?
Тема
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д
Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Д, д, развития речи, логического мышления, памяти
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные)
Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания
Личностные результаты
Проявляют интерес к окружающему миру
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста, иллюстрации; логические – характеризуют звуки [д], [д’] и буквы Д, д.
Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета
Основное содержание темы, понятия и термины
Согласные буквы Д, д; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ, пословица, загадка
Образовательные ресурсы
Счетные палочки.
Сценарий урока
Этапы урока
Формы, методы, методические приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Осуществляемые
действия
Формируемые
умения
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Фронтальная. Словесный. Слово учителя
Приветствие учащихся.
Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!
– Проверим готовность к уроку
Эпиграф урока:
ДЕНЬ ДАН В ДАР ДЛЯ ДОБРЫХ ДЕЛ.
-Прочитайте, кто может, пословицу.
-Как вы её понимаете?
-Что значит «дан в дар»?
-Кто подарил вам ваши дни? (т.е. жизнь)?
-Хороший ли это подарок для вас?
-Какой может быть ваша благодарность за такой подарок?
-Покажите по лесенке успеха своё настроение на уроке.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
II. Речевая разминка
Коллективная. Словесный.
Фонетическая зарядка
– Как дудят в дудочку?
– Какой звук слышится, когда звенит колокольчик?
– Ду-ду-ду…
– Динь-динь-динь…
Готовят артикуляционный аппарат к чтению
III. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный. Слово учителя
– Какой первый звук вы сейчас произнесли?
– Давайте сформулируем учебную задачу урока
– [д], [д’].
– Познакомимся со звуками [д], [д’] и буквой, обозначающей их на письме
Вместе с учителем формулируют учебную задачу
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 105)
Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов
-Встаньте те дети, в имени которых слышится звук [д] или [д’].
-Произнесём ещё раз отдельные слова: «дар», «день». Произведём характеристику звуков в этих словах по схеме-алгоритму.
работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов.
Выделяют звуки [д] и [д’] из слов, характеризуют их, сравнивают. Выполняют слого-звуковой анализ слов
2. Игра «Узнай звук»
Коллективная. Словесный. Игра
– Послушайте слова, если в них есть звуки [д], [д’], хлопайте в ладоши.
– Тарелка, стол, дядя, кубики, дятел, Тима, дрова, Дима, топор, орден, туман, дым
ПРОСЛУШИВАНИЕ ГРАМЗАПИСИ
Назовите слова, в названиях которых есть изучаемые звуки.
Дети хлопают в ладоши, если услышат в слове звуки [д], [д’]
Распознают звуки [д] и [д’] в словах
2. Знакомство с бук-вой Д
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа,
моделирование буквы
– Какой буквой обозначаются звуки [д] и [д’] на письме?
– На что похожа буква (дэ) Д?
Этот домик буква Д.
В домике – окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке – кошка.
– Выложите букву Д из палочек
Находят букву Д на «ленте букв».
Высказывают свои предположения.
Из счетных палочек выкладывают букву Д
Находят букву Д
на «ленте букв», определяют ее место среди других
букв. Моделируют ее из счетных палочек
Физкультминутка
Коллективная. Практический
Сначала буду маленьким
(присаживаются),
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим
(встают, поднимают руки вверх и потягиваются),
До лампы дотянусь
Выполняют движения по тексту
Осуществляют профилактику утомления
3. Чтение слогов-слияний (учебник, с. 105)
Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение
– Прочитайте слоги.
– Первый ряд , прочитайте слоги с мягким согласным звуком,
Второй ряд прочитайте слоги с твёрдым согласным звуком,
Третий ряд прочитайте слоги слияния шёпотом.
Хором читают слоги.
Называют слоги с мягким звуком [д’] и твердым звуком [д]. Читают слова
Читают слоги-слияния. Характеризуют звуки [д] и [д’], определяют, какие гласные указывают на твердость и мягкость согласного звука
4. Родственные слова (учебник, с. 105)
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа
– Прочитайте слова. Сравните их. Что в них общего?
- Какое ещё задание вы бы предложили?
Читают слова.
– Одинаковая часть слова, слова родственные.
Работают по заданиям учащихся.
Сравнивают слова, определяют наличие общей части слова, делают вывод, что слова – родственные
Физкультминутка
«Доброта»
Коллективная.Практический
Выполняют движения
по тексту под руковод-ством учителя
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Работа с пословицами (учебник, с.104)
Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение
– Прочитайте пословицы.
– Объясните смысл пословиц.
Читают, объясняют смысл пословиц, находят в предложениях букву Д
Анализируют пословицы, высказывают свое мнение
2. Работа с иллюстрацией (учебник, с.104)
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Работа с иллюстрацией, беседа
– Рассмотрите рисунок. Назовите предметы, изображенные на рисунке.
– Придумайте рассказ на тему «Клад найден». Используйте слова: море, сокровище, корабль, водолазы, подводный мир
– Водолазы, медуза, раковина, жемчужины, сундук, осьминог, рыбы, морская звезда, клад.
Рассматривают рисунок. Составляют рассказ
Работают в группах.
Составляют связный рассказ по сюжетной картинке с опорой на предложенные слова. Соблюдают логику изложения
3. Работа с текстом
(учебник, с. 105)
Фронтальная Словесный, практический. Чтение, беседа
– Прочитайте текст плавно, соединяя слоги в слова.
– Кем работает папа у Димы
и Нади?
– Какую работу они выполнили?
– Где теперь идут поезда?
Читают текст. Отвечают на вопросы
Владеют навыками плавного слогового чтения с переходом
на чтение целыми словами. Читают текст с интонацией и паузами
VI Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение
– Прочитайте наш эпиграф к уроку. Подчеркните букву Д в словах. Сколько раз встретилась буква Д.Сравните букву, которую вы подчеркнули с буквой Д на ленте букв и в алфавите.
Подчёркивают букву.
Отвечают на вопросы
Читают текст , подчёркивают букву Д, сравнивают с эталоном
VII . Рефлексивно-оценочный
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
- С каким настроением вы уходите с урока. Покажите по лесенке успеха.
– Спасибо за урок
Отвечают на вопросы учителя
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке