kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру по теме "Природное сообщество – водоём."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый день! Я очень часто обращаюсь к Вашему сайту при подготовки к урокам. И вот решилась наконец поделиться своей разработкой по окружающему миру. Мой урок соответствует ФГОС НОО. На уроке ребята работают в парах, группах, ищут ответы на проблемные вопросы. Поэтому я надеюсь, что мой урок будет полезен педагогам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру по теме "Природное сообщество – водоём."»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет

Окружающий мир

Класс

4 «В»

Тема урока

Природное сообщество – водоём.

Цель урока

Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма.

Задачи урока

Уточнить представления учащихся об условиях жизни в пресных водоёмах;

расширить знания о растениях и животных пресного водоёма, их приспособленности к условиям жизни;

выявить связи между обитателями пресного водоёма;

показать необходимость бережного отношения к обитателям водоёма и их охраны.

Основные понятия, термины

Водоём, природное сообщество, искусственный и естественный водоём.

Тип урока

Урок открытия нового знания


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать, что такое природное сообщество; основные признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществе;

приводить примеры взаимосвязей между обитателями в природном сообществе – водоём;

знать основные моменты влияния человека на состояние природного сообщества.

Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат. Оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, дополнительной литературы, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: работать в парах и малых группах; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Проявлять положительное отношение к учению, проводить самооценку своих действий.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература


Учебник «Окружающий мир», энциклопедии.

Оборудование


Компьютер, учебная презентация, карточки с кроссвордом, фломастеры, заготовки.

Форма проведения урока

Урок-исследование



Технология обучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения (УУД)

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Учащиеся мобилизуются на урок.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Разгадайте кроссворд:


1. К






Л



4. К



Е

2. П


Р

5. П


В

О

3. Д

О

Ё

6. М

Е

П

У

Т

Р

А

Р

О

Б


Е

Й


Л



П

Н


З



Е

И


Е



Л

К


Н






Ь






  1. Это красивое растение луга с тёмно-красными головками, его опылить может только шмель.

  2. Обитатель леса – очень хорошо лазает по отвесной поверхности деревьев, длинный острый клюв помогает этой птице доставать насекомых из глубоких трещинок в коре дерева.

  3. Светолюбивый представитель лиственного леса.

  4. Почти всю жизнь проводит в норах, у него короткий густой и бархатистый мех.

  5. Обитатель луга, который почти никогда не поднимается в воздух; от врагов быстро убегает или затаивается среди густой и высокой растительности.

  6. Представитель леса – цветёт в мае, его цветки напоминают бусины.


- Какое ключевое слово получили? Прочитайте слово в выделенной строке.

- Водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие?

- А ещё пресные и солёные.

- Какие типы пресных водоёмов вы знаете? 


Игра (у доски).

- Распределите водоёмы по типу: река, пруд, канал, озеро, водохранилище, ручей.

- Докажите.


- Определите тему нашего урока.

- Верно, «Жизнь пресного водоёма». 


Работа в парах.




































Водоём.

Искусственные и естественные.


Река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище.


Искусственные: пруд, канал, водохранилище.

Естественные: река, озеро, ручей.

Личностные: развитие учебных мотивов

Познавательные: синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты.

  1. Этап выявления места и причины затруднения.

- На уроке мы будем говорить о водоёмах: река, озеро, пруд.

- Как вы думаете, является ли пресный водоём сообществом?

Кто прав, мы узнаем в конце урока.

- Какова же цель нашего урока?





- Какие задачи поставим перед собой?



Ответы детей.



Узнать о разнообразии животного и растительного мира, доказать, что

водоём – природное сообщество.

Узнать об условиях жизни в пресных водоёмах; познакомиться с представителями животного и растительного мира пресного водоёма. Узнать, как они связаны друг с другом. Рассмотреть роль человека в жизни пресного водоёма, учиться рассуждать и делать выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачи.

  1. Этап построения выхода из затруднения.

- Сегодня вы попробуете исследовать жизнь пресного водоёма.

Для этого мы разделились на группы.

- Какие правила в группе необходимо соблюдать?


Каждая группа получает задание. Нужно изучить материал учебника и подготовить ответ для всех учащихся, а затем представить его. Продуктом вашего исследования станет плакат-схема. Каждая группа выполняет своё задание, оформляет его на листах.

1 группа – расскажет об условиях жизни в пресных водоёмах.

2 группа – познакомит нас с представителями растительного мира водоёмов.

3 группа – составит схему о животном мире пресных водоёмов.

4 группа – расскажет о значении рек и озёр в природе и жизни человека.

5 группа – составит цепи питания и расскажет о представителях пресных водоёмов, занесённых в Красную книгу.





Ответы детей.



Получают учебную задачу.

Коммуникативные: слушают учителя.

  1. Этап реализации построенного проекта.


Самостоятельная поисковая работа учащихся в группах.

Коммуникативные: (планирование): определение цели, функции участников, способов взаимодействия.

Познавательные: поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

(моделирование): фиксируют в графические модели.

Регулятивные: осуществляют самоконтроль.

  1. Физкультминутка.

Физкультминутка «Ручейки».

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки. (Бег на месте.)

Прямо к озеру спешим, (Ходьба на месте.)
Станет озеро большим. (Руки в стороны.)

С рыбками поплаваем, (Круговые движения руками.)
С бобрами поиграем,
Вернёмся в класс все мы, (Прыжки на месте.)
Вновь став учениками. (Ходьба на месте.)




  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

- Посмотрите вот сюда. (Слайд № 1-2)

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник,

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

Всюду бурно жизнь кипит.

Это пресный … (водоём).



- Давайте полюбуемся, как красив водоём! Водная гладь завораживает, манит к себе, восхищает переливами красок. Так и хочется войти в это царство покоя и неги, познакомиться с его обитателями.


1 группа расскажите об условиях жизни в пресных водоёмах.











- Кто они, эти удивительные жители водоёма?

2 группа познакомьте нас с представителями растительного мира водоёмов. (Слайд № 3-7)

- Какой вывод вы сделали, изучая растения водоёма?







3 группа представьте вашу схему о животном мире пресных водоёмов.

(Слайд № 8-13)

- Какой же вывод вы сделали, изучая животный мир водоёма?




- Как живут все обитатели водоёма?

- Можно ли сказать, что пресный водоём является природным сообществом?

- Кто может изменить жизнь обитателей водоёма, вмешиваясь в жизнь этого сообщества?

- Каким образом?

4 группа расскажите о значении рек и озёр в природе и жизни человека.

- Представьте правила поведения у водоёма, с помощью знаков.

(Слайд № 14-15)


И сейчас 5 группа расскажите о представителях пресных водоёмов, занесённых в Красную книгу. Покажите, какие цепи питания составили.

(Слайд № 16-17)

- Спасибо, ребята за ваши интересные сообщения.


- Можем ли мы пресный водоём назвать природным сообществом?














Представляют свои работы.


Условия жизни для растений: свет, тепло, воздух, минеральные вещества, в воде растворён кислород (его намного меньше). Для животных: растения выделяют кислород, очищают воду от загрязнения, служат пищей и убежищем для многих животных.


Плакат-схема.





Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей животным, выделяют кислород, необходимый для дыхания.





Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие.

Сообща.





Люди.

Люди бросают мусор в водоёмы, моют машины. Промышленные производства сливают отработанную грязную воду…










Можем, т.к. в нём совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой.

Коммуникативные: использование речи для регуляции своего действия;

строят рассуждения, понятные для собеседника.

Регулятивные: контроль.

  1. Этап включения в систему знаний и повторения.

- Закрепить наши знания поможет тест.

Тест «Жизнь пресного водоёма»

1. К искусственным водоёмам относятся...

а) реки, моря, океаны;

б) водохранилища, пруды, каналы;

в) ручьи, реки, озёра, моря, океаны.

2. Растения водоёма – это...

а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;

б) брусника, черника, мох;

в) кувшинка, ряска, тростник.

3. Почему клопы-водомерки не тонут?

а) они очень легкие;

б) они умеют плавать;

в) их ножки покрыты жиром.

4. Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются...

а) люди;                       б) цапли;

в) ондатры;                  г) бобры.

5. С водоёмами связана жизнь...

а) зябликов, трясогузок, соек;

б) цапель, диких гусей и уток.

6. У каких растений корни прикрепляются ко дну водоёма, а широкие листья плавают на поверхности водоёма?

а) кубышка, кувшинка;

б) рогоз, тростник, стрелолист;

в) ряска.

7. У какого растения семена собраны в коричневый початок?
а) у тростника;                         
б) у рогоза.                            

8. Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что...

а) много микроскопических водорослей;

б) на дне много ила.

9. Какие животные всю жизнь проводят в воде?

а) раки, беззубки;

б) клопы-водомерки, жуки-вертячки.
10. Водоём называют природным сообществом, потому что...

а) в нём богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;

б) в нём совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой;

в) в нём от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы.

- Проверьте свои работы.

Один ученик работает у доски.











Самостоятельная работа учащихся.




































Самопроверка.

Ответы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

б в в г б а б а а б


Познавательные: структурирование знаний.
















































Регулятивные: самопроверка.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.





- Какую тему мы сегодня изучали на уроке?

- Какие задачи стояла перед вами?

- Удалось ли решить их?

- Дополните предложение: «Теперь я знаю, что …»


Ответы учащихся.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные: рефлексия своих действий.

Личностные: самооценка личности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по окружающему миру по теме "Природное сообщество – водоём."

Автор: Гордейко Марина Юрьевна

Дата: 27.02.2016

Номер свидетельства: 299481

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок окружающего мира "Жизнь пресного водоёма". "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-zhizn-priesnogho-vodoioma"
    ["file_id"] => string(6) "221398"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435248182"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок окружающего мира по теме "Разнообразие растений" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-raznoobraziie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "222824"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436867308"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока на тему "Луг - природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-lugh-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "153242"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420985397"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок окружающего мира в 4 классе "Пресный водоёмЙ"
    ["seo_title"] => string(58) "urok_okruzhaiushchiegho_mira_v_4_klassie_priesnyi_vodoiomi"
    ["file_id"] => string(6) "374253"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482955398"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока окружающего мира в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121589"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413998933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства