Учебный предмет | Окружающий мир |
Класс | 4 «В» |
Тема урока | Природное сообщество – водоём. |
Цель урока | Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма. |
Задачи урока | Уточнить представления учащихся об условиях жизни в пресных водоёмах; расширить знания о растениях и животных пресного водоёма, их приспособленности к условиям жизни; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоёма и их охраны. |
Основные понятия, термины | Водоём, природное сообщество, искусственный и естественный водоём. |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
| Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать, что такое природное сообщество; основные признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществе; приводить примеры взаимосвязей между обитателями в природном сообществе – водоём; знать основные моменты влияния человека на состояние природного сообщества. | Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат. Оценивать качество и уровень усвоения материала. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, дополнительной литературы, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: работать в парах и малых группах; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Проявлять положительное отношение к учению, проводить самооценку своих действий. |
Условия реализации урока |
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература Учебник «Окружающий мир», энциклопедии. | Оборудование Компьютер, учебная презентация, карточки с кроссвордом, фломастеры, заготовки. |
Форма проведения урока | Урок-исследование |
Технология обучения |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые умения (УУД) |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. | Учащиеся мобилизуются на урок. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
Этап актуализации и пробного учебного действия. | Разгадайте кроссворд: 1. К | | | | | | Л | | | 4. К | | | Е | 2. П | | Р | 5. П | | В | О | 3. Д | О | Ё | 6. М | Е | П | У | Т | Р | А | Р | О | Б | | Е | Й | | Л | | | П | Н | | З | | | Е | И | | Е | | | Л | К | | Н | | | | | | Ь | | | | | Это красивое растение луга с тёмно-красными головками, его опылить может только шмель. Обитатель леса – очень хорошо лазает по отвесной поверхности деревьев, длинный острый клюв помогает этой птице доставать насекомых из глубоких трещинок в коре дерева. Светолюбивый представитель лиственного леса. Почти всю жизнь проводит в норах, у него короткий густой и бархатистый мех. Обитатель луга, который почти никогда не поднимается в воздух; от врагов быстро убегает или затаивается среди густой и высокой растительности. Представитель леса – цветёт в мае, его цветки напоминают бусины. - Какое ключевое слово получили? Прочитайте слово в выделенной строке. - Водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? - А ещё пресные и солёные. - Какие типы пресных водоёмов вы знаете? Игра (у доски). - Распределите водоёмы по типу: река, пруд, канал, озеро, водохранилище, ручей. - Докажите. - Определите тему нашего урока. - Верно, «Жизнь пресного водоёма». | Работа в парах. Водоём. Искусственные и естественные. Река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище. Искусственные: пруд, канал, водохранилище. Естественные: река, озеро, ручей. | Личностные: развитие учебных мотивов Познавательные: синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты. |
Этап выявления места и причины затруднения. | - На уроке мы будем говорить о водоёмах: река, озеро, пруд. - Как вы думаете, является ли пресный водоём сообществом? Кто прав, мы узнаем в конце урока. - Какова же цель нашего урока? - Какие задачи поставим перед собой? | Ответы детей. Узнать о разнообразии животного и растительного мира, доказать, что водоём – природное сообщество. Узнать об условиях жизни в пресных водоёмах; познакомиться с представителями животного и растительного мира пресного водоёма. Узнать, как они связаны друг с другом. Рассмотреть роль человека в жизни пресного водоёма, учиться рассуждать и делать выводы. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачи. |
Этап построения выхода из затруднения. | - Сегодня вы попробуете исследовать жизнь пресного водоёма. Для этого мы разделились на группы. - Какие правила в группе необходимо соблюдать? Каждая группа получает задание. Нужно изучить материал учебника и подготовить ответ для всех учащихся, а затем представить его. Продуктом вашего исследования станет плакат-схема. Каждая группа выполняет своё задание, оформляет его на листах. 1 группа – расскажет об условиях жизни в пресных водоёмах. 2 группа – познакомит нас с представителями растительного мира водоёмов. 3 группа – составит схему о животном мире пресных водоёмов. 4 группа – расскажет о значении рек и озёр в природе и жизни человека. 5 группа – составит цепи питания и расскажет о представителях пресных водоёмов, занесённых в Красную книгу. | Ответы детей. Получают учебную задачу. | Коммуникативные: слушают учителя. |
Этап реализации построенного проекта. | | Самостоятельная поисковая работа учащихся в группах. | Коммуникативные: (планирование): определение цели, функции участников, способов взаимодействия. Познавательные: поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; (моделирование): фиксируют в графические модели. Регулятивные: осуществляют самоконтроль. |
Физкультминутка. | Физкультминутка «Ручейки». А теперь мы ручейки, Побежим вперегонки. (Бег на месте.) Прямо к озеру спешим, (Ходьба на месте.) Станет озеро большим. (Руки в стороны.) С рыбками поплаваем, (Круговые движения руками.) С бобрами поиграем, Вернёмся в класс все мы, (Прыжки на месте.) Вновь став учениками. (Ходьба на месте.) | | |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | - Посмотрите вот сюда. (Слайд № 1-2) Тихо плещется вода, Ряска, лилии, рогоз, И кубышка, и тростник, Есть беззубка, прудовик, Водомерка вот бежит. Всюду бурно жизнь кипит. Это пресный … (водоём).
- Давайте полюбуемся, как красив водоём! Водная гладь завораживает, манит к себе, восхищает переливами красок. Так и хочется войти в это царство покоя и неги, познакомиться с его обитателями. 1 группа расскажите об условиях жизни в пресных водоёмах. - Кто они, эти удивительные жители водоёма? 2 группа познакомьте нас с представителями растительного мира водоёмов. (Слайд № 3-7) - Какой вывод вы сделали, изучая растения водоёма? 3 группа представьте вашу схему о животном мире пресных водоёмов. (Слайд № 8-13) - Какой же вывод вы сделали, изучая животный мир водоёма? - Как живут все обитатели водоёма? - Можно ли сказать, что пресный водоём является природным сообществом? - Кто может изменить жизнь обитателей водоёма, вмешиваясь в жизнь этого сообщества? - Каким образом? 4 группа расскажите о значении рек и озёр в природе и жизни человека. - Представьте правила поведения у водоёма, с помощью знаков. (Слайд № 14-15) И сейчас 5 группа расскажите о представителях пресных водоёмов, занесённых в Красную книгу. Покажите, какие цепи питания составили. (Слайд № 16-17) - Спасибо, ребята за ваши интересные сообщения. - Можем ли мы пресный водоём назвать природным сообществом? | Представляют свои работы. Условия жизни для растений: свет, тепло, воздух, минеральные вещества, в воде растворён кислород (его намного меньше). Для животных: растения выделяют кислород, очищают воду от загрязнения, служат пищей и убежищем для многих животных. Плакат-схема. Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей животным, выделяют кислород, необходимый для дыхания. Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие. Сообща. Люди. Люди бросают мусор в водоёмы, моют машины. Промышленные производства сливают отработанную грязную воду… Можем, т.к. в нём совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой. | Коммуникативные: использование речи для регуляции своего действия; строят рассуждения, понятные для собеседника. Регулятивные: контроль. |
Этап включения в систему знаний и повторения. | - Закрепить наши знания поможет тест. Тест «Жизнь пресного водоёма» 1. К искусственным водоёмам относятся... а) реки, моря, океаны; б) водохранилища, пруды, каналы; в) ручьи, реки, озёра, моря, океаны. 2. Растения водоёма – это... а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник; б) брусника, черника, мох; в) кувшинка, ряска, тростник. 3. Почему клопы-водомерки не тонут? а) они очень легкие; б) они умеют плавать; в) их ножки покрыты жиром. 4. Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются... а) люди; б) цапли; в) ондатры; г) бобры. 5. С водоёмами связана жизнь... а) зябликов, трясогузок, соек; б) цапель, диких гусей и уток. 6. У каких растений корни прикрепляются ко дну водоёма, а широкие листья плавают на поверхности водоёма? а) кубышка, кувшинка; б) рогоз, тростник, стрелолист; в) ряска. 7. У какого растения семена собраны в коричневый початок? а) у тростника; б) у рогоза. 8. Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что... а) много микроскопических водорослей; б) на дне много ила. 9. Какие животные всю жизнь проводят в воде? а) раки, беззубки; б) клопы-водомерки, жуки-вертячки. 10. Водоём называют природным сообществом, потому что... а) в нём богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным; б) в нём совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой; в) в нём от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы. - Проверьте свои работы. | Один ученик работает у доски. Самостоятельная работа учащихся. Самопроверка. Ответы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 б в в г б а б а а б | Познавательные: структурирование знаний. Регулятивные: самопроверка. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | - Какую тему мы сегодня изучали на уроке? - Какие задачи стояла перед вами? - Удалось ли решить их? - Дополните предложение: «Теперь я знаю, что …» | Ответы учащихся. | Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: рефлексия своих действий. Личностные: самооценка личности. |