kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Глагол как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФИО: Шаяхметова Л. А.

Число: 12.12.2014 г.

Предмет: русский язык

Тема: Глагол как часть речи.

Цель: дать понятие о глаголе как части речи, формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи, выяснить роль глагола в речи;  способствовать развитию и обогащению речи; формировать развитие орфографической зоркости.

Тип урока: комбинированный

Наглядности: учебное пособие, презентация.

                                     Ход урока:

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

 - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые гости!  Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока.

-Поприветствуйте гостей улыбкой,  пожелайте мысленно себе удачи и тихонечко садитесь за парты. Обратите внимание на свою осанку. Выпрямите спинки, сядьте ровно. Итак, ребята, настроимся на работу.

II. Оформление тетради.

Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа, тему урока.

Объявление цели  (познакомить с глаголом как частью речи; учиться выделять его в речи).

III. Проверка д/з.

-Какое задание требовалось выполнить?

Но вначале, ребята, повторение изученного. Мы с вами закончили главную часть, которая наз-ся им. сущ.

Фронтальный опрос.

IV. Повторение изученного.  3 уч-ся к доске. Распределительный диктант.     ( по родам)

Ракета,  поле, язык, слово, буря, озеро, гром, дерево, молния, слон, птица, волк.

V.Определение темы.

Угадайте ребус: слово (слайд 4)

Дети. Это слово.

Учитель. Что вы знаете о слове?

Дети.  Слово может отвечать на какой-нибудь вопрос, например кто? что? какой? и др.

– Слово что-либо обозначает.

 Оно может относиться к разным частям речи.

Уч-ль: С какой  частью  речи вы уже знакомы?

Что оно обозначает?

Уч-ся: Существительными.  Предмет.

Учитель. А вот о каких  словах мы будем говорить, и какая тема сегодняшнего урока вы узнаете,  выслушав стихотворение. слайд

Интересная часть речи

 В русском языке живет,

 Кто что делает расскажет,

 Чертит, пишет иль поет,

 Вышивает или пашет,

 Или забивает гол,

 Варит, жарит, моет,

 Чистит –  все расскажет нам… (глагол)

 

– Так какая тема урока? (на доску “Глагол”) слайд

VI. Работа по теме.

     Известный русский лингвист А.М Пешковский  утверждал, что «глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены». И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.

   Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

 

Так зачем нужны глаголы? (важны при построении предложения, при передаче какого-либо сообщения, помогают точно понять смысл сказанного).

 

1.Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».

2.Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

    А теперь давайте прочитаем небольшую статью на стр.143.

-Для чего же нужны глаголы в нашей речи?

(передать действие, состояние, оживляют речь)

     Сейчас, мы проверим так ли это на самом деле.

VII. Физкультминутка.

Поскачите, попляшите

Сядьте тихо, полежите,

Поднимитесь, распрямитесь,

Потянитесь и согнитесь.

Встаньте прямо, улыбнитесь,

Быть хорошими старайтесь,

Вы рифмовку прочитали …..

А глаголы вы узнали?

  Назовите глаголы.

VIII. Глагол-самая огнедышащая, самая живая часть речи….. и сейчас мы в этом убедимся.

 Прочитайте ,внимательно, текст. Слайд

Что удивило?

Полностью понятен смысл текста?

Вы согласитесь, что в  первом тексте нет действий, он неживой? А второй, он более интересный всё приводит в действие.

Какова же роль глаголов? (оживляют речь, помогают точно передать смысл)

IX. А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов  “Кто что делает?”

Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..

Сделайте вывод.

X.  Определите часть речи слов-близнецов.

На то и печь, чтобы в ней хлеб печь. (сущ.-глагол)

 Иди домой, но сначала коридор домой. (сущ.-глагол)

Снежное покрывало все в поле покрывало. (сущ.-глагол)

В углу раздался детский плач.

И кто-то вдруг сказал: «Не плачь!» (сущ.-глагол)

Стоя на нашем берегу, покой границы берегу. (сущ.-глагол)

XI.  Прочитайте стихотворение. М.Исаковского «Ветер».Найдите и подчеркните в тексте глаголы, употребленные в переносном значении. Осторожно ветер

Из калитки вышел,                                                                                                                                         Постучал в окошко,                                                                                                                                   Пробежал по крыше,                                                                                                                                                Поиграл немного                                                                                                                                       Ветками черемух,                                                                                                                                      Пожурил за что – то

Воробьев знакомых.

М.Исаковский.

XII. Игра “Кто больше?” – соревнования по рядам: кто больше подберет подходящих глаголов к именам существительным.

XIII. Работа с пословицами.

Посмотрите на доску. Как вы думаете, что написано на доске? (Пословицы).

Составьте пословицы из левой и правой части.

XIV. Итог урока.

    Ребята, а теперь давайте подведём итоги нашего урока.

Как вы думаете, мы достигли цели урока: научились определять глаголы, отличать их от других частей речи?

XV.  Д/з.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Глагол как часть речи »

ФИО: Шаяхметова Л. А.

Число: 12.12.2014 г.

Предмет: русский язык

Тема: Глагол как часть речи.

Цель: дать понятие о глаголе как части речи, формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи, выяснить роль глагола в речи; способствовать развитию и обогащению речи; формировать развитие орфографической зоркости.

Тип урока: комбинированный

Наглядности: учебное пособие, презентация.

Ход урока:

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока.

-Поприветствуйте гостей улыбкой, пожелайте мысленно себе удачи и тихонечко садитесь за парты. Обратите внимание на свою осанку. Выпрямите спинки, сядьте ровно. Итак, ребята, настроимся на работу.

II. Оформление тетради.

Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа, тему урока.

Объявление цели (познакомить с глаголом как частью речи; учиться выделять его в речи).

III. Проверка д/з.

-Какое задание требовалось выполнить?

Но вначале, ребята, повторение изученного. Мы с вами закончили главную часть, которая наз-ся им. сущ.

Фронтальный опрос.

IV. Повторение изученного. 3 уч-ся к доске. Распределительный диктант. ( по родам)

Ракета, поле, язык, слово, буря, озеро, гром, дерево, молния, слон, птица, волк.

V.Определение темы.

Угадайте ребус: слово (слайд 4)

Дети. Это слово.

Учитель. Что вы знаете о слове?

Дети. Слово может отвечать на какой-нибудь вопрос, например кто? что? какой? и др.

– Слово что-либо обозначает.

Оно может относиться к разным частям речи.

Уч-ль: С какой частью речи вы уже знакомы?

Что оно обозначает?

Уч-ся: Существительными. Предмет.

Учитель. А вот о каких словах мы будем говорить, и какая тема сегодняшнего урока вы узнаете, выслушав стихотворение. слайд

Интересная часть речи

В русском языке живет,

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет,

Чистит – все расскажет нам… (глагол)


– Так какая тема урока? (на доску “Глагол”) слайд

VI. Работа по теме.

Известный русский лингвист А.М Пешковский утверждал, что «глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены». И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.

Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.


Так зачем нужны глаголы? (важны при построении предложения, при передаче какого-либо сообщения, помогают точно понять смысл сказанного).


1.Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».

2.Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

А теперь давайте прочитаем небольшую статью на стр.143.

-Для чего же нужны глаголы в нашей речи?

(передать действие, состояние, оживляют речь)

Сейчас, мы проверим так ли это на самом деле.

VII. Физкультминутка.

Поскачите, попляшите

Сядьте тихо, полежите,

Поднимитесь, распрямитесь,

Потянитесь и согнитесь.

Встаньте прямо, улыбнитесь,

Быть хорошими старайтесь,

Вы рифмовку прочитали …..

А глаголы вы узнали?

Назовите глаголы.

VIII. Глагол-самая огнедышащая, самая живая часть речи….. и сейчас мы в этом убедимся.

Прочитайте ,внимательно, текст. Слайд

Что удивило?

Полностью понятен смысл текста?

Вы согласитесь, что в первом тексте нет действий, он неживой? А второй, он более интересный всё приводит в действие.

Какова же роль глаголов? (оживляют речь, помогают точно передать смысл)

IX. А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?”

Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..

Сделайте вывод.

X. Определите часть речи слов-близнецов.

На то и печь, чтобы в ней хлеб печь. (сущ.-глагол)

Иди домой, но сначала коридор домой. (сущ.-глагол)

Снежное покрывало все в поле покрывало. (сущ.-глагол)

В углу раздался детский плач.

И кто-то вдруг сказал: «Не плачь!» (сущ.-глагол)

Стоя на нашем берегу, покой границы берегу. (сущ.-глагол)

XI. Прочитайте стихотворение. М.Исаковского «Ветер».Найдите и подчеркните в тексте глаголы, употребленные в переносном значении. Осторожно ветер

Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше, Поиграл немного Ветками черемух, Пожурил за что – то

Воробьев знакомых.

М.Исаковский.

XII. Игра “Кто больше?” – соревнования по рядам: кто больше подберет подходящих глаголов к именам существительным.

XIII. Работа с пословицами.

Посмотрите на доску. Как вы думаете, что написано на доске? (Пословицы).

Составьте пословицы из левой и правой части.

XIV. Итог урока.

Ребята, а теперь давайте подведём итоги нашего урока.

Как вы думаете, мы достигли цели урока: научились определять глаголы, отличать их от других частей речи?

XV. Д/з.


Дополнительное задание:

Списать. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть глаголы.

1 карточка.

А рядом, у проталинки

В тр..ве между к..рней

Б..жит, струится маленький

Серебряный ручей.

2 карточка

Кругом р..са медвяная

Сп..лзает по р..ке,

Под нею зел..нь пряная

Сияет в серебре.

3 карточка

Черемуха душистая

С в..сною расцв..ла

И ветви з..л..тистые

Что кудри зав..ла.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Глагол как часть речи

Автор: Шаяхметова Лаура Алибековна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 154826

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект открытого урока на тему "Разбор глагола как части речи" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-razbor-ghlaghola-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "244841"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446021033"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "155968"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421341211"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Понятие о глаголе как части  речи"
    ["seo_title"] => string(40) "poniatiie-o-ghlagholie-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "256966"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448256174"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Разработка урока по русскому языку: "Глагол как часть речи. Значение приставок. Изменение глаголов по временам". "
    ["seo_title"] => string(120) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-glaghol-kak-chast-riechi-znachieniie-pristavok-izmienieniie-ghlagholov-po-vriemienam"
    ["file_id"] => string(6) "159527"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421918955"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства