kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме " Иван III "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от Монголо-татарского ига; закрепить и углубить знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках.

 Формируемые УУД:

познавательные:

развивать познавательную активность, осознать задачу урока, делать выводы, развивать умение работать с текстом, извлекать информацию
из иллюстраций и схем.

коммуникативные:

формировать умение вести диалог слушать и отвечать на вопросы, правильно формулировать вопросы.

личностные:

воспитать у детей интерес к изучению истории всей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями; воспитать чувство патриотизма, гордость за свою Родину; бережного трепетного отношения к историческому наследию России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Иван III»

Тема: Иван III.

Учебник: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир», 4 класс ч. 2.

Цель урока: познакомить с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от Монголо-татарского ига; закрепить и углубить знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках.


Формируемые УУД:

познавательные:


развивать познавательную активность, осознать задачу урока, делать выводы, развивать умение работать с текстом, извлекать информацию
из иллюстраций и схем.

коммуникативные:

формировать умение вести диалог слушать и отвечать на вопросы, правильно формулировать вопросы.

личностные:

воспитать у детей интерес к изучению истории всей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями; воспитать чувство патриотизма, гордость за свою Родину; бережного трепетного отношения к историческому наследию России.


Ход урока

I.Организационный момент

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок!

Подравнялись, подтянулись,

Сели тихо, улыбнулись.


II.Актуализация опорных знаний

1. Фронтальный опрос: (Слайд 1)

Честная смерть лучше позорной жизни”

-Кому принадлежит эта фраза? (Дмитрий Иванович, Донской)

-Почему князя Дмитрия Ивановича прозвали Донским?

-В каком великом сражении участвовал Дмитрий Донской?


-Ребята, вам предстоит вспомнить события, факты, которые связаны с Куликовской битвой. Мы с вами их рассматривали на прошлом уроке и выполнить тестовую работу.


2. Индивидуальное задание по карточкам (4 человека).


3. Тест (остальные):

1.Дмитрий Донской был:

А) внуком Ивана Калиты

Б) сыном Ивана Калиты

В) правнуком Ивана Калиты

2.Куликовская битва произошла на реке:

А) Дону

Б) Волге

В) Днепре


3.Князь Дмитрий Донской сражался с войсками:

А) Чингисхана

Б) Батыя

В) Мамая


4.Богатырь Пересвет был:

А) военным

Б) монахом

В) князем


5.Из предложенных выберите дату Куликовской битвы

А)1240

Б)1242

В)1380


Взаимопроверка (слайд 2):

1-А, 2- А, 3- В, 4- Б, 5- В.


Ответы по карточкам


III. Самоопределение к деятельности

- 1.В течении урока мы будем заполнять таблицу (приложение 1):

дата

событие

последствия

1380

Куликовская битва

Войско Дмитрия Донского показало Мамаю, что государство Московское может противостоять Золотой орде.


- По окончании правления Дмитрия Донского Русь оставалась разрозненным государством, находящимся под гнетом Орды. (слайд 3).

Прошло 100 лет. На престол взошел Иван 3, правнук Дмитрия Донского, прозванный Великим. Почему его так назвали и какой вклад он внес в развитие Руси за годы своего правления, вам предстоит доказать, опираясь на полученную информацию.


IV.Изучение нового

1.Рассказ учителя об Иване III.

Слайд 4.

Князь Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, с зычным голосом. Русь перешла к Ивану III, когда ему было всего 23 года. Держался он гордо, даже величественно, как подобает представителю огромного княжества. Этот умный и дальновидный человек отличался рассудительностью и целеустремленностью - что бы ни задумал, всего добивался.

- Сколько лет Русь платила дань?

- Что произошло в обществе?

- Какой мы можем предположить решительный шаг Ивана III? (освободиться от гнета золотой орды).

Слайд 5.

Слайд 6.

Теперь Иван III решил покончить и с татарами. Однажды в Кремль явились посланцы Золотой Орды и вручили великому князю Ивану III грамоту с требованием собрать с русских земель денежную дань для хана. Как гласит предание, Иван III на глазах у всех разорвал и растоптал ханскую грамоту. И все поняли, что Москва стала сильной, и было принято решение полностью избавиться от ордынской зависимости.

Слайд 7.

Тогда Ордынский хан- Ахмат, правивший в тот период, собрал огромное войско и двинулся в русские пределы. Навстречу неприятелю выступила русская рать во главе с Иваном III. Противники встретились на реке Угре в 1480 г. Обе рати встали друг против друга на противоположных берегах реки. Несколько раз пытались ордынцы переправиться через Угру, но всякий раз безуспешно. Русские обстреливали их из луков и пушек. Время шло. Ударили морозы, и река покрылась льдом. Неожиданно хан Ахмат увел свое войско. Так закончилась зависимость Руси от Орды.

Слайд 8-9.


2.Микро итог Слайд 10.


3.Работа в группах

Заполнение таблицы:

дата

событие

последствия

1380

Куликовская битва

Войско Дмитрия Донского показало Мамаю, что государство Московское может противостоять Золотой орде.

1480

Стояние на реке Угре

Московское княжество под руководством Ивана III освободилось от ига Золотой орды, перестало платить дань.


V.Физминутка


VI. Первичное закрепление


1.Сообщение учащихся Слайд 11-16.


За сорок лет, в течение которых Иван III находился у власти, Московское княжество ещё более расширилось и усилилось, а Москва стала одной из красивейших столиц Европы.

В 1478 г. к Москве был присоединен г. Новгород. В конце своего правления Иван III присоединил города Тверь, Рязань, Псков, Черниговские и Смоленские земли. Образовалась крупнейшая в Европе страна. Этим самым была решена важнейшая национальная задача: было завершено собирание русских земель вокруг Москвы. Изумленная Европа в начале княжения Ивана III, едва ли подозревавшая о существовании Московии, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на своих восточных окраинах. Эти земли стали именоваться Россией.

- Какие данные мы можем добавить в таблицу?


дата

событие

последствия

1380

Куликовская битва

Войско Дмитрия Донского показало Мамаю, что государство Московское может противостоять Золотой орде.

1480

Стояние на реке Угре

Московское княжество под руководством Ивана III освободилось от ига Золотой орды, перестало платить дань.

С 1478

Присоединение городов и земель

Появление огромной империи, именованной Россией.


Жена Ивана III умерла и великий князь женился на племяннице императора Византии. Иван III сделал гербом России -византийский герб, а себе взял титул – Государь всея Руси.


2.Работа по учебнику с.78.

3.Работа в группах слайд 18-19.

- Заполни пропуски, используя текст учебника


После Куликовской битвы потребовалось еще ___ лет чтобы освободиться от ордынской зависимости.Тогда на Руси правил _____________.Он отказался платить дань.В _____ году хан_____ повёл войско на русские земли. Противники встретились на реке _________.Ордынцы пытались переправиться,но русские их обстреливали из ______ ________.Хан отступил.Так закончилась зависимость Руси от _______.

Княжества объединялись с Москвой. К этому времени уже сложилось _______ государство .и появилось название _______.Управлять помогала ___________ дума.

В Москве был построен новый Кремль из ________.Москву охотно посещали ___________________________ из Италии ,Германии ,Польши.Тогда же появился и герб- __________ ___________.Князя стали называть __________ всея Руси.


VII. Итог урока слайд 20-21.

  • Что Иван III сделал для Руси?

  • Какие изменения при нём произошли в Москве?

  • Как к Русскому государству стали относиться иностранцы?

  • Что этому способствовало?

  • Откуда в нашей стране появился новый герб?


VIII. РЕФЛЕКСИЯ



Домашнее задание:

Учебник с.75-81, Рабочая тетрадь- №1,страница 26, 28.

Просмотр содержимого презентации
«Иван III»

Урок Окружающего мира «Честная смерть лучше  позорной жизни»

Урок Окружающего мира

«Честная смерть лучше

позорной жизни»

Взаимопроверка: 1 - А 2 - А 3 - В 4 - Б 5 - В

Взаимопроверка:

1 - А

2 - А

3 - В

4 - Б

5 - В

ИВАН III

ИВАН III

Прошло 100 лет после Куликовской битвы. Московское княжество ещё более расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство Русских земель. Важным событием правления Ивана III было присоединение Новгорода к Московскому государству.

Прошло 100 лет после Куликовской битвы. Московское княжество ещё более расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство Русских земель. Важным событием правления Ивана III было присоединение Новгорода к Московскому государству.

Через два года после покорения Новгорода Иван Васильевич вынужден был выступить против татар. Он был ещё данником Орды, хотя и не очень исправным, чем навлёк на себя ханский гнев. Он отказался платить дань хану Ахмату .

Через два года после покорения Новгорода Иван Васильевич вынужден был выступить против татар. Он был ещё данником Орды, хотя и не очень исправным, чем навлёк на себя ханский гнев. Он отказался платить дань хану Ахмату .

Изменилось русское войско. Появились пушки , ручное огне-стрельное оружие – пищали . Главной силой была кованная рать  – хорошо вооружённая конница. В походах её поддерживала судовая рать – пешее войско, которое к месту битвы доставляли на лодках .

Изменилось русское войско. Появились пушки , ручное огне-стрельное оружие – пищали . Главной силой была кованная рать – хорошо вооружённая конница. В походах её поддерживала судовая рать – пешее войско, которое к месту битвы доставляли на лодках .

Летом 1480 года Иван III узнал, что на Русь ведёт свои войска ордынский хан Ахмат. Русская рать во главе с Иваном III выступила навстречу неприятелю. Противники встретились на реке Угре. Обе рати встали друг против друга на противоположных сторонах реки, и никто не решался первым начать наступление.  Так продолжалось до октября .

Летом 1480 года Иван III узнал, что на Русь ведёт свои войска ордынский хан Ахмат. Русская рать во главе с Иваном III выступила навстречу неприятелю. Противники встретились на реке Угре. Обе рати встали друг против друга на противоположных сторонах реки, и никто не решался первым начать наступление.

Так продолжалось до октября .

Пришли морозы. Татары страдали от холода и голода, гибли кони. А у русского народа на родной земле был надёжный тыл, запасы продовольствия, корм для коней. Иван III убедился, что татары не пройдут, решил отвести свои войска на зимние квартиры. Неожиданно татары обратились в бегство, решив, что если Русь отдаёт им берег, значит хочет с ними биться .

Пришли морозы. Татары страдали от холода и голода, гибли кони. А у русского народа на родной земле был надёжный тыл, запасы продовольствия, корм для коней. Иван III убедился, что татары не пройдут, решил отвести свои войска на зимние квартиры. Неожиданно татары обратились в бегство, решив, что если Русь отдаёт им берег, значит хочет с ними биться .

Этот день – 11 ноября 1480 года – принято считать днём освобождения Руси  от монголо-татарского ига.

Этот день – 11 ноября 1480 года – принято считать днём освобождения Руси

от монголо-татарского ига.

Почему хан Ахмат предпринял поход на Русь? Где произошла встреча русских и татарских сил? Почему это событие получило название «стояние на Угре»? В чем были преимущества русского войска? Какое значение это событие имело для Руси?

Почему хан Ахмат предпринял поход на Русь?

Где произошла встреча русских и татарских сил?

Почему это событие получило название «стояние на Угре»?

В чем были преимущества русского войска?

Какое значение это событие имело для Руси?

В конце XV века началась перестройка Кремля. Были возведены новые стены из красного кирпича и башни. Башни располагались одна от другой на расстоянии ружейного выстрела. Вокруг стен были выкопаны рвы, соединённые с Москвой-рекой и рекой Неглинкой. ʹ

В конце XV века началась перестройка Кремля. Были возведены новые стены из красного кирпича и башни. Башни располагались одна от другой на расстоянии ружейного выстрела. Вокруг стен были выкопаны рвы, соединённые с Москвой-рекой и рекой Неглинкой.

ʹ

Соборная площадь .

Соборная площадь .

Грановитая палата

Грановитая палата

Архангельский собор

Архангельский собор

колокольня «Иван Великий»

колокольня «Иван Великий»

Иван IV стал первым в истории России царём.  Он был лют и скор на расправу. Оттого и заслужил прозвище Грозного .   При Иване Грозном Россия продолжала укреплять свои рубежи, вела борьбу с многими противниками. Царю удалось присоединить к России земли Казан-ского и Астраханского ханств.

Иван IV стал первым в истории России царём.

Он был лют и скор на расправу. Оттого и заслужил прозвище Грозного .

При Иване Грозном Россия продолжала укреплять свои рубежи, вела борьбу с многими противниками. Царю удалось присоединить к России земли Казан-ского и Астраханского ханств.

После Куликовской битвы потребовалось еще ___ лет чтобы освободиться от ордынской зависимости. Тогда на Руси правил _____________. Он отказался платить дань. В _____ году хан _____ повёл войско на русские земли. Противники встретились на реке _________. Ордынцы пытались переправиться, но русские их обстреливали из ______ ________. Хан отступил. Так закончилась зависимость Руси от _______. Княжества объединялись с Москвой. К этому времени уже сложилось _______ государство .и появилось название _______. Управлять помогала ___________ дума. В Москве был построен новый Кремль из ________. Москву охотно посещали ___________________________ из Италии, Германии, Польши. Тогда же появился и герб- __________ ___________. Князя стали называть __________ всея Руси.

После Куликовской битвы потребовалось еще ___ лет чтобы освободиться от ордынской зависимости. Тогда на Руси правил _____________. Он отказался платить дань. В _____ году хан _____ повёл войско на русские земли. Противники встретились на реке _________. Ордынцы пытались переправиться, но русские их обстреливали из ______ ________. Хан отступил. Так закончилась зависимость Руси от _______.

Княжества объединялись с Москвой. К этому времени уже сложилось _______ государство .и появилось название _______. Управлять помогала ___________ дума.

В Москве был построен новый Кремль из ________. Москву охотно посещали ___________________________ из Италии, Германии, Польши. Тогда же появился и герб- __________ ___________. Князя стали называть __________ всея Руси.

После Куликовской битвы потребовалось еще 100 лет чтобы освободиться от ордынской зависимости. Тогда на Руси правил Иван Третий. Он отказался платить дань. В 1480 году хан повёл войско на русские земли. Противники встретились на реке Угре. Ордынцы пытались переправиться, но русские их обстреливали из луков и пушек. Хан отступил. Так закончилась зависимость Руси от Орды. Княжества объединялись с Москвой. К этому времени уже сложилось единое государство .и появилось название Россия. Управлять помогала Боярская дума. В Москве был построен новый Кремль из кирпича. Москву охотно посещали посланцы иностранных государей из Италии, Германии, Польши. Тогда же появился и герб- двуглавый орёл. Князя стали называть Государь всея Руси

После Куликовской битвы потребовалось еще 100 лет чтобы освободиться от ордынской зависимости. Тогда на Руси правил Иван Третий. Он отказался платить дань. В 1480 году хан повёл войско на русские земли. Противники встретились на реке Угре. Ордынцы пытались переправиться, но русские их обстреливали из луков и пушек. Хан отступил. Так закончилась зависимость Руси от Орды.

Княжества объединялись с Москвой. К этому времени уже сложилось единое государство .и появилось название Россия. Управлять помогала Боярская дума.

В Москве был построен новый Кремль из кирпича. Москву охотно посещали посланцы иностранных государей из Италии, Германии, Польши. Тогда же появился и герб- двуглавый орёл. Князя стали называть Государь всея Руси

Подведём итоги:

Подведём итоги:

  • Какое событие произошло в 1480 году?
  • Какое значение оно имело?
  • Какие изменения в облике Кремля произошли при Иване III?
Дата Событие 1380г. Последствия Куликовская битва 1480г. Войско Дмитрия Донского показало Мамаю, что государство Московское может противостоять Золотой орде. Стояние на реке Угре После 1480г. Московское княжество под руководством Ивана III освободилось от ига Золотой орды, перестало платить дань. Присоединение городов и земель Появление огромной империи, именованной Россией.

Дата

Событие

1380г.

Последствия

Куликовская битва

1480г.

Войско Дмитрия Донского показало Мамаю, что государство Московское может противостоять Золотой орде.

Стояние на реке Угре

После 1480г.

Московское княжество под руководством Ивана III освободилось от ига Золотой орды, перестало платить дань.

Присоединение городов и земель

Появление огромной империи, именованной Россией.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок по теме " Иван III "

Автор: Кузнецова Наталья Николаевна

Дата: 25.12.2015

Номер свидетельства: 270302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Иван III:собиратель земель, законодатель, строитель. "
    ["seo_title"] => string(50) "ivan-iii-sobiratiel-ziemiel-zakonodatiel-stroitiel"
    ["file_id"] => string(6) "203349"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429462235"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Урок-конкурс:"Знаток истории" "
    ["seo_title"] => string(27) "urok-konkurs-znatok-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "127365"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415295339"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Интегрированный урок на тему "Русь во время монголо-татарского нашествия" "
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyi-urok-na-tiemu-rus-vo-vriemia-mongholo-tatarskogho-nashiestviia"
    ["file_id"] => string(6) "230300"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442073896"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "План-конспект урока на тему: «Завершающий этап создания единого Русского государства ". "
    ["seo_title"] => string(95) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-zaviershaiushchii-etap-sozdaniia-iedinogho-russkogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "132510"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416340562"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Проект урока математики на тему "Сложение с переходом через десяток:а+9" "
    ["seo_title"] => string(84) "proiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-slozhieniie-s-pieriekhodom-chieriez-diesiatok-a-9"
    ["file_id"] => string(6) "183728"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425919304"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства