- Что было задано на дом? (составить тонкие и толстые вопросы)
III. Вызов
- Ребята, послушайте внимательно и доскажите словечко.
1. Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче ………. (здравствуй)
2. Если просишь что нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать ……………. (пожалуйста)
3. Если словом или делом
Вам помог кто – либо.
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить …………. (спасибо)
4. Порвал воробей паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну ………………… (извините)
- Как называются слова, которые вы досказали?
- Какие еще вежливые слова вы знаете?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке, чему
учиться? Давайте заполним нашу корзину идей своими мыслями.
- Да, ребята, сегодня мы будем говорить о вежливости , и поможет нам в
этом замечательная детская писательница Валентина Александровна
Осеева.
- Что вы можете сказать о ней глядя на портрет?
( один ученик рассказывает биографию Осеевой ) 1слайд
Валентина Осеева родилась 15 апреля 1902 года, в городе Киеве, в семье инженера. Она мечтала стать актрисой, но по семейным обстоятельствам всей семьей пришлось переехать в Москву.
Валентина Осеева проработала учителем 16 лет. Хорошо знала детей, их характеры, жизнь, интересы и передавала все это в своих рассказах.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из рассказов Осеевой.
- Откройте учебники на стр. 87 и прочитайте как он называется.
- О чем может быть рассказ с таким названием? (прогнозирование)
- Можно ли по названию определить, каким он будет: шуточный, серьезный или поучительный?
- Обратите внимание на иллюстрацию к рассказу.
- Кто изображен на иллюстрации?
- Как выглядят герои?
- Как вы думаете, что произошло между ними?
- Давайте прочитаем рассказ, но сначала подготовим для чтения глаза.
IV. Физминутка
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг
Погляжу на мир вокруг.
V. Осмысление
Отрывок 1
- Сейчас мы будем читать с остановками, возьмите карандаши и подчеркните непонятные для вас слова.
- Лексическое значение каких слов вы не поняли?
Буркнул - говорил ворчливо, невнятно.
Засопел - издавал носом свистящие звуки
-Каким словом можно заменить слова «чуть не поддал хорошенько»?
Вопросы для осмысления текста
- Как выглядел мальчик, когда встретился со стариком?
- Какое у него было настроение?
Выборочное чтение.
Просмотрите еще раз текст в группах и выберите отрывок, как Павлик встретился со стариком. Как можно его прочитать? (чтение по ролям)
Зачитайте начало и конец отрывка. (кто согласен?)
- Найдите и прочитайте отрывки в которых говорится об отношениях Павлика с сестрой, с бабушкой, с братом.
- Давайте заполним кластер. Подберите слова, которыми можно охарактеризовать Павлика. Эти слова мы поместим в синие кружочки.
Прогозирование
- Можете ли вы предположить, что сказал Павлику старик?
Отрывок 2.
Вопросы по осмыслению
- О чем Павлик узнал у старика?
- Какие изменения произошли с Павликом, после мудрого совета старика?
- Давайте внесем эти слова в наш кластер.
Изменились ли отношения Павлика с родными.?
Какое волшебное слово говорил Павлик?
Давайте побольше узнаем о слове «пожалуйста».
(рассказывают ученики)
Произошло слово «пожалуйста» еще в 18 веке и на современный язык можно перевести, будь милостив, будь ко мне добр.
В словаре Ожегова слово пожалуйста – выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность.
- Каким другим словом можно заменить слово «пожалуйста»?
-Засиделись мы наверно, не пора ли отдохнуть.
Физминутка.
Поднимает руки класс – это раз
Завертелась голова – это два
Три – руками три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Работа в группах.
- Сейчас поработаем в группах.
1 группа
Что чувствовал Павлик, когда говорил «волшебное слово»?
Как нужно говорить слово «пожалуйста»?
2 группа
Что чувствовали люди к которым обращался Павлик с волшебным словом? Почему они выполняли его просьбы?
3 группа
Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер?
Выполняя эти задания. обратитесь к тексту.
VI. Итог урока.
Какова главная мысль рассказа?
Перед вами карточки с пословицами, но они перепутаны. Прочитайте их и соберите.
Вежливость ничего не стоит, добрый и ответ
На добрый привет и кошке приятно.
Доброе слово но много приносит.
VII. Рефлексия.
- Давайте выразим свое отношение к прочитанному рассказу с помощью шести шляп:
Белая шляпа – факты
Желтая шляпа – позитивное
Черная шляпа – противоположное, негативное
Красная шляпа – эмоции
Зеленая шляпа – творческая
Синяя шляпа – вывод.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Домашнее задание.
1.Рассказ закончился тем, что Павлик не нашел в сквере старика. Представьте себе, что старик также сидел на лавочке. Придумайте рассказ, что сказал бы Павлик ему, что рассказал.