Конспект урока обучения грамоте в 1 классе с использованием учебника "Азбука", В.Г.Горецкого по УМК "Школа России".
Тема урока: "Буква "я"показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии" и презентация к уроку.
Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях,
когда она стоит после согласного;
учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогослияния
в словах, систематизировать свои знания о букве «я»;
развивать речь учащихся и пополнять лексический запас.
Задачи: формировать у учащихся представление о функциях буквы я;
совершенствовать навыки чтения;
развивать фонематический слух, речь, логическое мышление;
воспитывать любознательность.
Обучение УУД: умение выполнять слого-звуковой анализ слов; объяснять употребление заглавной буквы в словах; различать части речи.
развивающие (метапредметные)
регулятивные: развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, развивать умения учащихся читать и записывать слоги и слова с буквой «с», развивать внимание и логическое мышление, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
познавательные: учить сравнивать различные объекты, выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.
коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте, помочь ребенку в аргументации своего мнения.
-воспитательные (личностные): способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности, оказывать помощь.
Оборудование:
1.Кораблик, вырезанный из цветного картона;
2. Картинки: кит, дерево и дятел, земляника;
3.Игрушка «Медвежонок», в капитанской фуражке;
4. Осьминожки (туловище) – на каждого обучающегося; «ножки» осьминога – на каждого обучающегося по 7 штук;
5. Коробочки (в которых будут лежать «ножки») –на каждой парте;
6. Картинки с изображением птиц;
7. Названия птиц, напечатанные на отдельных листочках;
8. Схемы, разрезная азбука, слоговая таблица;
9. Презентация к уроку( если есть проектор).
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие. Организация внимания учащихся. (Слайд 1)
II. Актуализация опорных знаний.
Сегодня наш урок будет необычным. Сейчас мы с вами отправимся в плавание , где будем выполнять разные задания.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься во время плавания? Что вы можете рассказать о букве я?
В плавание отправимся на этом прекрасном кораблике, капитаном будет «мишка». (Слайд 2)
Но для того, чтобы нас пропустил капитан на корабль, надо купить билеты.
(У всех на парте лежат листочки-билеты (туловище осьминога)). (Слайд 3)
Нам сегодня помогут купить билеты …..(учитель вызывает к доске 4 ученика).
….печатает слово, ….пишет это слово прописными буквами, …составляет слово из разрезной азбуки, …составляет схему слова. А остальные работают в своих билетах-листочках.
-Акула, рыба, земля,кит, дятел. (Слайд 4)
Ребята, мы все купили билеты и можем отправляться в плавание.
Займите свои места.
Полный вперёд! (Имитация звука )
-Теперь послушайте капитана. У каждого из вас на парте, в коробочке, лежат ножки осьминожка. За каждое задание, выполненное правильно, вы должны осьминожке поставить одну ножку. В конце плавания мы сможем посмотреть, что у нас получилось и над чем ещё нужно поработать.
Пока плывём прочитаем карту нашего путешествия. (читают по слоговой таблице).
Мы поплывём «по – мо-рю», встретим «ки-та, ме-ду-зу», увидим много «ры-бы». Приплывём к острову и там будем гулять «по- ле-су, -по –по-ля-не», увидим «ли-су, ка-ба-на, ло-ся».
Внимание! Впереди кит и он нас не пропускает, пока не выполним его задание. (Слайд 5)
(учебник «Азбука», страница113 , рассказ «Земля»).
Откройте учебники. Найдите рассказ «Земля», который мы уже читали на прошлом уроке. Кит будет задавать вопросы, а вы ответите ему.
-Что подарит нам Земля?
-Куда плывут моряки?
Что делает тракторист?
Почему слово земля: в одном предложении с большой буквы, а в другом с маленькой?
Молодцы! Вы справились с заданием и кит нас пропускает.
Полный вперёд!
Физминутка(Слайд 6)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Прямо к острову большому.
III. Изучение нового материала.
Внимание! Внимание! Впереди по курсу нашего корабля остров. Приготовиться к высадке! (Слайд 7)
(На доске нарисован остров, на нём поляна и на ней напечатаны слова из текста (стр. 114 Азбука)).
На острове мы познакомимся с новой работой буквы «я», будем читать слоги, в которых буква «я» стоит после согласной буквы.
А пока спускаемся с корабля, споём песенку: ля,ля…
1. Фонетический анализ слога. Интонирование звуков в слоге –ля- . (Слайд 8)
— Назовите в слоге –ля- первый звук – [л’]
— Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)
— Назовите второй звук в этом слоге – потяните его. Какой звук вы слышите? [а]
— Так какую работу выполняет буква «я», если стоит после согласного?
Вывод (делают учащиеся):
буква «я» обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного.
осле согласной буквы.
-Ой, что это от нас спряталось под листочек. (Слайд 9)
(Напечатано на доске)
Красная, сладкая, ароматная, крупная, садовая, лесная .(Читают хором 2 раза, затем цепочкой).
Что вы представили, когда услышали эти слова?
Обратите внимание на слова, отвечающие на вопрос какая?
Что можно сказать о букве «я» в этих словах? (имеет два звука [й’a],
т.к. стоит после гласной буквы)
Давайте вместе с капитаном подбирем слова, указывающие на признаки берёзы. (Слайд 10)
Выполним ещё одно задание, которое нам приготовил дятел. (учитель срывает листочек с дерева , с заданием).
-Прочитать по учебнику рассказ «Земляника». (Слайд 11)
Найдём рассказ и послушаем, как его прочитает капитан.
(Учитель читает рассказ, дети следят по учебнику).
-Кто ещё хочет прочитать этот рассказ так же как капитан. (Спросить 2-х хорошо читающих учеников).
Что такое «поляна»?
Как называется поляна, на которой растёт много земляники?
(если ученики дают не полный ответ, то учитель дополняет ответы).
Дятел будет задавать вопросы по рассказу, а вы найдёте ответ в рассказе и зачитаете его
Что Катя ответила о землянике?
С чем Валя сравнила ягоду?
Что Оля рассказала о землянике?
Как Коля разрешил спор девочек?
А что вы знаете о землянике?
(Инсценировка текста «Земляника»)
Молодцы, ребята! Пойдём дальше по острову.
Физминутка(Слайд 12)
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем.
Крылья сложили назад.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Тренинг в чтении: мя, ня, ря, ля, вя, зя, бя, ся, пя, дя, тя.(Напечатано на доске)
— Прочитаем слоги:
а) в прямом порядке;
б) в обратном порядке
Мы так громко говорили, что все птицы на острове испугались и разлетелись. Давайте, поможем им вернуться в свои гнёзда.
(На доске гнёзда, на которых прикрепленны листочки с названием птиц. Картинки с птицами находятся в разных местах класса (на окне), на шкафу и т.д.).
Но вначале прочитаем как называются эти птицы.
(Напечатано на доске)
Сорока, тетерев, дятел, зяблик, ворона.
(Динамическое чтение, чтение хором).
А теперь, кто поможет птицам вернуться в свои гнёзда.
(Ученик находит картинку с птицей, которую он знает, прикрепляет рядом с гнездом. Затем читает вслух слово и если знает что-то о птице, то рассказывает. И так пока все птицы не вернуться в свои гнезда).
Молодцы! Давайте посмотрим, правильно ли птицы заняли свои гнезда.
(Чтение за учителем). (Слайд 13)
Ребята, давайте расскажем капитану, как нужно себя вести в лесу, чтобы не тревожить лесных птиц и зверей.
V. Итог урока (Слайд 14)
А теперь наступило время возвращаться домой.
Понравилось ли вам путешествовать?
А чему вы учились на этом уроке?
С какой буквой мы работали на уроке?
Что нового вы узнали сегодня о букве «я»?
Рефлексия.
Давайте оценим свою работу. Посмотрим у кого из вас получился осьминожка. Дети дают самоценку.
Спасибо вам за помощь капитану.