Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте. «Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж».»
Фестиваль педагогического творчества 2015/2016уч.год
Название работы: Урок обучения грамоте. «Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж».
Номинация: педагогические идеи и технологии: среднее образование
Автор работы: Сотникова Ю.И., учитель начальных классов МБОУ СШ №27
г.Норильск
Урок обучения грамоте. Программа «Школа России». 1 класс.
Тема: «Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж».
Педагогическая цель: Научить детей выделять из потока речи новый звук, четко его произносить и слышать; формировать умение обозначать звук [ж] на письме буквой Ж.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Элементы современных образовательных технологий: здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание); игровые; личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы); проблемное обучение (частично – поисковое), групповая работа. Методы: игровой метод, метод беседы.
Планируемые результаты (предметные): Учащиеся распознают в словах и характеризуют звук [ж] как звонкий и всегда твёрдый, обозначают буквой Ж; выполняют слого-звуковой анализ слова; устанавливают на основе наблюдений, что в слоге жи пишется всегда и, в слоге же – е; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; пересказывают текст; анализируют пословицы.
Личностные результаты:
Учащиеся осознают себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.
Познавательные: общеучебные – учащиеся находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – характеризуют звук [ж] и букву ж.
Коммуникативные: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль; формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме. Основное содержание темы, понятия и термины: Твердый звонкий согласный звук [ж]; буквы Ж, ж; слого-звуковой анализ слова; правописание жи, же.
предметные картинки; смайлики для рефлексии; карточка с буквами Ж, ж; портрет-раскраска жука для домашнего задания; карточки к заданиям.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент
(Проверка готовности класса; эмоциональный настрой на урок).
Громко прозвенел звонок, Начинается урок! Наши ушки на макушке Глазки широко раскрыты. Идя к заветной цели Работать будем дружно. Сегодня на уроке Нам много сделать нужно!
- Ребята, распределите, пожалуйста, буквы по своим домикам. (На доске карточки со словами «Гласные» и «Согласные», ученики выходят по одному к доске и предложенные учителем буквы прикрепляют к нужным карточкам – а, у, ч, в, о, к, ы, ь, г, д, е).
- Какая буква оказалась лишней? (ь) Почему? (Ь не обозначает никакого звука)
- Назовите букву, которая всегда обозначает мягкий согласный звук (ч).
- Назовите букву, которая может обозначать 2 звука (е). В каких случаях буква е может обозначать 2 звука? (В начале слова, после гласного звука, после Ь).
-Молодцы! А сейчас послушайте, ребята, стихотворение, а после прослушивания ответьте на мой вопрос, какой звук чаще всего повторяется.
Шорох, шептанье,
Шумок под окном,
Шлёпанье лёгкое…
Кто это-гном?
Ш-ш-ш! Там, за шторами,
Возле окна,
Шустрым мышонком
Шуршит тишина.
- Дайте характеристику этому звуку. («Ш»-согласный, всегда твёрдый, глухой)
-Какая буква обозначает этот звук? (Буква Ш)
- Составьте слоги по таблице и прочитайте их (На доске буква Ш и гласные буквы а, о, е, у, и, ы).
- Со всеми предложенными гласными буква Ш может образовывать слог? (Нет) Почему - нет? Проговорите правило (ШИпиши с буквой И).
- Вставьте нужную букву в слова и прочитайте их (Слова записаны на доске, дети вставляют букву Ш):
мы*ка
камы*и
кры*и
малы*ка
*апочка
- Сложной для вас была эта работа? Покажите настроение смайлика.
III. Cообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и новой буквоц, научимся отличать этот звук от других звуков, читать слоги и слова с новой буквой.
IV. Изучение нового материала.
1. Работа над звуковыми моделями.
- Ребята, вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать.
Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку (Отгадки постепенно появляются на слайдах).
- Он живёт в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну конечно, это…
(Ёжик).
- Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.
(Жираф).
- Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
По болотам ходит-бродит,
Там лягушек ищет, ловит. (Журавль)
- Как можно назвать всех одним словом? (Животные)
-Произнесите все слова. Чем все слова похожи? (Во всех словах есть звук [ж])
2. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, почему во всех словах есть один и тот же звук [ж]? (Мы сегодня будем знакомиться с новым звуком «Ж»)
- Как бы вы назвали наш урок? (Знакомство с новым звуком [ж] и буквой Ж).
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Дети формулируют основные цели урока, на слайде показываю и читаю тему и цели урока).
3.Физминутка для глаз (на слайдах).
4. Характеристика звука [ж].
- Вспомните, как жужжит шмель? (ж-ж-ж)
- Какой звук произносит пчела, когда летит? (ж-ж-ж)
- О каком звуке будем говорить? (ж)
- Отгадайте загадку:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук) – отгадка на слайде.
- Произнесите это слово, выделите первый звук в слове, дайте ему характеристику, постройте схему слова у себя на местах и один ученик работает с комментированием у доски (звук «Ж» - согласный, всегда твёрдый, звонкий).
- Сделайте звуковой анализ слова «ЖУК» (1 слог, 3 буквы, 3 звука) и ЖИРАФ (2 слога, 5 букв, 5 звуков, 2-ой слог ударный)
- Назвать слова со звуком «Ж».
На лужайке, по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
- Я буду называть слова, если вы услышите в начале слова звук [ж], хлопните 1 раз. Если услышите в середине, то 2 раза. Будьте внимательны!
- Расскажите, что узнали про звук [ж]. (На слайде появляется характеристика нового звука).
V. Систематизация знаний.
1. Работа по учебнику.
- В учебнике на странице 24 рассмотрите иллюстрацию.
- Кто изображён? Как назвать одним словом? (Насекомые)
- Какую пользу приносят насекомые? (Опыляют растения)
- А какой вред приносят некоторые насекомые? (Поедают урожай, переносят болезни, кусают)
- Вспомните сказку («Дюймовочка»)
- Кто автор сказки? (Г.Андерсен)
- Почему плачет маленькая девочка? Кто ей помог? (Слушаю рассказы детей) - Составьте предложение о жуке из трёх слов, зарисуйте схему (Жук спас Дюймовочку.)
2. Знакомство с буквами Ж, ж.
- Про звук мы узнали, можно познакомиться и с буквой, с помощью которой он записывается.
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
- Сравните печатную и письменную буквы Ж.
- Зачем нужна заглавная буква Ж?
Ответы детей: Писать имена собственные и начало предложения.
- Проверим ваши знания. Поиграем в игры
1. Игра “Большая - маленькая”.
ПРАВИЛА ИГРЫ: играем стоя; если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем.
- Учащимся предлагаются разрезные карточки с буквами
Из отдельных букв составьте слово, но помните, что одна буква лишняя.
1-я группа: м ж и ы о р.
2-я группа: ж и ы у.
3-я группа: ж ы и е.
- Какие слова у вас получились?
Ответы детей: моржи, ужи, ежи.
- Какая буква оказалась лишняя? Почему?
Ответы детей: Буква ы, так как жи – ши надо писать с буквой и.
- Посмотрите на слова и скажите, что объединяет эту группу слов?
Ответы детей: В них два слога, ударный второй слог, называют предметы живой природы, в написании имеют сочетание жи.
- Сгруппируйте по два слова так, чтобы третье оказалось лишним. Объясните свой выбор.
Ответы детей: Лишнее слово – моржи, так как в нем пять букв.
- А какое еще значение имеет слово морж?
Ответы детей: Моржом называют человека, который зимой плавает в реке, озере, пруду.
- Сложной для вас была эта работа? Покажите настроение смайлика.
3. Подвижная танцевальная физминутка.
4. Чтение слогов и слов с буквой Ж.
- Жук на ромашке оставил нам слоги. Прочитаем их. (Чтение слогов на слайде презентации; читают по одному и хором)
- Работаем по учебнику на странице 25. Прочитаем слова (читает сначала 1 хорошо читающий ученик, затем все хором повторяют).
Вопросы по прочитанным словам:
- Когда говорят «друг, телега», а когда «дружок, тележка»?
- Как из слова «друг, телега» получить слово «дружок, тележка»?
- О ком так говорят «могу» и «может»?
- Почему слово «Жучка» записано с большой буквы? (имя собственное)
- Составьте предложение со словом «Жучка» и постройте схему (на доске и на листочках).
5. Работа над скороговоркой.
Чтение скороговорки(На слайде появляется скороговорка, дети её читают по слогам, потом уже целыми словами, поторапливаясь).
Жужжит жужелица, жужжит и кружится.
- Кто такая жужелица? (Ответы детей)
Работа над лексическим словом (жужелица)
- В нашей природе много жуков, именуемых жужелицами. Почти все они хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц. Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу, со злостью убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей. Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц, бабочек, которыми питаются. Жужелицы приносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада.
6. Сравнение звуков «Ш» и «Ж».
- Чем похожи эти звуки? (Согласные, твёрдые)
- Чем отличаются? («Ш» - глухой, «Ж» - звонкий)
- Какое правило вы знаете о правописании ЖИ-ШИ? Скажите.
- Поиграем в игру. Девочке Жанне и мальчику Шуре на дни их рождения подарите подарки (На доске картинки с предметами, в словах которых есть Ж или Ш. Дети соотносят картинки с буквами. Я мелом на доске соединяю).
VI. Итоги урока.
- На память вам жук дарит свой портрет. К сожалению, цветной бумаги у него не было, поэтому портрет чёрно-белый. Если вы захотите, закрасьте те части, в которых есть буква Ж. Если не ошибетесь, у вас получится цветной портрет жука и заодно увидите, какой разной может быть буква Ж.
VII. Рефлексия.
- Дополните предложения:
- Я узнал (узнала)…
- Я понял (поняла)...
- Я научился (научилась)…
- Мне было…
- Вспомните, о чём мы сегодня говорили на уроке и оцените себя. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, и всё у вас получилось, покажите нужный смайлик. И наоборот.