kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пояснительная записка к учебному курсу "Изобразительное искусство" 1 - 4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

        Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа; сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа.  

Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012  №273 (ст.47 п.5 ч.3, ст.48 п.1 ч)

и на основании:

  • Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 6.10.2009 года № 373;
  • Приказа Министерства образования Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом от  6 октября  2009 г. №373» №1241 от 26 ноября 2010 г.;
  • Приказов Министерства образования Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом от  6 октября  2009 г. №373» от 22.09.2011№2357, от 18.12. №1060;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • Санитарно – эпидимилогических правил и нормативов Сан Пин 2.4.2.28.21 – 10 от 29.12.2010г.
  • авторской программы для  начального общего образования по изо 2009 г. под ред. О.А.Куревиной,  Е.Д.Ковалевской.

 Общая  характеристика  учебного предмета (курса), которая содержит обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы; определяет  специфику и значение предмета для решения целей и задач ООП НОО.

        Обучение  умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так - же – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности является одной из сторон формирования функционально грамотной личности. Эти умения обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.

      «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляет собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспитывает в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формирует у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствует их речевые навыки и обеспечивает понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся имеют возможность поэтапно осваивать начальные навыки изобразительной деятельности.

       Каждый предмет имеет свою специфику, поэтому изобразительное искусство с одной стороны, учит детей эмоционально восприни­мать произведения искусства,  выражать свои чувства, а с дру­гой - обеспечивает  усвоение необходимых знаний и умений.

Определение места и роли учебного предмета (курса), в овладении учащимися требований к уровню подготовки учеников (выпускников) в соответствии с ФГОС НОО.

      В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 138 часов.

Курс «Изобразительное искусство» играет важную роль в процессе развития и воспитания личности, так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

     Навыки и умения, полученные и приобретенные на уроках, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно пости­гать окружающий мир.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом  особенностей региона,  муниципального образования, школы.

Цели:

  •  воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
  •  воспитание в детях эстетического чувства.
  •  получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
  •  развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
  •  развитие воображения и зрительной памяти.
  •  освоение элементарной художественной грамотности и основ­ных приёмов изобразительной деятельности.
  •  воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
  •  развитие и практическое применение полученных знаний и уме­ний (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Задачи:

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следую­щие              задачи:

  •   расширение художественно-эстетического кругозора (началь­ные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
  •  воспитание зрительской культуры, умения увидеть художе­ственное и эстетическое своеобразие произведений искусства и гра­мотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрика «Учимся видеть»).
  •   приобщение к достижениям мировой художественной культу­ры

(темы, относящиеся к истории искусства);

  •   освоение изобразительных приёмов с использованием различ­ных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.
  •   создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики.
  •  освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства
  •  знакомство с законами сценографии и оформительства, разра­ботка сценического образа.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета (курса).

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Форма организации образовательной деятельности: классно - урочная.

Технологии обучения: деятельностно - практическая, направленная на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование: в целях обобщения и закрепления знаний в программу включены уроки обобщения и закрепления материала.

Механизмы формирования  ключевых компетенций учащихся.

Основными механизмами  формирования ключевых компетенций обучающихся следует считать формы организации учебной работы на уроке: парная, групповая работа, игровая.

Виды и формы контроля.

Контроль осуществляется через выполнение учащимися продуктивных заданий в учебнике и рабочей тетради, тестирования.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Личностные результаты:

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изо­бразительного искусства;
  • воспитание уважительного отношения к творчеству,  как своему, так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изо­бразительных задач;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Регулятивные УУД:

  • проговаривать последовательность действий на уроке.
  • учиться работать по предложенному учителем плану.
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмо­циональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение тех­нологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • делать предварительный отбор источников информации: ориен­тироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  •   перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  •   сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую на осно­ве заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятель­но выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

     а) донести свою позицию до собеседника;

     б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
  • уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
  • учиться согласованно работать в группе:

а)  учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в)  понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

     г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните­ля, критика).

Предметные результаты:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изо­бразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
  •   ознакомление учащихся с выразительными средствами различ­ных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
  •  ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
  •   первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
  •   получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (циф­ровая фотография, работа с компьютером, элементы мультиплика­ции и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Информация об используемом  УМК:

  • Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.Изобразительное искусство. Учебник 1 - 4 класс. – М.: Баласс, 2012г. (Образовательная система «Школа 2100»).
  • Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.  Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь 1 - 4 классов. («Разноцветный мир»). – М.: Баласс, 2014г. (Образовательная система «Школа 2100»).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к учебному курсу "Изобразительное искусство" 1 - 4 классы »

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 города Липецка



Утверждаю Согласовано Рассмотрено на МО

Директор МАОУ СОШ №17 ЗД по УВР нач.классов

_______И.И.Борисова ______ Черенкова И. В. протокол №____от______

Приказ №____от______ МС №_____от______











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Изобразительное искусство».

1 – 4 класс

Базовый уровень

2015-2019учебный год




















Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа; сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 (ст.47 п.5 ч.3, ст.48 п.1 ч.), Положением МАОУ СОШ №17 города Липецка о рабочей программе учителя, реализующего ФГОС НОО;

и на основании:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 6.10.2009 года № 373;

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом от 6 октября 2009 г. №373» №1241 от 26 ноября 2010 г.;

  • Приказов Министерства образования Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом от 6 октября 2009 г. №373» от 22.09.2011№2357, от 18.12. №1060;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

  • Санитарно – эпидимилогических правил и нормативов Сан Пин 2.4.2.28.21 – 10 от 29.12.2010г.

  • Письма управления образования и науки Липецкой области от 16.04.2014 №ЮТ – 1064 «О примерном учебном плане образовательных организаций Липецкой области, реализующих программы ФГОС НОО, ФГОС ООО в 2014 - 2015 учебном году;

  • Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №17 г. Липецка (в том числе: Учебный план МАОУ СОШ №17 г. Липецка на 2015 – 2016 учебный год; Календарный учебный график МАОУ СОШ № 68 г. Липецка на 2015 – 2016 учебный год;

  • Локального акта «Положение муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы№ 17 города Липецка о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) учителей, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС НОО)», утв. приказом 128 осн. от 06.05.2015;

  • авторской программы для начального общего образования по изо 2009 г. под ред. О.А.Куревиной, Е.Д.Ковалевской.

Общая характеристика учебного предмета (курса), которая содержит обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы; определяет специфику и значение предмета для решения целей и задач ООП НОО.

Обучение умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так - же – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности является одной из сторон формирования функционально грамотной личности. Эти умения обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.

«Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляет собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспитывает в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формирует у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствует их речевые навыки и обеспечивает понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся имеют возможность поэтапно осваивать начальные навыки изобразительной деятельности.

Каждый предмет имеет свою специфику, поэтому изобразительное искусство с одной стороны, учит детей эмоционально восприни­мать произведения искусства, выражать свои чувства, а с дру­гой - обеспечивает усвоение необходимых знаний и умений.

Определение места и роли учебного предмета (курса), в овладении учащимися требований к уровню подготовки учеников (выпускников) в соответствии с ФГОС НОО.

В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 138 часов.

Курс «Изобразительное искусство» играет важную роль в процессе развития и воспитания личности, так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

Навыки и умения, полученные и приобретенные на уроках, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно пости­гать окружающий мир.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, муниципального образования, школы.

Цели:

  • воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

  • воспитание в детях эстетического чувства.

  • получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

  • развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

  • развитие воображения и зрительной памяти.

  • освоение элементарной художественной грамотности и основ­ных приёмов изобразительной деятельности.

  • воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

  • развитие и практическое применение полученных знаний и уме­ний (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Задачи:

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следую­щие задачи:

  • расширение художественно-эстетического кругозора (началь­ные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

  • воспитание зрительской культуры, умения увидеть художе­ственное и эстетическое своеобразие произведений искусства и гра­мотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрика «Учимся видеть»).

  • приобщение к достижениям мировой художественной культу­ры

(темы, относящиеся к истории искусства);

  • освоение изобразительных приёмов с использованием различ­ных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.

  • создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики.

  • освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства

  • знакомство с законами сценографии и оформительства, разра­ботка сценического образа.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета (курса).

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Форма организации образовательной деятельности: классно - урочная.

Технологии обучения: деятельностно - практическая, направленная на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование: в целях обобщения и закрепления знаний в программу включены уроки обобщения и закрепления материала.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся.

Основными механизмами формирования ключевых компетенций обучающихся следует считать формы организации учебной работы на уроке: парная, групповая работа, игровая.

Виды и формы контроля.

Контроль осуществляется через выполнение учащимися продуктивных заданий в учебнике и рабочей тетради, тестирования.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.




Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Личностные результаты:

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изо­бразительного искусства;

  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изо­бразительных задач;

  • формирование духовных и эстетических потребностей;

  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Регулятивные УУД:

  • проговаривать последовательность действий на уроке.

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмо­циональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение тех­нологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • делать предварительный отбор источников информации: ориен­тироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую на осно­ве заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятель­но выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

  • уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

  • учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните­ля, критика).

Предметные результаты:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изо­бразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

  • ознакомление учащихся с выразительными средствами различ­ных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

  • ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

  • первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

  • получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (циф­ровая фотография, работа с компьютером, элементы мультиплика­ции и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Информация об используемом УМК:

  • Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.Изобразительное искусство. Учебник 1 - 4 класс. – М.: Баласс, 2012г. (Образовательная система «Школа 2100»).

  • Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь 1 - 4 классов. («Разноцветный мир»). – М.: Баласс, 2014г. (Образовательная система «Школа 2100»).

Содержание рабочей программы:

1 класс (33ч)

Кто такой художник? Фантазируем и учимся. Тренируем наблюдательность. Детали.(2ч)

Учебник с. 4 – 7, тетрадь с. 2 – 5.

Рисование цветными карандашами веселых человечков. Коллективная работа, ее этапы (учебник с. 42). Выполнение композиции «Городок».

Чудо – радуга. Цвет. «Живое письмо». (2ч)

Учебник с. 8 – 10. Тетрадь с. 6 – 10.

Цвет и цветовой контраст.

Работа по алгоритму: рисунок »Фазан». Коллективная работа «Чудо – дерево». Задание на закрепление учебного материала «Коврик».

Линии. Какие они бывают. (2ч) Учебник с. 10 - 11, тетрадь с. 10 – 11.

Рисунки, выполненные точками, линиями, пятнами, штрихами. Коллективная работа « Солнечный денек».

Какие бывают фигуры. Аппликация. (2ч)

Учебник с. 12 – 13, тетрадь с. 14 – 15.

Понятие о геометрических фигурах. Аппликация «Любимая игрушка»

Что такое симметрия? Симметрия в жизни. (1ч)

Учебник с. 14 – 15, тетрадь с. 16 – 17.

Симметрия и асимметрия.

Получение представлений на основе наблюдений о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии. Аппликация «Осень».

Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты. (1ч) Учебник с. 18 – 19, тетрадь с. 18 – 19.

Пропорции и пропорциональные отношения. Ритм. Орнамент, ка основа декоративного украшения. Художественная культура Древней Руси.

Понятие об орнаменте и геометрическом орнаменте. Коллективная аппликация «Осенний букет».

«Живое письмо». Тепло и холод. (2ч)

Учебник с. 16 – 17, тетрадь с. 18 – 19.

Тон и тональные отношения.

Основные и родственные цвета. Пары дополнительных цветов. Выполнение работы «Разноцветные узоры».

Смешиваем краски. Три волшебные краски. (1ч)

Тетрадь с. 22 – 24.

Основные и дополнительные цвета. Композиция орнамента.

Новый год(1ч)

Тетрадь с. 30 – 33.

Выполнение открытки «С новым годом» или «Новогодняя елка».

Что такое композиция? (2ч)

Учебник с. 22 – 25, 44, 46 – 47, тетрадь с. 24 - 27

Формат и композиция.

Первичное понятие о натюрморте и композиции натюрморта. Выполнение работ «Фрукты на тарелочке», « Плоды на столе».

Графика. Черное на белом и белое на черном. (2ч)

Учебник с. 26 – 29, 45, 48, тетрадь с. 28 – 29.

Графика России 18 – 20 веков. Знакомство с произведениями Рафаэля Санти (графические работы) Виды графики (станковая, монументальная, декоративная, садово – парковая)

Понятие о графике и ее изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах, точках. Характер чёрного и белого цветов. Первичное понятие о контрасте.

Графические иллюстрации. Композиция «Зимний лес».

Пейзаж. (1ч)

Учебник с. 30 – 31, 50 – 51.

Линейная и воздушная перспектива.

Первичное представление о пейзаже. Углубление навыка рассказа о картине по предложенным вопросам с использованием изученных понятий. Выполнение заданий в учебнике.

Народные промыслы. (2ч)

Учебник с. 32 – 33, 49, тетрадь с. 34 – 35.

Виды народно – прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов.

Первичное представление о народных промыслах России. Выполнения задания «Морозные узоры».

День защитников Отечества. (1ч)

Выполнение аппликации «Праздничный салют».

Прозрачность акварели. Секреты акварели. Работа слоями. (2ч)

Учебник с. 34 – 35, тетрадь с. 36 – 39.

Изучение основных свойств и овладение простыми приемами работы акварельными красками. Выполнение работ «Чудесная радуга», «Витраж»,

« Рыбка в море».

Международный женский день. (1ч)

Выполнение открытки «С Днем 8 Марта»

Цвета и цветы. (1ч)

Учебник с. 36, тетрадь с. 44 - 45.

Калорит. Изучение натюрморта с цветами. Выполнение работы «Букет».

Картины из жизни людей. Наброски.(1ч)

Учебник с. 38 – 39, 54 – 55, тетрадь с. 42 – 23.

Статика и динамика. Изучение понятий: сюжет, зарисовки. Наброски. Выполнение набросков животных и людей для композиции «Рисунок на скале».

Из истории искусства. Древний мир. (2ч)

Учебник с. 40 – 41. 54 – 55. Тетрадь с. 40 – 41.

Получение представлений об искусстве Древнего мира. Рисование животных и людей в стиле наскальной живописи. Выполнение заданий «Рисунок на скале».

День Победы. (2ч) Выполнение открытки «Праздничный салют»

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве.

Повторение и закрепление изученного материала. (2ч)

2 класс (35ч)

Виды изобразительной деятельности (1ч).

Учебник стр. 4–7

Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуре её видах и задачах (польза, прочность, красота), скульптуре и её видах (круглая скульптура, рельеф, станковая, монументальная, декоративная, садово – парковая), живописи (станковая, монументальная, декоративная), графике (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Живопись, архитектура, скульптура, графика России 18 – 20веков. Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси. Выполнение заданий в учебнике.

Работа цветными карандашами. Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов. (1ч) Учебник с. 8 – 9, тетрадь с. 2-3.

Цвет и цветовой контраст.

Продолжение изучения свойств тёплых и холодных цветов и их взаимодействия. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в процессе изучения нового материала в рабочей тетради и в учебнике.



Аппликация (2 ч), стр. 10–11 учебника, стр. 4–5 рабочей тетради.

Пропорции и пропорциональные отношения. Продолжение изучения техники аппликации на примере работ А. Матисса. Понятие о силуэте.

Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение заданий на закрепление изученного материала в рабочей тетради. Коллективная работа «Цветочный луг».

Музей искусств. Третьяковская галерея. Обрамление картины(2ч),

стр. 12–13 и 46–47 учебника, стр. 6–9 рабочей тетради.

Музей и картинная галерея. Изучение истории Третьяковской галереи. Знакомство произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства.

Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление полученных знаний.

Значение рамы при экспонировании живописного произведения. Выполнение рамки для фотографии. Коллективная композиция «Портрет класса».

Иллюстрация. Композиция иллюстрации. Эскиз композиции.(2 ч),

стр. 14–17 учебника, стр. 10–13 рабочей тетради.

Линейная и воздушная перспектива. Статика и динамика. Понятие об иллюстрации к литературному произведению. Изучение иллюстраций В. Лебедева к книжке «Охота». Значение набросков. Рисование животных (стр. 10–11 рабочей тетради).

Понятие о композиции иллюстрации и эскизам к ней. Выполнение заданий на понимание изученного материала в учебнике. Выполнение иллюстрации и к любой басне И.А. Крылова (стр. 12–13 рабочей тетради).

Гравюра. Фактура. Из истории фактуры.(2 ч), стр. 18–19 учебника, стр. 14–15 рабочей тетради.

Фактура в живописи и графике. Получение представления об авторском рисунке и технике гравюры (печатная форма, отпечаток, оттиск, фактура). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.

Работа с чёрным и белым цветами. Выполнение графической иллюстрации, имитирующей технику гравюры. Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мир басен Крылова» с использованием работ, выполненных на этом и прошлом занятиях (цвет и чёрно-белая графика).

Для любознательных. Русский лубок и его выразительные средства (1 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 18–19 рабочей тетради.

Знакомство с видами декоративно – прикладного и народного искусства. Древние корни народного художественного творчества.

Изучение техники лубка и его изобразительных средств. Выполнение в процессе изучения материала заданий в учебнике и лубочного рисунка в альбоме.

Рисунок. Штриховка. (2 ч), стр. 22–23 учебника, стр. 16–17 рабочей тетради.

Рисунок простым карандашом. Понятие о светотени. Передача объёма куба с помощью штриховки.

Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради. Расширение понятий об источнике света, форме, светотени (свет, тень, полутень, падающая тень).

Новый год. (2ч) Тетрадь с. 22 – 53.

Выполнение проекта »Украшаем Новогоднюю елку»

Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры. (2 ч),

стр. 24–25, 48–49 и 60–61 учебника, стр. 24–27 рабочей тетради.

Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Продолжение изучения жанра натюрморта. Понятие об учебной и творческой задачах. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 48–49 учебника).

Рисование предметов простым карандашом с натуры. Работа с рамкой-видоискателем (стр. 60 учебника). Выполнение заданий в учебнике (стр. 24–25) и в рабочей тетради (стр. 18–19).

Братья наши меньшие. Рисуем домашнего любимца (2 ч), стр. 26–27 и 61 учебника, стр. 20–21 рабочей тетради.

Значение натурных зарисовок. Выполнение задания на закрепление полученных знаний в учебнике. Отработка техники работы гуашевыми красками. Передача фактуры шерсти животного. Статика и динамика.

Выполнение композиции «Мой пушистый друг» (стр. 20–21 рабочей тетради).

Оформление работ и организация в классе коллективной выставки

«Мой пушистый друг»

Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты? (2 ч),

стр. 28–31 учебника и стр. 32–35 рабочей тетради.

Продолжение изучения орнамента. Орнамент, как основа декоративного украшения. Ритм. Симметрия и асимметрия. Понятие о растительном орнаменте (элемент, группа элементов орнамента, ритм, композиция). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 28–29) и в рабочей тетради (стр. 32–33).

Изучение простейших видов композиции орнамента. Влияние формы предмета на композицию орнамента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 30–31) и в рабочей тетради (стр. 34–35).

Коллективное панно «Лоскутное одеяло» (стр. 34–35 рабочей тетради).

День защитников Отечества. (1ч) Тетрадь с. 30 – 31.

Выполнение поздравительной открытки.

Народные промыслы России. Городецкая роспись (2 ч), стр. 32–33 учебника, стр. 26–29 рабочей тетради.

Виды декоративно – прикладного и народного искусства. Древние корни народного художественного творчества и специфика его образно – символического языка. Истоки и современное развитие народных промыслов.

Народные промыслы России. Городецкая роспись. Выполнение в процессе изучения материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 26–27) и в учебнике. Выполнение задания «Расписная тарелка».

Весенние впечатления. Работаем акварелью. Акварельный пейзаж (2 ч), стр. 34–37 и 52–53 учебника, стр. 36–37 и 42–43 рабочей тетради.

Тон и тональные отношения. Линейная и воздушная перспективы. Углубление понятия о пейзаже. Изучение пейзажей А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Демонстрация пейзажей под подходящую музыку. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 52–53 учебника).

Дальнейшее изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 36–37) и в учебнике (стр. 34–36).

Изучение основных этапов работы над пейзажем в технике акварели. Выполнение пейзажа «Весна пришла» (стр. 42–43 рабочей тетради).

Международный женский день. (2ч) Тетрадь с.38 - 39.

Выполнение проекта «Цветущий сад для любимой мамы»

Колорит – душа живописи (1 ч), стр. 38–39 и 50– 51 учебника.

Понятие о колорите. Тёплый, холодный и тональный колорит. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике. Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением.

Можно поставить в классе букет цветов и предложить детям передать акварельными красками с натуры колорит этого букета.

Бытовая живопись (1 ч), стр. 38–39 и 54–55 учебника.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная).

Продолжение изучения бытовой живописи на примере работ И. Владимирова и З. Серебряковой. Составление рассказа по картине Ф. Решетникова. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий.

По желанию детей можно в течение урока предложить учащимся нарисовать сюжетную картинку о каком-то происшествии или событии в классе или в семье. Это задание также может быть выполнено в группах продлённого дня или дома.

День Победы. (1ч) Тетрадь с. 44 – 45.

Изготовление панно «С Днем Победы». Тема Великой отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. Мемориальные ансамбли.

Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф. Иероглифы (2 ч),

стр. 42–43 и 56–57 учебника, стр. 46–47 рабочей тетради.

Получение представления об искусстве Древнего Египта. Выполнение в процессе изучения нового материала соответствующих заданий в рабочей тетради и в учебнике. Рисование фигуры человека в стиле древнеегипетского рельефа (стр. 46–47 рабочей тетради). Коллективная работа «Египетские письмена».

Повторение и закрепление изученного материала. (1ч)

3 класс (35ч)

Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм. (2ч) Учебник с. 50 – 57, тетрадь с. 4 – 15, 45 – 47.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная). Живопись Росии 18 – 20веков.

Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).

Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 5 и 50).

Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 6–7 и 45–47).

Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи. Бытовой и анималистический жанры.(2ч) Учебник с. 50 – 57, тетрадь с. 4 – 15, 45 – 47.

Знакомство с произведениями Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти. Виды портретов: бытовой, исторический, батальный, анималистический, парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. Калорит. Пропорции и пропорциональные отношения.

Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 10–11 и 54–57)

Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и

И. Айвазовского. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 12–13)

Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна,

Г. Терборха и Т. Жерико. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 15 и 52–53)

Рисование животного в характерном для него движении (стр. 22–23 рабочей

тетради).

Цветовая гамма. Цветовой круг. Штриховка и цветовой тон. Работа цветными карандашами. (3ч) Учебник с. 16 – 18, тетрадь с. 2 - 3

Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Цвет и цветовой контраст. Тон и тональные отношения.

Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 16–17).

Работа цветными карандашами. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 18).Тренируем наблюдательность, изучаем портрет неизвестной С. Чехонина.

Декоративное панно. Панно из природного материала.(3ч) Учебник с. 20 – 21, тетрадь с. 4 – 7.

Понятие о декоративном панно. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации (стр. 4–5 рабочей тетради).

Выполнение декоративного панно с использованием природного

материала (стр. 6–7 рабочей тетради).

Тон, форма, светотень. Натюрморт из геометрических тел.(3ч) Учебник с. 22 – 23, тетрадь с. 8 – 13.

Тон и тональные отношения. Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка раз- личной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 8–11) и в учебнике (стр. 22–23).

Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры (стр. 12–13 рабочей тетради).

Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика. (3ч) Учебник с. 24 – 29, тетрадь с. 24 – 29.

Виды портретов: бытовой, исторический, батальный, анималистический).

Пропорции и пропорциональные отношения. Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике. Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика.

Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 25–27) и в рабочей тетради (стр. 24–27). Выполнение на основе изученного материала декоративного панно «Семейный портрет».

Народные промыслы: золотая хохлома. (3ч) Учебник с. 28 – 29, тетрадь с. 30 – 33.

Виды декотативно – прикладного и народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Истоки и современное развитие народных промыслов.

Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Ритм. Колорит. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 29). Этапы выполнения различных видов хохломской росписи (стр. 30–31 рабочей тетради). Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью. (стр. 32–33 в рабочей тетради)

Плетеные орнаменты. Звериный стиль.(1ч) Учебник с. 30 – 31, тетрадь с. 34 – 35.

Орнамент, как основа декоративного украшения, различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Ритм. Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.

Волшебство акварели. Совмещение нескольких техник в работе акварелью. Техника отпечатка. (1ч) Учебник с. 32 – 33, тетрадь с. 36 – 37.

Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради.

Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам. (3ч) Учебник с. 34 – 37, 58 – 59, тетрадь с. 42 – 43.

Формат и композиция. Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Выполнение заданий на стр. 34–35 учебника и графического панно

«Фантастическое дерево» с использованием различных видов штри- ховки. Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».

День защитников Отечества. (1ч). Тетрадь с. 38 – 39.

Выполнение поздравительной открытки «Военный парад».

Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги. (2ч) Учебник с. 38 – 39, тетрадь с. 46 – 47.

Специфика образно – символического языка в народном художественном творчестве. Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Выполнение заданий в учебнике на стр. 39. Выполнение заданий учебника и в рабочей тетради. Коллективная работа «Кириллица».

Художник и театр. (2ч) Учебник с. 40 – 43, тетрадь с. 14 – 19, 63.

Синтез искусств в театре. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы). Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».

Международный женский день (1ч) Тетрадь с. 40 – 41.

Выполнение поздравительной открытки »Поздравляем мам».

Учимся видеть. Русский музей. (1ч) Учебник с. 48 – 57.

Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представ- ленных в нём. Знакомство произведениями выдающихся мастеров изобразительного искусства.

Мои любимые рисунки. (2ч) Организация выставок работ. Техника исполнения работы.

День Победы(1ч) Выполнение проекта »Салют Победы» Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. Мемориальные ансамбли.

Повторение и закрепление изученного материала (1ч)

4 класс (35ч)

Монументально - декоративное искусство. Фреска. Мозаика. Витраж. (2ч) Учебник с. 4 – 11.

Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства. Рождение монументальной живописи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 6–7). Что такое фреска. Особенности этой техники. Выполнение задания на стр. 8 в учебнике. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва.

Что такое мозаика и витраж. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 10–11)

Русская икона. Звенигородская находка. (1ч) Учебник с. 12 – 13.

Выполнение задания на стр. 13 в учебнике. Древние корни народного художественного творчества.

Монументальная скульптура. (1ч) Учебник с. 14 - 15

Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово – парковая). Скульптура России 18 – 20 веков. Знакомство с произведениями Микеланджело.

Линейная и воздушная перспектива. Монументальная скульптура. Выполнение задания на стр.14 в учебнике. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне. Выполнение задания на стр.15 в учебнике.

Новые виды искусств: дизайн и фотография. (1ч) Учебник с. 16 – 19.

Знакомство с работами Ле Крбюзье (дизайнерские). Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография. Виды дизайна. Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Выполнение заданий на стр. 16–17 в учебнике. Виды фотографий. Художественная фотография. Выполнение задания на стр.19 в учебнике.

На пути к мастерству. Родная природа. (1ч) Учебник с. 20 – 21, тетрадь с. 6 – 7.

Цвет и цветовой контраст. Линейная и воздушная перспектива. Формат и композиция. Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Выполнение заданий на стр. 21 в учебнике. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или по воображению (стр. 6–7 рабочей тетради).

Передача светотени цветными карандашами. (1ч) Учебник с. 22 – 23, тетрадь с. 2 – 3.

Цвет и цветовой контраст. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради.

Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Конструкция предмета. (2ч)

Учебник с. 24 – 25, тетрадь с. 8 – 11.

Пропорции и пропорциональные отношения. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. Выполнение заданий в учебнике.

Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ. (2ч)

Учебник с. 26 – 27, тетрадь с. 4 – 5.

Формат и композиция. Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки». Оформление панно подходящей рамкой (рабочая тетрадь).

Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. (2ч) Учебник с. 28 – 29, тетрадь с. 12 – 13.

Статика и динамика. Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. Выполнение заданий в учебнике. Нарисовать животное (по выбору ученика).

Композиция и её основные законы. Отмывка. Гризайль (3ч) Учебник с. 30 – 31, тетрадь с. 36 – 39.

Формат и композиция. Изучение техник отмывки и гризайли. Выполнение в процессе изучения нового материала задания на закрепление полученных знаний на стр. 30–31 учебника.

Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву.(1ч) Учебник с. 34 – 35, тетрадь с. 28 – 29.

Виды народно – прикладного и народного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов. Связь времен в народном искусстве. Специфика образно – символического языка в произведениях декоративно – прикладного искусства.

Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике и рабочей тетради.

Линейная перспектива. (2ч) Тетрадь с. 36 – 37, 26 – 27.

Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий. Получение представления о воздушной перспективе.

День Победы. (2ч) Учебник с. 38 – 39, тетрадь с. 30 – 31.

Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне. Тема Великой отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. Мемориальные ансамбли. Выполнение заданий на стр. 39 учебника. Разработка макета альбома Славы. Выполнение каждым учеником своей странички альбома.

Фигура человека. Пропорции. (4ч)

Учебник с. 40 – 47, 78, тетрадь с. 42 – 47, 75 – 78.

Знакомство с произведениями Микеланджело, Пикассо.. Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее».

Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ сказочного героя.

Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир».

Китайский рисунок кистью. (1ч) Учебник с. 42 – 43, тетрадь с. 32 – 33.

Выполнение в процессе изучения нового материала задания на закрепление

полученных знаний.

Родная история и искусство – русский народный театр.(4ч) Учебник с. 36 – 37, 50 – 51, тетрадь с. 18 – 23.

Синтез искусств в театре. Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».

Эрмитаж. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. (2ч). Учебник с. 48 – 49.

Изучение истории Эрмитажа и Музея изобразительного искусствв им. А. С. Пушкина, некоторых представленных в этих музеях шедеврах живописи разных стран. Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства.

Дизайнерские работы. (2ч) тетрадь с. 24 – 25, 36 – 39, 48 – 49.

Выполнение проектов: настенный календарь, декоративный фонарь, шрифтовая композиция.

Повторение и закрепление изученного материала.(1ч)







Учебно-тематический план

1-й класс (33ч)

Кто такой художник? Фантазируем и учимся. Тренируем наблюдательность. Детали.

Чудо – радуга. Цвет. «Живое письмо».

Линии. Какие они бывают.

Какие бывают фигуры. Аппликация.

Что такое симметрия? Симметрия в жизни.

Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты.

«Живое письмо». Тепло и холод.

Смешиваем краски. Три волшебные краски.

Новый год.

Что такое композиция?

Графика. Черное на белом и белое на черном.

Пейзаж.

Народные промыслы.

День защитников Отечества.


Прозрачность акварели. Секреты акварели. Работа слоями.


Международный женский день.


Цвета и цветы.

Картины из жизни людей. Наброски.

Из истории искусства. Древний мир.

День Победы.

Повторение и закрепление изученного материала

Итого

33ч







































2класс.(35ч)

Виды изобразительной деятельности.

Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика.


Работа цветными карандашами. Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов.

Аппликация

Музей искусств. Третьяковская галерея.

Обрамление картины.

Иллюстрация. Композиция иллюстрации. Эскиз к композиции

Гравюра. Фактура. Из истории гравюры.


Для любознательных. Русский лубок и его выразительные средства.

Рисунок. Штриховка.

Новый год.

Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры.

Братья наши меньшие. Рисуем домашнего питомца.

Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты?

День защитника Отечества.

Народные промыслы России.

Городецкая роспись.

Весенние впечатления. Работаем акварелью. Акварельный пейзаж

Международный женский день.

Колорит-душа живописи.

Бытовая живопись.

День Победы.

Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф. Иероглифы



Повторение изученного материала.

Итого

35ч



















3класс.(35ч)

Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа;

импрессионизм.

Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи. Бытовой и анималистический жанры.

Цветовая гамма. Цветовой круг. Штриховка и цветовой тон. Работа цветными карандашами.

Декоративное панно. Панно из природного материала.

Тон, форма, светотень. Натюрморт из геометрических тел.

Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика.

Народные промыслы: золотая хохлома.

Плетеные орнаменты. Звериный стиль.

Волшебство акварели. Совмещение нескольких техник в работе акварелью. Техника отпечатка.

Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.

День защитников Отечества.

Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги.

Художник и театр.

Международный женский день

Учимся видеть. Русский музей.

День Победы.

Мои любимые рисунки.

Повторение и закрепление изученного материала.


Итого 35 ч


4 класс.


Монументально - декоративное искусство. Фреска. Мозаика. Витраж.


Русская икона. Звенигородская находка.

Монументальная скульптура.

Новые виды искусств: дизайн и фотография.

На пути к мастерству. Родная природа.

Передача светотени цветными карандашами.

Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Конструкция предмета.


Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.


Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации.

Композиция и её основные законы. Отмывка. Гризайль

Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву.

Линейная перспектива.

День Победы.

Фигура человека. Пропорции.


Китайский рисунок кистью.

Родная история и искусство – русский народный театр.

Эрмитаж. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Дизайнерские работы.


Повторение и закрепление изученного материала.

Итого

35ч


Планируемые результаты изучения учебного предмета (курса):

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

  1. класс:

  • понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;

  • понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;

  • знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;

  • знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;

  • учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2класс:

  • иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);

  • понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;

  • знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);

  • знать и уметь объяснять, что такое растительный орнамент;

  • уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

3 класс:

  • иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);

  • понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;

  • знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;

  • знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;

4 класс:

  • иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;

  • понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник-дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорцио-

  • нальная фигура, модуль;

  • рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий;

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

1 класс:

  • учиться чувствовать образный характер различных видов линий;

  • учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.

2 класс:

  • учиться чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;

  • учиться воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины.

3класс:

  • чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;

  • уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.


4 класс:

  • уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.

3.Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками:

1 класс:

  • рисунка; аппликации; построения геометрического орнамента; техники работы акварельными и гуашевыми красками.

2 класс:

  • рисования цветными карандашами;

  • рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);

  • аппликации; гравюры;

  • построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции;

  • различных приёмов работы акварельными красками;

  • работы гуашевыми красками.

3 класс:

  • рисования цветными карандашами;

  • рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);

  • выполнения декоративного панно в технике аппликации;

  • выполнения декоративного панно из природных материалов;

  • выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);

  • выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;

  • овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);

  • работой гуашевыми красками;

  • постановки и оформления кукольного спектакля;

4 класс:

  • рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;

  • рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;

  • разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;

  • работать в смешанной технике(совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами);

4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

1 класс:

  • живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);

  • графика (иллюстрация);

  • народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели);

2 класс:

  • живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

  • графика (иллюстрация);

  • народные промыслы (городецкая роспись).

3 класс:

  • живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

  • графика (иллюстрация);

  • народные промыслы (хохломская роспись);

4 класс:

  • живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;

  • графика (иллюстрация);

  • народные промыслы ( филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели);

5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж).

6. Иметь представление об искусстве Древнего мира, Древнего Египта, средневековой Руси.)

Литература и средства обучения:

  1. Полунина В.Н. Искусство и дети-М., Просвещение, 2008г.

  2. ИЗО: ты изображаешь, украшаешь и строишь. Неменская-М.,Просв., 2009г.

  3. Современная энциклопедия для начальной школы. Рисование. Н.В.Курбатова-М.: Слово,Эксмо, 2006г.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности:

Требования к оснащению учебного процесса на уроках изобразительного искусства разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.

Для работы учащимся необходимы:

        - материалы и инструменты для выполнения работ, предусмотренные программным содержанием: тонированная или белая бумага для рисования, гуашевые краски, акварельные, кисти, простые карандаши различной твёрдости, фломастеры, восковые, мелки, цветные карандаши, баночка для воды, карандашница, точилки, палитра, ветошь (для вытирания рук).

- специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.

-  оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, интерактивная доска.).














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Пояснительная записка к учебному курсу "Изобразительное искусство" 1 - 4 классы

Автор: Ковырялова Елена Ивановна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 241248

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-dlia-3-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "116854"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412616896"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. "
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "131049"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416066608"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа 1 класс  "Изобразительное искусство""
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-1-klass-izobrazitiel-noie-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "321371"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461262578"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Пояснительная записка к рабочей программе по ИЗО 1-4 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-rabochiei-proghrammie-po-izo-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "104620"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402740956"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по изобразительному искусству  5 – 7  классы "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-programma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-5-7-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "186863"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426427907"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства