Урок русского языка в 4 классе "Изменение глаголов по временам и числам"
Урок русского языка в 4 классе "Изменение глаголов по временам и числам"
Урок русского языка соответствует учебной программе. В урок включены дифференцированные задания. Использованы различные виды, формы, приёмы и методы работы.Целью урока является:
1. Закрепить знания детей о существенных признаках глагола как части речи.
2. Совершенствовать умение определять время глагола, изменять глаголы по временам.
3. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, внимание, мышление.
4. Воспитывать интерес к предмету, умение слушать и слышать себя, товарища, учителя.
На этапе актуальзации знаний проводится приём "Клише" (методика незаконченных предложений), словарная работа, каллиграфическая минутка. При знакомстве с новой темой учащиеся делают самостоятельные выводы на конкретных примерах, составляя Кластер. При закреплении учащиеся заполняют таблицу, изменяя глаголы по временам. Для проверки усвоения знаний нового материала включены разноуровневые задания. В течение урока ведётся лист самооценивания, где записаны результаты выполненных заданий. Рефлексия: составить Синквейн на тему "Глагол"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе "Изменение глаголов по временам и числам"»
Тема: «Изменение глаголов по временам и числам»
Цели:
1. Закрепить знания детей о существенных признаках глагола как части речи.
2. Совершенствовать умение определять время глагола, изменять глаголы по временам.
3. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, внимание, мышление.
4. Воспитывать интерес к предмету, умение слушать и слышать себя, товарища, учителя.
Оборудование: для учителя – учебник, компьютер, карточки для учащихся;
для учащихся – учебник, тетради, орфографические словари
Минутка чистописания
Буква Я
Что вы можете рассказать об этой букве? (не только буква, но и слово - местоимение) Соединение
Словарь.
Найдите слова с буквой Я. Запишите их в тетрадь.
Что вы заметили в таблице (цифры). Что они означают? Каждая цифра соответствует букве алфавита. Расшифруйте (ГОРЕТЬ). Запишем новое слово.
А
Я
Г
О
Д
А
Б
П
К
В
О
Д
Я
Н
Р
О
Я
Б
Л
О
В
Ч
Р
Я
З
Ы
К
А
М
Ь
Л
У
Я
О
Р
4
16
18
6
20
30
Ь
Дайте лексическое значение слову гореть, а теперь обратимся к словарю Ожегова (толкование)
ГОРЕТЬ
1. Поддаваться действию огня; уничтожаться огнём.
2. Об огне, свете: быть, излучаться.
3. Быть в жару, в лихорадочном, воспалённом состоянии.
4. Краснеть от прилива крови.
5. Сверкать, блестеть.
6. Испытывать какое-нибудь сильное чувство.
7. Отдаваться полностью какому–нибудь делу, отдавать все силы на что-нибудь.
8. Преть или гнить, нагреваться.
9. Быстро изнашиваться, рваться.
10. Быть под угрозой невыполнения, неиспользования из-за опоздания, упущения сроков.
Значит слово - МНОГОЗНАЧНОЕ
Стадия вызова «Мозговой штурм».
Что можно сказать об этом ряде слов ( словарные, лишнее – гореть) Почему ?Какой частью речи является? глагол, остальные существительные. Что вы можете сказать об этом глаголе( он в неопределённой форме). Что вы ещё знаете о глаголе
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НА ЭКРАНЕ
ИНДИВИДУАЛЬНО
Даны карточки со словами:
Глагол – это… … , которая обозначает…, … ………….. Глаголы отвечают на вопросы:………………………………………………………Глаголы изменяются по………………………………, Глагол имеет начальную форму……………………, которая отвечает на вопросы………………………………………. И имеет суффиксы……………………В предложении является…………….. и подчёркивается……………………..
ЗАЧИТАЙТЕ ПРАВИЛО, КОТОРОЕ У ВАС ПОЛУЧИЛОСЬ.
Давайте вернёмся к словарю и со словом «гореть» составим предложение.
- Что может гореть? Берём слово ЗВЕЗДА.
- Какое получилось предложение?
ГОРИТ ЗВЕЗДА.
- Звезда, какая? Берём слово ЯРКАЯ.
- Какое предложение получилось?
ГОРИТ ЯРКАЯ ЗВЕЗДА.
Гореть может где? Берём слово В НЕБЕ.
Какое получилось предложение?
В НЕБЕ ГОРИТ ЯРКАЯ ЗВЕЗДА.
- В небе каком? Берём слово НОЧНОМ.
Какое получилось предложение?
В НОЧНОМ НЕБЕ ГОРИТ ЯРКАЯ ЗВЕЗДА.
Запишите данное предложение в тетрадь и сделайте полный синтаксический разбор.
Совместное «открытие» новых знаний. КЛАСТЕР
В каком числе стоит глагол?
Поставьте этот глагол в множественное число. Какое предложение у вас получилось?
ВЫВОД: Глаголы изменяются по числам
Поставьте глагол в такую форму, как будто действие уже произошло (в прошедшее время). Какое предложение у вас получилось?
В ночном небе горела яркая звезда
Запишите этот глагол в тетрадь и разберите по составу.
Что еще вы заметили в этом глаголе? Суффикс л.
Глаголы в прошедшем времени единственного числа изменяются по родам.
Давайте запишем эти слова в тетрадь и выделим окончания.
Поставьте глагол в этом предложении, как будто действие будет происходить ( в будущее время). Какое предложение у вас получилось?
В ночном небе загорится яркая звезда.
Запишите глагол в тетрадь. О чём нужно помнить, чтобы правильно написать этот глагол?
Как же изменяются глаголы? (ПО ВРЕМЕНАМ)
Какова тема нашего урока? (Изменение глаголов по временам)
- Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)
Как время и глаголы связаны между собой?
- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка Владимира Ивановича Даля и прочитаем, что же такое время. «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».
- Какие пословицы со словом Время вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время.)
Чему мы должны научиться (Изменять глаголы по временам)
действие происходит в момент речи (сейчас). Настоящее время
действие происходило в прошлом, до момента речи ( вчера) Прошедшее время
действие, которое будет происходить, произойдёт после момента речи (завтра) Будущее время
ВЫВОДЫ: (слайд- картинка)
ИТАК, ЗАПОЛНЕНИЕ КЛАСТЕРА + НА ЭКРАНЕ
– Если глагол отвечает на вопрос “что делал?”, или “что сделал?”, или “что делали?”, или “что сделали?” и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.(во I столбике добавляется запись “В прошедшем времени”);
– Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” или “что делают?” и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.(в II столбике добавляется запись “В настоящем времени”);
– Если глагол отвечает на вопрос “что сделает?”, или “что сделают?”, или “что будет делать?”, или “что будут делать?” и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.(в III столбике добавляется запись “В будущем времени”).
ГЛАГОЛ
ЕД.Ч
МН.Ч
Прош время
Настоящее время
Будущее
время
Что сделает
Что сделают
Что будет делать
Что будут делать
Что делает
Что делают
Что делал
Что делала
Что делало
Что делали
Муж. род
жен. род
сред. род
Физминутка.
- Пропишите носом слово «глагол», «время», «число»
Чтение правила на стр. 115
Глаголы наст. вр. обозначают действия, которые совершаются сейчас, в настоящий момент.
Глаголы прош. вр. обозначают действия, которые совершались в прошлом.
Глаголы буд.. вр. обозначают действия, которые будут совершаться в будущем.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
для отдельных учеников
- Я приготовила глаголы, выберите один глагол и измени его по 3 временам.
УКРАШАТЬ, МЕЧТАТЬ, ЗНАТЬ, РАБОТАТЬ, ХОДИТЬ
Работа в парах. Изменить глаголы по временам. Дописать 2 своих примера.