Организационный
Самоопределение к деятельности Постановка учебной проблемы. Решение проблемы. Постановка учебной задачи Открытие нового знания Физкультминутка Первичное закрепление Включение нового знания в систему знаний и повторение Самостоятельная работа с проверкой Работа по учебнику. Итог урока. Рефлексия деятельности | Все друг к другу повернулись. Все друг другу улыбнулись. Гости? Рады им всегда. Так начнем работать? Да! Слайд 1 - «Голова на плечах не только для шапки» - Хотите сегодня чему-нибудь научиться, узнать новое? -Спишите пословицу. - Найдите в ней имена существительные, определите падеж. -Какая часть слова поменялась? Почему? -Как иначе называется изменение по падежам? (склонение) - А теперь вспомните и дайте полное определение, что такое склонение? - Просклоняйте существительные: 1 вариант – голова 2 вариант – плечо - Выделите окончания. - Проверим, как вы справились с заданием. - Что изменилось при склонении имён существительных? Слайд 2 Работа в группах по карточкам. Задание. Вставь слова КИНО, КАФЕ в текст. Определи падежи этих слов. Карточка: Сегодня мы ходили в….. . В……..было много народу. Из ……….мы пришли поздно. Мы были довольны ……. . Мы часто вспоминаем о ………. Мы рассказали друзьям о ……. . Давайте проверим. Прочитайте предложения, записанные на листочках. -Что интересного и необычного вы заметили? - Изменилась ли какая-нибудь часть слова? -Так какая же особенность у этих слов? - А изменяются по числам? - Давайте понаблюдаем меняется ли слово в зависимости от вопроса. Появляется запись на доске и в тетрадях : И.п. – пальто. Р.п. – пальто. Д.п. – пальто. В.п. - пальто. Т.п.- пальто. П.п. – в пальто. -Что вы заметили? Изменилась ли какая-нибудь часть слова? - Можем мы утверждать, что существительное пальто склоняется? Возникновение проблемной ситуации В русском языке есть имена существительные, которые не склоняются. - хотите узнать, как они называются? -А может кто-то уже знает ,или догадался - -Какая задача стоит перед нами на этом уроке? -Где мы можем найти ответ? - мы воспользуемся учебником - открыли учебник на 65 странице Ученики вместе с учителем Определяют тему урока -Как появились эти слова в русском языке? -Все несклоняемые имена существительные пришли к нам из других языков (иноязычные) -Почему существительные назвали несклоняемыми? -А в чём ещё особенность этих слов? Слайд 3 Прочитайте и постарайтесь запомнить: Шоссе, фламинго, метро, кино, радио, манто, кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе. - Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. Ну и как вы уже догадались, все эти слова словарные, поэтому их надо заучивать наизусть. Лучше поможет вам запомнить эти слова стихотворение в домашней работе по ТПО с.42 №10. -Значение, каких слов вам не понятно? -Поработаем с толковыми словарями (в парах) Кашне, трюмо, манто Интерактивный слайд №4 Раздели слова в две группы: склоняемые и несклоняемые. Слон, шимпанзе, дорога, метро, театр, радио, фламинго, магазин, пианино, школа | | | Слайд 5 для проверки Вставьте в предложения подходящие по смыслу несклоняемые существительные . Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе. Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых __________________ ,большого ____________и маленького ___________. Бабушке мы рассказали о розовых ____________________, о том как ______________ катал детей по зоопарку, а __________________рисовал красками картину. Работа по учебнику. С. 65 Упр. 116 самостоятельно в тетрадях. - Итак, с какими словами познакомились на уроке? - Почему они так называются? - А сейчас я предлагаю вам проверить себя и ответить на вопросы теста с помощью системы голосования Тест. Слайд 6,7 Найди правильный порядок падежей. А. И.п, В.п., Д.п., Т.п. Б. И.п, Р.п., Д.п., В.п. В.П.п., Т.п., И.п., Д.п. Г. И.п, Р.п., В.п., Д.п. 2. Найди ошибку в определении падежей. А. в театре ( Р.п.) Б. за домом ( Т.п.) В. по пустыне ( Д.п.) Г. из тетради ( Р.п.) 3. Найди «лишнее» словосочетание. А. Бежит в овраге. Б. Мигают на небе. В. Спит в тишине. Г. Услышал песню. 4. Найди «лишнее» слово. А. трюмо Б. пианино В. молоко Г. домино 5. Укажи несклоняемое существительное. А. письмо Б. очки В. метро Г. поле Итоги теста на экране . Проверьте свои знания Слайд 8 Сегодня на уроке я: -узнал, открыл для себя… -научился… - могу похвалить себя и своих одноклассников за … Слайд 9 А чтобы лучше запомнить несклоняемые существительные и правильно их употреблять в речи ,я предлагаю послушать веселую «Песенку» Аркадия Хайта Чтобы грамотными стать и писать отлично, Никогда нельзя менять в падежах различных Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро, Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе. Можно песню распевать и в гостях, и дома, Если только не менять окончанье слова Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто, Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру. - Спасибо за сотрудничество. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Дети слушают пословицу, объясняют её значение. - да 1.Запись пословицы. 2. Определение падежа имен существительных 3.Проверка с объяснением 4.Самооценка.(шкала I ) У доски работают 2 человека. Остальные самостоятельно в тетрадях Взаимопроверка по вариантам в парах -Окончание Работа в группах по карточкам. -слова не изменились -нет Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях - нет -да - выслушиваются разные варианты ответов. - Мы узнаем, как называются имена существительные, которые не склоняются. Познакомимся с ними. И научимся правильно употреблять их в речи Ребята перечисляют Ребята открывают учебники, читают правило. Знакомство с несклоняемыми именами существительными Дети высказывают свои предположения -Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные. - Не изменяются по числам. Хоровое чтение Игра « Кто больше запомнил несклоняемых имён существительных?» 1ряд-кашне 2ряд – трюмо 3ряд - манто Объясняют значение слов Фронтальная работа Работа в парах Проверка по слайду Проверка по «цепочке» с объяснением. С помощью системы голосования учащиеся проверяют усвоение материала. Высказывания детей Дети слушают песню и рассматривают картинки с несклоняемыми существительными | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. Регулятивные УУД Личностные УУД (Мотивация, самоопределение) Регулятивные УУД. (оценка) Регулятивные УУД. (оценка) Коммуникативные УУД Познавательные УУД ( использование информации полученной ранее) Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися того, что еще будет новым и интересным. Коммуникативные УУД Познавательные УУД (получение информации) Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение Коммуникативные УУД (участие в диалоге) Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД (монологические высказывания разного типа, самовыражение) Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД Предметные УУД Личностные УУД (нравственно – эстетическая оценка) |