kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка. Мягкий Ь после шипящих в глаголах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты образования:

1.     Предметные: научатся находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм

2.     Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

  • : общеучебные -  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; применение правил написания мягкого знака после шипящих в глаголах;

            Регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать,     сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; коррекция –вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль –различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Мягкий Ь после шипящих в глаголах.»



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Чуртан















Конспект урока русского языка в 4 классе



Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих.









Подготовила и провела

учитель 4 класса

Ибрагимова Н.Г.











2014-2015 уч. год





Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих

Тип: изучение нового материала (по теме первый урок из 2-ух)



Цель: создать условия для формирования умения писать мягкий знак после шипящих в глаголах; отрабатывать навык правописания мягкого знака на конце слова после шипящих в именах существительных, именах прилагательных краткой формы.

Планируемые результаты образования:

  1. Предметные: научатся находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм

  2. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; применение правил написания мягкого знака после шипящих в глаголах;

Регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; коррекция –вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль –различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.

     Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества –реализовывать в процессе групповой работы правила совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать выводы; владеть монологической  и диалогической формами речи; соблюдать нормы речевого этикета.

  1. Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; развивают умение  аргументировать свою точку зрения; контролируют и оценивают выполненную работу; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований.

 

Оборудование: ИД; учебник «Русский язык» 4 кл., 1часть, автор – С.В. Иванов, М. «Вентана –Граф» 2014; рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 4кл., №1, автор – М.И. Кузнецова, М. «Вентана-Граф», 2014; карточки для работы.



Формы работы на уроке:

  • работа в группах;

  • работа в парах;

  • самостоятельная работа;

  • самопроверка;

  • взаимопроверка;

  • самоанализ;

  • анализ;

  • контроль результата





























































Ход урока.



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метод. комментарий

Этап 1.Формирование положительного психологического настроя на предстоящую работу.


Данный этап работы настраивает обучающихся на определенный вид работы, развивая личностные и образовательные компетенции









Учащиеся развивают навыки работы в группе, коллективе по определённым договорным правилам.

Эта работа обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. Используется метод «Мозговой штурм», развивающий мыслительно-речевую деятельность, умение отстаивать своё мнение, побуждающий к языковой дискуссии, воспитывающий умение вести деловое общение.

















Этапы 3, 4 способствуют развитию учебно-познавательной, образовательной компетенции, где обучающиеся в результате возникшего противоречия в знаниях ставят себе цель и задачи работы, планируют её через способы организации целеполагания.


На 5, 6 этапе урока

добросовестность работы обеспечивается взаимозависимостью членов группы и заинтересованностью в конечном результате.

Работа на данном этапе урока способствует

развитию информационной, кооперативной компетенций. Дети учатся использовать средства информации, отбирать, преобразовывать необходимую информацию. Развивают УУД, в частности предметные – знакомятся с правописанием глаголов с шипящими, логические – выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать и делать вывод; регулятивные– сохраняют У/З

контролируют и оценивают работу свою и одноклассников. Постоянное обращение к графическим опорам на уроке способствует развитию зрительной, слуховой, двигательной (моторной) памяти.



















































































Обучающиеся выполняют процессуальный анализ работы на уроке и индивид-ю систему оценок результата работы, делают самооценку работы на уроке. Конкретизируют противоречия в знаниях, учебных действиях.







- Я рада нашему уроку,

Мне с вами интересно, друзья!

Разные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок.

- Урок русского языка. Мы снова отправляемся в страну родного языка.


- Чему учимся на уроках русского языка?



- Какие области русского языка мы изучаем?


ИД Слайд №1

-В какой области мы остановимся, вы определите сами чуть позже.

















- Говорить и писать правильно.




- Области: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи».


Этап 2.Актуализация знаний по теме « Мягкий знак после шипящих на конце слов разных частей речи». Мотивационный.


-Сегодня на уроке я предлагаю организовать работу в группах, парах и индивидуально.


- Ваши предложения?


- Какие организационные правила применим в работе?

















1.Работа по карточкам.

Задание. Прочитайте слова. Распределите слова на группы по общему основанию. Запишите слова, раскройте скобки и докажите свой выбор.

Молодёж(ь), береч(ь), кирпич(ь), реч(ь), хорош(ь), жду встреч(ь), отреж(ь), много задач(ь), морж(ь), колюч(ь), плащ(ь), поеш(ь).


- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.



- Какое основание для определения групп слов?


- Обозначьте правило правописания орфограммы в словах каждой группы графической моделью.





Миниитог.

- Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с шипящими на конце разных частей речи?




- Какую работу выполнили?





Оцените свое знание изученного материала и результат работы на данном этапе работы.




Поднимите руку тот, у кого были затруднения.

Над чем нужно поработать?


-Какая группа слов вызвала противоречие?


-Какой частью речи являются слова? Как вы определили, что это глаголы?



- Почему возникло противоречие?








  1. Высказывать свое мнение, слушать мнение других, обсуждать, доказывать, делать вывод.

  2. Контролировать действия и результат работы.

  3. Оценивать действия и результат работы символами.

  • + - самостоятельно и без ошибок выполнял работу.

  • ? – работал самостоятельно, но были ошибки.

  • - – самостоятельно работать не мог.

  • Фиксируем в тетрадях на полях.




1.Работа в группах. (Итог работы фиксируется на доске)

1)молодёжь, речь – ж.р., 3-склонение.

2)кирпич, плащ, морж –м.р., 2-склон.

3)хорош, колюч –кр. форма им. прилагат.

4)много задач, жду встреч – 1- скл., мн.ч., Р.п.

5)береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ? не изучали.





-Орфографическое.



Обозначают правило правописания орфограммы каждой группы слов графической моделью и устно проговаривают.

(на доске)

С 3ск.- ш,ж,щ,ч + Ь;

С 1,2ск. –ж,ш,щ,ч –нет

П кр.ф. – ш,ж,щ,ч - нет


1) Какой частью речи выражено слово.

2) Лексическое значение слова.

3)Правило написания орфограммы в слове.



- Вспомнили и закрепили правописание мягкого знака на конце слов после шипящих разных частей речи.


Самооценка.

  • + - самостоятельно и без ошибок выполнял работу.

  • ? – работал самостоятельно, но были ошибки.

  • - – самостоятельно работать не мог.




5)береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?



-Глаголы. Обозначают действия и отвечают на вопросы: что делать? что сделай? что сделаешь? и др.



- Не изучали правописание мягкого знака после шипящих в глаголах.

Этап 3.Определение темы урока.

-В какой области русского языка мы сегодня остановимся?

ИД слайд №2

- Какую цель поставите себе на уроке?


- Сформулируйте тему урока, опираясь на цель урока.

- Правописание.



- Узнать, нужно писать или нет мягкий знак после шипящих в глаголах.

«Мягкий знак после шипящих в глаголах»

Этап 4. Целеполагание. Планирование работы.

- А кто сможет определить задачи нашего урока?

У – О чем должны узнать на уроке?


- Чему мы сегодня будем учиться?


Р – Что будем развивать?



О – Что будем объяснять?


К – Что будем контролировать?



-Как построим нашу работу?




ИД Слайд №3




У узнать о правописании мягкого знака в глаголах после шипящих;

- учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих.

Р – развивать орфографическую зоркость, внимание, речь.

О – объяснять правописание и значение слов.

К контролировать свою работу и работу одноклассников.


По плану.

И + Н (исследуем и наблюдаем)

ОНЗ (открываем новые знания)

ВП (выводим правило)

ПЗ (применяем знания)

К + О – Р (контролируем и оцениваем результат работы)

Этап 5. Открытие детьми нового знания.

  1. Работа по учебнику.

Стр.107, рубрика «Давай подумаем»

Задание.

- Прочитайте предложения.

- Найдите слова, в которых на конце после шипящих стоит мягкий знак.

- Определи, к какой части речи относятся выделенные слова?

- В каких формах они стоять?


- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.

- Что вы прочитали?



- Объясните значение любой пословицы по выбору.

- Какие слова вы нашли в предложениях?


- Какой частью речи являются выделенные слова?

- В каких формах они стоять?




ИД Слайд №4




- Какое общее основание в данных словах?


- Сделайте свой вывод о правописании орфограммы в словах.


- Как вы проверите свой вывод?




- Проверьте, правы ли вы в своём утверждении.


- Что скажите о своем выводе.



- Сформулируйте правило.



- Сделайте графическую модель правила (опору).


- Вернемся к пятой группе слов береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?



- Вы сможете открыть скобки?



- Как напишите глаголы данной группы?



- Откройте скобки карандашом.



- Обозначьте графической моделью правило правописания орфограммы в словах.



- Сформулируйте правило правописания орфограммы в словах, опираясь на графическую модель.


Проследим наше продвижение по плану работы.

- Что выполнили?

- На каком этапе работы находимся?


Миниитог.

Оцените результат своей работы на пройденных этапах.


- Поднимите руку тот, у кого были затруднения.

Над чем нужно поработать?













Работа в группах.

- Предложения, которые являются пословицами.


- Объясняют значение пословицы по выбору.

- Глаголы.

отрежь (что сделай?, 2 л. ед.ч.)

погонишься (что сделаешь?,2 л. ед.ч. )

поймаешь (что сделаешь?, 2л.ед.ч)

едешь (что делаешь?, 2л. ед.ч.)

будешь (что сделаешь?, 2л. ед.ч.)

испечёшь (что сделаешь?, 2л. ед.ч. )

беречь (что делать?, н.ф.г.)


- Орфографическое.



-В глаголах после шипящих нужно писать мягкий знак.



- Нужно прочитать в учебнике рубрику «Тайны языка» и сравнить со своим выводом.


- Читают правило в учебнике на стр. 108, рубрика «Тайны языка»


- Наш вывод совпадает с правилом в учебнике. Значит он верный.


- Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.


Г- ш, щ, ч, ж +Ь



5) береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?


- Да.


- С мягким знаком после шипящей.



- Открывают скобки карандашом.


- Г- ш, щ, ч, ж +Ь




- Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.





- Анализируют план работы.






- Оценивают символами: +, ?, -

Этап 6. Первичное закрепление.

  1. Динамическая пауза.

Мы много работали, давайте отдохнем. Поиграем в игру «Будь внимательным».

- Контролируйте свои действия , чтобы в конце игры вы могли оценить свой результат.

- Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте.

Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, оторвёшься, могуч, глушь.


Миниитог.

- Сядьте те, кто не ошибся!

(Обращаюсь к тем, кто ошибся.)

- Над чем нужно поработать?


-Оцените результат своей работы.


  1. Работа по учебнику.

Стр. 108, №2.

Записать слова в три столбика. В 1-й – глаголы в начальной форме. Во 2-й – глаголы в форме 2-го лица, ед. числа, в 3-й – глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ (о том, как называется такая форма глаголов, ты узнаешь чуть позже).

Не забывай писать Ь после шипящих!

- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.


- Что нужно помнить, чтобы правильно писать слова с шипящими?













- Проверьте свою работу, сравните с образцом на доске.


ИД Слайд №5








-Оцените результат своей работы.

- Поднимите руку тот, кто допустил ошибки.

Над чем нужно поработать?


  1. Работа в рабочей тетради «Пишем грамотно» №1.

Стр. 31, №2.

Исследуйте таблицу. Запишите свои примеры в таблицы.

- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.

- Проведите контроль результата работы своих одноклассников.























- Оцените результат работы товарища.



  1. Экспресс – опрос.

(Лист размером 5см на 20 см оформлен заранее: на листочках сверху имя, слева числа от 1 до 13).

Учитель называет слова, но дети их не записывают, а обозначают символами.

- Обозначения: нет Ь в слове - ; есть Ь в слове - +.

- Если затрудняетесь написать -?











- Какое слово вызвало затруднение?

- Почему?





- Как узнать лексическое значение слова – фальшь?



- Откройте словарь. Прочитайте словарную статью ФАЛЬШЬ.







- Обменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга в паре по образцу.

ИД. Образец на слайде №6.

- Кто получил +?

- Уже сегодня вы получаете оценку 5, а остальные смогут поучиться писать Ь знак после шипящих завтра на уроке и дома, выполняя домашнее задание.

















- Оценивают символами: +, ?, -
























- Задают вопросы.





1) Какой частью речи выражено слово.

2) Лексическое значение слова.

3)Правило написания орфограммы в слове.





2.Работа в группах.



Самопроверка.

нач. ф. гл. 2 л.,ед.ч.

беречь думаешь

обжечь стоишь

поджечь говоришь

стричь сидишь

помочь бежишь

кричишь

идёшь

съешь поёшь

спрячь летишь

льёшь

- Оценивают символами: +, ?, -








3.Самостоятельная работа.










- Фронтальная проверка результата работы.

После шипящих Ь пишется:

  1. у имен сущ. 3-его скл.: дочь, ночь и т.д.

  2. у глаголов во все формах: идёшь, поешь, слышишь и т.д.

После шипящих Ь не пишется:

  1. у имен сущ. 1-го и 2-го скл.: нет туч, много задач, плащ, нож и т.д.

  2. у имён прилаг. в краткой форме: пригож, хорош, могуч, скрипуч и т.д.

Взаимооценка результата работы.


4.Самостоятельная работа.

  1. ночь +

  2. луч -

  3. беречь +

  4. кирпич -

  5. знаешь +

  6. отрежьте +

  7. хорош -

  8. зажечь +

  9. дремлешь +

  10. могуч -

  11. чертишь +

  12. желаю удач -

  13. фальшь ?, +


- Фальшь.



- Мы не знаем значение слова фальшь, поэтому не можем определить часть речи.

- В толковом словаре.



- ФАЛЬШЬ – 1. Несоответствие тону в пении, музыкальном исполнении. 2. Неискренность, лицемерие. 3. Обман, мошенничество. Сущ. ж.р.



Взаимопроверка пастой другого цвета. Взаимооценка.


Этап 7. Подведение итога урока.Рефлексия.

- Предлагаю определить домашнее задание.



- Почему?



- Проанализируем, насколько мы выполнили наш план работы на уроке и решили задачи урока по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

- Что не выполнили из запланированного на урок?

- Какие задачи не решили?


-Какую задачу возьмем на следующий урок и продолжим её решать.



-Какой алгоритм действий поможет вам правильно писать слова с шипящими на конце?



- Что было самым главным на уроке?

- Что нового узнали о правописании Ь после шипящих?


- Где эти знания сможете применить?




- Проанализируйте свою систему оценок результата работы в течение всего урока.


- Ребята, встаньте, пожалуйста, те, кто доволен результатом своей работы на уроке и с хорошим настроением уходит с урока?

(Обращаюсь к тем, у кого возникали противоречия в работе).

- Какие вопросы необходимо решить?

-Спасибо всем за работу

- Д/з: уч. С. 108, правило; Р.Т. стр. 34№1, №2(по выбору)


- Обосновывают выбор Д/з.







- Выполнили все.


- Решили все задачи.


- Учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих и словах других частей речи.

Алгоритм

1) Определить какой частью речи выражено слово.

2) Объяснить лексическое значение слова.

3)Применить правило написания орфограммы в слове.



- Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь.


- На уроках русского языка.

- Для того чтобы двигаться вперед, изучая русский язык.

- В жизни, например, чтобы написать письмо т.д.

Анализируют систему самооценки результата работы на каждом этапе урока.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок русского языка. Мягкий Ь после шипящих в глаголах.

Автор: Ибрагимова Наиля Габбасовна

Дата: 27.02.2016

Номер свидетельства: 299707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Правописание ь после шипящих на конце наречий" по УМК "Начальная школа XXI века" "
    ["seo_title"] => string(154) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-pravopisaniie-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii-po-umk-nachal-naia-shkola-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "219948"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434446306"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок русского языка по теме; "Правописание И, Ы после Ц""
    ["seo_title"] => string(50) "urokrusskoghoiazykapotiemiepravopisaniieiyposliets"
    ["file_id"] => string(6) "260298"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448915313"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Технологическая карта урока русского языка "Мягкий знак на конце наречий" (ФГОС ООО)"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_russkogho_iazyka_miaghkii_znak_na_kontsie_nari"
    ["file_id"] => string(6) "467916"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1524842305"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов" (4 класс) "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-pravopisaniie-ghlagholov-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "166315"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422948554"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Урок русского языка " Мягкий знак после шипящих на конце слов" (5 Класс) "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-russkogho-iazyka-miaghkii-znak-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-slov-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "143665"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418568140"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства