kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Несклоняемые имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить детей с несклоняемыми именами существительными; учить детей правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные; развивать орфографическую зоркость.

Оборудование: интерактивная доска, слайды, раздаточный материал, текст шуточной песни для всех учащихся, толковые словари

На уроке используются групповая работа, парная и индивдуальная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Несклоняемые имена существительные"»

Тема: Несклоняемые имена существительные

Цели урока: познакомить детей с несклоняемыми именами существительными; учить детей правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные; развивать орфографическую зоркость.

Оборудование: интерактивная доска, слайды, раздаточный материал, текст шуточной песни для всех учащихся, толковые словари

Ход урока

  1. Организационный материал (приветствие учителя)

Дополните фразу «Я жду от урока…»

-

  1. Повторение изученного материала

Учитель: Давайте повторим, какие бывают склонения и вспомним рифмовку.

Дети:

Склонения мы выучили все наверняка.

Первое – женский род на а и я.

Второе склонение знаем мы уже –

Окончание среднего рода на о и е.

А так же мужской род необходим,

Только с окончанием нулевым.

Третье склонение – женский род.

Мягкий знак в окончание не идёт!


Учитель: Что такое склонение?

Дети: Это изменение существительных по падежам.

Учитель: Что такое начальная форма слова?

Дети: Это форма единственного числа именительного падежа.

Учитель: Я продиктую вам словосочетания, а вы, записав их, выделите окончания у существительных, укажите их склонение и падеж. Выделите все известные вам орфограммы.


В тетрадях.

З̚аписать в тетради (3 скл., П.п.)

Платье из марли (1 скл., Р.п.)

П̚обежал по лестнице (1 скл., Д.п.)

Сидят на ветке ( 1 скл, П.п.)

  1. Просмотр мультфильма о кенгуру «Допрыгни до облачка»

- О ком мультфильм?

- О кенгуру? О кенгуре? О кенгурю?

Введение в тему урока.

Изменение существительных (групповая работа).

Задание: изменить существительные по падежам, определить – меняется ли форма слова или не меняется.

1 группа – КУПЕ

Выйти из …, идти по …, сесть в …, вагон с …, ехать в ….

2 группа – ПАЛЬТО

Выйти без …, пришить к …, почистить …, примерить с …, поехать в ...

3 группа – МЕТРО

Встретить у …, подъехать к …, спуститься в …, жить рядом с …, ехать на ….

4 группа – РАДИО

Антенна у …, слушать по …, включить …, магнитофон с …, работать на …

5 группа – ПАРИ

Выиграть без…, поверить …, заключить …, сказать перед …, думать о …

  • Проверка (дети представляют результаты групповой работы). Слайды 4-8

- Склоняются ли имена существительные – КУПЕ, ПАЛЬТО, МЕТРО, РАДИО, ПАРИ? Слайд 9

- Как вы думаете, как называются существительные, которые не склоняются? (несклоняемые)

- Знакомо ли вам это понятие? (нет)

- Изучали ли вы ранее тему «Несклоняемые существительные»?

- Что вы знаете о несклоняемых существительных?

- Сформулируйте определение несклоняемых существительных, дополнив фразу:

Несклоняемые имена существительные – это имена существительные, которые… (не изменяются по падежам)



  1. Знакомство с новым материалом

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем работать «Склонение имен существительных» и познакомимся с очень интересными словами.

Сейчас прозвучит песенка о том, как два друга поехали в кинотеатр смотреть фильм. И если вам покажется странным употребление каких-то слов, то после прослушивания мы поговорим об этом.

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура,

Ходит – бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгура в кафу зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино!

Жаль окончилось оно!

В гардероб пора бежать –

Будут польта выдавать!


- Употребление каких слов вам показалось странным?

Дети: Метре, о кенгуре, в кине, без пальта и без кашне, в кафу, за доминой, с какадой и шимпанзой, на фортепьян.


- Значение каких слов вам непонятно?

Дети отвечают.

- Что надо сделать, чтобы узнать значение этих слов?

Дети: Воспользоваться словарем.

  1. Идет работа над значением незнакомых слов.

На столах у ребят разные словари: В.Даля, Ожегова, словарь иноязычных слов, школьный толковый словарь.

1 группа – кашпо, кашне

2 группа – метро, фойе

3 группа – пенсне, какаду

4 группа – авеню, шоссе

5 группа – пари, табло

6 группа – хаки, манто


Просклоняйте одно из существительных.

Пари - заключенное между двумя спорящими людьми условие

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка.

какаду – самые известные попугаи, водятся в Австралии, Индонезии. На голове хохол из перьев.

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, защемляющей переносицу.

Манто– широкое дамское платье.

Фойе– помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

Хаки - коричневато-зелёный, защитный цвет или плотная ткань такого цвета, а также форменная одежда из такой ткани.

Кепи – то же, что и кепка.

Жалюзи – оконные шторы из множества пластинок на шнурах.

  1. А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять чудесную песенку. Возьмите листочки с текстом песни «Про то, как нельзя говорить» и исправьте ошибки. Каждый из вас сейчас создаст другую песенку о том, как надо говорить.

Дети исправляют ошибки.

Кто сможет быстро и правильно прочитать его?

(дети читают исправленное стихотворение)

  1. Физминутка. Устали? Тогда давайте немного отдохнем. Под музыку медленно носом напишем слово тире в разных падежах.

  2. Работа с картинками.

На столах у вас картинки. Думаю, вы легко справитесь с этим заданием. Вы должны на постерах распределить картинки на 2 категории: склоняемые и несклоняемые.

(склоняемые: медведь, роза, лист, солнце, дом, лягушка, парта

Несклоняемые: кофе, пальто, какаду, домино, метро, фортепиано, кенгуру, пони)

А почему вы распределили картинки именно так?

Просклоняйте 2 существительных (склоняемое и несклоняемое)

Соедините несклоняемое имя существительное с его значением:

манто

спортивный судья (в боксе)

кашне

работник консульства

кашпо

выдающийся музыкант или композитор

жалюзи

меховое широкое женское пальто

атташе

декоративный поддон для цветочного горшка

маэстро

шторы, состоящие из жёстких пластин (пластика, дерева...)

рефери

узкий мужской тонкий шарф, одеваемый под пальто или костюм


  1. Детям предлагается игра «Как аукнется, так и откликнется»

Склонение слов кино и пальто. Дети работают по группам. Сначала учащиеся первой и второй группы называют падеж, третьей и четвертой группы - задают падежные вопросы, а учащиеся 5,6 группы хором отвечают.

И.п. что? кино пальто

Р. п. нет чего? кино пальто

Д.п. рад чему? кино пальто

В.п. вижу что? кино пальто

Т.п. доволен чем? кино пальто

П.п. думаю о чем? кино пальто

- Что вы заметили?

Учитель: Да, эти слова не меняют форму слов. В русском языке их называют несклоняемые. Давайте повторим определение этих существительных.

Дети: Несклоняемые – существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму, то есть не меняют окончания.

Учитель: Эти слова иноязычные!

Дети: Неужели в русском языке не было слова пальто? В чем же ходили наши предки?

Учитель: Верхняя одежда называлась армяк, зипун, тулуп.

Учитель показывает рисунки с изображением одежды.

  1. Итог урока

Учитель: С какими словами вы познакомились на уроке? Дайте определение несклоняемым существительным.

Выслушиваются ответы детей.

Закончите фразы:

  • На уроке я узнал(а)…

  • Мне было интересно…

  • Мне было сложно…

- В конце урока я хотела предложить вам послушать «Песенку - итог» Аркадия Хайта.

Чтобы грамотными стать и писать отлично,

Никогда нельзя менять в падежах различных

Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,

Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.


Можно песню распевать и в гостях, и дома,

Если только не менять окончанье слова

Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,

Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.



  1. Домашнее задание – найти значения слов 5 несклоняемых существительных в толковом словаре В.Даля.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Несклоняемые имена существительные"

Автор: Мушрапилова Зульфира Ашимовна

Дата: 04.03.2016

Номер свидетельства: 302275

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Несклоняемые имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-nieskloniaiemyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "193401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427635144"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок русского языка  «Неизменяемые имена существительные»"
    ["seo_title"] => string(62) "urokrusskoghoiazykanieizmieniaiemyieimienasushchiestvitielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "262791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449411106"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока на тему: "Несклоняемые имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nieskloniaiemyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "101543"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402421422"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок-презентация по русскому языку, Тема:" Имя существительное. Обобщение"."
    ["seo_title"] => string(87) "urok-priezientatsiia-po-russkomu-iazyku-tiema-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "258153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448453751"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "конспект урока по русскому языку 4 класс "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161621"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422258187"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства