Урок математики разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Цель: создание условий, для формирования умения обучающихся работать с текстовой арифметической задачей.
Задачи:
- содержательная:
с помощью практических заданий обеспечить понимание обучающимися, форму задач на увеличение и уменьшение в несколько раз;
- деятельностная (формирование умений новых способов деятельности):
- формировать у обучающихся умения отличать формы задач на увеличение и уменьшение в несколько раз;
- формировать у обучающихся навыки решения задач указанного вида;
- развивающая (формирование ключевых компетенций обучающихся):
- информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую);
- проблемную и коммуникативную.
Тип урока: закрепление.
Содержание учебного материала: задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз.
Единица содержания образования: моделирование задач указанного типа; практическая работа, направленная на формирование умения работать с составной текстовой задачей на увеличение и уменьшение в несколько раз.
Планируемые результаты:
Личностные
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
- Работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства.
- Определять успешность выполнения своего задания, уровень освоения учебного материала.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема и др.).
- Соотносить содержание схематических изображений с математической записью.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные.
На данном уроке ученики получат возможность:
- усвоить алгоритм работы с задачей на увеличение и уменьшение в несколько раз;
- научиться выбирать и обосновывать выбор действия для решения задач содержащих отношения " больше в...", "меньше в...", выполнять краткую запись к задаче, решать составные задачи в 2-4 действия.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, технология оценки образовательных достижений.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
- компьютер, проектор, мультимедийная презентация; персональные нетбуки; программа class-rum; презентация smart;
- индивидуальные задания, выполненные в программе Smart Notebook;
- карточки-задания для работы в группе, листы для самооценивания.
Список литературы:
- И.И.Аргинская, «Математика» учебник 2 класс, Москва, «Вентана-Граф», 2012г.
- Методическое пособие, учебник В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва «Математика. 2 класс»
Сценарий урока.
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Проверка задачи с отсроченной отгадкой (задача была предложена на предыдущем уроке). Приложение 1 (слайд 1).
Лев заболел и не мог выходить из своего дома. Тогда он стал приглашать зверей к себе в гости. На третий день он пригласил в гости лису, а она в дом не вошла, остановилась на пороге. Лев спросил: "Почему ты не входишь?" А она ему отвечает: "Я вижу много следов, которые ведут только к твоему дому". И ушла. Правильно ли поступила лиса?
Деятельность учителя. Организует обсуждение мнений детей по решению задачи. Подводит детей к формулированию общего вывода.
Деятельность учащихся. Высказывание соих мнений. Формулирование вывода.
Вывод: при чтении любого текста надо обращать внимание на все, казалось бы, даже незначительные, моменты, нельзя «терять» ни одного слова. Это очень важно при решении всех видов математических заданий.
Результат этапа. Включение учащихся в деятельность путем формирования навыка продуктивного чтения.
2. Рефлексия.
Деятельность учителя. Организует рефлексию по изучаемой теме, с помощью анализа поставленных задач в начале изучения темы: изучить математические отношения: « больше в…», «меньше в…»; научиться анализировать данные задачи, составлять краткую запись, план решения задачи.
Деятельность учащихся. Фиксирование затруднений.
Результат этапа. Определение и фиксация затруднений.
3. Определение темы, цели, задач урока.
Деятельность учителя. Подводящий диалог на основе рефлексии.
Деятельность учащихся. Определение темы, цели, задач.Задачи фиксируют на доске.
Результат этапа. Формулирование темы, цели, задач.
4. Проектирование урока.
Деятельность учителя. Организует совместное планирование деятельности. (Использование технологии подводящего диалога).
Деятельность учащихся. Высказывают свое мнение. Составляют план деятельности. Фиксируют на доске.
Результат этапа. Определение форм деятельности.Составление плана работы урока.
5. Реализация проекта.
Деятельность учителя. Организация деятельности по совместно составленному плану.
а) Индивидуальная работа с отношениями между числами.
Деятельность учителя. Организация работы класса. Использование технологии «1ученик: 1 компьютер». Программа class-rum. Нетбуки. Программа: smart notebook. Приложение 2.
Деятельность учащихся. Самостоятельная работа с отношениями ежду числами ( на ... больше, на... меньше, болше в..., меньше в...). Соотносят модели и математические записи.
Результат этапа. Умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, модель, схема).
Проверка выполнения задания..
Деятельность учителя. Демонстрация студента.Программа class-rum. Контроль студента: демонстрация студента. Организация самооценивания.
Результат. Умение определятьуспешность выполнения своего своего задания в диалоге с учителем.Умение оценивать свои достижения.
б) Составление алгоритма работы с задачей.
Деятельность учителя. Организует фронтальную работу по составлению алгоритма работы с задачей. Smart-презентация. Приложение 1 ( слайд 2).
Деятельность учащихся. Составляют алгоритм работы с задачей.
Результат этапа. Составленный алгоритм.
в) Групповая работа. Работа с задачей по алгоритму.
Деятельность учителя. Организует групповую работу по решению задач. Оказывает направляющую помощь группам. (Индивидуальные карточки-задание. Ламинированные доски. Маркеры. Приложение 4.)
Деятельность учащихся. Работают в группах по составленному алгоритму.
Результат этапа. Умение работать с текстом задачи.
г) Проверка выполнения задания.
Деятельность учителя. Организует демонстрацию и защиту выполненного задания. Организация самооценивания.
Деятельность учащихся. Защищают работу своих групп.
Результат этапа. Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).Умение оценивать свои достижения.
5. Физминутка
Деятельность учителя. Организует проведение физ.минутки.
На разминке 2 класс:
Мы присядем 10 раз,
Высоко поднимем руки,
Будем жить всегда без скуки.
Повернемся вправо, влево –
Вновь работа закипела.
Деятельность учащихся. Выполняют разминку. Снимают статическое напряжение.
Результат. Снятие мышечной усталости.
6. Индивидуальная дифференцированная работа.
Деятельность учителя.
а) Организует дифференцированную работу.
Красная группа. (1 уровень сложности. Задача с опорой на схему.)
Приложение 5. Красная группа.
Желтая группа. (2 уровень сложности. Задача для полностью самостоятельного решения.)
Приложение 5. Желтая группа.
Зеленая группа. (3 уровень сложности. Задача с элементами косвенной формы.)
Приложение 5. Зеленая группа.
б) Организует проверку выполнения задания:
- 1, 2 уровни проверка по образцу.
Приложение 1 (слайд 3).
- 3 уровень с представлением решения.
Программа class-rum. Контроль студента: демонстрация студента.
в) Организация самооценивания.
Деятельность учащихся. Самоопределяются (самостоятельно выбирают уровень сложности). Самостоятельно решают задачу, выбранного уровня сложности.Проверяют свою работу по образцу.
Демонстрируют свою работу.
Результат этапа. Умение решать задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз.Умение определить правильность выполнения задания по образцу.Умение донести свою позицию до других.Умение оценивать свои достижения.
7. Проверка сформированности умения работать с задачей.
Деятельность учителя. Организует проведение теста. Программа сlass-rum. Экзамен.Приложение 6.
Деятельность учащихся. Выполняют тестовыю работу.
Деятельность учителя. Организация самооценивания.
Результат этапа. Умение работать самостоятельно. Умение оценивать свои достижения.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Деятельность учителя. Организует рефлексию на основе выполнения экзамена.Организация самооценивания. Листы самооценивания собираются в конце урока для анализа учителем.
Организация совместной рефлексии.
- Какую цель ставили на уроке?
- Удалось ли ее достигнуть?
- Каким способом?
- Где можно применить полученные знания?
- Что на уроке хорошо получилось?
- Над чем еще нужно поработать?
Результат этапа. Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка своей деятельности и всего класса. Умение оценивать свои достижения. Фиксируется и обосновывается результат работы на уроке.
9. Создание ситуации успеха.
Деятельность учителя.Вовлекает детей в активную мыслительную деятельность, с помощью задачи на развитие логического мышления.
Вдоль стен квадратной формы крепости требовалось поставить 16 часовых. Капитан разместил их так, что возле каждой стены размещались 4 солдата. Затем пришел полковник и, недовольный размещением часовых, распорядился расставить солдат так, чтобы с каждой стороны их было по 6. Вслед за полковником явился генерал, раскритиковал решение полковника и разместил часовых по 7 человек с каждой стороны. Расставьте, как размещали часовых командиры.
Приложение 1 (слайд 4).
Деятельность учащихся. Предлагают способы решения задачи.
Результат этпап. Снятие напряжения. Активизация мыслительной деятельности.