План урока математики в 4 классе
Учитель Калашник Е.А.
Тема: «Решение задач разными способами»
Цели: формировать умение решать задачи разными способами (арифметич, алгебраичес), формировать умение решать сложные уравнения, формировать вычислительные навыки;
развивать познавательную активность, содействовать развитию навыков сотрудничества, самоконтроля;
воспитывать любовь к природе, уважение к историческому наследию родного города и страны.
Методическая цель: достижение эффективности обучения через интенсивную коллективную и индивидуальную деятельность обучающихся.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая, в паре, самостоятельная.
Методы: ИКТ, словесный, проблемный
Приёмы: анализ, сравнение, синтез.
Оборудование: индивидуальные карточки, индивидуальные тетради (Голубь), компьютер, проектор, экран, презентация урока, диск «М4», видео (фрагмент), сувениры (куклы).
Предметные результаты: уметь решать задачи разными способами, находить среди них рациональные; преобразовывать задачи; решать сложные уравнения разными способами.
Личностные УУД: развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения задачи. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к одноклассникам, самоопределение (внутренняя позиция, самоуважение, самооценка).
Познавательные УУД: формирование умения выдвигать гипотезы (предположения – что получится в результате) и проверять их. Рассуждать, анализировать, делать выводы. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД: в учебном сотрудничестве. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки. умение решать проблемы, управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность.
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, выражать в речи свои мысли и действия
Ход урока
1.Орг. момент -Нашим гостям интересно узнать, как мы умеем трудиться. А чтобы всё получилось, нужно быть предельно внимательными. Каким хотите видеть урок?
Сл. Мудрые мысли «Опыт преодоления дает личности возможность полноценно развиваться, помогает становлению тех качеств, которые нужны для того, чтобы быть успешным в жизни».
Л. В. Занков
- Мы продолжаем набираться опыта в преодолении трудностей, чтобы быть успешными в жизни, чувствовать себя уверенно в разных ситуациях.
Мотив –Как связаны данные слова? делимое, частное, уравнение, множитель, делитель (карточки на наб. пол.)
2. Актуализация знаний 1) –Что такое уравнение? Что значит решить уравнение? Что такое корень уравнения? Как можно решить уравнение?
Сл.3 – Найдите уравнение, которое не имеет корней.
а : 5 = 1400 – 900 2с + 7 = 2с – 7 6 (е + 4) = 132 ∙ 2
8 учеников работают в индивид. тетрад. (Голубь) -с.64 № 5 (6081), №6 (220 пач)
4 ученика работают у доски
416 ∙ 709 (294944) 5м 56см : 4см (139)
1 школа – 300 уч.
2 школа – 600 уч.│1/9 в 4 один автобуса│? автоб
Класс: - найти другой способ. 4 ∙ 9 = 36(ав.) Выбирают рациональный.
1 сам. - 10 ч ?км
2 сам. – 12ч, на 1800 км б. ?км
Класс: - найти другой способ. Выбирают рациональный.
- В конце урока вы скажете, зачем нужно уметь решать задачи разными способами.
Дополн. вопросы: свойства равенств, соотношение величин, изменить вопрос задачи
Класс решает уравнения (по выбору): а : 5 = 1400 – 900 (2500) 6 (е + 4) = 132 ∙ 2 (40)
Проверка: -как решали? Сл.
Работа за компьютером: кто работал у доски и из класса ( 2-4 чел. по очереди), (диск М4, задачи)
3.Усвоение новых знаний и способов действий
- Этот год особенный для России. 9 Мая наш народ отмечает 70- летие Победы над фашизмом. К юбилею проводились различные фестивали, конкурсы, акции мира и добра. Вот одна из них.
Сл. и индив. карточки на партах – Решить задачу
- В одном из городов старшеклассники посадили в сквере липы и каштаны – всего 540 растений. При этом лип было в 5 раз больше, чем каштанов. Сколько посадили растений каждого вида? (высказыв о старшеклассниках)
Разбор задачи, решаем алгебраически
Работа в группах (3) – составление уравнения
Проверка - у доски по 1 представителю от группы, объясняют
Вступительная часть - за ведущим. «Пусть х дер. – каштаны, тогда лип – 5х. Зная, что …. 5х + х =540 х=90 –каштаны 2) 90∙5=450 –липы ( решение на доске 1 уч)
Проверка –устно. Арифметич способ – устно
- Какой способ понравился?
Физкультминутка для глаз про весну– Сл
– Весной возвращаются в родные края перелётные птицы. Мы решили порадовать гостей, смастерили для них скворечники и развесили на территории школы. 4 Сл
Сл. и индив. карточки на партах – Решить задачу
- Мы решили порадовать скворцов и смастерили для них новые домики. Одна группа расходовала 200 см доски, вторая – на 40 см меньше, чем первая, а третья – ½ того, что расходовали первая и вторая группы вместе. Хватит ли для работы шестиметровой доски? (решают в паре) Сл. 2 способа
Проверка, разные способы решения задачи, Выбирают рациональный.
Птицы будут благодарны вам.
По основам православной культуры и религиозной этики вы выполняли проект «Храмы России» и узнали много интересного. Елец – старинный город. В нём восстановлено 13 храмов. В дни православных праздников мы слышим переливчатый звон колоколов главного храма Вознесения Господня. Сл.( звон колоколов). Изначально их было 16, масса самого большого – 706 пудов. ( пуд – 16 кг), 11296 кг.
Интересный факт. В 30-ые гг. прошлого века собор превратили в зерновой склад. А в период Вов на крыше недостроенной колокольни собора был установлен зенитный пулемёт. Вместе со стоящими вокруг зенитными орудиями он обеспечивал противовоздушную оборону Ельца. Сейчас - это гордость и украшение города, один из самых крупных православных храмов России. Сл. (видеофрагмент о соборе, 11. 59 – 12.20. Поражают величие и красота собора. В нём три зала.
Сл. Ширина летнего зала – 34 м
Длина летнего зала – 34 м
- Что заметили? Что можно узнать? Р -? S- ? (по выбору)
Сл. Проверка: Р = 136 м ( разные способы), S = 1156 м²
Можно ли найти объём зала? Узнать высоту зала (по желанию дом. р.)
Древний Елец с его десятками храмов и часовен способен и должен стать подлинным центром туризма.
-Сформулируйте тему урока. Сл.
-Зачем нужно уметь решать задачи разными способами?
4. Рефлексия: Сл.- кто испытывал трудности и преодолел их?
5. Дом задан. Сл - Составить и решить обратную задачу.
Найти объём летнего зала Вознесенского собора (по желанию)
Вручить на память куклы-обереги гостям
-Пусть охраняют Ваш дом, несут мир, свет и тепло.