класс



Тема урока

Место урока по теме

Самостоятельные и служебные части речи

( В гости к частям речи)

Урок повторения. Первый урок в разделе «Части речи. Орфография. Развитие речи»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Повторение, закрепление

Фронтальная, работа в группах, в парах, ….

Цель урока

Задачи урока


1.Повторить, закрепить и применять знания

о самостоятельных и служебных частях речи.


Предметные результаты:

1. Определять и называть части речи

2. Различать самостоятельные и служебные части речи.


Личностные результаты:

- умение строить логические рассуждения

- проявлять познавательную активность в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- оценивать правильность выполнения действий и умение исправлять ошибки в ходе и в результате действия.

Познавательные результаты:

- ученики понимают и определяют роль каждой части речи

- осознанно и произвольно умеют высказать свое мнение, умеют доказать.

Коммуникативные результаты:

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном диалоге с учителем, товарищами.






Ожидаемый результат

Знать

Уметь

  1. Самостоятельные и служебные части речи, их граматические признаки

1.Задавать вопрос, распознавать части речи.

2.Рассказывать о части речи, приводить примеры.

3.Составлять предложения.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве


Технологическая карта урока

Предмет: русский язык 4 класс

Ход урока


Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции

Оценивание/

формы контроля

Результат

I-й этап: организационный

2 мин.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок.

Ум и сердце в работу вложи

Каждой минутой в труде дорожи.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Мысленно пожелайте товарищам и себе успеха на уроке.

Повторим правило работы на уроке:

«Слушать, слышать, говорить»

- Вы согласны с правилом? Напомните, что оно обозначает.


Проверяют готовность к уроку.












Дети высказывают свое мнение.

Коммуникативная компетенция

Самоконтроль, самооценка

Эмоциональный настрой на урок.







Готовность учащихся к познавательной деятельности.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

II этап: постановка темы и целей урока

Создание проблемной ситуации, в виде вопросов или гипотез. Дети самостоятельно выдвинут цели урока.











Разминка.

Ребята, какое сейчас время года?

Как называется этот период осени?

Почему ее так называют?


Осень рассыпала листики-слова:

листья, одевать, и, сады, парки, красота, золотые.


-Вы сможете определить тему урока, если зададите к ним вопросы.


-Части речи приглашают вас к себе в гости. Но прежде мы должны ответить на некоторые вопросы.

- Давайте вспомним: «Что такое речь?»


-На какие виды делятся части речи? Для чего они служат?




- Что нам необходимо знать и уметь, чтобы определить часть речи?


Осень.

Ранняя осень. Золотая.

Начало осени. Много желтого цвета.





Что? Что делать? Что? Что? Что? Какие?


Задают вопрос к каждому слову, определяют тему : «Части речи.






- Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.


Самостоятельные и служебные. Служат, чтобы мы наиболее понятно и ярко могли выразить свою мысль.

Знать: на какой вопрос отвечает часть речи, что обозначает, уметь задавать вопрос.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Самоконтроль, самооценка

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать

свою работу.

Определять умения на основе предшествующих знаний.















Ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

III – этап самоопределения


-Перед каждым из вас лежит листочек. Эти листочки не простые – это приглашение в гости к частям речи. Ваша задача по слову на листочке распознать часть речи и пройти за ее столик.

- Давайте запишем число. Какая часть речи нам его прокомментирует?


-Какое это числительное: порядковое или количественное?

- Вспомним, как нужно вести себя в гостях.


- Я думаю, что вы уже догадались, на какую тему мы будем вести беседу.

Падают с ветки желтые монетки

Под ногами целый клад!

Это осень золотая,

Дарит, листья, не считая.

Золотые дарит листья вам и нам

И всем подряд.

( И. Пивоварова)


- Поставьте ударение. Назовите орфограмму в слове «осень»

- Пропишите одну строчку.

- Во второй строчке к букве «е» добавьте другие гласные, требующие проверки в слабой позиции.

- Поменяйтесь тетрадями. Подчеркните наиболее удачную запись. Поставьте оценку карандашом.

- Образуйте от слова осень другие, присутствующие здесь, самостоятельные части речи.

-Что заметили?








Расходятся, образуя группы.



Имя числительное. Записывают число.



Порядковое.



Ответы детей.













Тема «Осень»





Безударная гласная «е»




Записывают: аоеия







осень, осенний.




Слова осень и осенний являются проверочными друг для друга.




































Взаимоконтроль, взаимооценка















Характеристика объекта по одному или нескольким признакам.

Применять полученные ранее знания.




























Оценивать свою работу и работу товарища.













IV – этап. Учебно – познавательная деятельность.

1). В типовой ситуации













































































































2) В измененной ситуации.

Вам представится возможность проверить свои знания. Выполним самостоятельную работу.

- В группе составьте Эссе о части речи, у которой вы в гостях. Для примеров используйте слова и предложения на тему «Осень». Если что-то забыли, откройте учебник, стр. 38 упр. 109, таблица поможет вам выполнить задание.







- Осень дарит нам много подарков.

Отгадайте загадки, и вы узнаете, что она подарила каждой части речи.

Загадывает загадки, по мере получения отгадки, раздает конверты с заданиями.






1)Загадка «Имени существительному»

Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой? 


2.) Имени прилагательному.

Словно красный яркий шар-

На гряде природы дар

По рецептам лучшим самым

Заготовят к зиме мамы

3) Глаголу

Былинкою была всё воду пила

Побелела, растолстела, словно сахар, захрустела.


4) Местоимению, Числительному.

Я — сладкий, рос на юге, как солнышко, в листве.

Оранжевый и круглый, я нравлюсь детворе.


Золотист он и усат

В ста карманах – сто ребят.


5) Предлогу и союзу

Голова на ножке, в голове горошки.

Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой.
- Какое слово лишнее? Почему?




Посадил дед репку

Выросла репка большая -пребольшая.

Пошел дед за репкой


Тянет – потянет, вытянуть не может.

Позвал он бабку. Тянут – потянут.

Позвали они внучку, жучку, кошку и мышку. Тянут – потянут.

Вытянули репку!



- Сейчас мы поиграем в игру «Запомни и воспроизведи»

Посмотрите внимательно на доску. Запомните написанные словарные слова.




Мы продолжим наш урок. Послушайте стихотворение А.К. Толстого

«Осень»

Осень!...Осыпается весь наш бедный сад.

Листья, пожелтевшие, по ветру летят.

Лишь вдали красуются, – там, на дне долин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин.

Что вам известно о рябине?


- Откроем учебник на стр. 40, упражнение 113.

- Что видите на рисунке? Прочитаем задание.





- Гостей принято угощать чаем с конфетами. Сегодня Части речи угостят вас конфетами.

У вас есть возможность немного больше узнать о рябине и выполнить задание, при этом проверить, хорошо ли вы умеете распознавать части речи.

Работают в группах.






По три человека от группы устно и письменно на доске: читают Эссе, приводят примеры из слов. Записывают на доске предложения с указанием своей части речи.



Представитель от каждой команды (отгадавший первым загадку), записывает слово – отгадку на доске, подчеркивает букву, которую надо запомнить и забирает конверт с «подарком» - заданием (карточку для каждого ребенка)





Осенние грибы опята









Помидоры





Капуста






Апельсин, мандарин




Колос




Горох





Репка


В слове репка парный согласный.


ФИЗМИНУТКА «Репка»

Присаживаются

Медленно поднимаются, руки в стороны, вверх.

Шагают, руки, согнутые в локтях.

Тянут.


Легкий бег на месте. Тянут.


Качаются вперед-назад – тянут.

Руки вверх. Выдох.

Садятся на места.


Заучивают слова 30 секунд, затем слова закрываются. Дети записывают те, что запомнили. Проверяем, кто больше записал: зачитывают, называют букву, которую нужно было запомнить.
















Ответы детей.


Рис. «Рябина". Читают задание: написать по картинкам слова разных частей речи. Составить с ними предложения.

Устно называют слова, и часть речи,

составляют предложения о рябине

Получают конфету с заданием.

Выполняют самостоятельную работу, которая содержит задания 2-х уровней.

1-й – карамель «Рябиновый ликёр»

2-й – «Рябиновая роща»

(приложение)

Коммуникативная, учебно-познавательная, информационная

















































































































































































































































взаимоконтроль

Умение работать сообща, использовать полученные ранее знания и самостоятельно добывать недостающие знания. Выступать устно и письменно о результатах своего исследования.





































































































Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

Активизация словаря


Умение определять свои возможности, работать индивидуально.

V – Домашнее задание

Инструкция по выполнению домашнего задания

1 – й уровень. Переписать в тетрадь загадку (с карточки – подарка), определить части речи.

2-й уровень Предложить свою информацию на тему «Осень», выполнить синтаксический разбор предложения, в котором встречаются разные части речи.

Слушают, задают вопросы.

Личностно - ориентированный

Самоопределение.

Умение проявлять познавательную активность, оценивать свои возможности.

VI - Рефлексия

























Самооценка результатов деятельности

*Обозначаю я предмет, предметов много – спору нет.


*Я равного себе не знаю и признаки обозначаю.


*Разве не знаете всё еще вы,

То, что без действий все вещи мертвы?


*Я делу отдаюсь сполна -

Я заменяю имена.

*Я имя восхитительное,

Определяю победителя.


*Служу для связи в предложении числительного, существительного

или местоимения с другими словами.


* Поверьте без сомнения: свяжу не только я слова, но и предложения.


- Осень разукрасила листья в разные цвета. У вас на столах лежат листочки, которые и вы раскрасите в разные цвета и прилепите на доску:

Желтый – я хорошо умею распознавать части речи и могу рассказать о любой из них одноклассникам

Бардовый - я хорошо умею распознавать части речи, но не уверен, что смогу подробно рассказать о них товарищам.

Красный –я затрудняюсь в определении части речи.


Машут листиками ( Имя существительное, Имя прилагательное, Глагол, Местоимение,

Числительное, Предлог, Союз)



Умение определять часть речи по описанию





















Прогнозирование









ПРИЛОЖЕНИЕ

Уровень I – й (с пометкой конфета «Рябиновый ликер»).

Прочитать текст. Выписать по 5 примеров слов от каждой части речи в таблицу.

Рябина – это ветвистое дерево величиной 4-10 метров. Она – одно из наиболее любимых деревьев. Немало песен и стихов посвящено ее прекрасному облику, белоснежным душистым цветкам, ярким плодам. Живет рябина долго – 100 -200 лет. Плоды рябины собирают после первых заморозков. Из них варят варенье, начинки для конфет, сушат и многое другое. Ягодой рябину называют лишь в обиходе, а строго говоря, её плоды – маленькие яблочки: мясистые, с семечками внутри. Зимой рябина служит пищей для птиц. Они, в свою очередь, участвуют в распространении семян растения.


Карточка – подсказка (если потребуется)


Имя

существительное

Имя

прилагательное

Глагол

Местоимение

Числительное

Предлоги/

Союзы








Уровень II – й. (с пометкой конфета «Рябиновая роща»)

Прочитать текст. Составить таблицу «Части речи». Выписать по 5 примеров слов от каждой части речи в таблицу.

Выполнить синтаксический разбор последнего предложения, выписать словосочетания.

Рябина – это ветвистое дерево величиной 4-10 метров. Она – одно из наиболее любимых деревьев. Немало песен и стихов посвящено ее прекрасному облику, белоснежным душистым цветкам, ярким плодам. Живет рябина долго – 100 -200 лет. Плоды рябины собирают после первых заморозков. Из них варят варенье, начинки для конфет, сушат и многое другое. Ягодой рябину называют лишь в обиходе, а строго говоря, её плоды – маленькие яблочки: мясистые, с семечками внутри. Зимой рябина служит пищей для птиц. Они, в свою очередь, участвуют в распространении семян растения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
В гости к частям речи

Автор: Климова Елена Николаевна

Дата: 29.09.2014

Номер свидетельства: 115379

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока на тему "Части речи" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chasti-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "141692"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418149560"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока на тему "Части речи. Повторение""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chasti-riechi-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "309488"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458811933"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Интегрированный урок русского языка с познанием мира : " Обобщение частей речи " и презентация: "В гости к Весне!!!""
    ["seo_title"] => string(125) "intieghrirovannyi-urok-russkogho-iazyka-s-poznaniiem-mira-obobshchieniie-chastiei-riechi-i-priezientatsiia-v-ghosti-k-viesnie"
    ["file_id"] => string(6) "306176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458061369"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Глагол как часть речи "
    ["seo_title"] => string(26) "glaghol-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "154826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421219426"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок русского языка "Части речи" 3  класс "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-russkogho-iazyka-chasti-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "233426"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443101834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства