kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме : Анализ произведения В.Осеевой «Волшебное слово»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Анализ произведения В.Осеевой «Волшебное слово»

Цель: исследовать характер героя, его поступок.

Задачи:

  1. показать роль авторских слов в раскрытии характера, поступков героя, раскрыть идею произведения

  2. развивать речь учащихся, умение сравнивать, анализировать, обобщать;формирование осознанного, правильного, выразительного чтения

  3. воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение, формирование представлений о таких качествах, как доброта, понимание, внимание к людям.

    Оборудование:

    • карточки со словами автора, характеризующие поведение, состояние героя;

    • план рассказа (карточки с названиями частей плана);

    • рисунки детей;

    • карточки для групповой работы (8 штук)

    • карточки с пословицами для каждой группы.

    • Учебник «Литературное чтение. 2 класс.ч.2» (под ред. Климановой)

Ход урока

I Организационный

момент:

Прозвенел урок, начинается урок.

Что нужно для того,  чтобы урок прошел успешно?

II. Актуализация знаний

Над каким разделом мы работаем?

- О чем читаем в произведениях? (о дружбе)

- Каким должен быть человек по отношению к другим? Что значит дружить?

- С какими героями из прочитанных произведений вы хотели бы дружить?

- Но все ли герои совершают только хорошие поступки? Назовите.

( нет не все герои. Например, Павлик из рассказа «Волшебное слово»)

- Каким показался Павлик из рассказа Осеевой «Волшебное слово»?

- Что заставляет героя измениться? Почему он меняется?

(Он осознает то, что надо относиться к людям  внимательно, хорошо)

- Как автор показывает характер героя, его изменения?

III. Выдвижение учебной задачи

- Какова наша задача урока?

Мы должны разобраться в том, как меняется Павлик. Но для этого надо еще раз внимательно перечитать, пересмотреть рассказ.

IV. Решение учебной задачи

1. Работа с деформированным планом. (парная работа)

- На сколько частей мы разделили рассказ?

 Внимание! Все слова, обозначающие названия частей перемешались?

-Подумайте и посовещайтесь друг с другом. Какова последовательность этих частей?

( На доске карточки с названиями частей плана. Имеются лишние карточки с названиями из других произведений.)

     Какой части нет? ( Сердитый Павлик)

- Что лишнее? Почему? (В больнице., Мальчик признался из других рассказов)

План

1.Сердитый Павлик.

2. Совет старика.

3. Волшебное слово действует.

2. Анализ 1 части. Пересказ.

- Почему I часть называется «Сердитый Павлик»?

- Что случилось с Павликом?

 Расскажите кратко.

3. Групповая работа

- Какие слова выбирает автор, которые характеризует состояние, настроение мальчика? Поработаем в группах. Перед вами листы со словами автора. Найдите именно те выражения, которые соответствуют поведению героя и подчеркните.

( Сказал, шептал, сжал кулаки, сердце замерло, покосился, колени дрожали, красное сердитое лицо, сердито буркнул, уши горели, засопел от обиды, испугался, стукнул кулаком по скамейке, заикался.)

(Учитель вывешивает на доске эти слова)

- Зачем нужны слова автора? ( автор рассказывает нам о том, как выглядит мальчик, его настроение, поведение)

- Теперь можем судить, каково впечатление, на первый взгляд, воспроизводит Павлик?

- Каким он показан в начале рассказа? ( грубый, обидчивый, невоспитанный, злой, раздражительный, не признает своих ошибок)

-А как старик относится к мальчику? Что вы можете сказать про него? ( спокойный, понимающий, желающий разобраться в его горе.)

- Зачем  автор вводит в рассказ старика, а не другого маленького героя? (Старик должен помочь Павлику)

4. Чтение по ролям, оценивание чтения.

А сейчас попробуем прочитать выразительно по ролям. Постарайтесь 

Передать своей интонацией характер героев.

- Какое настроение вы выберете, читая  за Павлика? ( сердитое, раздраженное, недовольное)

- Какое настроение вы выберете, читая за старика? ( спокойное)

- Оцените чтение.

5.Словесное рисование

- Почему Лена не дала краски, бабушка прогнала, брат не берет с собой.?

- Представьте ситуацию «Как же все это было на самом деле?»

- Как считаете, кто виноват из них?

- Догадался ли старичок в том, почему все отвернулись от Павлика?

6.Работа над II частью плана

Выборочное чтение.

Какой совет дает дедушка? Прочитайте. Как надо прочитать его слова? ( спокойно, доброжелательно, таинственно, убедительно, тихо)

- Поверил ли Павлик ему?

( он побежал проверять, надеясь, что оно ему поможет.)

- Найдите строки, подходящие к иллюстрации в книге.

 

7.Работа над III частью рассказа.

- Выполнил ли герой все условия старика? (Да)

Прочитайте как попросил Павлик Лену.

- Какое слово нужно выделить логически? ( пожалуйста)

- Как повела Лена? Почему она изменилась?

Парная работа

Найдите слова автора, характеризующие поведение Павлика?

( подошел боком, потянул за рукав, тихим голосом сказал, глядя в глаза)

- Подействовало ли волшебное слово?

Выборочное чтение

- Как повел себя Павлик с бабушкой? Найдите слова автора.

( заглянул в глаза, прошептал, расцеловал, подпрыгнул от радости)

- Прочитай слова Павлика, как он просил бабушку.

- Как отреагировала на это бабушка?

- Подействовало ли волшебное слово?

 

Работа с рисунками детей

Ребята нарисовали рисунки к рассказу. Какие эпизоды вы нарисовали и какими строчками это подтвердите?

- Какую картину вы бы нарисовали к эпизоду « За обедом»?

V Обобщение урока

А теперь еще раз просмотрите слова автора на доске, которые мы с вами выделили.

- Неужели речь идет об одном человеке?

- Что произошло с героем? Каким он стал?

- Как раскрыл автор характер героя? ( Через поведение, поступки, состояние мы узнаем героя)

- Почему наш герой возвращается в сад в конце рассказа?

Мальчик решается поблагодарить старика, рассказать, что волшебное слово ему помогло.

- В чем секрет волшебного слова?

- Можно ли отнести к рассказу пословицы, которые вы сейчас соберете?

Работа с пословицами.

групповая работа

Найди половинку пословицы. (Жизнь дана на добрые дела, Спешите делать добро. Добрые дела красят человека.)

Назовите качество характера, без которого человек не может обойтись в жизни? ( доброта)

В чем проявляется доброта человека? Как автор донес это до читателя?

Доброта – это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, все хорошее и положительное.

- Какой урок извлекли из рассказа? ( Доброе отношение к людям приносит радость, рождает доброе отношение к тебе самому)

VI Домашнее задание

Приготовить пересказ от 1 лица.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме : Анализ произведения В.Осеевой «Волшебное слово» »











Конспект урока по чтению




Класс: 2 (ТО)


Тема: « Анализ произведения В.Осеевой «Волшебное слово»


























Тема: Анализ произведения В.Осеевой «Волшебное слово»



Цель: исследовать характер героя, его поступок.



Задачи:

  1. показать роль авторских слов в раскрытии характера, поступка героя, формирование осознанного , правильного, выразительного чтения, раскрыть идею произведения;

  2. развивать речь учащихся, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

  3. воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение, формирование представлений о таких качествах, как доброта, понимание, внимание к людям.



Оборудование:

    • карточки со словами автора, характеризующие поведение, состояние героя;

    • план рассказа (карточки с названиями частей плана);

    • рисунки детей;

    • карточки для групповой работы (8 штук)

    • карточки с пословицами для каждой группы.

    • Учебник «Литературное чтение. 2 класс.ч.2» (под ред. Климановой)


















Этапы, виды работ

Ход урока

I Организационный

момент


II Актуализация

знаний.










III

Выдвижение

учебной задачи


IV

Решение учебной задачи.

1.Работа с деформированным планом

(парная работа)







2. Анализ I части плана.

Краткий пересказ

Прозвенел урок, начинается урок.

Что нужно для того, чтобы урок прошел успешно?




Над каким разделом мы работаем?

- О чем читаем в произведениях? (о дружбе)

- Каким должен быть человек по отношению к другим? Что значит дружить?

- С какими героями из прочитанных произведений вы хотели бы дружить?

- Но все ли герои совершают только хорошие поступки? Назовите.

( нет не все герои. Например, Павлик из рассказа «Волшебное слово»)

- Каким показался Павлик из рассказа Осеевой «Волшебное слово»?

- Что заставляет героя измениться? Почему он меняется?

(Он осознает то, что надо относиться к людям внимательно, хорошо)

- Как автор показывает характер героя, его изменения?


- Какова наша задача урока?

Мы должны разобраться в том , как меняется Павлик. Но для этого надо еще раз внимательно перечитать, пересмотреть рассказ.




- На сколько частей мы разделили рассказ?

Внимание! Все слова, обозначающие названия частей перемешались?

-Подумайте и посовещайтесь друг с другом. Какова последовательность этих частей?

( На доске карточки с названиями частей плана. Имеются лишние карточки с названиями из других произведений.)

Какой части нет? ( Сердитый Павлик)

- Что лишнее? Почему? (В больнице., Мальчик признался из других рассказов)

План

1.Сердитый Павлик.

2. Совет старика.

3. Волшебное слово действует.

- Почему I часть называется «Сердитый Павлик»?

- Что случилось с Павликом?

Расскажите кратко.


Этапы, виды работ

Ход урока

(групповая работа)


















Чтение по ролям, оценивание чтения.




Словесное рисование




3.Работа над II частью плана

Выборочное чтение.




4.Работа над III частью рассказа.

- Какие слова выбирает автор, которые характеризует состояние, настроение мальчика? Поработаем в группах. Перед вами листы со словами автора. Найдите именно те выражения, которые соответствуют поведению героя и подчеркните.

( Сказал, шептал, сжал кулаки, сердце замерло, покосился, колени дрожали, красное сердитое лицо, сердито буркнул, уши горели, засопел от обиды, испугался, стукнул кулаком по скамейке, заикался.)

(Учитель вывешивает на доске эти слова)

- Зачем нужны слова автора? ( автор рассказывает нам о том, как выглядит мальчик, его настроение, поведение)

- Теперь можем судить, каково впечатление, на первый взгляд , воспроизводит Павлик?

- Каким он показан в начале рассказа? ( грубый, обидчивый, невоспитанный, злой, раздражительный, не признает своих ошибок)

-А как старик относится к мальчику? Что вы можете сказать про него? ( спокойный , понимающий, желающий разобраться в его горе.)

- Зачем автор вводит в рассказ старика, а не другого маленького героя? (Старик должен помочь Павлику)


А сейчас попробуем прочитать выразительно по ролям. Постарайтесь

Передать своей интонацией характер героев.

- Какое настроение вы выберете , читая за Павлика? ( сердитое, раздраженное, недовольное)

- Какое настроение вы выберете, читая за старика? ( спокойное)

- Оцените чтение.


- Почему Лена не дала краски, бабушка прогнала, брат не берет с собой.?

- Представьте ситуацию «Как же все это было на самом деле?»

- Как считаете, кто виноват из них?

- Догадался ли старичок в том, почему все отвернулись от Павлика?


- Какой совет дает дедушка? Прочитайте. Как надо прочитать его слова? ( спокойно, доброжелательно, таинственно, убедительно, тихо)

- Поверил ли Павлик ему?

( он побежал проверять, надеясь, что оно ему поможет.)

- Найдите строки, подходящие к иллюстрации в книге.


- Выполнил ли герой все условия старика? (Да)

Прочитайте как попросил Павлик Лену.

- Какое слово нужно выделить логически? ( пожалуйста)

- Как повела Лена? Почему она изменилась?

Парная работа





Выборочное чтение.








Работа с рисунками детей.




V.Обобщение, итог урока











Работа с пословицами.

групповая работа








Домашнее задание

- Найдите слова автора, характеризующие поведение Павлика?

( подошел боком, потянул за рукав, тихим голосом сказал, глядя в глаза)

- Подействовало ли волшебное слово?


- Как повел себя Павлик с бабушкой? Найдите слова автора.

( заглянул в глаза, прошептал, расцеловал, подпрыгнул от радости)

- Прочитай слова Павлика, как он просил бабушку.

- Как отреагировала на это бабушка?

- Подействовало ли волшебное слово?


Прочитайте строки, как Павлик попросил брата?

Найдите слова автора, из которых узнаем изменение героя.

(положил руку на плечо, тихо попросил)

Как повел себя брат , услышав его просьбу.


Ребята нарисовали рисунки к рассказу. Какие эпизоды вы нарисовали и какими строчками это подтвердите?

- Какую картину вы бы нарисовали к эпизоду « За обедом»?



А теперь еще раз просмотрите слова автора на доске, которые мы с вами выделили.

- Неужели речь идет об одном человеке?

- Что произошло с героем? Каким он стал?

- Как раскрыл автор характер героя? ( Через поведение, поступки, состояние мы узнаем героя)

- Почему наш герой возвращается в сад в конце рассказа?

Мальчик решается поблагодарить старика, рассказать , что волшебное слово ему помогло.

- В чем секрет волшебного слова?

- Можно ли отнести к рассказу пословицы, которые вы сейчас соберете?

Найди половинку пословицы. (Жизнь дана на добрые дела, Спешите делать добро. Добрые дела красят человека.)

Назовите качество характера , без которого человек не может обойтись в жизни? ( доброта)

В чем проявляется доброта человека? Как автор донес это до читателя?

Доброта – это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, все хорошее и положительное.

- Какой урок извлекли из рассказа? ( Доброе отношение к людям приносит радость, рождает доброе отношение к тебе самому)


Приготовить пересказ от 1 лица.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме : Анализ произведения В.Осеевой «Волшебное слово»

Автор: Амоголонова Лидия Дашиевна

Дата: 19.06.2015

Номер свидетельства: 220632


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства