Этап 1.Формирование положительного психологического настроя на предстоящую работу. | Данный этап работы настраивает обучающихся на определенный вид работы, развивая личностные и образовательные компетенции Учащиеся развивают навыки работы в группе, коллективе по определённым договорным правилам. Эта работа обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. Используется метод «Мозговой штурм», развивающий мыслительно-речевую деятельность, умение отстаивать своё мнение, побуждающий к языковой дискуссии, воспитывающий умение вести деловое общение. Этапы 3, 4 способствуют развитию учебно-познавательной, образовательной компетенции, где обучающиеся в результате возникшего противоречия в знаниях ставят себе цель и задачи работы, планируют её через способы организации целеполагания. На 5, 6 этапе урока добросовестность работы обеспечивается взаимозависимостью членов группы и заинтересованностью в конечном результате. Работа на данном этапе урока способствует развитию информационной, кооперативной компетенций. Дети учатся использовать средства информации, отбирать, преобразовывать необходимую информацию. Развивают УУД, в частности предметные – знакомятся с правописанием глаголов с шипящими, логические – выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать и делать вывод; регулятивные– сохраняют У/З контролируют и оценивают работу свою и одноклассников. Постоянное обращение к графическим опорам на уроке способствует развитию зрительной, слуховой, двигательной (моторной) памяти. Обучающиеся выполняют процессуальный анализ работы на уроке и индивид-ю систему оценок результата работы, делают самооценку работы на уроке. Конкретизируют противоречия в знаниях, учебных действиях. |
- Я рада нашему уроку, Мне с вами интересно, друзья! Разные ваши ответы С удовольствием слушаю я. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся дружок. - Урок русского языка. Мы снова отправляемся в страну родного языка. - Чему учимся на уроках русского языка? - Какие области русского языка мы изучаем? ИД Слайд №1 -В какой области мы остановимся, вы определите сами чуть позже. | - Говорить и писать правильно. - Области: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». |
-Сегодня на уроке я предлагаю организовать работу в группах, парах и индивидуально. - Ваши предложения? - Какие организационные правила применим в работе? 1.Работа по карточкам. Задание. Прочитайте слова. Распределите слова на группы по общему основанию. Запишите слова, раскройте скобки и докажите свой выбор. Молодёж(ь), береч(ь), кирпич(ь), реч(ь), хорош(ь), жду встреч(ь), отреж(ь), много задач(ь), морж(ь), колюч(ь), плащ(ь), поеш(ь). - Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание. - Какое основание для определения групп слов? - Обозначьте правило правописания орфограммы в словах каждой группы графической моделью. Миниитог. - Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с шипящими на конце разных частей речи? - Какую работу выполнили? Оцените свое знание изученного материала и результат работы на данном этапе работы. Поднимите руку тот, у кого были затруднения. Над чем нужно поработать? -Какая группа слов вызвала противоречие? -Какой частью речи являются слова? Как вы определили, что это глаголы? - Почему возникло противоречие? | Высказывать свое мнение, слушать мнение других, обсуждать, доказывать, делать вывод. Контролировать действия и результат работы. Оценивать действия и результат работы символами. + - самостоятельно и без ошибок выполнял работу. ? – работал самостоятельно, но были ошибки. - – самостоятельно работать не мог. Фиксируем в тетрадях на полях. 1.Работа в группах. (Итог работы фиксируется на доске) 1)молодёжь, речь – ж.р., 3-склонение. 2)кирпич, плащ, морж –м.р., 2-склон. 3)хорош, колюч –кр. форма им. прилагат. 4)много задач, жду встреч – 1- скл., мн.ч., Р.п. 5)береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ? не изучали. -Орфографическое. Обозначают правило правописания орфограммы каждой группы слов графической моделью и устно проговаривают. (на доске) С 3ск.- ш,ж,щ,ч + Ь; С 1,2ск. –ж,ш,щ,ч –нет П кр.ф. – ш,ж,щ,ч - нет 1) Какой частью речи выражено слово. 2) Лексическое значение слова. 3)Правило написания орфограммы в слове. - Вспомнили и закрепили правописание мягкого знака на конце слов после шипящих разных частей речи. Самооценка. + - самостоятельно и без ошибок выполнял работу. ? – работал самостоятельно, но были ошибки. - – самостоятельно работать не мог. 5)береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ? -Глаголы. Обозначают действия и отвечают на вопросы: что делать? что сделай? что сделаешь? и др. - Не изучали правописание мягкого знака после шипящих в глаголах. |
- А кто сможет определить задачи нашего урока? У – О чем должны узнать на уроке? - Чему мы сегодня будем учиться? Р – Что будем развивать? О – Что будем объяснять? К – Что будем контролировать? -Как построим нашу работу? ИД Слайд №3 | У – узнать о правописании мягкого знака в глаголах после шипящих; - учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих. Р – развивать орфографическую зоркость, внимание, речь. О – объяснять правописание и значение слов. К – контролировать свою работу и работу одноклассников. По плану. И + Н (исследуем и наблюдаем) ОНЗ (открываем новые знания) ВП (выводим правило) ПЗ (применяем знания) К + О – Р (контролируем и оцениваем результат работы) |
Работа по учебнику. Стр.107, рубрика «Давай подумаем» Задание. - Прочитайте предложения. - Найдите слова, в которых на конце после шипящих стоит мягкий знак. - Определи, к какой части речи относятся выделенные слова? - В каких формах они стоять? - Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание. - Что вы прочитали?
- Объясните значение любой пословицы по выбору. - Какие слова вы нашли в предложениях? - Какой частью речи являются выделенные слова? - В каких формах они стоять? ИД Слайд №4 - Какое общее основание в данных словах? - Сделайте свой вывод о правописании орфограммы в словах. - Как вы проверите свой вывод? - Проверьте, правы ли вы в своём утверждении. - Что скажите о своем выводе. - Сформулируйте правило. - Сделайте графическую модель правила (опору). - Вернемся к пятой группе слов береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?
- Вы сможете открыть скобки?
- Как напишите глаголы данной группы?
- Откройте скобки карандашом.
- Обозначьте графической моделью правило правописания орфограммы в словах.
- Сформулируйте правило правописания орфограммы в словах, опираясь на графическую модель. Проследим наше продвижение по плану работы. - Что выполнили? - На каком этапе работы находимся? Миниитог. Оцените результат своей работы на пройденных этапах. - Поднимите руку тот, у кого были затруднения. Над чем нужно поработать? | Работа в группах. - Предложения, которые являются пословицами. - Объясняют значение пословицы по выбору. - Глаголы. отрежь (что сделай?, 2 л. ед.ч.) погонишься (что сделаешь?,2 л. ед.ч. ) поймаешь (что сделаешь?, 2л.ед.ч) едешь (что делаешь?, 2л. ед.ч.) будешь (что сделаешь?, 2л. ед.ч.) испечёшь (что сделаешь?, 2л. ед.ч. ) беречь (что делать?, н.ф.г.) - Орфографическое. -В глаголах после шипящих нужно писать мягкий знак. - Нужно прочитать в учебнике рубрику «Тайны языка» и сравнить со своим выводом. - Читают правило в учебнике на стр. 108, рубрика «Тайны языка» - Наш вывод совпадает с правилом в учебнике. Значит он верный. - Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак. Г- ш, щ, ч, ж +Ь 5) береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ? - Да. - С мягким знаком после шипящей. - Открывают скобки карандашом. - Г- ш, щ, ч, ж +Ь - Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак. - Анализируют план работы. - Оценивают символами: +, ?, - |
Динамическая пауза. Мы много работали, давайте отдохнем. Поиграем в игру «Будь внимательным». - Контролируйте свои действия , чтобы в конце игры вы могли оценить свой результат. - Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте. Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, оторвёшься, могуч, глушь. Миниитог. - Сядьте те, кто не ошибся! (Обращаюсь к тем, кто ошибся.) - Над чем нужно поработать? -Оцените результат своей работы. Работа по учебнику. Стр. 108, №2. Записать слова в три столбика. В 1-й – глаголы в начальной форме. Во 2-й – глаголы в форме 2-го лица, ед. числа, в 3-й – глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ (о том, как называется такая форма глаголов, ты узнаешь чуть позже). Не забывай писать Ь после шипящих! - Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание. - Что нужно помнить, чтобы правильно писать слова с шипящими?
- Проверьте свою работу, сравните с образцом на доске. ИД Слайд №5 -Оцените результат своей работы. - Поднимите руку тот, кто допустил ошибки. Над чем нужно поработать? Работа в рабочей тетради «Пишем грамотно» №1. Стр. 31, №2. Исследуйте таблицу. Запишите свои примеры в таблицы. - Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание. - Проведите контроль результата работы своих одноклассников.
- Оцените результат работы товарища.
Экспресс – опрос. (Лист размером 5см на 20 см оформлен заранее: на листочках сверху имя, слева числа от 1 до 13). Учитель называет слова, но дети их не записывают, а обозначают символами. - Обозначения: нет Ь в слове - ; есть Ь в слове - +. - Если затрудняетесь написать -?
- Какое слово вызвало затруднение? - Почему?
- Как узнать лексическое значение слова – фальшь?
- Откройте словарь. Прочитайте словарную статью ФАЛЬШЬ.
- Обменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга в паре по образцу. ИД. Образец на слайде №6. - Кто получил +? - Уже сегодня вы получаете оценку 5, а остальные смогут поучиться писать Ь знак после шипящих завтра на уроке и дома, выполняя домашнее задание. | - Оценивают символами: +, ?, -
- Задают вопросы.
1) Какой частью речи выражено слово. 2) Лексическое значение слова. 3)Правило написания орфограммы в слове.
2.Работа в группах.
Самопроверка. нач. ф. гл. 2 л.,ед.ч. беречь думаешь обжечь стоишь поджечь говоришь стричь сидишь помочь бежишь кричишь идёшь съешь поёшь спрячь летишь льёшь - Оценивают символами: +, ?, -
3.Самостоятельная работа.
- Фронтальная проверка результата работы. После шипящих Ь пишется: у имен сущ. 3-его скл.: дочь, ночь и т.д. у глаголов во все формах: идёшь, поешь, слышишь и т.д. После шипящих Ь не пишется: у имен сущ. 1-го и 2-го скл.: нет туч, много задач, плащ, нож и т.д. у имён прилаг. в краткой форме: пригож, хорош, могуч, скрипуч и т.д. Взаимооценка результата работы. 4.Самостоятельная работа. ночь + луч - беречь + кирпич - знаешь + отрежьте + хорош - зажечь + дремлешь + могуч - чертишь + желаю удач - фальшь ?, + - Фальшь.
- Мы не знаем значение слова фальшь, поэтому не можем определить часть речи. - В толковом словаре.
- ФАЛЬШЬ – 1. Несоответствие тону в пении, музыкальном исполнении. 2. Неискренность, лицемерие. 3. Обман, мошенничество. Сущ. ж.р.
Взаимопроверка пастой другого цвета. Взаимооценка. |
- Предлагаю определить домашнее задание.
- Почему?
- Проанализируем, насколько мы выполнили наш план работы на уроке и решили задачи урока по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах» - Что не выполнили из запланированного на урок? - Какие задачи не решили? -Какую задачу возьмем на следующий урок и продолжим её решать.
-Какой алгоритм действий поможет вам правильно писать слова с шипящими на конце? - Что было самым главным на уроке? - Что нового узнали о правописании Ь после шипящих? - Где эти знания сможете применить? - Проанализируйте свою систему оценок результата работы в течение всего урока. - Ребята, встаньте, пожалуйста, те, кто доволен результатом своей работы на уроке и с хорошим настроением уходит с урока? (Обращаюсь к тем, у кого возникали противоречия в работе). - Какие вопросы необходимо решить? -Спасибо всем за работу | - Д/з: уч. С. 108, правило; Р.Т. стр. 34№1, №2(по выбору) - Обосновывают выбор Д/з. - Выполнили все. - Решили все задачи. - Учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих и словах других частей речи. Алгоритм 1) Определить какой частью речи выражено слово. 2) Объяснить лексическое значение слова. 3)Применить правило написания орфограммы в слове.
- Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь. - На уроках русского языка. - Для того чтобы двигаться вперед, изучая русский язык. - В жизни, например, чтобы написать письмо т.д. Анализируют систему самооценки результата работы на каждом этапе урока. |