Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению»
Тема:В. Осеева «Волшебное слово»
Цель урок: познакомить с произведением В. Осеевой «Волшебное слово»
УУД:
Метапредметные:
регулятивные:понимать учебную задачу урока; осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы учителя; оценивать свои достижения на уроке;
познавательные:понимать цель чтения;
коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
Личностные:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы
Предметные: формулировать правила поведения.
Ход урока:
Мотивация.
Мы начинаем урок литературного чтения. Садитесь на свои места!
- Как называется раздел,который мы начали изучать? («Ежели вы вежливы».)
- Какого человека можно назвать вежливым?
Вспомните правила,которые вы знаете?
Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.
- Проверим, как вы научились дома читать стихотворение про очень вежливого индюка. Оцените чтение одноклассника, обоснуйте оценку.
- Был ли индюк вежливым? Почему?
- Возможно ли, что такая ситуация может произойти среди людей? Почему?(Да, потому что есть такие люди, которые считают себя вежливыми, но в разговоре позволяют себе оскорблять собеседника, обидно сравнивать его с чем-либо или кем-либо.)
- Как вы думаете, какая проблема может возникнуть при встрече с таким человеком? (Как вести себя с грубыми людьми во время беседы.)
- Проблема «Как вести себя с грубыми людьми во время беседы» актуальна для нашего времени: очень часто можно услышать грубость, оскорбления. Найти решение данной проблемы мы постараемся сегодня на уроке. Подумайте и предложите, как вести себя с таким человеком.
- Я не буду комментировать ваши предположения: правильные они или нет – вы сделаете вывод сами, в конце урока, после ознакомления с произведением В. Осеевой «Волшебное слово». Предположите, о чём или о ком может быть рассказ с таким названием? (О волшебных словах.)
- Какие слова мы называем волшебными? (Эти слова помогают людям стать добрее, внимательнее друг к другу.)
- Назовите слова, которые вы записали.
- Волшебные слова существуют. Мы ими пользуемся, а на уроках русского языка знакомимся с правильным написанием этих слов. Если каждый из нас будет добрым, вежливым с окружающими, то и к каждому будут относиться по добром.
- С произведениями В. Осеевой мы встречались уже на уроках литературного чтения. Вспомните знакомые для вас произведения В. Осеевой.
Сегодня познакомимся еще с одним из героев.
Осмысление.
- Чтение учителем текста по учебнику стр. (до слов «…Он вскочил и побежал домой» стр. 182)
- О ком этот рассказ?
Как звали нашего героя?
- Что случилось с Павликом? (Сестра, бабушка, брат отказали Павлику в его просьбах)
- Как мальчик вёл себя с родными? (Зло и раздражённо)
- Как об этом узнал старик? ( Старик увидел красное, сердитое лицо мальчика и расспросил его о том, что случилось.)
- Как разговаривал Павлик со стариком? (Зло, сердито, раздражённо.)
Как вел себя старик?
Подтверждение в тексте.
- Давайте охарактеризуем поведение Павлика до знакомства с волшебным словом. ( Учитель записывает слова, характеризующие поведение мальчика на доске под словом «Павлик»)
- Слова, характеризующие поведение мальчика говорят о том, что Павлик был невежливым по отношению к родным. Как вы думаете, какое слово шепнул старик на ухо мальчику? (Пожалуйста.)
- Напомните мне, пожалуйста, как нужно произносить это волшебное слово? (Говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.)
- Давайте прочитаем только диалог мальчика и дедушки.
- Давайте попробуем произнести это слово так, как научил старик. Повернитесь друг к другу - произнесите это слово так, как научил старик.
Физминутка.
Осмысление.
- Что вы думаете о развитии событий в рассказе дальше?
- Чтение текста: часть 2 «цепочкой». Слово «пожалуйста» необходимо читать так, как сказал старик.
- Наши предположения о том, как закончится рассказ, оказались верными. Как подействовало волшебное слово на родных Павлика? (Услышав волшебное слово из уст мальчика, родные оценили изменившееся поведение Павлика и не отказали ему в просьбах.)
Давайте охарактеризуем поведение Павлика после его встречи со стариком.
- Сравните поведение Павлика вначале рассказа и в конце. (Был грубым и злым, стал вежливым и добрым.)
- Что повлияло на поведение мальчика? (Употребление в своей речи волшебного слова «пожалуйста».)
- В чём секрет этого слова? (Секрет «волшебного» слова в вежливом обращении к собеседнику.)
- Выберите пословицу, которая подходит по содержанию к этому рассказу – учебник стр. 183. Докажите. («Доброе слово путь к сердцу открывает», «Вежливость украшает человека»)
- Я надеюсь, что вы запомните эти слова и прежде, чем к кому-то обратиться, подумаете, как это правильно озвучить.
- Вернёмся к выделенной проблеме: «Как вести себя с грубыми людьми во время беседы?». Какой из предложенных выходов из проблемы подтвердился в тексте В. Осеевой «Волшебное слово»?
- У нас остались ещё варианты выходов из данной проблемы. Какой из них никогда нельзя применять на практике при встрече с грубым человеком? Почему?
- Я надеюсь, что если вам встретится человек, поведение которого будет похоже на поведение Павлика из рассказа, вы обязательно подскажите ему, как правильно и уважительно нужно обращаться, просить.