Тема: “Части речи. Обобщение”.
Цель : повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, выработка соответствующих умений и навыков.
Активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся по предмету.
Задачи урока:
1. Закреплять умение распознавать части речи.
2.Отрабатывать умение ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки.
3.Развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать мышление, воображение, внимание.
4. Развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях (работа в игровых центрах).
5. Воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Сегодня, у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
Я вижу у вас хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и передадим наше настроение гостям.
- Пусть хорошее настроение сохранится у вас на весь урок.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите руки на столы и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я, разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
- Девизом нашего урока будут слова: “Скучать некогда!”
2. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, какое сегодня число?
(15 марта )
- А о чем нам говорит название месяца?
( Наступила весна )
- Докажите.
Какие признаки весны мы наблюдаем?
- Сегодня на нашем уроке гости. Догадайтесь, кто они?
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад вперед по пашне вскачь,
А зовется птица …. (грач)
- Какая орфограмма в слове грач?
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины …. (ласточка)
Из дальних стран вернулся я,
Чтоб вас порадовать, друзья.
Весна пришла! Зиме – конец! " –
Пел у скворечника ….( скворец)
Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют?
(Жаворонок)
-Первой группе будут помогать грачи, а второй группе - ласточки.
Птицы наши друзья и они помогут нам сегодня справиться со всеми заданиями. Они принесли с собой карточки помощи. Ну, а мы покажем, что знаем и что умеем делать на уроках русского языка, покажем как хорошо и активно умеем работать.
3.Чистописание.
1) – Зимой на чистом белом снегу птицы рисуют разные узоры, некоторые из них похожи на буквы. Вот они.
На доске написаны письменным шрифтом буквы и сочетания букв для чистописания:
и й ц
рими еййй иииц
В соединениях букв допущены следующие ошибки:
- буквы и-м написаны без нижнего соединения;
- между буквами е-й очень длинная соединительная линия;
- неправильно соединяются между собой буквы и-ц.
- Назовите эти буквы (и,й,ц).
- Какой элемент у них является общим? (Короткая наклонная линия с закруглением внизу – крючок)
- Запишите 2 раза каждую букву на первой строке тетради.
- А теперь прочитайте сочетания букв (рими, еййй, иииц).
- Кто затруднялся в прочтении этих сочетаний? Почему? (В соединении букв допущены ошибки)
- Запишем все сочетания букв в тетрадях правильно, исправив ошибки в соединениях.
- Вас ребята (1 группа), грачи просят найти и исправить ошибки самим.
- Для вас, ребят, ласточки принесли принесли карточки помощи № 1.
- Денис выбери правильные соединения на карточке и запишите их в тетрадь.
- Илья исправь подчёркнутые ошибки в соединении букв и запишите их правильно.
- Когда наши гости – птицы летели, они рассыпали слова, которые должны стоять в определённом порядке, а у некоторых слов выпали буквы.
4.Словарная работа
В…р…бей, х.лодный, прил….тели, в.сна, зап…ли, з.лёная, тр.ва, кр.чал, яркое
- Вам нужно разложить эти слова в три столбика и вставить пропущенную букву. А по какому признаку вы будете распределять слова в столбики.
- Значит чем, мы сегодня будем заниматься?
- Мы с вами обобщим все то, что узнали о частях речи. А как называется страна, в которой живут части речи?
5. работа по теме урока
(распределение учащимися слов в столбики по группам)
Воробей холодный прилетели
Весна зеленая запели
Трава яркое кричал
- Прочитайте слова первого столбика, объясните правописание букв.
?
А) На вопрос кто и что?
Отвечать оно должно!
Очень удивительное
Имя ….(существительное)
- К какой части речи относятся эти слова. Давайте поставим вопросы к словам.
- Что вы знаете о существительном? (Ответы учеников)
- Как изменяются существительные?
-Прочитайте стихотворение, знакомо оно вам? Кто написал? (Александр Яшин)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
- Какова главная идея стихотворения?
- Хотя и пришла уже весна, но проблема кормления птиц осталась. Почему?
Мы с вами тоже покормим птиц.
Игра «Покормите птиц»
- Распредилить слова по кормушкам
- Как правильно определить род имени существительного. Что нам в этом помогает?
1 кормушка (м.р)
2 кормушка (ж.р)
3 кормушка (ср.р)
4 кормушка (мн.ч.)
Слова: зерно, хле…, крошки, овес, пшеница, пшено, яблоко, рож…, яйцо, семена.
- Подведем итог: имя существительное это….
Б) Какая часть речи спряталась за этими строками? (прилагательное)
Определяю я предмет,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- В каком столбике у нас находятся имена прилагательные?
- Что вы знаете об имени прилагательном?
-Как правильно определить род и число имени прилагательного?
- Давайте подберем к этим прилагательным существительные и запишем, задав вопрос и определив род имени прилагательного. (Холодный, зеленая, яркое )
-Какие пропущенные буквы вы вставили? (Запись словосочетаний с постановкой вопроса и с указыванием связи) - Разобрать прилагательные по составу.
В) О какой части речи говорится в загадке?
Без меня предметы
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт:
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб растёт в полях.
- Что такое глагол? (глагол)
- В каком столбике у нас записаны глаголы?
- Что такое глагол? Как изменяются глаголы?
(Прилетели, запел, кричал)
- Объясните правописание
Работа по карточкам самостоятельно
– Прочитайте текст. Назовите орфограммы.
Подчеркните глаголы, определите число глаголов.
В лесу.
Ребята пришли в лес. Весело поют птицы. Громко стуч….т дятлы. Пуш…стая белка грызёт ш….шки. В гн…зде спят бельчата. Проб….жала серая мыш….
- А какую вы еще знаете часть речи?
( Предлог )
- Чем отличается предлог от приставки?
- Какие предлоги ты знаешь?
- А теперь поупражняемся в написании предлогов и приставок.
(Работа у доски.)
На доске слова:
(за) горой (за) бежать (в) летел
(с) крыши (в) дом (над) рекой
(на) резать (с) вернула (над) резал
6.Игра на закрепление
Я буду называть различные части речи. Если произнесу существительное поднимите руки вверх. Если назову имя прилагательное, покачай головой. Если услышите глагол, прыгаете. Повторите моё задание.
Слова: завод, весёлый, поднять, опустили, дружные, театр, цирк, слон, новый учатся, красивый, доброта, вежливый.
7. Итог урока.
- Скажите, соответствовал ли наш девиз данному уроку?
(Скучать некогда)
- Почему?
- Что вы еще можете дополнить к уроку?
8. Рефлексия
- если у вас все получалось и все было понятным, то приклейте к днреву зеленый листок, если у вас были затруднения, то желтый листо, а если у вас ничего не получилось, то красный листок.
- Посмотрите вот и у нас дерево зацвело с приходом весны
9. Оценивание
10. Домашнее задание