Тема: Анализ произведения В.Осеевой «Волшебное слово»
Цель: исследовать характер героя, его поступок.
Задачи:
-
показать роль авторских слов в раскрытии характера, поступков героя, раскрыть идею произведения
-
развивать речь учащихся, умение сравнивать, анализировать, обобщать;формирование осознанного, правильного, выразительного чтения
-
воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение, формирование представлений о таких качествах, как доброта, понимание, внимание к людям.
Оборудование:
-
карточки со словами автора, характеризующие поведение, состояние героя;
-
план рассказа (карточки с названиями частей плана);
-
рисунки детей;
-
карточки для групповой работы (8 штук)
-
карточки с пословицами для каждой группы.
-
Учебник «Литературное чтение. 2 класс.ч.2» (под ред. Климановой)
-
Ход урока
I Организационный
момент:
Прозвенел урок, начинается урок.
Что нужно для того, чтобы урок прошел успешно?
II. Актуализация знаний
Над каким разделом мы работаем?
- О чем читаем в произведениях? (о дружбе)
- Каким должен быть человек по отношению к другим? Что значит дружить?
- С какими героями из прочитанных произведений вы хотели бы дружить?
- Но все ли герои совершают только хорошие поступки? Назовите.
( нет не все герои. Например, Павлик из рассказа «Волшебное слово»)
- Каким показался Павлик из рассказа Осеевой «Волшебное слово»?
- Что заставляет героя измениться? Почему он меняется?
(Он осознает то, что надо относиться к людям внимательно, хорошо)
- Как автор показывает характер героя, его изменения?
III. Выдвижение учебной задачи
- Какова наша задача урока?
Мы должны разобраться в том, как меняется Павлик. Но для этого надо еще раз внимательно перечитать, пересмотреть рассказ.
IV. Решение учебной задачи
1. Работа с деформированным планом. (парная работа)
- На сколько частей мы разделили рассказ?
Внимание! Все слова, обозначающие названия частей перемешались?
-Подумайте и посовещайтесь друг с другом. Какова последовательность этих частей?
( На доске карточки с названиями частей плана. Имеются лишние карточки с названиями из других произведений.)
Какой части нет? ( Сердитый Павлик)
- Что лишнее? Почему? (В больнице., Мальчик признался из других рассказов)
План
1.Сердитый Павлик.
2. Совет старика.
3. Волшебное слово действует.
2. Анализ 1 части. Пересказ.
- Почему I часть называется «Сердитый Павлик»?
- Что случилось с Павликом?
Расскажите кратко.
3. Групповая работа
- Какие слова выбирает автор, которые характеризует состояние, настроение мальчика? Поработаем в группах. Перед вами листы со словами автора. Найдите именно те выражения, которые соответствуют поведению героя и подчеркните.
( Сказал, шептал, сжал кулаки, сердце замерло, покосился, колени дрожали, красное сердитое лицо, сердито буркнул, уши горели, засопел от обиды, испугался, стукнул кулаком по скамейке, заикался.)
(Учитель вывешивает на доске эти слова)
- Зачем нужны слова автора? ( автор рассказывает нам о том, как выглядит мальчик, его настроение, поведение)
- Теперь можем судить, каково впечатление, на первый взгляд, воспроизводит Павлик?
- Каким он показан в начале рассказа? ( грубый, обидчивый, невоспитанный, злой, раздражительный, не признает своих ошибок)
-А как старик относится к мальчику? Что вы можете сказать про него? ( спокойный, понимающий, желающий разобраться в его горе.)
- Зачем автор вводит в рассказ старика, а не другого маленького героя? (Старик должен помочь Павлику)
4. Чтение по ролям, оценивание чтения.
А сейчас попробуем прочитать выразительно по ролям. Постарайтесь
Передать своей интонацией характер героев.
- Какое настроение вы выберете, читая за Павлика? ( сердитое, раздраженное, недовольное)
- Какое настроение вы выберете, читая за старика? ( спокойное)
- Оцените чтение.
5.Словесное рисование
- Почему Лена не дала краски, бабушка прогнала, брат не берет с собой.?
- Представьте ситуацию «Как же все это было на самом деле?»
- Как считаете, кто виноват из них?
- Догадался ли старичок в том, почему все отвернулись от Павлика?
6.Работа над II частью плана
Выборочное чтение.
Какой совет дает дедушка? Прочитайте. Как надо прочитать его слова? ( спокойно, доброжелательно, таинственно, убедительно, тихо)
- Поверил ли Павлик ему?
( он побежал проверять, надеясь, что оно ему поможет.)
- Найдите строки, подходящие к иллюстрации в книге.
7.Работа над III частью рассказа.
- Выполнил ли герой все условия старика? (Да)
Прочитайте как попросил Павлик Лену.
- Какое слово нужно выделить логически? ( пожалуйста)
- Как повела Лена? Почему она изменилась?
Парная работа
Найдите слова автора, характеризующие поведение Павлика?
( подошел боком, потянул за рукав, тихим голосом сказал, глядя в глаза)
- Подействовало ли волшебное слово?
Выборочное чтение
- Как повел себя Павлик с бабушкой? Найдите слова автора.
( заглянул в глаза, прошептал, расцеловал, подпрыгнул от радости)
- Прочитай слова Павлика, как он просил бабушку.
- Как отреагировала на это бабушка?
- Подействовало ли волшебное слово?
Работа с рисунками детей
Ребята нарисовали рисунки к рассказу. Какие эпизоды вы нарисовали и какими строчками это подтвердите?
- Какую картину вы бы нарисовали к эпизоду « За обедом»?
V Обобщение урока
А теперь еще раз просмотрите слова автора на доске, которые мы с вами выделили.
- Неужели речь идет об одном человеке?
- Что произошло с героем? Каким он стал?
- Как раскрыл автор характер героя? ( Через поведение, поступки, состояние мы узнаем героя)
- Почему наш герой возвращается в сад в конце рассказа?
Мальчик решается поблагодарить старика, рассказать, что волшебное слово ему помогло.
- В чем секрет волшебного слова?
- Можно ли отнести к рассказу пословицы, которые вы сейчас соберете?
Работа с пословицами.
групповая работа
Найди половинку пословицы. (Жизнь дана на добрые дела, Спешите делать добро. Добрые дела красят человека.)
Назовите качество характера, без которого человек не может обойтись в жизни? ( доброта)
В чем проявляется доброта человека? Как автор донес это до читателя?
Доброта – это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, все хорошее и положительное.
- Какой урок извлекли из рассказа? ( Доброе отношение к людям приносит радость, рождает доброе отношение к тебе самому)
VI Домашнее задание
Приготовить пересказ от 1 лица.