Урок-конкурс: « Знаток истории России»
Тема: знаменитые люди, события, даты.
Задачи:
- Расширить и углубить знания по истории России.
- Заинтересовать учащихся историей своего Отечества.
- Расширить общий кругозор учащихся.
- Развивать любознательность.
- Проверить, насколько глубоки знания по курсу.
Тип урока: урок- соревнование. Конкурс среди учащихся 6-ого класса.
Время: 45 минут.
Место: Актовый зал. На мероприятии присутствуют жюри.
Ход работы:
Вступительное слово учителя: «Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня, мы собрались здесь для того, чтобы выявить лучшую команду знатоков истории России среди учащихся 6-ого класса.
Уважаемые болельщики, поаплодируем входящим командам знатоков истории России 7 класса. (Команды, во главе с капитанами входят в зал под музыку).
Представление команд. Итак, командам предстоит интеллектуальный поединок. Награда за победу – отличные оценки.
Представление жюри.
Итак, мы начинаем.
1 –ый тур – интеллектуальный, который проверит ваши знания закономерностей исторического развития, ваше умение мыслить. Почему говорят, математика – гимнастика ума, а мы скажем: история гимнастика ума. Итак, вопросы на выбор». Капитаны получают задания для команд. Время обдумывания – 3 минуты. Максимальный бал за правильный ответ – 8 баллов.
1. Что бы вы возразили своему собеседнику, утверждавшему, что феодальной раздробленности в истории России могло бы не быть, что это явление случайное? Какое государство называется раздробленным?
Каковы причины феодальной раздробленности?
2. Мы знаем, что во время раннего Средневековья в Западной Европе существовало натуральное хозяйство. А существовало ли натуральное хозяйство на Руси? Что такое натуральное хозяйство? Было ли его существование неизбежно?
- Мы знаем, что у восточных славян в IX в. возникает государство. Как оно называлось? Почему его возникновение было неизбежно? Что такое государство? Каковы его признаки?
Вы знаете, что история без дат невозможна, поэтому наш 2-ой тур называется – Поймай дату! За каждый правильный ответ – 5 баллов.
Дети подходят к столу учителя, на котором стоит ваза. Ловят дату из вазы и объясняют, когда произошло то или иное событие?
- « Москва – река тебе хвала!
В веках ты видела немало, когда б ты говорить могла
Ты многое б рассказала.
Ты б рассказала нам о том, как люди начали селиться
За тыном - тын, за домом – дом
Росло на берегу твоём начало будущей столицы».
- « Был страшный год, когда все страны боялись больше, чем огня,
Батыя – внука Чингисхана, своё соседство с ним кляня.
Был страшный век, когда монголы на Русь лавиною пошли».
- Ой, ты Новгород Великий, господин торговых дел
От боёв с Ордою дикой ты счастливо уцелел.
Там куда садится солнце неспокойно в этот час –
Ведь задумали ливонцы наши земли взять у нас,
Шла в поход большая рать».
- Завоевание монголов на Руси, начавшееся битвой на Калке (________), закончилось в ( _______) после падения Киева.
- Борьба за ликвидацию политической самостоятельности Новгорода началось в ( ______) битвой на реке Шелони, завершилось походом Великого князя Ивана III в (______).
- Монголо-татарское владычество над русскими землями, установившееся в (______), закончилось в (_______), стоянием на реке Угре.
III тур. Расскажи о битве. Много приходилось нашему государству воевать. Но всегда русские люди выходили достойно из сражений. Докажем это. Проверим ваше знание военной истории. На столе карточки со схемами знаменитых битв: Невская, Ледовое побоище, Куликовская битва. Конкурс оценивается - 8 баллами.
Вопросы к битвам:
- Схема, какой битвы здесь показана?
- Год битвы? Полководец?
- Каковы причины победы?
- В чём её историческое значение?
IV тур. Русь былинная. Всё было в нашей истории и радости побед и горечь поражений, разочарований и потрясений, но как скучна и неинтересна она была бы, если бы не было талантливых людей, которые в своих былинах и летописях не отразили бы её славное прошлое. Итак, конкурс «Русь былинная», который оценивается – 6 баллами. На столе репродукции знаменитых былин «Садко», «Бой со Змеем», «Авдотья Рязаночка».
Вопросы к репродукциям:
- К какому времени относится написание этой былины?
- Что прославляет эта былина? Какие качества русских людей?
- Что вам известно об этой былине?
V тур. Конкурс «Созидатели России». Именно они в критические, узловые моменты Российской истории брали на себя бремя государственной ответственности. Без изучения судеб и поступков исторической личности не может быть полноценного познания истории. На столе карточки с вопросами о великих русских князьях и царях: Иван III, Иван IV, Владимир Красное Солнышко, Иван Калита, Дмитрий Донской, Владимир Мономах.
Вопросы командам:
- Время правления?
- Основные направления деятельности?
- Возможные недостатки правления.
Конкурс оценивается 6 баллами за каждого правителя.
VI тур - разминка
А сейчас, пока команды думают, разминка для болельщиков. За каждый правильный ответ – 1 жетон, что означает от 1-3 баллов – это дополнительные баллы своей команде. Те ребята, которые больше наберут баллов, получают оценку 5 по истории.
Когда и кем, в связи, с какими событиями были произнесены эти фразы:
1. «Вечу не быть, посаднику не быть, а государство всё нам держать» (Иван III, 1478, завоевание Новгорода).
2. «Приди ко мне, брате, на Москов» (Юрий Долгорукий, 1147 г., первое упоминание в летописи о Москве).
3. «Когда нас всех не будет, тогда всё ваше будет!» (Жители Рязани Батыю в 1237 году).
4. «И секли их, русские, и гнали по льду 7 вёрст». (Битва на Чудском озере. 1242 г.)
5« Я хочу, как словом, так и делом наперёд всем быть!» (Дмитрий Иванович Донской в 1380 перед Куликовской битвой).
6.« Когда повадится волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если не убить его».(Древляне князю Игорю 945г.)
7. «Иду на Вы». (Князь Святослав, перед походом на врага. X век).
8. «Сегодня же пойдём через Дон и там или победим и русскую землю спасём или сложим свои головы за Русь» (Князь Дмитрий Иванович на военном совете перед Куликовской битвой в 1380 году).
9. «Если можешь, сопротивляйся, знай, что уже если я пришёл, то завоюю твою землю». ( Шведский полковник Биргер Александру Невскому в 1240 году).
VII-ой тур. Пришёл черед и традиционного в любом КВН – конкурса капитанов. Выходите на поединок, капитаны. Для вас я подготовила самые сложные вопросы. Если капитан самостоятельно ответит без помощи команды, он получает – 5 баллов, если команда поможет – 3 балла.
1). Конкурс называется: «Противники или союзники». Противниками или союзниками были следующие исторические деятели. Объясни, почему?
1. Князь Владимир и христианская церковь. (Союзники, 988 г.).
2. Иван III и дворяне. (Союзники).
3. Владимир Святославович и наёмные варяги. (Противники).
4. Князь Святослав и хазары. (Противники- 10 век).
5. Иван Грозный и бояре. (Противники).
6. Юрий Долгорукий и киевляне. (Противники).
2) конкурс называется «неотправленная депеша». Кто, когда и в связи с чем мог отправить каждое из этих донесений? Ничего, что они, может быть, и не отправлены были в своё время.
- «Вышел к Неве с дружиною, ополчению поспешать следом». (Александр Невский. Невская битва, в 1240 г.).
- «Крепостная стена подорвана, город пал, низовья Камы и Волги наши». (Иван Грозный, 1552 г., взятие Казани).
- «Огромные полчища стянуты к городу. От скрипа колёс и ржания коней не слышно человеческого голоса» (Батый перед осадой Киева в 1240 г.).
Заключение игры. Жюри подсчитывает баллы, подводит итоги в конкурсе на лучшую команду знатоков.
Вопросы к битвам:
- Схема, какой битвы здесь показана?
- Год битвы? Полководец?
- Каковы причины победы?
- В чём её историческое значение?
Иван III, Иван IV,
Владимир Красное Солнышко,
Иван Калита, Дмитрий Донской,
Владимир Мономах.
- Время правления?
- Основные направления деятельности?
- Возможные недостатки правления.
«Садко», «Бой со Змеем»,
«Авдотья Рязаночка».
1. К какому времени относится написание этой былины?
2.Что прославляет эта былина? Какие качества русских людей?
3. Что вам известно об этой былине?