I. Мотивационный этап II. Операционный этап III Этап контроля | 1.Выход на тему 2.Формулировка темы 3.Постановка задач урока Работа в парах. Задачи Знать : Что такое предложение? Предложения по цели высказывания Предложения по интонации Предложения по наличию членов Предложения по наличию грамматической основы Уметь : 1. Актуализация знаний а) б) «Прием соответствия» работа в парах 2. Орфографическая минутка Работа в тетрадях 3. Письмо по памяти Самопроверка Вывод 4. Характеристика предложение по цели высказывания Работа в группах 5. Комментированное письмо Вывод 6. Характеристика по интонации Работа в парах 7. Письмо под диктовку Вывод 8. Физминутка 9. Игра - «Продолжи фразу» 10. Характеристика предложение по наличию второстепенных членов Работа в группах 11. Работа в карточках а) выделение грамматической основы б) выборочное списывание в тетради (выполняют по рядам) в) составление предложение по схемам Вывод 13. Характеристика предложений по наличию грамматических основ Работа в группах 14. Работа в карточке (устно). Вывод 15. Работа в карточке, упражнение №2 – выполнение синтаксического разбора Вывод 1. Тест «Да-нет» (письменно на карточке) Ключ «5» - 0 «4» - 1-2 «3» - 3-4 «2» - 5 и более Самопроверка и самооценивание 2. Домашнее задание | -Сегодня наш обобщающий урок называется «Аукцион знаний по русскому языку». Что такое аукцион? На аукционе нам представлены понятия (прочитаем в левом столбике) 1.Предложение 1.Весна,в,пришла,лес 2.Словосочетание 2.Первые подснежники 3.Слова 3.Весеннее солнце осветило лес -Мы должны приобрести одно понятие в обмен на знания по русскому языку. Помогать нам будет: внимание, сообразительность, дружная работа А понятие мы выберем сами. - Над каким понятием мы работали последние уроки? Поэтому мы будем приобретать понятие «Предложение» (чтобы завершить тему до конца). И тема урока называется «Предложение». Мы его приобретем в обмен на знания о предложении - Поработаем в парах, определим, что мы должны знать и рассказать о предложении. (это и будут задачи урока) -Сначала докажем свою «Состоятельность», способность участвовать в аукционе -Какова роль предложения? -Начинаем аукцион – первый торг – первая задача. Прочитаем строчки второго столбика Поработаем в парах. -Установи соответствие – соедини номера двух столбиков, вспомни все о предложении, словосочетании, словах. Докажем: а) №1 соединяем с №3 - Что такое предложение? - Правила оформления предложения? б) №2 соединяем с №2 - Что такое словосочетание? - Какие члены предложения не являются словосочетанием? в) №3 соединяется с №1 - Чем отличается предложение от набора слов? -В предложении проведем орфографическую минутку Весеннее солнце осветило лес. - Прочитай предложение, вставь пропущенные буквы, объясни -Закрой глаза, проговори. Открой глаза, проговори вслух по слогам. В тетрадях запиши дату и предложение по памяти - Я открываю предложение, вы проверяете - Что такое предложение? – Выполнили первую задачу – Зажигаем огонек «Продано». - Выполняем вторую задачу – продолжаем аукцион – объявляем второй торг - Обсудить в группах, какие предложения по цели высказывания? - Охарактеризуй, какие предложения по цели высказывания. - Составь вопросительное предложение из слов под №1. Запишем, комментируя. - Составь побудительное предложение со словосочетанием под №2. Запишем, комментируя. - Выполнили вторую задачу? – Зажигаем второй огонек «Продано». - Выполняем третью задачу - объявляем третий торг. - Обсудите в парах, какие предложения по интонации? - Охарактеризуйте наши записанные предложения по интонации, соответственно прочитав их. - Записать под диктовку предложение На земле появились проталины - Охарактеризуй предложение по цели высказывания, интонации – Прочитать это предложение как повествовательно, вопросительное - Выполнили третью задачу – Зажигаем огонек «Продано». - Я читаю предложение, вы определяете, какое оно по цели высказывания, соответственно выполняя движения Я слушаю учителя. Вы кто такие? Какой сегодня приятный день! А как же я? Будьте здоровы! Прозвенел звонок. Вы откуда? Молодцы! - Я начинаю предложение, вы заканчиваете. - это … - Второстепенные члены предложения – это все члены предложения, кроме … - Второстепенные члены предложения – это … - Распространить предложение – это значит, дополнить его … - Какой задаче соответствуют фразы? - Выполним четвертую задачу – продолжим аукцион – объявляем четвертый торг. - Обсудите в группах - какие предложения по наличию второстепенных членов в предложении. - Какие виды? - Какие предложения называются распространенными, нераспространенными? - Что такое дополнение? определение? обстоятельство? - Возьмите карточку, найдите упражнение №1. - В карточке прочитай предложение и подчеркни грамматическую основу - Прочитай нераспространенные предложения. - Выписать в тетрадь распространенные предложения, подчеркнуть второстепенные члены, указать, чем выражено, в каком падеже из предложений №1,2,3,4. - Прочитать, доказать - Составить предложение по схемам и записать в тетради по рядам. I ряд II ряд III ряд Выполнили четвертую задачу – зажигаем огонь «Продано» - Выполняем пятую задачу – объявляем пятый торг. - Обсудите в группах – предложение по наличию грамматической основы - Какие знаете предложения по наличию грамматической основы? - Какие предложения простые? сложные? - Выполняем работу в карточке упражнение №1 Найди и прочитай сложное предложение, простые предложения Составьте сложное предложение, использую простые предложения - Выполнили пятую задачу – зажигаем огонек «Продано» - Выполняем шестую задачу – шестой торг. - Покажем, как умеем выполнять синтаксический разбор. - Выполняем в карточке упражнение №2, один ученик у доски. Весеннее солнце осветило лес. - Выполнили шестую задачу – зажигаем огонек «Продано» - Наш аукцион заканчивается. Мы представили свои знания о предложении. Поэтому в обмен приобрели понятие «Предложение» и можем подвести итог по теме «Предложение», выполнив тест - Выполняем на карточке. Я читаю предложение, вы ставите «+», если ДА, «-», если НЕТ возле цифры. Слова в предложении пиши отдельно Первое слово в предложении пиши с маленькой буквы Предложение выражает законченную мысль Если в предложении о чем-либо спокойно сообщается , то в конце ставится точка Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце ставится точка Если в предложении о чем-либо спрашивается, ставим ! Второстепенные члены предложения – это все члены предложения кроме дополнения, определения, обстоятельства Обстоятельство дополняет все члены кроме подлежащего Распространить предложение – это значит, дополнить определением, дополнением, обстоятельством Простое предложение – это когда две и более грамматические основы - Составить текст «Апрель», где одно предложение нераспространенное, одно предложение – сложное, три предложения – разные по цели высказывания | 1.Предложение 2.Словосочетание 3.Слова Предложение Выражает мысли Строить речь Общаться 1.Весна,в,пришла,лес 2.Первые подснежники 3.Весеннее солнце осветило лес Работают в парах Дети отвечают Дети объясняют Проверяют Дети работают в группах и отвечают Весна пришла в лес? Полюбуйся, какие первые подснежники красивые! Дети читают, характеризуют Записывают, характеризуют, чиатют ∙ - хлопают в ладоши ? – присидание ! - потягивание Подлежащие, сказуемое Грамматическая основа Кроме подлежащего, сказуемого Определение, обстоятельство, дополнение Определением, обстоятельством, дополнением Четвертой задаче Работают в группах Дети отвечают на вопросы Подчеркивают грамматическую основу и называют её Находят, зачитывают Выполняют по рядам Доказывают Выполняют, доказывают Работают в группах Дети отвечают Один ученик выполняет СР у доски, остальные в карточках + - + + - - - + + - По ключу проверяют и оценивают |