kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обучения грамоте. «Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения грамоте. Программа «Школа России». 1 класс.

Тема: «Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж».

Тип урока: Объяснение нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте. «Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж».»

Фестиваль педагогического творчества 2015/2016уч.год







Название работы: Урок обучения грамоте. «Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж».





Номинация: педагогические идеи и технологии: среднее образование



Автор работы: Сотникова Ю.И., учитель начальных классов МБОУ СШ №27




























г.Норильск


Урок обучения грамоте. Программа «Школа России». 1 класс.

Тема: «Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж».

Педагогическая цель: Научить детей выделять из потока речи новый звук, четко его произносить и слышать; формировать умение обозначать звук [ж] на письме буквой Ж.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Элементы современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание); игровые;
личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
проблемное обучение (частично – поисковое), групповая работа.
Методы: игровой метод, метод беседы.

Планируемые результаты (предметные): Учащиеся распознают в словах и характеризуют звук [ж] как звонкий и всегда твёрдый, обозначают буквой Ж; выполняют слого-звуковой анализ слова; устанавливают на основе наблюдений, что в слоге жи пишется всегда и, в слоге же е; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; пересказывают текст; анализируют пословицы.

Личностные результаты:

Учащиеся осознают себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).

Универсальные учебные действия (метапредметные):

  1. Регулятивные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.

  2. Познавательные: общеучебные – учащиеся находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – характеризуют звук [ж] и букву ж.

  3. Коммуникативные: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль; формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.
    Основное содержание темы, понятия и термины: Твердый звонкий согласный звук [ж]; буквы Ж, ж; слого-звуковой анализ слова; правописание жи, же.

Образовательные ресурсы: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, презентация, алфавит, лента букв, карточки: “согласные”, “гласные”;

предметные картинки; смайлики для рефлексии; карточка с буквами Ж, ж; портрет-раскраска жука для домашнего задания; карточки к заданиям.




ХОД УРОКА.

I. Организационный момент

(Проверка готовности класса; эмоциональный настрой на урок).

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок!
Наши ушки на макушке
Глазки широко раскрыты.
Идя к заветной цели
Работать будем дружно.
Сегодня на уроке
Нам много сделать нужно!

II.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.


- Чем отличается буква от звука?

- А чем отличается гласный звук от согласного?

- Ребята, распределите, пожалуйста, буквы по своим домикам. (На доске карточки со словами «Гласные» и «Согласные», ученики выходят по одному к доске и предложенные учителем буквы прикрепляют к нужным карточкам – а, у, ч, в, о, к, ы, ь, г, д, е).

- Какая буква оказалась лишней? (ь) Почему? (Ь не обозначает никакого звука)

- Назовите букву, которая всегда обозначает мягкий согласный звук (ч).

- Назовите букву, которая может обозначать 2 звука (е). В каких случаях буква е может обозначать 2 звука? (В начале слова, после гласного звука, после Ь).

-Молодцы! А сейчас послушайте, ребята, стихотворение, а после прослушивания ответьте на мой вопрос, какой звук чаще всего повторяется.

Шорох, шептанье,

Шумок под окном,

Шлёпанье лёгкое…

Кто это-гном?

Ш-ш-ш! Там, за шторами,

Возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

- Дайте характеристику этому звуку. («Ш»-согласный, всегда твёрдый, глухой)

-Какая буква обозначает этот звук? (Буква Ш)

- Составьте слоги по таблице и прочитайте их (На доске буква Ш и гласные буквы а, о, е, у, и, ы).

- Со всеми предложенными гласными буква Ш может образовывать слог? (Нет) Почему - нет? Проговорите правило (ШИ пиши с буквой И).

- Вставьте нужную букву в слова и прочитайте их (Слова записаны на доске, дети вставляют букву Ш):

мы*ка

камы*и

кры*и

малы*ка

*апочка

- Сложной для вас была эта работа? Покажите настроение смайлика.

III. Cообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и новой буквоц, научимся отличать этот звук от других звуков, читать слоги и слова с новой буквой.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа над звуковыми моделями.

- Ребята, вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать.

Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку (Отгадки постепенно появляются на слайдах).

- Он живёт в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто же?

Ну конечно, это…

(Ёжик).


- Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

И видит далеко.

(Жираф).


- Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

По болотам ходит-бродит,

Там лягушек ищет, ловит. (Журавль)


- Как можно назвать всех одним словом? (Животные)

-Произнесите все слова. Чем все слова похожи? (Во всех словах есть звук [ж])


2. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, почему во всех словах есть один и тот же звук [ж]? (Мы сегодня будем знакомиться с новым звуком «Ж»)

- Как бы вы назвали наш урок? (Знакомство с новым звуком [ж] и буквой Ж).

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Дети формулируют основные цели урока, на слайде показываю и читаю тему и цели урока).


3.Физминутка для глаз (на слайдах).


4. Характеристика звука [ж].

- Вспомните, как жужжит шмель? (ж-ж-ж)

- Какой звук произносит пчела, когда летит? (ж-ж-ж)

- О каком звуке будем говорить? (ж)

- Отгадайте загадку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (Жук) – отгадка на слайде.

- Произнесите это слово, выделите первый звук в слове, дайте ему характеристику, постройте схему слова у себя на местах и один ученик работает с комментированием у доски (звук «Ж» - согласный, всегда твёрдый, звонкий).

- Сделайте звуковой анализ слова «ЖУК» (1 слог, 3 буквы, 3 звука) и ЖИРАФ (2 слога, 5 букв, 5 звуков, 2-ой слог ударный)

- Назвать слова со звуком «Ж».

На лужайке, по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.


- Я буду называть слова, если вы услышите в начале слова звук [ж], хлопните 1 раз. Если услышите в середине, то 2 раза. Будьте внимательны!

Жаворонок, ужи, стрижи, жмурки, жаба, жонглёр, лыжи, снежинка.


- Расскажите, что узнали про звук [ж]. (На слайде появляется характеристика нового звука).

V. Систематизация знаний.

1. Работа по учебнику.

- В учебнике на странице 24 рассмотрите иллюстрацию.

- Кто изображён? Как назвать одним словом? (Насекомые)

- Какую пользу приносят насекомые? (Опыляют растения)

- А какой вред приносят некоторые насекомые? (Поедают урожай, переносят болезни, кусают)

- Вспомните сказку («Дюймовочка»)

- Кто автор сказки? (Г.Андерсен)

- Почему плачет маленькая девочка? Кто ей помог? (Слушаю рассказы детей) - Составьте предложение о жуке из трёх слов, зарисуйте схему (Жук спас Дюймовочку.)


2. Знакомство с буквами Ж, ж.

- Про звук мы узнали, можно познакомиться и с буквой, с помощью которой он записывается.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

- Сравните печатную и письменную буквы Ж.

- Зачем нужна заглавная буква Ж?

Ответы детей: Писать имена собственные и начало предложения.


- Проверим ваши знания. Поиграем в игры

1. Игра “Большая - маленькая”.

ПРАВИЛА ИГРЫ: играем стоя; если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем.

- Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.

2.Игра «Лишняя буква» (работа в парах)

- Учащимся предлагаются разрезные карточки с буквами

Из отдельных букв составьте слово, но помните, что одна буква лишняя.

1-я группа: м ж и ы о р.

2-я группа: ж и ы у.

3-я группа: ж ы и е.

- Какие слова у вас получились?

Ответы детей: моржи, ужи, ежи.

- Какая буква оказалась лишняя? Почему?

Ответы детей: Буква ы, так как жи – ши надо писать с буквой и.

- Посмотрите на слова и скажите, что объединяет эту группу слов?

Ответы детей: В них два слога, ударный второй слог, называют предметы живой природы, в написании имеют сочетание жи.

- Сгруппируйте по два слова так, чтобы третье оказалось лишним. Объясните свой выбор.

Ответы детей: Лишнее слово – моржи, так как в нем пять букв.

- А какое еще значение имеет слово морж?

Ответы детей: Моржом называют человека, который зимой плавает в реке, озере, пруду.

- Сложной для вас была эта работа? Покажите настроение смайлика.


3. Подвижная танцевальная физминутка.


4. Чтение слогов и слов с буквой Ж.

- Жук на ромашке оставил нам слоги. Прочитаем их. (Чтение слогов на слайде презентации; читают по одному и хором)


- Работаем по учебнику на странице 25. Прочитаем слова (читает сначала 1 хорошо читающий ученик, затем все хором повторяют).

Вопросы по прочитанным словам:

- Когда говорят «друг, телега», а когда «дружок, тележка»?

- Как из слова «друг, телега» получить слово «дружок, тележка»?

- О ком так говорят «могу» и «может»?

- Почему слово «Жучка» записано с большой буквы? (имя собственное)

- Составьте предложение со словом «Жучка» и постройте схему (на доске и на листочках).


5. Работа над скороговоркой.

Чтение скороговорки (На слайде появляется скороговорка, дети её читают по слогам, потом уже целыми словами, поторапливаясь).


Жужжит жужелица, жужжит и кружится.


- Кто такая жужелица? (Ответы детей)

Работа над лексическим словом (жужелица)

- В нашей природе много жуков, именуемых жужелицами. Почти все они хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц. Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу, со злостью убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей. Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц, бабочек, которыми питаются. Жужелицы приносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада.


6. Сравнение звуков «Ш» и «Ж».


- Чем похожи эти звуки? (Согласные, твёрдые)

- Чем отличаются? («Ш» - глухой, «Ж» - звонкий)

- Какое правило вы знаете о правописании ЖИ-ШИ? Скажите.

- Поиграем в игру. Девочке Жанне и мальчику Шуре на дни их рождения подарите подарки (На доске картинки с предметами, в словах которых есть Ж или Ш. Дети соотносят картинки с буквами. Я мелом на доске соединяю).


VI. Итоги урока.


- На память вам жук дарит свой портрет. К сожалению, цветной бумаги у него не было, поэтому портрет чёрно-белый. Если вы захотите, закрасьте те части, в которых есть буква Ж. Если не ошибетесь, у вас получится цветной портрет жука и заодно увидите, какой разной может быть буква Ж.


VII. Рефлексия.

- Дополните предложения:

- Я узнал (узнала)…

- Я понял (поняла)...

- Я научился (научилась)…

- Мне было…


- Вспомните, о чём мы сегодня говорили на уроке и оцените себя. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, и всё у вас получилось, покажите нужный смайлик. И наоборот.

Все молодцы! Спасибо за урок!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок обучения грамоте. «Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж».

Автор: Сотникова Юлия Ивановна

Дата: 22.04.2016

Номер свидетельства: 321626

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок обучения грамоте "Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц."
    ["seo_title"] => string(66) "urok_obuchieniia_ghramotie_tviordyi_soghlasnyi_zvuk_ts_bukvy_ts_ts"
    ["file_id"] => string(6) "458774"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519192283"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок по обучению грамоте." Твёрдый звонкий согласный звук /ж/. Буквы Жж " "
    ["seo_title"] => string(76) "urok-po-obuchieniiu-ghramotie-tviordyi-zvonkii-soghlasnyi-zvuk-zh-bukvy-zhzh"
    ["file_id"] => string(6) "188190"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426620754"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Открытый урок обучения грамоте 1 класс "
    ["seo_title"] => string(43) "otkrytyi-urok-obuchieniia-ghramotie-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "212122"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431762523"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок обучения грамоте 1 класс для национальных школ "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-obuchieniia-ghramotie-1-klass-dlia-natsional-nykh-shkol"
    ["file_id"] => string(6) "118808"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413265121"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока обучения грамоте. Тема урока:  «Гласные звуки и буквы» (УМК « Система Л.В.Занкова») "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-tiema-uroka-glasnyie-zvuki-i-bukvy-umk-sistiema-l-v-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "172882"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423895300"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства