Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, умение сопоставлять и делать выводы.
Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом через работу в группах.
Развивать познавательный интерес учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать нравственное отношение к природе, чувство ответственности за свое поведение на природе, любовь к природе.
Оборудование:
Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 1. – М:АТС,Астрель, 2013 (УМК «Планета знаний»);
Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 класс. – М:АТС,Астрель, 2013 (УМК «Планета знаний»);
Мультимедийная установка;
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок. Вы готовы к сотрудничеству? Полезным наш урок получится только при совместной работе.
- Урок я хочу начать со слов Л.Н.Толстого. (слайд №1)
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью».
- Как вы понимаете эти слова?
- Сегодня на уроке мы будем думать, узнавать новое, использовать знания, полученные ранее.
2.Актуализация знаний.
Тему урока вы назовёте сами, выполнив задание. ( слайд № 2)
Пруд, река, озеро, водохранилище.
- Как назвать эти объекты одним словом? (водоёмы) ( слайд № 3)
- Сегодня мы поговорим о природном сообществе «Пресный водоём».
- Чтобы узнавать что- то новое, надо знать ранее изученное. Готовы ли вы воспринимать новый материал? Давайте проверим. Я буду задавать вопросы, вы отвечать.
1. Что такое природное сообщество?
2. Какие связи в сообществе самые главные?
3. Что такое цепь питания?
4.С какого звена начинается любая цепь питания?
5. Какие группы организмов встречаются в природном сообществе?
6. Какие условия нужны для жизни организмов?
Совместное открытие новых знаний
- Вначале короткое сообщение о крупных водоёмах области. Его нам сделает …( слайд № 4)…
- Почти 20 тысяч больших и малых рек и 5тысяч озёр находятся на Вологодчине. Больше всех озёр и рек в центре и на западе области. Самые крупные реки – Сухона, Шексна, Суда. Озёра образовались в те далёкие времена, когда на нашей территории начал таять ледник. Самые крупные озёра – это Белое, Кубенское, Воже. На севере нашего края находится ещё одно озеро – Онежское. Это уникальное по своей красоте озеро. Однако к нашей области относится только небольшая его часть. На территории области расположено один из крупнейших в мире искусственных водоёмов – Рыбинское водохранилище.
Итак, тема урока у нас «Пресный водоём»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе "Пресный водоёмЙ»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
на тему «Сообщество «Пресный водоём»
Учитель: Бобылева Елена Асекретовна
Цели:
Образовательные:
1.Познакомить с обитателями пресного водоёма.
2.Учить устанавливать закономерности в природе.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, умение сопоставлять и делать выводы.
Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом через работу в группах.
Развивать познавательный интерес учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать нравственное отношение к природе, чувство ответственности за свое поведение на природе, любовь к природе.
Оборудование:
Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 1. – М:АТС,Астрель, 2013 (УМК «Планета знаний»);
Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 класс. – М:АТС,Астрель, 2013 (УМК «Планета знаний»);
Мультимедийная установка;
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок. Вы готовы к сотрудничеству? Полезным наш урок получится только при совместной работе.
- Урок я хочу начать со слов Л.Н.Толстого. (слайд №1)
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью».
- Как вы понимаете эти слова?
- Сегодня на уроке мы будем думать, узнавать новое, использовать знания, полученные ранее.
2.Актуализация знаний.
Тему урока вы назовёте сами, выполнив задание. ( слайд № 2)
Пруд, река, озеро, водохранилище.
- Как назвать эти объекты одним словом? (водоёмы) ( слайд № 3)
- Сегодня мы поговорим о природном сообществе «Пресный водоём».
- Чтобы узнавать что- то новое, надо знать ранее изученное. Готовы ли вы воспринимать новый материал? Давайте проверим. Я буду задавать вопросы, вы отвечать.
1. Что такое природное сообщество?
2. Какие связи в сообществе самые главные?
3. Что такое цепь питания?
4.С какого звена начинается любая цепь питания?
5. Какие группы организмов встречаются в природном сообществе?
6. Какие условия нужны для жизни организмов?
Совместное открытие новых знаний
- Вначале короткое сообщение о крупных водоёмах области. Его нам сделает …( слайд № 4)…
- Почти 20 тысяч больших и малых рек и 5тысяч озёр находятся на Вологодчине. Больше всех озёр и рек в центре и на западе области. Самые крупные реки – Сухона, Шексна, Суда. Озёра образовались в те далёкие времена, когда на нашей территории начал таять ледник. Самые крупные озёра – это Белое, Кубенское, Воже. На севере нашего края находится ещё одно озеро – Онежское. Это уникальное по своей красоте озеро. Однако к нашей области относится только небольшая его часть. На территории области расположено один из крупнейших в мире искусственных водоёмов – Рыбинское водохранилище.
Итак, тема урока у нас «Пресный водоём»
А) Постановка целей урока. ( слайд № 5)
Определимся с целями.
Цели:
* изучить растения и животных водоёма
* установить взаимосвязи между обитателями водоёма
* составить цепи питания
Б) Совместное открытие новых знаний.
- Материал большой – будем работать группами. Каждая группа - это исследователи – учёные: ботаники, зоологи, экологи.
- Какие учёные изучают растения? Животных? Взаимодействие живых организмов и их сообществ между собой? Мы разделимся на 4 группы. 1 группа – ботаники. 2 и 3 группы – зоологи, поскольку материала много о животных. 3 группа – экологи. Каждой группе дан план исследования. Вспоминаем правила работы в группе (слайд № 6), а старший научный сотрудник получает материалы и инструкцию.
- Ещё минуту внимания. На доске условный пресный водоём. В течение исследований мы его будем заселять. Но в начале создадим условия для жизни живых организмов. Что нужно? ( свет, тепло, воздух, минеральные вещества). Работаем.
Задания 1 группе.
1.Прочитайте в учебнике о растениях водоёма с.74 – 76.
2. Выясните, какие растения растут в прибрежной части водоёма.
3. Найдите картинки с этими растениями.
4. Приклейте их на условный водоём.
5. Выясните, какие растения можно увидеть на поверхности воды..
6 Найдите картинки – приклейте их в условный водоём.
7.Расскажите об одном растении водоёма более подробно, уделяя внимание его приспособленности к жизни в воде.( определитесь, кто об этом будет говорить)
8. Расскажите о роли растений для других обитателей водоёма.( этот вывод делает старший по группе)
- К какой группе они относятся?
- Чем являются для других обитателей водоёма? ( пища, дом, очищают воду, выделяют кислород при питании)
9.Защита своих исследований.
А) три ученика выходят к условному водоёму
Б) один ученик показывает и называет растения водоёма
В) второй – показывает и рассказывает более подробно об одном растении
Г) Вывод о роли растений делает старший
Задания 2 группе.
1. Прочитайте в учебнике о насекомых и мелких обитателях водоёма с. 76– 77.
2. Выясните, какие насекомые обитают в водоёме.
3.Найдите картинки с этими насекомыми и приклейте их на условный водоём.
4. Выясните, какие мелкие животные обитают в водоёме.
5. Найдите картинки с этими животными и приклейте их.
6. Расскажите об одном животном водоёма более подробно, уделяя внимание его приспособленности к жизни в воде.( определитесь, кто об этом будет говорить)
7. Расскажите о роли этих животных для других обитателей водоёма.( этот вывод делает старший по группе)
- К какой группе они относятся?
- Их роль для других обитателей водоёма ( пища , некоторые очищают водоём – раки, беззубки)
8. Защита своих исследований.
А) три ученика выходят к условному водоёму
Б) один ученик показывает и называет насекомых и мелких обитателей водоёма водоёма
В) второй – показывает и рассказывает о каком–то обитателе водоёма
Г) Вывод о роли этих животных делает старший
Задания 3 группе.
1. Прочитайте в учебнике о рыбах, птицах, зверях водоёма с. 77 – 79.
2. Выясните, какие рыбы и птицы обитают в водоёме.
3.Найдите картинки с рыбами и птицами, приклейте их на условный водоём.
4. Выясните, какие звери обитают в водоёме.
5. Найдите картинки с этими животными и приклейте их.
6. Расскажите об одном животном водоёма более подробно, уделяя внимание его приспособленности к жизни в воде.( определитесь, кто об этом будет говорить)
7. Расскажите о роли рыб, птиц, зверей для других обитателей водоёма.( этот вывод делает старший по группе)
- К какой группе они относятся?
- Их роль для других обитателей водоёма ( пища)
8. Защита своих исследований.
А) 3 ученика выходят к условному водоёму
Б) один ученик показывает и называет рыб, птиц и зверей водоёма
В) второй – показывает и рассказывает об одном животном
Г) Вывод о роли этих животных делает старший
Задания 4 группе.
1.Доказать, что водоём – природное сообщество.
План доказательства
а) обитают на одной территории
б) связаны между собою пищевыми связями
- составить из табличек две цепи питания ( назвать производителей, потребителей, разрушителей) прикрепить при помощи магнитов на доску
в) влияют друг на друга ( ответить на вопросы)
- что предоставляют растения животным ( с.53)
- как насекомые помогают размножаться растениям (с. 53)
- как животные распространят плоды и семена
2.. Защита своих исследований.
А) 3 ученика выходят к условному водоёму
Б) первый называет определение сообщества и называет доказательства (а,б), показывает цепи питания
В) второй рассказывает, как обитатели водоёма влияют друг на друга ( ответы на вопросы)
Г)Вывод делает старший. Изучив весь материал, мы делаем вывод, что водоём - это природное сообщество, в котором всё взаимосвязано. Например, если исчезают производители, то погибнут и потребители. Предполагаем , что деятельность человека влияет на это сообщество и, наверное, не всегда положительно. Предполагаем, что водоёмы надо охранять, но об этом на другом уроке.
Итог урока.
Слайд № 6. Посмотрим, достигли ли мы целей.
Первичное закрепление. (Если останется время)
- Я думаю, что вы хорошо поработали. Хотите проверить свои знания?
Игра «Да-нет».
Если соглашаетесь с утверждением, пишете –да- , не соглашаетесь — нет.
В природном сообществе есть три группы организмов: производители, потребители, разрушители. (Да)
Исчезновение представителей одной из групп никак не повлияет на жизнедеятельность природного сообщества. (Нет)
.Производители пресных водоёмов – это осока, тростник, ряска. (да)
Сегодня у нас защищают проект (……..) Послушайте. Это интересно.
Домашнее задание
1.Прочитать в учебнике стр.74 -79, ответить на вопросы на стр.80
2. В тетради на стр.30 выполнить задание 66,67.
Рефлексия.
Правила работы в группах
Говорим вежливо. Называем собеседника по имени. Говорим по очереди, не перебивая друг друга. Внимательно слушаем. Если непонятно, переспросите партнера. Четко высказываем свое мнение. Соблюдаем порядок на парте. Уважаем мнение собеседника.
Правила работы в группах
Говорим вежливо. Называем собеседника по имени. Говорим по очереди, не перебивая друг друга. Внимательно слушаем. Если непонятно, переспросите партнера. Четко высказываем свое мнение. Соблюдаем порядок на парте. Уважаем мнение собеседника.
Пояснительная записка
к уроку окружающего мира в 4 классе
на тему «Сообщество «Пресный водоём»»
класс: 4
учитель: Бобылева Е.А.
предмет: окружающий мир (2 часа в неделю, 68 часов в год)
программа: Планета знаний
авторы: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов
тема урока: Сообщество « Пресный водоём»
тип урока: Урок изучения нового материала
дидактическая цель: создать условия для изучения нового материала.
задачи:
личностные: формирование норм нравственного-эстетического поведения в разных формах работы
метапредметные:
- формирование умения слушать и слышать учителя (одноклассников);
- умение работать с различными источниками информации;
- формировать навык делового сотрудничества;
- способствовать когнитивному развитию.
предметные: изучение нового материала.
Основные методы:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:
методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации:
беседа
Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.
методы передачи информации с помощью практической деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся, работа с книгой, рисунки.
Методы стимулирования и мотивации учащихся:
Эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха)
Познавательные (создание проблемной ситуации)
Социальные (создание ситуации взаимопомощи, демонстрация заинтересованности результатами своей работы, работы ученика)
Методы контроля и самоконтроля
Устные (фронтальный опрос).
Взаимоконтроль.
Формы организации работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технологии, используемые на уроке: технология проблемного обучения.
средства обучения:
Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 1. – М:АТС,Астрель, 2013 (УМК «Планета знаний»);
Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 класс. – М:АТС,Астрель, 2013 (УМК «Планета знаний»);
Мультимедийная установка;
Памятка №1 (работа в группе); памятки - задания каждой группе, карточки-слова для составления цепей питания.
Презентация.
Была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:
образовательный:
Создать условия для изучения нового материала.
Актуализировать имеющиеся знания по изученному материалу.
Учить устанавливать закономерности в природе.
развивающий:
Расширять словарный запас учащихся.
Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, умение сопоставлять и делать выводы.
Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом через работу в группах.
Развивать познавательный интерес учащихся.
воспитательный:
Способствовать воспитанию речевой культуры.
Способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга.
Воспитывать нравственное отношение к природе, чувство ответственности за свое поведение на природе, любовь к природе.
Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Это урок изучения нового материала. Это первый урок в изучении темы «Водоем – природное сообщество»
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении нового были использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.
Урок начинается с организационного момента, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. Педагог и учащиеся приветствуют друг друга.
Следующий этап – это актуализация знаний учащихся. Учащимся предлагается обобщить понятия, которое раскрывает предмет изучения. Учащиеся вспоминают, что такое природное сообщество, какие в нём связи самые главные, что такое цепь питания. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Основной этап урока – совместное открытие новых знаний. Здесь использовалась групповая работа, исследовательский метод работы. Дети самостоятельно изучали растения, животных водоема,устанавливали взаимосвязи, составляли цепи питания. Различные виды работ способствовали поддержанию высокой работоспособности учащихся, т.к. благодаря им происходила частая смена деятельности учащихся.
Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов урока.
Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель.
При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся.
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.