- в процессе практической работы познакомить учащихся с согласными звуками [г], [г'], буквой Г г;
- учить сравнивать произношение и написание слов.
- продолжить работу над формированием познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- прививать бережное отношение к природе.
из магнитной азбуки, слоги с буквой г, карточки с заданиями для работы в парах и группах.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный момент. Слайд 1. - Сегодня на нашем уроке присутствует много гостей. Давайте, ребята, поприветствуем их. - Повернитесь к гостям и поздоровайтесь с ними. – Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачного дня. Садитесь. Слайд 2. Чтобы хорошо учиться, Надо очень много знать. Каждый день копилку знаний Непременно пополнять. - Как мы должны работать на уроке, чтобы наша копилка знаний пополнилась? (Внимательно, активно, аккуратно, старательно.) | Эмоционально настраивает на урок. Проверяет знание правил работы на уроке. | Приветствуют учителя, гостей. Проговаривают, как ученик должен работать на уроке, чтобы урок был успешным. | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, мотивация к учению. Линостные УУД: положительное отношение к учению, развитие готовности к сотрудничеству. |
II. Актуализация знаний. На доске буквы. п а н л я к о - Назовите буквы. - На какие две группы их можно разделить? (согласные и гласные) -Назовите согласные буквы (п, н,к,л) - Назовите гласные буквы (я, о, а) - На какие две группы можно разделить гласные? (Обозначающие твёрдость и мягкость согласных) - Какие гласные обозначают твёрдость согласных? (о,а) -Какие ещё гласные обозначают твёрдость согласных? (у, ы) - Какая гласная обозначают мягкость? (я) - Какие ещё гласные обозначают мягкость согласных? (е,и) - На какие две группы можно разделить согласные? (звонкие и глухие) - Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. - Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки. - Сейчас вы поработает в парах. На парте у вас лежит конверт розового цвета. Откройте его и достаньте из него буквы. - Соберите из этих букв слово. Какое слово получилось? ПОЛЯНКА -Сегодня мы с вами отправимся на лесную полянку. | Предлагает детям задание на закрепление и повторение изученных букв. Предлагает составить из букв слово, работая в парах. | Называют буквы. Делят их на группы: гласные и согласные, гласные, обозначающие мягкость и твёрдость согласных, согласные звонкие и глухие. Работают в парах. Составляют слово полянка. | Познавательные УУД: формирование умения различать звуки и буквы; развивать фонематический слух; внимание, мышление. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; сотрудничать в паре, находить общее решение. |
III. Физминутка Здравствуй, лес! Чудесный, лес! Полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой не утаи. Ты же видишь - На поляне дуб зелёный Потянулся к небу кроной. Он на ветках среди леса Щедро жёлуди развесил. А внизу грибы растут, Их так много нынче тут! Не ленись и не стесняйся, За грибами наклоняйся! | Проводит физминутку (Профилактика утомления) | Выполняют упражнения. | |
IV. Постановка учебной задачи Слайд 3. - Мы оказались с вами на полянке в осеннем лесу. Кого вы видите на полянке? (детей) - Их зовут Галя и Гена. - Определите, какая схема соответствует слову Галя, а какая слову Гена? - На что указывает уголок на схеме? (Слова пишутся с заглавной буквы) - Назовите первый звук в слове Галя. ([г]) - Какой это звук? (согласный, звонкий, твёрдый) Назовите первый звук в слове Гена. ([г']) - Какой это звук? (согласный, звонкий, мягкий) - Какой буквой обозначаются эти звуки? (Буквой Г г) - Определите тему урока. (Буква Г и звуки, которые она обозначает) - Посмотрите на «лесенку» и определите, чему вы должны сегодня на уроке научиться? слово слог буква (Научиться писать печатную букву Г г, читать слоги и слова с этой буквой) | Предлагает соотнести схемы слов со словами. Предлагает выделить первый звук в словах Галя и Гена. Дать им характеристику. Спрашивает детей о том, какой буквой эти звуки обозначаются. Просит детей определить тему урока и сформулировать задачи урока. | Соотносят схемы слов со словами. Выделяют первый звук в словах Галя и Гена. Характеризуют их. Обозначают звуки буквой. Формулируют при помощи учителя тему урока. Определяют задачи. | Регулятивные УУД: уметь определять с помощью учителя тему и учебные задачи на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. |
V. Работа по теме урока 1) Письмо буквы в тетради. - Печатная буква Гг бывает большая и маленькая. - Когда будем писать большую букву Г? (В начале предложения и в именах собственных) - В остальных случаях будем писать маленькую букву. - Откройте тетради. Отступите вниз 4 клетки. Напишите большую букву Г, в следующей клетке напишите маленькую букву г. Закройте тетради, уберите на край стола. 2) Чтение слогов с буквой Г Слайд 4. га го гу ги ге - Прочитаем слоги. Прочитают слоги сверху вниз девочки. - А теперь мальчики прочитают слоги снизу вверх. - Поработаем в парах. - Возьмите конверт синего цвета. Достаньте карточки со слогами. - Слоги с твёрдым согласным положите слева, слоги с мягким согласным положите справа. - Проверьте правильность выполнения по образцу. Слайд 5. га ги го ге гу - Галя и Гена предлагают поиграть в игру «Доскажи словечко». - Вы будете работать в группах. Каждая группа получит карточку. Вам нужно придумать и записать по одному слову на каждый слог. - Какие слова записали (проверка по группам) 3) Чтение слов с буквой г. – Что собирают Галя и Гена на полянке? (Они собирают грибы.) Прочитаем слова. Слайд 6. гриб грибы - Чем они отличаются? - Какой звук слышим на конце слова гриб ? ([п] - Какую букву пишем? (Пишем букву б.) - На конце слова согласные оглушаются, но пишутся так, как писались бы перед гласными. - Во что Галя и Гена собирают грибы? - Прочитайте слова. корзина корзинка - Чем они различаются? (значением, написанием) - Одна буква помогла образовать новое слово. | Организует работу в тетрадях. Показывает, как пишутся большая и маленькая буква Гг. Предлагает детям прочитать слоги, дифференцируя задание: девочки читают сверху вниз, мальчики – снизу вверх. Организует работу в парах. Организует работу в группах. Просит детей прочитать слова и сравнить, чем они отличаются. | Слушают объяснение. Работают в тетрадях по чтению. Читают слоги. Работают в парах, распределяют слова в два столбика: в левый с твёрдым согласным, в правый – с мягким согласным. Работают в парах. Составляют слова из слогов. Читают слова, сравнивают их, определяют, чем они отличаются. | Познавательные УУД: научиться писать букву Гг, читать слоги, слова с этой буквой. Регулятивные УУД: умение осуществлять самопроверку. Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества в парах, группе; умение договариваться, находить общее решение. Познавательные УУД: установление причинно – следственных связей: между произношением и написанием слов, написанием и значением. |
VI. Промежуточная рефлексия. - Вернёмся к «лесенке». - Чему мы научились? (Писать букву г, читать слоги, слова с этой буквой.) - Из слов мы составляем предложения, а связанные по смыслу предложения составляют текст. текст предложение слово слог буква | Проводит промежуточную рефлексию. | Говорят, чему научились на уроке. | Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль процесса и результата деятельности |
4)Чтение предложений. - Откройте учебник на с.119. Прочитаем с вами текст на этой странице. - Сколько слов с буквой г, обозначающей твёрдый согласный? (4) - Сколько слов с буквой г, обозначающей мягкий согласный? (2) - Сколько всего слов? - Как, используя знаки и цифры, записать сколько всего слов с буквой г? 4+2 = 6 - Озаглавьте текст. - Прочитайте предложения под картинкой. - Какой знак препинания стоит в конце предложений? (восклицательный) - С какой интонацией мы должны с вами прочитать эти предложения? - Чем отличаются боровики и поганки? (съедобные и несъедобные грибы) - Какие съедобные грибы вы знаете? Поработаем в группах. - В конвертах загадки о грибах. Нужно отгадать загадку и найти нужный гриб на картинке. 1 группа Словно дружные сестрички Прячутся в траве (лисички) 2 группа На пеньке сидят ребята называются (опята) 3 группа Этот гриб, как царь лесной. Рад найти его грибник. Это белый …. (боровик) 4 группа Весь в морщинках старичок. С именем смешным… (сморчок) 5 группа Точки белые на красном. Ядовитый гриб, опасный. (мухомор) - А теперь положите съедобные грибы в корзину. - Почему не будем класть в корзину мухомор?(несъедобный) -Нужно уметь отличать несъедобные грибы от съедобных. - Прочитаем текст о несъедобных грибах. Слайд 7. Не рви и не топчи несъедобные грибы. Ими лечатся звери. | Организует работу по учебнику. Задаёт вопросы. Нацеливает детей на чтение предложений с восклицательной интонацией. Организует работу в группе. Предлагает собрать съедобные грибы в корзину. Обращает внимание детей на правила сбора грибов: 1.Учись различать съедобные грибы от несъедобных. 2. Не рви и не топчи несъедобные грибы, ими лечатся некоторые звери. | Читают предложения. Считают слова с буквой Г г, озаглавливают текст. Читают предложения с восклицательной интонацией. Называют, чем отличаются съедобные грибы от несъедобных. Отгадывают загадки в группах. Показывают отгаданный гриб на картинке. «Собирают» съедобные грибы в корзину. Читают текст о несъедобных грибах. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации в тексте; установление причинно – следственных связей Коммуникативные УУД: развитие навыков сотрудничества, умения договариваться. |
А теперь, ребята, нам пора домой. VII. Физминутка. До свиданья, старый лес. Полный сказок и чудес. По тропинкам погуляли. На полянке поскакали. Подружились мы с тобой. Нам теперь пора домой. | Организует физминутку. | Выполняют упражнения. | |
VII. Закрепление. - Вернулись мы с вами домой с полной корзиной грибов. А теперь давайте вспомним о нашей прогулке в лесу. Поиграем в игру «Собери слова». - Прочитайте слово. Добавьте к нему слоги, чтобы получились новые слова. ки ны гриб ни ки ца ни е - Какие слова получились? (Грибки, грибники, грибница, грибные) - Что общего у этих слов? Это родственные слова. | Организует игру. Задаёт вопросы. Подводит детей к пониманию того, что слова гриб, грибки, грибные, грибники, грибница родственные. | Дети составляют новые слова. Говорят, что общего у этих слов. | Познавательные УУД |
VIII. Итог урока. - Что нового сегодня узнали на уроке? - Чему научились? | Подводит итоги урока. | Говорят, что нового на уроке они узнали, чему научились. | |
IX. Рефлексия. - А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке. Возьмите жёлтый конверт. Достаньте из него картинки с грибами. -Я работал на уроке активно, мне всё было понятно. Выберите такой гриб. Я работал активно, но иногда допускал ошибки. Выберите такой гриб. Мне было тяжело работать, не во всём разобрался. Такой гриб. - Создадим свою грибную полянку. Слайд 8 | Проводит рефлексию. | Оценивают свою работу на уроке. | Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности Личностные УУД: Способность к самооценке, анализ и оценка своей деятельности. |