I-й этап: организационный 2 мин. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Прозвенел уже звонок Начинаем наш урок. Ум и сердце в работу вложи Каждой минутой в труде дорожи. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Мысленно пожелайте товарищам и себе успеха на уроке. Повторим правило работы на уроке: «Слушать, слышать, говорить» - Вы согласны с правилом? Напомните, что оно обозначает. | Проверяют готовность к уроку. Дети высказывают свое мнение. | Коммуникативная компетенция | Самоконтроль, самооценка | Эмоциональный настрой на урок. Готовность учащихся к познавательной деятельности. |
Создание проблемной ситуации, в виде вопросов или гипотез. Дети самостоятельно выдвинут цели урока. | Разминка. Ребята, какое сейчас время года? Как называется этот период осени? Почему ее так называют? Осень рассыпала листики-слова: листья, одевать, и, сады, парки, красота, золотые. -Вы сможете определить тему урока, если зададите к ним вопросы. -Части речи приглашают вас к себе в гости. Но прежде мы должны ответить на некоторые вопросы. - Давайте вспомним: «Что такое речь?» -На какие виды делятся части речи? Для чего они служат? - Что нам необходимо знать и уметь, чтобы определить часть речи? | Осень. Ранняя осень. Золотая. Начало осени. Много желтого цвета. Что? Что делать? Что? Что? Что? Какие? Задают вопрос к каждому слову, определяют тему : «Части речи. - Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем. Самостоятельные и служебные. Служат, чтобы мы наиболее понятно и ярко могли выразить свою мысль. Знать: на какой вопрос отвечает часть речи, что обозначает, уметь задавать вопрос. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Самоконтроль, самооценка | Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. Определять умения на основе предшествующих знаний. Ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности |
| -Перед каждым из вас лежит листочек. Эти листочки не простые – это приглашение в гости к частям речи. Ваша задача по слову на листочке распознать часть речи и пройти за ее столик. - Давайте запишем число. Какая часть речи нам его прокомментирует? -Какое это числительное: порядковое или количественное? - Вспомним, как нужно вести себя в гостях. - Я думаю, что вы уже догадались, на какую тему мы будем вести беседу. Падают с ветки желтые монетки Под ногами целый клад! Это осень золотая, Дарит, листья, не считая. Золотые дарит листья вам и нам И всем подряд. ( И. Пивоварова) - Поставьте ударение. Назовите орфограмму в слове «осень» - Пропишите одну строчку. - Во второй строчке к букве «е» добавьте другие гласные, требующие проверки в слабой позиции. - Поменяйтесь тетрадями. Подчеркните наиболее удачную запись. Поставьте оценку карандашом. - Образуйте от слова осень другие, присутствующие здесь, самостоятельные части речи. -Что заметили? | Расходятся, образуя группы. Имя числительное. Записывают число. Порядковое. Ответы детей. Тема «Осень» Безударная гласная «е» Записывают: аоеия осень, осенний. Слова осень и осенний являются проверочными друг для друга. | | Взаимоконтроль, взаимооценка | Характеристика объекта по одному или нескольким признакам. Применять полученные ранее знания. Оценивать свою работу и работу товарища. |
1). В типовой ситуации 2) В измененной ситуации. Вам представится возможность проверить свои знания. Выполним самостоятельную работу. | - В группе составьте Эссе о части речи, у которой вы в гостях. Для примеров используйте слова и предложения на тему «Осень». Если что-то забыли, откройте учебник, стр. 38 упр. 109, таблица поможет вам выполнить задание. - Осень дарит нам много подарков. Отгадайте загадки, и вы узнаете, что она подарила каждой части речи. Загадывает загадки, по мере получения отгадки, раздает конверты с заданиями. 1)Загадка «Имени существительному» Что за ребятки на пеньках Столпились тесной кучкой? И держат зонтики в руках, Застигнутые тучкой? 2.) Имени прилагательному. Словно красный яркий шар- На гряде природы дар По рецептам лучшим самым Заготовят к зиме мамы 3) Глаголу Былинкою была всё воду пила Побелела, растолстела, словно сахар, захрустела. 4) Местоимению, Числительному. Я — сладкий, рос на юге, как солнышко, в листве. Оранжевый и круглый, я нравлюсь детворе. Золотист он и усат В ста карманах – сто ребят. 5) Предлогу и союзу Голова на ножке, в голове горошки.
Ее тянут бабка с внучкой, Кошка, дед и мышка с Жучкой. - Какое слово лишнее? Почему? Посадил дед репку Выросла репка большая -пребольшая. Пошел дед за репкой Тянет – потянет, вытянуть не может. Позвал он бабку. Тянут – потянут. Позвали они внучку, жучку, кошку и мышку. Тянут – потянут. Вытянули репку! - Сейчас мы поиграем в игру «Запомни и воспроизведи» Посмотрите внимательно на доску. Запомните написанные словарные слова. Мы продолжим наш урок. Послушайте стихотворение А.К. Толстого «Осень» Осень!...Осыпается весь наш бедный сад. Листья, пожелтевшие, по ветру летят. Лишь вдали красуются, – там, на дне долин, Кисти ярко – красные вянущих рябин. Что вам известно о рябине? - Откроем учебник на стр. 40, упражнение 113. - Что видите на рисунке? Прочитаем задание. - Гостей принято угощать чаем с конфетами. Сегодня Части речи угостят вас конфетами. У вас есть возможность немного больше узнать о рябине и выполнить задание, при этом проверить, хорошо ли вы умеете распознавать части речи. | Работают в группах. По три человека от группы устно и письменно на доске: читают Эссе, приводят примеры из слов. Записывают на доске предложения с указанием своей части речи. Представитель от каждой команды (отгадавший первым загадку), записывает слово – отгадку на доске, подчеркивает букву, которую надо запомнить и забирает конверт с «подарком» - заданием (карточку для каждого ребенка) Осенние грибы опята Помидоры Капуста Апельсин, мандарин Колос Горох Репка В слове репка парный согласный. ФИЗМИНУТКА «Репка» Присаживаются Медленно поднимаются, руки в стороны, вверх. Шагают, руки, согнутые в локтях. Тянут. Легкий бег на месте. Тянут. Качаются вперед-назад – тянут. Руки вверх. Выдох. Садятся на места. Заучивают слова 30 секунд, затем слова закрываются. Дети записывают те, что запомнили. Проверяем, кто больше записал: зачитывают, называют букву, которую нужно было запомнить. Ответы детей. Рис. «Рябина". Читают задание: написать по картинкам слова разных частей речи. Составить с ними предложения. Устно называют слова, и часть речи, составляют предложения о рябине Получают конфету с заданием. Выполняют самостоятельную работу, которая содержит задания 2-х уровней. 1-й – карамель «Рябиновый ликёр» 2-й – «Рябиновая роща» (приложение) | Коммуникативная, учебно-познавательная, информационная | взаимоконтроль | Умение работать сообща, использовать полученные ранее знания и самостоятельно добывать недостающие знания. Выступать устно и письменно о результатах своего исследования.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения Активизация словаря Умение определять свои возможности, работать индивидуально. |
Самооценка результатов деятельности | *Обозначаю я предмет, предметов много – спору нет. *Я равного себе не знаю и признаки обозначаю. *Разве не знаете всё еще вы, То, что без действий все вещи мертвы? *Я делу отдаюсь сполна - Я заменяю имена. *Я имя восхитительное, Определяю победителя. *Служу для связи в предложении числительного, существительного или местоимения с другими словами. * Поверьте без сомнения: свяжу не только я слова, но и предложения. - Осень разукрасила листья в разные цвета. У вас на столах лежат листочки, которые и вы раскрасите в разные цвета и прилепите на доску: Желтый – я хорошо умею распознавать части речи и могу рассказать о любой из них одноклассникам Бардовый - я хорошо умею распознавать части речи, но не уверен, что смогу подробно рассказать о них товарищам. Красный –я затрудняюсь в определении части речи. | Машут листиками ( Имя существительное, Имя прилагательное, Глагол, Местоимение, Числительное, Предлог, Союз) | | | Умение определять часть речи по описанию Прогнозирование |