Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Будем вместе мы трудиться, Чтобы весело учиться.
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
– Что вы почувствовали?
– Какое у вас настроение?
Проверка домашнего задания.
- Ребята, что вы готовили к уроку дома?
Дети рассказывают отрывки. Делятся впечатлениями о прочитанном.
Слайды. «Просто старушка», «На катке», «Сыновья», «Хорошее», «Кто всех глупее», «Обидчики».
– Что объединяет все эти рассказы?
Работа по теме урока
Стадия вызова
Предлагается синквейн без первой строчки
Слайд.
----------- (уважение)
воспитанный, внимательный, вежливый
помогает, заботится, радует
Он доброжелателен к окружающим.
Человек.
Вопрос:
– Определите первое слово синквейна.
– О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
– Как человек может показать, что он уважает другого?
– Дети, как вы понимаете слова «уважение», «вежливость»?
Слайд. В. Осеева «Волшебное слово».
- Ребята, сегодня к уроку мы получили письмо: «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их читать за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: - Понравился тебе рассказ? Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. - Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогало, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать». В Осеева.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением В.Осеевой.
– Прочитайте, как он называется.
Прогнозирование. – О чем может быть рассказ с таким названием?
Дети говорят свои предложения.
– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?
Физминутка
Восприятие нового
Работа с живописью
Слайд. Иллюстрации к рассказу (из учебника).
- Кто изображен на иллюстрации?
- Как выглядят герои? (Обратите внимание на выражение лица мальчика.)
- Что можно сказать о них?
- Как вы думаете, что произошло между ними? Что их объединяет?
Стадия осмысления
Чтение с остановками
Фрагмент 1
Начинает читать учитель. Затем читают дети, уловившие интонацию чтения.
(По ходу чтения подчеркивают непонятные слова, объясняют значения слов, используя словарь).
Вопросы по осмыслению текста:
– Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком?
– Какое у него было настроение?
Выборочное чтение.
– Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к сестре, брату, бабушке.
– Как Павлик вёл себя при общении с сестрой?
– С бабушкой?
– С братом?
Заполнение кластера.
– Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком и заполним синие ячейки.
Прогноз: – Можете вы предположить, что сказал Павлику старик?
Фрагмент 2. Читают дети «цепочкой»
Вопросы по осмыслению:
– О чем Павлик узнал от старика?
Слайд «Волшебное слово»
– Как изменяется герой под влиянием мудрого совета старика?
– Какие изменения произошли в отношениях Павлика с родными?
– Какое волшебное слово говорил Павлик?
Слайд «Пожалуйста»
– Как можно по-другому назвать слово «пожалуйста».
– Какие ещё вежливые слова вы знаете?
Слайд: пожалуйста, спасибо, будьте добры, извините, доброго пути, добрый день.
Работа в группах.
– Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах.
–Какие правилаобщения в группе нужно соблюдать?
Задания (работа с вопросами учебника – с.92.)
Группа 1. Что чувствовал Павлик, когда говорил волшебное слово? Как нужно говорить слово «пожалуйста», чтобы оно стало волшебным?
Группа 2. Что чувствовали люди, к которым обращался Павлик с волшебным словом. Почему они выполняли его просьбы?
Группа 3. Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер?
Итог урока
- Какова главная мысль рассказа?
Слайд Справа налево. (проверка)
. тичу и урбод кеволеч йырбоД
. кев тёвижорп ербод в кеволеч йырбоД
Из частей пословиц соберите целые и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.
Добрый человек ... ... потом - говори.
Сначала думай... ...добром и платят.
Вырасти вырос... ...добру и учит.
Век живи… …а ума не вынес
За добро... ...век учись.
- Кто справился со всеми заданиями?
Рефлексия
- Что вы узнали сегодня на уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что у вас особенно получилось?
Чтение на доске:
Относись к людям так, Как бы ты хотел, Чтоб относились к тебе.
– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?
Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «светофорчиков».
Зеленые «огоньки» – я уважителен и доброжелателен к людям,
Желтые «огоньки» – я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.
Красные «огоньки» – мне трудно быть уважительным и вежливым.
Не забывайте, пожалуйста, употреблять вежливые слова в общении со взрослыми, со сверстниками и вообще в жизни. Не забывайте здороваться! Будьте добрыми, хорошими и обязательно всегда улыбайтесь!