Предмет: грамота
Класс: 1
Тема: Звуки [з], [з']. Буквы З, з. Чтение и пересказ рассказа «Как слон стал зонтиком»
Цель: представление о согласных звуках [з], [з'] и буквах З, з.
Задачи урока:
закрепить понятие о согласных звуках [з], [з'], их обозначении, проводить звуковой анализ слов
развивать фонематический слух, внимание, мелкую моторику рук, связную речь, активный словарный запас
способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, интереса к предмету
Оборудование: предметные картинки, разрезные буквы, клип
Тип урока: урок формирования ЗУН
Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Ход урока
1.Психологический настрой
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели
Тихо мальчики за парту сели
На меня все посмотрели
И работать захотели.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали
Мы должны им показать
Как умеем мы читать,
Думать, мыслить, размышлять.
Не судите Вы нас строго
Ведь мы учимся немного.
- Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли все слышать, видеть и запомнить.
2. Актуализация базовых знаний
- С какой буквой познакомились на прошлом уроке?
- Что о ней узнали?
- «Звуковичок» (вспомнить исследование с прошлого урока)
- Вывод: Буква …(хором)
Формулирование цели урока
Чему мы будем учиться на уроке?
- учиться …
Чистоговорки
Повторяйте за мной.
Сейчас мы с вами потренируемся в правильном произношении звуков [з], [з']
За - за - за – на лугу стоит коза.
Зу - зу - зу - моем Катю мы в тазу.
Зи - зи - зи – обезьянку привези.
Зо - зо - зо –идет урок изо.
Зы - зы - зы – получили мы призы.
Скороговорка.
(на доске деформированная скороговорка)
Зося - незнайка, а Зина - зазнайка.
(Кем лучше быть?)
- Произнесите медленно, громко…
Вывод: …
Продолжаем работу:
- Отгадайте по первым звукам картинок, какие слова зашифрованы?
ЗОНТ, СЛОН
- Составление звукового анализа слова: Слон ( у доски)
зонт – самостоятельно (работа в парах), проверка по ключу
- Что общего в этих словах?
- Чем отличаются эти слова?
Сегодня на уроке мы еще вернемся к этим словам.
3. Повторение.
Гимнастика для глаз
Быстро поморгайте, закройте глаза.
Посидите спокойно, медленно считая до пяти.
Повторите 5 раз.
Работа по букварю (стр. 38)
Дома вы учились читать слова с буквой з.
Чтение слогов (хором)
- девочка – верхняя строка
мальчики – нижняя строка
- по цепочке …
- в каком слоге звук з прочитали мягко? Почему?
- Чтение слов столбиками
1 столбик – 3 группа
2 столбик – 2 группа
3 столбик – 1 группа
4 столбик – 4 группа
- найдите среди этих слов те слова, которые отличаются 1 буквой.
- Найдите и прочитайте слова, в которых один слог
- два слога;
- слова с мягким согласным, твердым …
- Прочитайте имена собственные… (почему написаны с большой буквы?)
4. Физминутка
(проводит ученица)
Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись
И друг другу улыбнулись.
Вперевалочку, как мышки,
Дружно сели все за книжки.
5. Работа над сказкой «Как слон стал зонтиком»
Посмотрите на иллюстрацию в букваре и назовите слова с буквой з
- Я хочу вам прочитать сказку «Как слон стал зонтиком», а ваша задача послушать сказку и сказать, кто герои этой сказки
Картинки (на доске)
- Кто из героев «лишний»
- Жужжащее чтение.
- Послушаем (2 – 3) учеников
- Найдите и прочитайте только те предложения, в которых стоит !
- Найдите и прочитайте только те предложения, в которых стоит ?
- Зачем в предложении ставится ! ? (чтобы читать с интонацией, выразительно, передавать чувства героев сказки)
- Как бы вы озаглавили эту сказку? (варианты детей)
По этой сказке придумайте вопросы:
Кто?
О чем?
Как?
Почему?
- задают вопросы и отвечают.
- А как вы думаете, что могло быть дальше? (предположения детей)
- дополнительная информация о слоне и лисе (рассказывают подготовленные учащиеся)
- Как вы думаете, а могло ли такое произойти в жизни? Почему?
- А что нас в жизни спасает в такой ситуации?
6. Работа в группах
- Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам
Правила работы в группе
Дети читают хором
Уважай своего товарища
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай.
(работа в группах)
1 группа «Какие слова потерялись?»
Слон Зимка был …. Так слон стал …. Он спас лису от ….
2 группа Посчитайте, сколько раз встретилась буква з в сказке? (5 раз)
3 группа «Разгадай анаграммы»
ЛОНС - СЛОН
ЗОРАГ – ГРОЗА
СИАЛ – ЛИСА
ЗОКА – КОЗА
-Какое слово лишнее? Почему?
4 группа «Собери пословицу»
Друзья, в беде, познаются
- Чему нас учит эта сказка?
7.Работа над пословицей
- Какие пословицы вы знаете о дружбе?
- Как вы понимаете пословицу?
8. Исполнение песни
«Дружба крепкая»
9. Рефлексия.
Завершился наш урок
И подводим мы итог.
Вот чему на этот раз научился 1 класс
- А сейчас попробуем оценить каждый сам себя.
Зажмите руку в кулак и…
- кому было интересно – разожмите мизинец;
- кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный
- кто хорошо работал на уроке – средний;
- кто помогал работе в группе – указательный;
- кому урок понравился – большой.
Итак, сосчитайте количество разжатых пальцев и узнайте свою оценку за урок.