Один ученик выполняет задание у доски с объяснением.
Повторение изученного.
- Какое слово из данных лишнее? Почему?
- Слово снегирь лишнее, потому что во-первых, безударную гласную в нём можно проверить, а во-вторых, это одушевлённый предмет.
- Да, ребята, совершенно верно. Но сегодня снегирь никак не лишний. Он прилетел к нам из леса, чтобы узнать, чему вы уже научились и принёс нам задания.
Физминутка для глаз. ( слайд 3)
- А принёс нам снегирь красивую картинку и задания к ней. ( слайд 4)
6. Работа по группам.
Нам необходимо разделиться на группы. Каждая группа получает задание и выполняет его в течение трёх минут.
1
Составьте по картинке словосочетания прилагательное + существительное:
1 группа – белый снег, зимний лес, мохнатые ветви, высокие сосны, белые облака.
2 группа – Птицам трудно зимой в лес. Они ищут пищу целый день.
- Как же нужно помогать птицам зимой?
- Делать кормушки и развешивать их в парках, лесах. Не забывать каждый день класть в них корм.
- Наш снегирь будет вам очень признателен, если вы это сделаете.
3 группа – Наступила снежная зима. Пушистый снег засыпал низкие деревья и кусты. Высокие ели опустили свои мохнатые ветви. Как прекрасен зимний лес!
- Какой вид текста у вас получился?
- Текст-повествование.
- А как его можно озаглавить из составленных нами словосочетаний?
- Зимний лес.
- Давайте запишем его себе в тетрадь. (Выделить грамматическую основу предложений и показать зависимость прилагательного от существительного).
Четыре ученика выполняют задание у доски с объяснением, (по одному предложению) остальные в тетради.
- Скажите, есть ли в нашем тексте однокоренные слова?
- Да. Это слова снежная и снег.
- Выделите в них корень.
Физминутка. (слайд 4)
- А, знаете ли вы, откуда берётся снег? (слайд 5)
7. Работа по учебнику.
Прочитайте сообщение учёных в нашем учебнике на стр.133 в упр.317
- Нашему снегирю очень хочется узнать, как можно составить цепочку волшебных превращений воды? Найдите в тексте словосочетания, которые говорят об этом. Выпишите их, выделите окончания, укажите число.
Пары воды – крохотные льдинки – красивые звёздочки.
- В какой паре не выполняется наше условие прилагательное + существительное. Почему?
- Другой вид связи в словосочетании – управление.
- Молодцы!
8. Закрепление пройденного.
Самостоятельная работа.
Прежде, чем вернуться в свой лес снегирь приготовил нам ещё одно задание. Внимание на экран (слайд 7)
Вставьте пропущенные окончания и укажите падеж:
(видел) снежн…. зим…,
на серебрист… покрывал…,
по тонк….. льд…,
с пушист… ветк… .
Два ученика выполняют задание у доски.
Взаимопроверка.
Карточки для слабых учеников.
Выбери правильное окончание, обведи его в кружок:
(видел) снежн…. зиму,
-ую, -ая, -юю
на серебрист… покрывале,
-ом, -ем, -ём
по тонк….. льду,
-ому, -ему, -ёму
с пушист… ветки
-ой. –ей, -ая.
Итог урока.
Чему учились на уроке? Что нового вы сегодня узнали? Какова роль прилагательных в нашей речи?
Снегирь благодарит вас за работу и поздравляет с наступающим Новым годом.