Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Обобщение знаний о составе слова"»
Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний о составе слова"
Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ СОШ №376
Московского района Санкт-Петербурга
Плахова Елена Сергеевна
Цель: Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова».
Задачи:
1. Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.
2) Повторять и закреплять изученные орфограммы.
3) Формирование способов действий по выделению в слове окончания, основы, корня, приставки суффикса.
4) Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку. Сегодня к нам на урок пришли гости. Предлагаю вам поприветствовать наших гостей. Молодцы! Присаживаются девочки, присаживаются мальчики.
2. Постановка темы и цели урока.
- Ребята, ответьте, пожалуйста, без чего не может обойтись ни один урок? (учебники, тетради, тема, цель)
- Умницы, конечно нам никак не обойтись без темы. Вспомните, пожалуйста, наши уроки по всем предметам, как вы узнавали о теме урока? (ребусы, тема на доске, загадки)
- А как легче было узнавать о теме? ( когда тема урока написана на экране или доске)
- Сегодня я решила вас не затруднять и сразу поместила тему на доску. Посмотрите, пожалуйста, на экран. (слайд 2)
- Что вы видите? ( набор букв)
- Похоже ли это на тему? (нет)
- Догадайтесь, как же мы узнаем о теме урока? ( среди букв найдем нужные слова)
- Молодцы, попробуйте отыскать нужные слова.
окончание (слайд 3)
суффикс (слайд 4)
приставка (слайд 5)
основа (слайд 6)
- Умницы! Нашли все слова! Ребята, а как можно назвать все эти слова? ( части слова)
- Хорошо! А что образуют эти части? (состав слова)
- Умницы! Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? ( состав слова)
- А разве мы сегодня впервые с вами услышим о составе слова? (нет)
- Тогда как можно изменить тему урока, чтобы она стала верной? (закрепление знаний о составе слова)
- Да, умницы. все правильно. А кто может подобрать синонимы к слову "закрепление"? ( повторение)
- Есть еще один синоним, может кто-то из вас слышал уже это слово, а кто-то услышит его впервые. Это слово "Обобщение". Теперь, используя новое для вас слово, сформулируйте тему урока. (обобщение знаний о составе слова)
- Молодцы! Верно! Итак тема перед вами. (слайд 7)
- Без чего не может обойтись тема урока? (без цели)
-Да, верно. С каких слов мы обычно начинаем ставить цель урока? (мы должны научиться..)
- Правильно. Ну а сегодня урок обобщения. Попробуйте сформулировать цель иначе. (мы должны обобщить знания о составе слова)
- Молодцы! Тема урока есть, цель мы сформулировали. Можно начинать работу.
3. Закрепление изученного материала.
- Я возвращаю на экран набор букв, в которых мы искали слова. (слайд 8) Посмотрите , пожалуйста, на него еще раз. Все ли вас устраивает? ( нет, тут не все части слова, не хватает корня)
- Да, ребята, вы совершенно верно заметили, что тут нет корня. У меня для вас неприятное известие - корень убежал с урока и спрятался от нас! Вот так!
- Что будем делать? Какие есть предложения? (искать)
- Искать? А может мы без корня обойдемся? Зачем он нам нужен. Пусть и дальше прячется! (нет, корень нужен, так как это главная значимая часть, в которой содержится лексическое значение слова)
- Умницы! Совершенно верно! Без корня обойтись никак нельзя! Тогда нам просто необходимо отправиться на поиски корня, причем отыскать его мы должны до конца урока, иначе он не вернется уже к нам никогда! Готовы?? (да)
- Ну что же, тогда в путь! Для того, чтобы найти корень, нам необходимо выполнить шесть заданий. На доске расположены шесть файлов, в которых спрятаны буквы. За каждое правильно выполненное задание, вы сможете открыть букву! Итак, начнем.
Задание 1.
-Ребята, как вы думаете, в каком порядке мы с вами будем повторять части слова? ( как в разборе)
-Молодцы! Вспомните, какой первый шаг при разборе слова по составу? (окончание)
-Верно. Первое задание будет посвящено именно этой части слова! Для начала, вспомните, пожалуйста, что такое окончание? (ответ ребенка)
-Правильно! Внимание на экран! (слайд 9)
-Прочитайте, пожалуйста, предложения. Все ли вам понятно? (нет, тут неверно стоят окончания)
-Как вы считаете, какую часть слов нужно поменять, чтобы предложения стали правильными? (окончание)
- Молодцы! Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа. Первый ряд записывает первое предложение, второй ряд - второе, третий ряд - третье. Приступайте!
-Проверим, что у вас получилось. Внимание на экран! (слайд 10) Ребята, чего нет на экране, но обязательно должно быть у вас с тетради? (выделенных окончаний) Верно, а каким знаком обозначается окончание? (квадрат) Молодцы! Выделите, пожалуйста, окончание.
-Первое задание выполнили. Откройте, пожалуйста, первую букву на доске! (Е)
Задание 2.
-Вспомним разбор слова по составу, какой второй шаг при разборе? (основа)
-Что такое основа? (ответ ребенка) Верно! Внимание на экран (слайд 11) Перед вами слова с пустой основой, догадайтесь, что пропущено и вставьте пропущенные части в слова. Не забудьте выделить в том предложении основу.
-Проверяем! Внимание на экран. (слайд 12) Получилось?(да). Умницы! Выполнили второй задание, время открывать вторую букву. (К)
Задание 3. (работа в парах)
-Вспоминаем разбор слова по составу, какой третий шаг? (корень)
-Что такое корень? (ответ ребенка) Молодец! Мы уже с вами сталкивались с корнями, которые пишутся одинаково, но лексическое значение у них совершенно разное. Внимание на экран. (слайд 13)
-Перед вами два слова (вода и водить). Какой корень у этих слов? (вод) Являются ли тогда эти слова однокоренными? (нет, у них разное лексическое значение). Правильно! Ребята, к сожалению, эти слова растеряли однокоренные слова. Помогите, пожалуйста, вернуть каждому слову свои однокоренные слова. Разделите свою тетрадь на два столбика. Первый подпишите вода, второй водить. Распределите слова по столбикам. Выделите корень слова.
- Проверим, что у вас получилось. Внимание на экран. (слайд 14) Третье задание выполнили, открываем третью букву. (Д)
4. Физкультминутка
-Ребята, что-то я подустала. Предлагаю немного отдохнуть. (игра пантомимы)
5. Закрепление материала.
Задание 4.
-Опять возвращаемся к разбору слова по составу, какой четвертый шаг? (приставка)
-Что такое приставка? (ответ ребенка) Молодец! Внимание на экран! (слайд 15)
- Какая часть речи очень часто пытается себя выдать за приставку? предлог) Да, верно. Внимание на экран. Спишите словосочетания, раскрывая скобки. Вспомните, как пишутся со словами приставки и как пишутся со словами предлоги? (ответы детей) Молодцы! Приступайте!
- Проверим, что у вас получилось. Внимание на экран (слайд 16) Что не хватает в этой работе? ( выделить приставку) Каким знаком мы выделяем приставки (ответ ребенка) Правильно. Выделите приставки.
И вновь разбор слова, какой пятый шаг? (суффикс) Верно, что такое суффикс? (ответ ребенка) Молодец!
- Внимание на экран. (слайд 17) Посмотрите, пожалуйста, с какой стороны находятся суффиксы? ( справа) Верно. Ваша задача с помощью эти суффиксов образовать новые слова и записать их! Приступайте.
-Проверим, что у вас получилось. (слайд 17)
-Пятое задание тоже выполнено, открываем пятую букву (И)
Задание 6. (фронтальная работа)
-Осталась одна буква, части слова у нас закончились, поэтому последним заданием будет графический диктант. Я читаю утверждения. Если вы согласны , то ставите +, если не согласны - ставите -.
Окончание – это изменяемая часть слова.
Приставка стоит после корня.
Суффикс служит для образования новых слов.
Основа – это слово без приставки.
Окончание служит для связи слов.
Корень стоит после окончания.
Суффикс стоит после корня.
-Проверим, что у вас получилось (+ - + - + - +)
- Последнее задание выполнено и мы можем наконец-то открыть последнюю букву (ребенок открывает ) (Н)
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, оказывается тут не одна буква а целых две буквы "Н",
-Ну что ж, теперь слово получилось? Какое? (дневник)
- Да, верно! Молодцы! Ну а какая же связь может быть между этим словом и пропавшим корнем? ( нужно открыть дневник, там лежит корень)
7. Подведение итогов.
- Ребята, вы большие молодцы! Со всеми заданиями справились, нашли корень. Осталось проверить, а вернулся ли корень в урок? Внимание на экран (слайд 18)
- Строчка с буквами появилась. а сам корень? ( дети находят) (слайд 19)
- Да, корень вернулся и чтобы он больше никогда от нас не убегал, я предлагаю вам выполнить еще одно задание, но выполнять вы его будете дома. Откройте, пожалуйста, свои дневники! Запишите домашнее задание на завтра - составить как можно больше слов с корнем уч, победит тот, кто составит больше всего слов.
- Наш урок подходит к концу. Вспомните, какую цель мы ставили на этот урок? (ответы детей)
( слайд 20)
-Достигли ли мы цели? (да)
- Что мы сегодня повторили? (ответы детей)
8. Рефлексия
- Умницы, ну а закончить этот урок я предлагаю с помощью наших корней. Возьмите в руки ваши корни! Посмотрите на них, напоминают ли они вам что-то? (улыбку)
- Да, корень очень похож на улыбку. Итак, ребята, если вы на этом уроке не справились с заданиями, если вам было тяжело, то вы будете показывать грустную улыбку. Если вам удалось справиться со всеми заданиями, вам было легко, то вы мне будете показывать веселую улыбку. Ну а если, вы со всеми заданиями справились но испытывали при этом некоторые трудности, то вы мне будете показывать смешанную улыбку. Итак, покажите, мне, пожалуйста, как вы провели этот урок (дети показывают корни)
- Молодцы! Вижу всех! Ребята, я бы тоже хотела показать вам , как по моему мнению прошел этот урок ( показываю свой корень)
- Вы сегодня большие молодцы! Спасибо вам за работу на уроке. Нашим гостям мы говорим большое спасибо за внимание! Приходите к нам еще!