Урок грамоты в 1 классе.
Тема: «Звуки [р], [р']. Буквы Р,р.»
Цель: Знакомство учащихся с буквами Р,р. Формирование навыков чтения и письма с буквой Р. Обогащение словаря учащихся словами с буквой Р.
Оборудование: Наглядный материал для показа букв Р, р; квадраты синего, зелёного и красного цвета для звукобуквенного анализа слов; мяч.
Ход урока:
I. Психологический настрой.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
II. Актуализация опорных знаний.
(Работа с чистоговорками)
Ла-ло-лу-лы-ли – в океане плыли киты.
На-но-ну-ны-ни – руку в воду окуни.
Ти-ты-то-ту-та – лисица у куста.
Си-сы-со-су-са-на носу сидит оса.
III. Постановка темы и цели урока:
(Фонетическая зарядка)
Едет мотоцикл ………(дррррр)
Ставни скрипят …….(скррррр)
Кони храпят ……….(хрррррр)
Вороны кричат …….(каррррр)
Собаки рычат ……….(ррррррр)
-Ребята, с каким звуком будем работать сегодня на уроке?
IV. Работа над темой урока.
1.Игра «Какие слышим звуки?»
(Если звук [р] – стучим по столу кулачками, если [р'] – хлопаем в ладоши)
РИС, РОСА, АРТУР, РЫСЬ, СТРЕКОЗА, СТРОКА, ТАРАС, АДРЕС, РУЛЕТ.
2.Показ букв Р, р.
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес качаясь.
-На что похожа буква Р? (парус, трость, ключ и т.д.)
3.Работа в «Букваре» стр.24-25
- Чтение слогов: ра, ро, ры, ри, ру, ар, ор, ыр, ир, ур.
- Чтение деформированных слов: радуга, баран, роза, ручка, рука, труба, шары.
- Чтение рассказа «Арман и Ира».
4.Физминутка «Весёлые барбарики»
5.Работа в «Прописи» стр.24.
- работа со схемами к словам: ракета, роза, радуга.
6.Алгоритм написания букв Р, р.
А) Начинаем писать букву р от верхней линии.
Б) Пишем прямую черту вниз, доводим её чуть ниже половины широкой строки.
В) Далее возвращаемся по написанному до середины рабочей строки, закругляем и ведём до верхней линии, закругляем и вниз наклоняем с закруглением.
7.Работа в «Прописи» стр.24
- письмо маленькой и большой буквы Р.
- письмо слогов: ру, ры, ри.
- письмо предложений: Там лиса. У лисы нора.
8.Логопедическая минутка.
Работа над чистоговоркой.
Красной краской красят крышу ма-ля-ры.
V.Закрепление
Игра с мячом «Кто больше?»
(Учитель бросает мяч, ученик называет слова со звуками [р], [р']. Кто назовёт больше)
VI.Рефлексия
- Ребята, что было интересного на уроке?
- О чём вы расскажите дома?
- Над чем необходимо ещё поработать?