kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока на тему: «Завершающий этап создания единого Русского государства ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок-лекция

Цели и задачи урока:

Образовательный аспект:

- проследить процесс образования  единого русского государства;

- дать представление об исторической миссии Ивана3 как исторического деятеля в решении внутриполитических и внешнеполитических задач во время его правления

Развивающий аспект:

- продолжить работу по формированию умения анализировать исторические события, находить причинно-следственные связи, умения работать с дополнительными источниками, извлекать необходимую для решения поставленной проблемы информацию, анализировать её,делать промежуточные и итоговые выводы и заключения, фиксировать полученные данные в виде таблицы; развивать навыки работы с наглядным пособием (исторической картой); продолжить развитие исследовательскихи коммуникативных умений, в том числе умение работать в группе, а также навыков конспектирования учебного материала.

Воспитательный аспект:

      - воспитывать уважение к культуре и историческому наследию.

     - продолжить воспитывать у учащихся чувство патриотизма и позитивного отношения к истории России.

Основные понятия: дворянство, крепостное право, судебник

Ход урока:

  1. . Организационный этап
  2. . Этап проверки домашнего задания

Фронтальный опрос: 1.Каковы причины возвышения Москвы, дайте оценку роли Ивана Калиты в процессе собирания русских земель вокруг Москвы 2.Чем была обеспечена победа русских воинов в Куликовской битве, какую роль в этой победе сыграл Дмитрий Донской

3.Каково историческое значение победы

  1. . Этап актуализации знаний и мотивации

Проблемы урока: Проследить процесс формирования единого Русского государства с центром в Москве при Иване3 и Василии3. Составить хронику объединения земель вокруг Москвы.

       IV. Этап усвоения новых знаний

План урока:

  1.  Личность Ивана III.
  2.  Завершение объединительного процесса. Присоединение Новгорода, Твери и Вятки.
  3. Стояние на Угре.
  4. Основные этапы формирования системы крепостного права

В 1487 г. немецкий рыцарь Николай Поппель рассказывал в Нюрнберге о своем открытии: во время поездки в Северо-Восточную Европу он обнаружил сильное, независимое государство — Московию. Император Фридрих III и князья Священной Римской империи слушали его с удивлением. Неожиданностью были сведения о силе молодого государства, о его независимости, вырванной у татарского хана. Это радовало императора, ибо на границы империи напирали польские Ягеллоны, а Московия, по словам Поппеля, была давним противником Литвы и Польши. Рыцарь-путешественник был немедленно отправлен обратно в Москву, куда явился в 1489 г. в качестве императорского посла. Фридрих III предлагал заключить брак между дочерью Ивана и императорским племянником... и включить Москву в состав Священной Римской империи путем пожалования великому князю королевского титула. Посол был удивлен, что предложение гордо отвергли. Поппелю сообщили от имени великого князя, что московские государи, «поставленные от бога», никогда ни от кого «поставления» не просили, так и теперь в нем не нуждаются (М. Геллер. «История Российской империи»).
      Что же произошло в русской истории к концу 80-х гг. XV в.? Как характеризуют Ивана III его действия?

  1. Личность Ивана III.

Прозвища, которые добавлялись к княжеским именам, никогда не были случайными. Почетные прозвища Невский и Донской отмечали ратные доблести Александра Ярославича и Дмитрия Ивановича. Прозвище Калита соответствовало политике Ивана Даниловича. Ярославский князь Федор, ордынский «прислужник», был заклеймен в летописях прозвищем Черный, а ничем не примечательного и нерешительного костромского князя Василия летописцы называли Квашней. По летописям известны два прозвища Ивана III — Грозный и Великий, в крымской посольской книге за 1498 г. упомянуто еще одно прозвище Ивана III — Правосуд. Какие деяния Ивана III предоставили современникам возможность называть его Великим, Грозным и Правосудом?

  1. Завершение объединительного процесса. Присоединение Новгорода, Твери и Вятки.

В 1477 году новгородские послы признали Ивана III “государем”. Такое обращение являлось безоговорочным признанием полной власти московского князя, который немедленно потребовал введения на берегах Волхова великокняжеского суда и управления. Отказ новгородцев спровоцировал новый поход. В январе 1478 года самостоятельность Новгорода была ликвидирована.
Падение новгородской независимости во многом предопределило судьбу Твери. Попытка тверского князя Михаила Борисовича с помощью брака на родственнице Казимира IV заключить союз с литовским князем оказалась неудачной. Литовский князь не решился оказать военную помощь Твери. В 1484 году, когда войска московского князя осадили город. Осенью 1485 года после очередного похода Ивана Ш Тверь была присоединена к Московскому государству.

В 1503г. Литовское княжество уступило Ивану III 19 городов, в том числе Путивль и Рыльск – города Курского края. При Иване III территория Руси выросла более, чем в 5 раз!

Завершил объединение земель сын Ивана III - Василий III.

В 1510 г. – присоединился Псков

1514 г. – Смоленск

1521 г. – Рязань

Так в XVI веке на карте появилась Москови

  1. Состояние на Угре
  • Работа с учебником: прочитать соответствующий раздел учебника и ответить на вопрос: можно ли считать стояние на реке Угре бездействием?
  1. Основные этапы формирования системы крепостного права

Существует множество мнений относительно происхождения крепостного права, его сущности и исторического значения. Отметим основные его этапы:

VI. Этап закрепления новых знаний

VII. Рефлексия

  1. Все ли вам понятно?
  2. Есть ли у вас вопросы?
  3. Что вам понравилось / не понравилось на уроке?

 

VIII.  Этап подведения итогов и домашнее задание

        Т.о., Россия  в XV- XVI в. находилась на пути  завершения формирования централизованного государства. Начинания Ивана III продолжит и завершит его сын Василий III. Итак, процесс завершения образования Российского государства приходится на время правления Ивана III( 1462-1505) и Василия III.(1505-1533). Ивана III-Московский, великий князь, принадлежит к числу крупнейших деятелей истории. Для своей эпохи он был неустрашимым преобразователем, строителем новой системы государственных и общественных отношений. Он создал сильную армию, единый для всей страны свод законов, уничтожил иго Золотой Орды, сделал Россию полноправной участницей европейской политики. Иван III стоит у истоков двух ключевых явлений русской истории: самодержавия и крепостного права. Да и само название « Россия» наша страна получила именно тогда

Д/з:

-параграф 11-12, письменно 5 вопрос на с.141.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему: «Завершающий этап создания единого Русского государства ". »



План-конспект урока



Тема: «Завершающий этап создания единого Русского государства (вторая половина 15- начало 16 вв»



Тип урока: урок-лекция

Цели и задачи урока:

    1. Образовательный аспект:

    2. - проследить процесс образования единого русского государства;

    3. - дать представление об исторической миссии Ивана3 как исторического деятеля в решении внутриполитических и внешнеполитических задач во время его правления

    4. Развивающий аспект:

    5. - продолжить работу по формированию умения анализировать исторические события, находить причинно-следственные связи, умения работать с дополнительными источниками, извлекать необходимую для решения поставленной проблемы информацию, анализировать её, делать промежуточные и итоговые выводы и заключения, фиксировать полученные данные в виде таблицы; развивать навыки работы с наглядным пособием (исторической картой); продолжить развитие исследовательских и коммуникативных умений, в том числе умение работать в группе, а также навыков конспектирования учебного материала.

    6. Воспитательный аспект:

- воспитывать уважение к культуре и историческому наследию.

- продолжить воспитывать у учащихся чувство патриотизма и позитивного отношения к истории России.

    1. Основные понятия: дворянство, крепостное право, судебник

    2. Ход урока:

    3. I. Организационный этап

    4. II. Этап проверки домашнего задания

Фронтальный опрос: 1.Каковы причины возвышения Москвы, дайте оценку роли Ивана Калиты в процессе собирания русских земель вокруг Москвы 2.Чем была обеспечена победа русских воинов в Куликовской битве, какую роль в этой победе сыграл Дмитрий Донской

3.Каково историческое значение победы

    1. III. Этап актуализации знаний и мотивации

Проблемы урока: Проследить процесс формирования единого Русского государства с центром в Москве при Иване3 и Василии3. Составить хронику объединения земель вокруг Москвы.

IV. Этап усвоения новых знаний



План урока:

  1.  Личность Ивана III.

  2.  Завершение объединительного процесса. Присоединение Новгорода, Твери и Вятки.

  3. Стояние на Угре.

  4. Основные этапы формирования системы крепостного права

В 1487 г. немецкий рыцарь Николай Поппель рассказывал в Нюрнберге о своем открытии: во время поездки в Северо-Восточную Европу он обнаружил сильное, независимое государство — Московию. Император Фридрих III и князья Священной Римской империи слушали его с удивлением. Неожиданностью были сведения о силе молодого государства, о его независимости, вырванной у татарского хана. Это радовало императора, ибо на границы империи напирали польские Ягеллоны, а Московия, по словам Поппеля, была давним противником Литвы и Польши. Рыцарь-путешественник был немедленно отправлен обратно в Москву, куда явился в 1489 г. в качестве императорского посла. Фридрих III предлагал заключить брак между дочерью Ивана и императорским племянником... и включить Москву в состав Священной Римской империи путем пожалования великому князю королевского титула. Посол был удивлен, что предложение гордо отвергли. Поппелю сообщили от имени великого князя, что московские государи, «поставленные от бога», никогда ни от кого «поставления» не просили, так и теперь в нем не нуждаются (М. Геллер. «История Российской империи»).
      Что же произошло в русской истории к концу 80-х гг. XV в.? Как характеризуют Ивана III его действия?

  1. Личность Ивана III.

Прозвища, которые добавлялись к княжеским именам, никогда не были случайными. Почетные прозвища Невский и Донской отмечали ратные доблести Александра Ярославича и Дмитрия Ивановича. Прозвище Калита соответствовало политике Ивана Даниловича. Ярославский князь Федор, ордынский «прислужник», был заклеймен в летописях прозвищем Черный, а ничем не примечательного и нерешительного костромского князя Василия летописцы называли Квашней. По летописям известны два прозвища Ивана III — Грозный и Великий, в крымской посольской книге за 1498 г. упомянуто еще одно прозвище Ивана III — Правосуд. Какие деяния Ивана III предоставили современникам возможность называть его Великим, Грозным и Правосудом? 

Дополнительный материал для учителя

      Иван III был женат дважды. Его сын от первого брака Иван Иванович Молодой (1456—1490) после присоединения Твери был отправлен туда как «великий князь». Он был женат на дочери молдавского господаря Елене, их сын Дмитрий был признан Иваном III наследником престола. В 1479 г. вторая жена Ивана III Софья Фоминишна (Софья Палеолог) родила сына Василия. Так появилась проблема престолонаследия. При княжеском дворе не было единства: боярство поддерживало Дмитрия — внука, дети боярские и дьяки — сына Василия. 
      С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» так описывает семейно-династические проблемы государя всея Руси. 4 февраля 1498 г. «в Успенском соборе, среди церкви, приготовили место большое там, где святителей ставят; на этом месте поставили три стула: великому князю, внуку его, Дмитрию, и митрополиту; на налое лежала шапка Мономахова и бармы. Когда великий князь с внуком вошли в церковь, митрополит со всем собором начал служить молебен богородице и Петру-чудотворцу, после чего митрополит и великий князь сели на своих местах, а князь Дмитрий стал у мест перед ними, у верхней ступени. Иоанн, обратясь к митрополиту, начал говорить: «Отец митрополит! Божьим изволением, от наших прародителей, великих князей, старина наша оттоле и до сих мест: отцы наши, великие князья, сыновьям своим старшим давали великое княжение; и я было сына своего первого, Ивана, при себе благословил великим княжением; но Божьею волею сын мой Иван умер, у него остался сын первый, Дмитрий, и я его теперь благословляю при себе и после себя великим княжением Владимирским, Московским и Новгородским; и ты бы его, отец, на великое княжение благословил»... 
      Митрополит сказал Иоанну: «Божьею милостию радуйся и здравствуй, преславный царь Иван, великий князь всея Руси, самодержец, и с внуком своим, великим князем Дмитрием Ивановичем всея Руси, на многая лета»; Дмитрию сказал: «Божьею милостию здравствуй, господин сын мой, князь великий Дмитрий Иванович всея Руси, с государем своим, дедом, великим князем Иваном Васильевичем всея Руси, на многая лета». Но возвышение невестки и внука длилось недолго. 
      В январе 1499 г. последовало падение Елены и Дмитрия, торжество Софии и Василия. Иоанн начал «нерадеть» о внуке, по выражению летописцев, и объявил сына Василия великим князем Новгорода и Пскова. Из Новгорода не раздалось возражений, но псковичи, узнав об этой новости, отправили в Москву делегацию «бить челом великим князьям Иоанну Васильевичу и внуку его, Дмитрию Иоанновичу, чтоб держали отчину свою в старине и, который великий князь будет на Москве, тот был бы и во Пскове». Услыхав от послов такую просьбу, великий князь рассердился. «Разве я не волен в своем внуке и в своих детях?» — сказал он... 
      11 апреля 1502 г. великий князь «посадил под стражу» внука своего, великого князя Дмитрия, и его мать Елену, «и с того дня не велел» поминать их в богослужениях, называть Дмитрия великим князем. 14 апреля Иван III пожаловал сына своего Василия, благословил и посадил на великое княжение Владимирское и Московское всея Руси самодержцем по благословению Симона-митрополита. С этих пор имя великого князя Василия является в грамотах подле отцовского, причем Иоанн называется в отличие великим князем большим. 
      Отпуская послов в Литву, Иоанн дал им такой наказ: если дочь великого князя (Елена) или кто другой спросит: «Как великий князь пожаловал сына своего Василия великим княжеством?» — то послам отвечать: «Пожаловал государь наш сына своего, учинил государем так: как сам он государь на государствах своих, так и сын его с ним на всех тех государствах государь... Кому хочу, тому и дам княжество». 
      Историк Н. М. Костомаров в книге «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» так характеризовал Ивана III: «Иван был человек крутого нрава, холодный, рассудительный, с черствым сердцем, властолюбивый, неуклонный в преследовании избранной цели, скрытный, чрезвычайно осторожный; во всех его действиях видна постепенность, даже медлительность: он не отличался ни отвагой, ни храбростью, зато умел превосходно пользоваться обстоятельствами; он никогда не увлекался, зато поступал решительно, когда видел, что дело созрело до того, что успех несомненен. Забирание земель и возможно прочное присоединение их к Московскому государству было заветною целью его политической деятельности; следуя в этом деле за своими прародителями, он превзошел всех их и оставил пример для подражания потомкам на долгие времена. Рядом с расширением государства Иван хотел дать этому государству строго самодержавный строй, подавить в нем древние признаки... свободы, поставить власть монарха единым самостоятельным двигателем всех сил государства и обратить всех подданных в рабов своих, начиная от близких родственников до последнего земледельца».

  1. Завершение объединительного процесса. Присоединение Новгорода, Твери и Вятки.

Особое значение придавал Иван III усилению своего влияния в Новгороде. В самом же Новгороде шла борьба за власть двух боярских группировок. Бояре под руководством Марфы Борецкой и ее сыновей считали, что сохранить независимость Новгорода можно лишь, опираясь на поддержку великого княжества Литовского. Бояре второй группировки выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что только так возможно сохранить новгородскую независимость. В 1471 году группировка Борецких заключила с великим князем литовским и польским королем Казимиром IV Ягайловичем договор о признании последнего новгородским князем. Это послужило поводом для похода Ивана Ш на непокорный Новгород. В июле 1471 года на реке Шелони московские войска разбили новгородское ополчение. Казимир IV на помощь союзникам так и не пришел. По условиям договора Новгород сохранил свою независимость, но должен был уплатить Москве значительную сумму и отказаться от союза с литовским князем.
Осенью 1475 года московский князь вновь отправился в Новгород. По дороге он наказывал бояр, на которых поступали жалобы от жителей, тем самым не только выступая в роли народного защитника, но и ослабляя новгородскую вольницу.
В 1477 году новгородские послы признали Ивана III “государем”. Такое обращение являлось безоговорочным признанием полной власти московского князя, который немедленно потребовал введения на берегах Волхова великокняжеского суда и управления. Отказ новгородцев спровоцировал новый поход. В январе 1478 года самостоятельность Новгорода была ликвидирована.
Падение новгородской независимости во многом предопределило судьбу Твери. Попытка тверского князя Михаила Борисовича с помощью брака на родственнице Казимира IV заключить союз с литовским князем оказалась неудачной. Литовский князь не решился оказать военную помощь Твери. В 1484 году, когда войска московского князя осадили город. Осенью 1485 года после очередного похода Ивана Ш Тверь была присоединена к Московскому государству.

  • 1478 год – присоединение Новгорода к Москве.

  • 1485 год – присоединение Твери к Москве.

В 1503г. Литовское княжество уступило Ивану III 19 городов, в том числе Путивль и Рыльск – города Курского края. При Иване III территория Руси выросла более, чем в 5 раз!

Завершил объединение земель сын Ивана III - Василий III.

В 1510 г. – присоединился Псков

1514 г. – Смоленск

1521 г. – Рязань

Так в XVI веке на карте появилась Московия.



  1. Состояние на Угре

  • Работа с учебником: прочитать соответствующий раздел учебника и ответить на вопрос: можно ли считать стояние на реке Угре бездействием?

  1. Основные этапы формирования системы крепостного права

Существует множество мнений относительно происхождения крепостного права, его сущности и исторического значения. Отметим основные его этапы:

  1. Начинается с судебника Ивана 3 (1497) и заканчивается в 80-е гг 16 в. Тут: ограничение права перехода крестьян от одного землевладельца к другому.

  2. 80-е гг. 16 в – 1649 г. Тут: увеличение срока сыска беглых крестьян. Урочные годы.

  3. 1649-1797 гг.: крепостное права развивается в направлении усиления власти помещика над личностью крестьянина.

  4. 1797-1861 гг: завершается отменой крепостного права.

VI. Этап закрепления новых знаний

VII. Рефлексия

  1. Все ли вам понятно?

  2. Есть ли у вас вопросы?

  3. Что вам понравилось / не понравилось на уроке?



VIII. Этап подведения итогов и домашнее задание

Т.о., Россия  в XV- XVI в. находилась на пути  завершения формирования централизованного государства. Начинания Ивана III продолжит и завершит его сын Василий III. Итак, процесс завершения образования Российского государства приходится на время правления Ивана III( 1462-1505) и Василия III.(1505-1533). Ивана III-Московский, великий князь, принадлежит к числу крупнейших деятелей истории. Для своей эпохи он был неустрашимым преобразователем, строителем новой системы государственных и общественных отношений. Он создал сильную армию, единый для всей страны свод законов, уничтожил иго Золотой Орды, сделал Россию полноправной участницей европейской политики. Иван III стоит у истоков двух ключевых явлений русской истории: самодержавия и крепостного права. Да и само название « Россия» наша страна получила именно тогда

Д/з:

-параграф 11-12, письменно 5 вопрос на с.141.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Парти Зарема Искандеровна

Дата: 18.11.2014

Номер свидетельства: 132510


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства