Тема: «Луг – природное сообщество».
Цель урока: дать первоначальное понятие о луге, познакомить с наиболее типичными представителями растительного и животного мира, охраной лугов, растений и животных луга.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблица "Луг", гербарий растений луга, демонстрационный раздаточный материал.
Литература:
Для учителя:
1) Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 3 класса : в 2 частях / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.
2) Дмитриева, Н. Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир. 3 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.
Для учеников:
1) Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 3 класса : в 2 частях / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
Ход урока:
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
- Сообщение темы урока.
Учитель: Мы знаем, что в природе образуются связи между неживой природой и живой природой: растениями, животными, грибами, микроорганизмами, которые приспосабливаются к определенным условиям окружающей среды.
Сегодня на уроке рассмотрим луг, как природное сообщество.
Учащиеся отвечают на вопросы «анонса», опираясь на личные наблюдения.
Вопросы:
- Как вы себе представляете луг?
Предполагаемый ответ: Много трав, красивых цветов, нет деревьев, много насекомых, летают бабочки, пчелы, шмели, стоит гудение пчел и стрекотание кузнечиков.
- Где вы видели луга?
Предполагаемый ответ: Около рек.
- Что можно сказать о красоте луга?
Предполагаемый ответ: Луг напоминает пестрый ковер из разноцветных цветов.
- Какой труд людей вы наблюдали на лугах?
Предполагаемый ответ: Косят траву, собирают лекарственные травы.
Сравним свои представления о луге, с тем, что изображено на картине (учитель показывает картину с изображением луга).
Учитель: Что вы видите?
Ученики: Мы видим обширную местность, поросшую травой.
Учитель: Где эта местность расположена?
Ученики: На берегу реки.
Учитель: Чаще луга располагаются на берегах рек и озер. Скажите, почему здесь травянистая растительность, а не лес?
Ученики: Эта местность расположена невысоко от реки, поэтому в земле много влаги. Кроме того, весной местность заливается вешними водами. Деревья не выживут в таких условиях.
Учитель: После схода воды травы быстро идут в рост, т.к. когда талая вода сходит на земле остается ил, который является хорошим удобрением. Так на низменных берегах рек образуются луга с разнообразными травами. Такие луга называются заливными.
Работа с учебником. Прочитаем выводы:
Луга – это обширные территории с травянистой растительностью.
- Растения луга.
Учитель: Какие травянистые растения вы наблюдали на лугу?
Ученики: Ромашка, колокольчик, кашка, мышиный горошек, одуванчик.
Работа по учебнику: чтение текста: «Травы лугов».
Учитель показывает классу гербарий луговых трав (тимофеевка луговая, клевер красный, тысячелистник, мятлик, горошек мышиный).
Учитель: Назовите знакомые вам растения из данного гербария. Найдите эти растения на рисунке в учебнике. Покажите растения, которые вам незнакомы. Видели вы их на лугу?
Учитель предлагает найти названия этих растений в учебнике.
Учитель: Есть ли у луговых растений общие черты?
Ученики: Листья у них чаще узкие и длинные, много цветов, стебли чаще разветвленные, у некоторых на стеблях есть усики-зацепы – они цепляются ими за другие стебли и тянутся вверх.
Учитель: Среди луговых трав встречаются лекарственные травы: ромашка, одуванчик, лютик едкий (желтый), тысячелистник. Стебли и листья растений луга мягкие, сочные. Эту особенность луговых растений и использует человек. Во второй половине июня луговые травы начинают цвести. В это время люди скашивают траву, а затем сушат ее на воздухе. Так получают сено. Сено складывают в большие кучи, которые называют стогами. Кто знает, куда идет сено?
Ученики: Сено запасают на зиму, и зимой его скармливают скоту.
Учитель: На некоторых лугах устраивают выгоны для скота.
- Животные луга.
Учитель: На лугу обитает большое число животных. Каких животных – обитателей луга вы знаете?
Ученики: Бабочки, пчелы, осы, мухи, стрекозы, шмели, кузнечики, жуки, муравьи.
Учитель: Знаете ли вы, что за день пчела успевает опылить до семи тысяч цветков; для сбора одного килограмма меда одной пчеле надо налетать триста тысяч километров и посетить девятнадцать миллионов цветов.
Учитель: На лугах живут птицы, насекомые. В почве живут дождевые черви. Есть на лугах много мелких зверьков, особенно грызунов – мышей, кротов и др. Почему на лугах много мышей?
Ученики: Мыши питаются травами, но главная их пища семена трав.
Подготовленные учащиеся делают сообщение о птицах: перепел, коростель, чибис, жаворонок, желтая трясогузка.
Работа с учебником.
Учитель: Рассмотрим птиц в учебнике. Какие особенности у птиц, живущих на лугу?
Ученики: Небольшие по размеру, окраска пестрая, сливающаяся с прошлогодней травой. Форма тела обтекаемая, они легко пробираются в траве.
Учитель: Как вы думаете, чем эти птицы питаются?
Ученики: Насекомыми, семенами растений, которые цветут и созревают по очереди все лето. Они всеядны.
Учитель: Улетят ли эти птицы осенью в теплые края? Почему? Ведь останутся семена трав.
Ученики: Да, улетят. Ведь семена занесет снегом, с наступлением холодов исчезнут насекомые. Птицам нечем будет питаться.
Учитель: Часто над лугами летом можно видеть плавно парящих хищных птиц – они высматривают мышей, птиц, птенцов. И горе зазевавшемуся. Охотятся на мелких животных в лугах и лиса, ласка, хорь.
Какие связи существуют между разными животными и растениями луга?
Составьте цепи питания:
- Тимофеевка – мышь – сова
- Нектар цветка – бабочка голубянка – чибис
- Мышиный горошек – мышь – лиса
И другие.
- Использование лугов.
Учитель: Что дают луга человеку?
Ученики: Радуют своей красотой, дают немало лекарственных растений, используются как пастбища и для заготовки сена.
- Охрана лугов.
Учитель: Какой вред могут нанести люди, в том числе дети, не выполняя простейших правил поведения на лугу?
Обсуждение.
Правила поведения на лугу:
- Не вытаптывать почву.
- Не бросать мусор.
- Не распахивать луга.
- Не уничтожать растения.
- Не ловить насекомых, жаб, ящериц.
- Не разорять птичьих гнезд.
- Неумеренный выпас скота очень вреден для лугов.
- Нельзя полностью скашивать травы, надо сохранять нетронутые участки, чтобы растения и животные луга могли выжить.
- Нельзя выжигать сухую траву.
- Итог урока.
Игра «Что мы увидели на лугу».
Учитель: Вот мы пришли на луг.
1 ученик: Я вижу на лугу… Дает название одного растения и одного животного. Показывает их в гербарии и на таблице.
2 ученик: Я вижу на лугу… Дает название другого растения и другого животного. Показывает их в гербарии и на таблице.
3 ученик: Я вижу на лугу… Дает название другого растения и другого животного. Показывает их в гербарии и на таблице.
И.т.д.
Выводы.
Луга – это стол и дом для насекомых, птиц и грызунов. Луга дают корм домашним животным, имеют большое значение для человека. Луга нуждаются в уходе и охране. Луг – сложное природное сообщество.
Домашнее задание:
- Прочитать текст учебника.
- Составить на отдельном листе памятку «Как вести себя на лугу».
- К правилам поведения нарисовать условные знаки.