kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В.А. Осеева "Волшебное слово"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вам методическую разработку урока чтения В.А. Осеевой "Волшебное слово" 3 класс. Данный урок предназначен для учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида. Этот конспект урока направлен на воспитание доброго, вежливого отношения к друг другу и окружающим. Я предлагаю в своей разработке разнообразные задания, которые помогут повысить интерес к предмету и активизировать детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В.А. Осеева "Волшебное слово" »

Тип урока: изучение новой темы

Тема: В.А.Осеева «Волшебное слово»

Цель: знакомство с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»


Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные:осознавать значимостьчтения для личного развития, ориентироваться в тексте произведения, находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте, уметь характеризовать героев произведения, освоение социокультурной категории «доброта», «вежливость»


Метапредметные УУД:

Регулятивные:формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока;оценивать свою работу на уроке с помощью «таблицы успеха по этапам»;

Познавательные:выделятьнеобходимые эпизоды из текстапо просьбе учителя и анализировать характеры и чувства героев;обобщать изученный материал по вопросам;

Коммуникативные:отвечать на вопросы учителя по содержанию рассказа, обсуждать ответы на вопросы, не конфликтуя, участвовать в диалогах, доказывать свою точку зрения.


Личностные:ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.


Здоровьесберегающие – сохранять здоровье детей путем оптимального учебного труда и активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе, осуществление психологической поддержки каждого ученика.


Эпиграф к уроку: Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.


Оборудование: портрет и выставка книг В.Осеевой; диафильм «Волшебное слово, карточки для речевой разминки, задания, нетбуки с диафильмом.







Ход урока

  1. Организационный момент.

  • Доброе утро! Придумано кем-то.

Просто и мудро при встрече здороваться.

  • Доброе утро солнцу и птицам!

  • Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длиться до вечера!

Всем! Всем! Доброе утро! (дети хором)

Повернитесь друг другу лицом, улыбнитесь! Садитесь.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Я не случайно начала урок с приветствия. Я пожелала вам доброго утра. А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу? (ответы детей)

- Для чего мы говорим эти слова?

Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.

  1. Речевая разминка

Как воздух выходит из шарика? С-с-с

Проговаривание скороговорки:

Слоны умны.

Слоны смирны.

Слоны спокойны и сильны.

Произнесите медленно, теперь чуть быстрее, ещё быстрее.
















  1. Актуализация знаний.

  1. Работа по постановке проблемного вопроса

У вас на партах листочки. На них записаны «Волшебные слова». Подчеркните те, которыми в различных сказках пользовались волшебники.

Крибли-крабли-бумс

Заклинание сказочника из пьесы-сказки «Снежная королева» (1938), написанной советским драматургом Евгением Львовичем Шварцем (1896—1958) по мотивам сказки ХансаКристиана Андерсена (1805— 1875) «Снежная королева».

Спасибо



Бриклебрит!

Братья Гримм

Столик-сам-накройся, золотой осел и дубинка из Аешка

Извините


Абракадабра

От греческого "абракос" - обозначение божества + древне-еврейского "дабар". Это магическая формула, таинственное слово, которому приписывалась чудодейственная сила

Источник: Словарь иностранных слов А.Г. Спиркин,И.А. Акчурин и др.

Пожалуйста


Ахалай-Махалай

волшебные слова фокусника Амаяка Акопяна


А какие еще слова записаны на ваших листочках? Почему они тоже записаны в волшебные слова? (Эти слова делают нас добрее, внимательнее друг к другу) Сегодня мы познакомимся с рассказом, в котором тоже встречается одно из таких слов.
















  1. Рассказ «из биографии В. Осеевой»

Рассказ этот написала замечательная детская писательница Валентина Александровна Осеева.В юные годы Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что её настоящее призвание воспитывать детей. 16 лет она отдала воспитанию детей беспризорников и малолетних правонарушителей. Разнообразна тематика рассказов В.Осеевой. (Обзор книг Валентины Осеевой), эти книги вы можете найти в библиотеке. Особой добротой и сердечностью согреты произведения из жизни детей военной поры.Работая воспитательницей, сочиняла рассказы и сказки.Валентина Александровна Осеева написала много книг для детей о детях. Эти книги учат добру, справедливости, учат дружить.Все произведения писательницы отличаются реалистическим изображением персонажей, их характеров, особой теплотой. Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними. У В.Осеевой есть рассказы, где она буквально несколькими фразами показывает детям их самих в отношениях с родителями, друг с другом, позволяет увидеть себя со стороны, извлечь необходимые нравственные уроки. Ведь в её коротких рассказах есть таинственное слово, открывающее путь к человеческим сердцам.

  1. Работа с текстом.

- Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся

«Волшебное слово» В.А.Осеева

Прогнозирование.

- Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?

- О чем может быть рассказ с таким названием?Дети говорят свои предложения.



















  1. Словарная работа.

Чтение трудных слов по слогам и целым словом, объяснение их значений.

про - бор – мо – та - ла - пробормотала(сказать быстро и невнятно)

противень - сняла с про-тив-ня - (металлический лист с загнутыми краями для приготовления пищи в духовом шкафу)

Пав – ли- ко –вой – Павликовой

Мор- щи –нис –то- е – морщинистое (морщина-складка, бороздка на коже, на поверхности чего-либо)

Го-ря-чень-ко-го - горяченького (имеющий высокую температуру)

При-го-ва-ри-ва-ла – приговаривала (говорить, делая что-то)

Пу-те-шест-вен-ник – путешественник (тот, кто путешествует)

_______________________________________________________

СЛОВА, считаются трудными и выделены, синей полосой в тексте:

Чуть не поддал хорошенько-чуть не ударил

Стряпает- готовит пищу

Засопел от обиды-издавать носом свистящие звуки

Взъерошил ему волосы- ерошить – приводить в беспорядок


























  1. Первичное чтение рассказа учителем и учащимися

Давайте прочитаем и узнаем о чём этот рассказ, о каком волшебном слове?

Фрагмент 1. Читать будем «цепочкой»

  1. Чтение рассказа учителем: 1 смысловой части - разговор мальчика со стариком

  • Найдите в тексте описание старичка

Маленький старичок (суффиксы –еньк-,–ич-. -ок- , ласковое обращение автора), седая борода.

  • Найдите в тексте выражения, которые передают то, как маленький старичок:

- Проявил интерес: («Что с тобой случилось?».)

- Понял состояние мальчика, что ему плохо: (кричал, плакал, ссорился)

  1. Чтение рассказа учащимися: 2 смысловой часть – разговор Павлика с Леной,

Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? (Раздраженно).

  • - Найдите в тексте выражение, которое передаёт то, что маленький старичок участливо сказал Павлику: («Ну, из-за этого убегать не стоит».)

  1. 3 смысловой часть – разговор Павлика с бабушкой

Как Павлик вёл себя при общении с бабушкой? (Он обижался на неё).

  • Найдите в тексте выражение, которое передаёт то, как ободрил маленький старичок Павлика: «Один поругает, а другой пожалеет».

  1. 4 смысловой часть - разговор Павлика с братом.

  • Как Павлик вёл себя при общении с братом? (Был назойлив и злился на него).

  • Найдите в тексте выражения, которые передают то, как маленький старичок:

  • Хотел помочь. (я хочу тебе помочь, есть такое волшебное слово…)

  • Дал совет. (я скажу тебе это слово….)

Сделайте вывод, - какой старичок?

Старичок – добрый, чуткий, доброжелательный.

Зачем автор вводит этого героя в рассказ?

Чтобы показать, что если ты добрый, то несешь окружающим тебя людям добро. Посмотрите на эпиграф к уроку!!!!о взаимоотношениях между людьми

  1. Описание мальчика

-Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком?

-Какое у него было настроение?

Злой, назойливый, непослушный, обидчивый, грубый








    1. Заполнение кластера.

Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком, и заполним синие ячейки.

злой



Назойливый






Павлик


Непослушный





Обидчивый




Грубый






    1. Физминутка


Жук

На лужайке, по ромашкам

(взмахи кистями рук)

Жук летал в цветной рубашке:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

(Повороты)

Я с ромашками дружу

(Повороты)

Тихо на ветру качаюсь

Низко, низко наклоняюсь

(Круговые движения туловища вправо-влево)

На лужайке, по ромашкам

(взмахи кистями рук)

Жук летал в цветной рубашке:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

(Повороты)

Я с ромашками дружу










Работа со 2 фрагментом

Прогнозирование.

Можете вы предположить, что сказал Павлику старик?

Фрагмент 2. Читают дети «цепочкой»

Вопрос по осмыслению:

  1. О чем Павлик узнал от старика? Он узнал о «волшебном слове»

  • Действие «волшебного» слова на сестру:

  1. Когда Павлик произносил это слово в первый раз, он выполнял условия старичка?

Волшебство зависит от того, как произносить это слово:«Говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь…».

Из текста:

Но после того как он, глядя ей в глаза, тихим голосом сказал: «Пожалуйста», Лена - раскрыла глаза, пальцы разжались, смущенно пробормотала и отдала краску. Можно сделать вывод: «волшебное» слово действует.

  1. Действие «волшебного» слова на бабушку:

Как он произнёс его, обращаясь к бабушке? ….И оно заиграло в глазах, в улыбке бабушки. Вывод: «волшебное» слово действует.

!!Прогнозирование

  1. Действие «волшебного» слова на брата:

Прогнозирование: Как вы думаете, как поведет себя брат?

  1. Поможет ли Павлику это слово и в этот раз?Павлик положил брату руку на плечо и тихо попросил: «Возьми меня, пожалуйста». Все замолчали. Брат поднял брови. Сестра и бабушка в один голос: «Возьми его».

Вывод: «волшебное» слово действует.

  1. Что объединяет эти 3 случая? Мальчик отнесся по-доброму к родным людям и получил взамен доброе отношение к себе.

  2. Как изменило Павлика одно маленькое, но важное слово?Мальчик научился пользоваться «волшебным» словом, он стал добрее, отзывчивее, ласковее.














Каким стал Павлик……

Заполнение кластера.

добрый

злой



Назойливый




внимательный



Павлик


Вежливый

Непослушный





уважительный

Обидчивый




Грубый

любящий






  1. Как вы думаете, зачем Павлик побежал на улицу?Сказать спасибо, поблагодарить.

Павлик стал вежлив с бабушкой, с Леной, с братом, но при этом он хочет получить что – то для себя: взять краску, съесть пирожок, покататься на лодке. В сад же он бежит не за тем, чтобы получить, а за тем, чтобы «отдать»: поблагодарить старика, сделать приятное другому человеку

  1. Итог урока

  1. Какие волшебные слова мы сегодня вспомнили?

  2. Как они действуют на людей? (располагают к себе, оказывают доброжелательное отношение к окружающим)

  3. С какой целью надо употреблять «волшебные слова»? (Это показатель культуры человека, воспитанности)

  4. Существует «золотое правило» нравственности: «Поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы люди поступали по отношению к тебе».

Эпиграф к уроку: Добрый человек – добру и учит.

- Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми?

Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение.

- Каждый вежливый человек своё доброе отношение к окружающим может выразить при помощи определённых слов. Это волшебные или добрые слова.

- Рассказ начинается и заканчивается противоположными событиями. Почему?

Показано изменение поведения мальчика в положительную сторону.

Таким образом, волшебное слово изменило героя, научило его по-доброму относиться к другим людям.

Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов.

Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу. (Дарю сердечки доброты)


  1. Домашнее задание

Возможно, в вашей жизни были случаи, когда вам помогло волшебное слово. Попробуйте себя дома маленькими авторами и расскажите об этой истории всем.

А детская библиотека всегда ждет вас в гости и готова предоставить книги о дружбе и товариществе по вашему желанию. Спасибо за урок! Читать выразительностр. 87-91, обратить внимание на диалоги (для творческого задания спектакль, реквизит: зонтик, платок, краски).


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
В.А. Осеева "Волшебное слово"

Автор: Радионенко Ольга Анатольевна

Дата: 16.05.2015

Номер свидетельства: 212301

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок литературного чтения во 2 классе "В. Осеева. Волшебное слово""
    ["seo_title"] => string(64) "uroklitieraturnoghochtieniiavo2klassievosieievavolshiebnoieslovo"
    ["file_id"] => string(6) "267388"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450366417"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Литературное чтение 2 класс конспект урока "В.Осеева Волшебное слово" "
    ["seo_title"] => string(78) "litieraturnoie-chtieniie-2-klass-konspiekt-uroka-v-osieieva-volshiebnoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "190040"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427097726"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Разработка урока по теме : Анализ произведения В.Осеевой «Волшебное слово» "
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka-uroka-po-tiemie-analiz-proizviedieniia-v-osieievoi-volshiebnoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "220632"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434716610"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока литературного чтения по теме: В.Осеева "Волшебное слово" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-v-osieieva-volshiebnoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "235458"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443713398"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Тема: В. Осеева «Волшебное слово» "
    ["seo_title"] => string(35) "tiema-v-osieieva-volshiebnoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "165137"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422776083"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства