kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока обучения грамоте, презентация для урока по теме "Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии"..

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе с использованием учебника "Азбука", В.Г.Горецкого по УМК "Школа России".

Тема урока: "Буква "я"показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии" и презентация к уроку.

Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях,

                   когда она стоит после согласного;

                   учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогослияния

                   в словах, систематизировать свои знания о букве «я»;

                   развивать  речь учащихся и пополнять лексический запас.

Задачи: формировать у учащихся представление о функциях буквы я;    

              совершенствовать навыки чтения;

              развивать фонематический слух, речь, логическое мышление;     

               воспитывать любознательность.

Обучение УУД: умение выполнять слого-звуковой анализ слов; объяснять употребление заглавной буквы в словах; различать части речи.

развивающие (метапредметные)

регулятивные: развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, развивать умения учащихся читать и записывать слоги и слова с буквой «с», развивать внимание и логическое мышление, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

познавательные:  учить сравнивать различные объекты, выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.

коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте, помочь ребенку в аргументации своего мнения.

-воспитательные (личностные): способствовать проявлению самостоятельности в разных видах  деятельности,  проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности, оказывать помощь.

 

Оборудование:

1.Кораблик, вырезанный из цветного картона;

2. Картинки: кит, дерево и дятел, земляника;

3.Игрушка «Медвежонок», в капитанской фуражке;

4. Осьминожки (туловище) – на каждого обучающегося; «ножки» осьминога – на каждого обучающегося по 7 штук;

5. Коробочки (в которых будут лежать «ножки») –на каждой парте;

6. Картинки с изображением птиц;

7. Названия птиц, напечатанные на отдельных листочках;

8. Схемы, разрезная азбука, слоговая таблица;

9. Презентация к уроку( если есть проектор).

Ход урока

  1. Организационный момент.

     Приветствие. Организация внимания учащихся. (Слайд 1)

II.  Актуализация опорных знаний.                                              

Сегодня наш урок будет необычным. Сейчас мы с вами отправимся в плавание , где будем выполнять разные задания.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься во время плавания?  Что вы можете рассказать о букве я?

В плавание отправимся на этом прекрасном кораблике, капитаном будет «мишка». (Слайд 2)

Но для того, чтобы нас пропустил капитан на корабль, надо купить билеты.

(У всех на парте лежат листочки-билеты (туловище осьминога)). (Слайд 3)

Нам сегодня помогут купить билеты …..(учитель вызывает к доске 4 ученика).

….печатает слово, ….пишет это слово прописными буквами, …составляет слово из разрезной азбуки, …составляет схему слова. А остальные работают в своих билетах-листочках.

-Акула, рыба, земля,кит, дятел. (Слайд 4)

Ребята, мы все купили билеты и можем отправляться в плавание.

Займите свои места.

Полный вперёд! (Имитация звука )

-Теперь послушайте капитана. У каждого из вас на парте, в коробочке, лежат ножки осьминожка. За каждое задание, выполненное правильно, вы должны осьминожке поставить одну ножку. В конце плавания мы сможем посмотреть, что у нас получилось и над чем ещё нужно поработать.

Пока плывём прочитаем карту нашего путешествия. (читают по слоговой таблице).

Мы поплывём «по – мо-рю», встретим «ки-та, ме-ду-зу», увидим много «ры-бы». Приплывём к острову и там будем гулять «по- ле-су, -по –по-ля-не», увидим «ли-су, ка-ба-на, ло-ся».

Внимание! Впереди кит и он нас не пропускает, пока не выполним его задание. (Слайд 5)

(учебник «Азбука», страница113  , рассказ «Земля»).

Откройте учебники. Найдите рассказ «Земля», который мы уже читали на прошлом уроке. Кит будет задавать вопросы, а вы ответите ему.

-Что подарит нам Земля?

-Куда плывут моряки?

Что делает тракторист?

Почему  слово земля: в одном предложении с большой буквы, а в другом с маленькой?

Молодцы! Вы справились с заданием и кит нас пропускает.

Полный вперёд!

 

Физминутка(Слайд 6)

                                               Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

                                               На раздутых парусах

         Прямо к острову большому.

 III. Изучение нового материала.

Внимание! Внимание! Впереди по курсу нашего корабля остров. Приготовиться к высадке! (Слайд 7)

(На доске нарисован остров, на нём поляна и  на ней напечатаны слова из текста (стр. 114 Азбука)).

На острове мы познакомимся с новой работой буквы «я», будем читать слоги, в которых буква «я» стоит     после согласной буквы.

А пока спускаемся с корабля, споём песенку: ля,ля…

1. Фонетический анализ слога. Интонирование звуков в слоге –ля- . (Слайд 8)

— Назовите в слоге –ля-  первый звук – [л’]

— Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)

— Назовите второй звук в этом слоге – потяните его. Какой звук вы слышите?  [а]

— Так какую работу выполняет буква «я», если стоит после согласного?

  Вывод (делают учащиеся):

  буква «я» обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного.

осле согласной буквы.

-Ой, что это от  нас спряталось под листочек. (Слайд 9)

    (Напечатано на доске)

  Красная, сладкая, ароматная, крупная, садовая, лесная .(Читают хором 2 раза, затем цепочкой).

Что вы представили, когда услышали эти слова?

Обратите внимание на слова, отвечающие на вопрос   какая?

Что можно сказать о букве «я» в этих словах? (имеет два звука [й’a],

     т.к. стоит после гласной буквы)

Давайте вместе с капитаном подбирем слова, указывающие на признаки берёзы. (Слайд 10)

Выполним ещё одно задание, которое нам приготовил дятел. (учитель срывает листочек с дерева , с заданием).

-Прочитать по учебнику рассказ «Земляника». (Слайд 11)

Найдём рассказ и послушаем, как его прочитает капитан.

(Учитель читает рассказ, дети следят по учебнику).

-Кто ещё хочет прочитать этот рассказ так же как капитан.  (Спросить 2-х хорошо читающих учеников).

Что такое «поляна»?

 Как называется поляна, на которой растёт много земляники?

(если ученики дают не полный ответ, то учитель дополняет ответы).

Дятел будет задавать вопросы по рассказу, а вы найдёте ответ в рассказе и зачитаете его

Что Катя ответила о землянике?

С чем Валя сравнила ягоду?

Что Оля рассказала о землянике?

Как Коля разрешил спор девочек?

А что вы знаете о землянике?

(Инсценировка текста «Земляника»)

Молодцы, ребята! Пойдём дальше по острову.

Физминутка(Слайд 12)

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем.

Крылья сложили назад.

IV. Закрепление изученного материала.                                          

1. Тренинг в чтении: мя, ня, ря, ля, вя, зя, бя, ся, пя, дя, тя.(Напечатано на доске)

— Прочитаем слоги:

а) в прямом порядке;

б) в обратном порядке

Мы так громко говорили, что все птицы на острове испугались и разлетелись. Давайте, поможем им вернуться в свои гнёзда.

(На доске гнёзда, на которых прикрепленны листочки с названием птиц. Картинки с птицами находятся в разных местах класса (на окне), на шкафу и т.д.).

Но вначале прочитаем как называются эти птицы.

(Напечатано на доске)

Сорока, тетерев, дятел, зяблик, ворона.

(Динамическое чтение, чтение хором).

А теперь, кто поможет птицам вернуться в свои гнёзда.

(Ученик находит картинку с птицей, которую он знает, прикрепляет рядом с гнездом. Затем читает вслух слово и если знает что-то о птице, то рассказывает. И так пока все птицы не вернуться в свои гнезда).

Молодцы! Давайте посмотрим, правильно ли птицы заняли свои гнезда.

(Чтение за учителем). (Слайд 13)

Ребята, давайте расскажем капитану, как нужно себя вести в лесу, чтобы не тревожить лесных птиц и зверей.

V. Итог урока (Слайд 14)

А теперь наступило время возвращаться домой.

Понравилось ли вам путешествовать?

А чему вы учились на этом уроке?

С какой буквой мы работали на уроке?

Что нового вы узнали сегодня о букве «я»?

Рефлексия.

Давайте оценим свою работу. Посмотрим у кого из вас получился осьминожка. Дети дают самоценку.

Спасибо вам за помощь капитану.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока, МКУ Шумская СОШ. учитель Мухина В.В.»

Муниципальное казенное учреждение

«Шумская средняя общеобразовательная школа»









Урок по обучению грамоте в 1 классе


с использованием учебника

«Азбука», автора В.Г. Горецкого

по УМК «Школа России»


учителя начальных классов

Мухиной Валентины Владимировны




























Тема урока: Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного

в слоге-слиянии.

Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях,

когда она стоит после согласного;

учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогослияния

в словах, систематизировать свои знания о букве «я»;

развивать речь учащихся и пополнять лексический запас.

Задачи: формировать у учащихся представление о функциях буквы я;

совершенствовать навыки чтения;

развивать фонематический слух, речь, логическое мышление;

воспитывать любознательность.

Обучение УУД: умение выполнять слого-звуковой анализ слов; объяснять употребление заглавной буквы в словах; различать части речи.

развивающие (метапредметные)

регулятивные: развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, развивать умения учащихся читать и записывать слоги и слова с буквой «с», развивать внимание и логическое мышление, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

познавательные:  учить сравнивать различные объекты, выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.

коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте, помочь ребенку в аргументации своего мнения.

-воспитательные (личностные): способствовать проявлению самостоятельности в разных видах  деятельности,  проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности, оказывать помощь.


Оборудование:

1.Кораблик, вырезанный из цветного картона;

2. Картинки: кит, дерево и дятел, земляника;

3.Игрушка «Медвежонок», в капитанской фуражке;

4. Осьминожки (туловище) – на каждого обучающегося; «ножки» осьминога – на каждого обучающегося по 7 штук;

5. Коробочки (в которых будут лежать «ножки») –на каждой парте;

6. Картинки с изображением птиц;

7. Названия птиц, напечатанные на отдельных листочках;

8. Схемы, разрезная азбука, слоговая таблица;

9. Презентация к уроку( если есть проектор).






















Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие. Организация внимания учащихся. (Слайд 1)

II. Актуализация опорных знаний.

Сегодня наш урок будет необычным. Сейчас мы с вами отправимся в плавание , где будем выполнять разные задания.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься во время плавания? Что вы можете рассказать о букве я?

В плавание отправимся на этом прекрасном кораблике, капитаном будет «мишка». (Слайд 2)

Но для того, чтобы нас пропустил капитан на корабль, надо купить билеты.

(У всех на парте лежат листочки-билеты (туловище осьминога)). (Слайд 3)

Нам сегодня помогут купить билеты …..(учитель вызывает к доске 4 ученика).

….печатает слово, ….пишет это слово прописными буквами, …составляет слово из разрезной азбуки, …составляет схему слова. А остальные работают в своих билетах-листочках.

-Акула, рыба, земля,кит, дятел. (Слайд 4)

Ребята, мы все купили билеты и можем отправляться в плавание.

Займите свои места.

Полный вперёд! (Имитация звука )

-Теперь послушайте капитана. У каждого из вас на парте, в коробочке, лежат ножки осьминожка. За каждое задание, выполненное правильно, вы должны осьминожке поставить одну ножку. В конце плавания мы сможем посмотреть, что у нас получилось и над чем ещё нужно поработать.

Пока плывём прочитаем карту нашего путешествия. (читают по слоговой таблице).

Мы поплывём «по – мо-рю», встретим «ки-та, ме-ду-зу», увидим много «ры-бы». Приплывём к острову и там будем гулять «по- ле-су, -по –по-ля-не», увидим «ли-су, ка-ба-на, ло-ся».

Внимание! Впереди кит и он нас не пропускает, пока не выполним его задание. (Слайд 5)

(учебник «Азбука», страница113 , рассказ «Земля»).

Откройте учебники. Найдите рассказ «Земля», который мы уже читали на прошлом уроке. Кит будет задавать вопросы, а вы ответите ему.

-Что подарит нам Земля?

-Куда плывут моряки?

Что делает тракторист?

Почему слово земля: в одном предложении с большой буквы, а в другом с маленькой?

Молодцы! Вы справились с заданием и кит нас пропускает.

Полный вперёд!


Физминутка(Слайд 6)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Прямо к острову большому.

III. Изучение нового материала.

Внимание! Внимание! Впереди по курсу нашего корабля остров. Приготовиться к высадке! (Слайд 7)

(На доске нарисован остров, на нём поляна и на ней напечатаны слова из текста (стр. 114 Азбука)).

На острове мы познакомимся с новой работой буквы «я», будем читать слоги, в которых буква «я» стоит после согласной буквы.

А пока спускаемся с корабля, споём песенку: ля,ля…

1. Фонетический анализ слога. Интонирование звуков в слоге –ля- . (Слайд 8)

— Назовите в слоге –ля- первый звук – [л’]

— Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)

— Назовите второй звук в этом слоге – потяните его. Какой звук вы слышите? [а]

— Так какую работу выполняет буква «я», если стоит после согласного?

Вывод (делают учащиеся):

буква «я» обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного.

осле согласной буквы.

-Ой, что это от нас спряталось под листочек. (Слайд 9)

(Напечатано на доске)

Красная, сладкая, ароматная, крупная, садовая, лесная .(Читают хором 2 раза, затем цепочкой).

Что вы представили, когда услышали эти слова?

Обратите внимание на слова, отвечающие на вопрос какая?

Что можно сказать о букве «я» в этих словах? (имеет два звука [й’a],

т.к. стоит после гласной буквы)

Давайте вместе с капитаном подбирем слова, указывающие на признаки берёзы. (Слайд 10)

Выполним ещё одно задание, которое нам приготовил дятел. (учитель срывает листочек с дерева , с заданием).

-Прочитать по учебнику рассказ «Земляника». (Слайд 11)

Найдём рассказ и послушаем, как его прочитает капитан.

(Учитель читает рассказ, дети следят по учебнику).

-Кто ещё хочет прочитать этот рассказ так же как капитан. (Спросить 2-х хорошо читающих учеников).

Что такое «поляна»?

Как называется поляна, на которой растёт много земляники?

(если ученики дают не полный ответ, то учитель дополняет ответы).

Дятел будет задавать вопросы по рассказу, а вы найдёте ответ в рассказе и зачитаете его

Что Катя ответила о землянике?

С чем Валя сравнила ягоду?

Что Оля рассказала о землянике?

Как Коля разрешил спор девочек?

А что вы знаете о землянике?

(Инсценировка текста «Земляника»)

Молодцы, ребята! Пойдём дальше по острову.

Физминутка(Слайд 12)

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем.

Крылья сложили назад.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Тренинг в чтении: мя, ня, ря, ля, вя, зя, бя, ся, пя, дя, тя.(Напечатано на доске)

— Прочитаем слоги:

а) в прямом порядке;

б) в обратном порядке

Мы так громко говорили, что все птицы на острове испугались и разлетелись. Давайте, поможем им вернуться в свои гнёзда.

(На доске гнёзда, на которых прикрепленны листочки с названием птиц. Картинки с птицами находятся в разных местах класса (на окне), на шкафу и т.д.).

Но вначале прочитаем как называются эти птицы.

(Напечатано на доске)

Сорока, тетерев, дятел, зяблик, ворона.

(Динамическое чтение, чтение хором).

А теперь, кто поможет птицам вернуться в свои гнёзда.

(Ученик находит картинку с птицей, которую он знает, прикрепляет рядом с гнездом. Затем читает вслух слово и если знает что-то о птице, то рассказывает. И так пока все птицы не вернуться в свои гнезда).

Молодцы! Давайте посмотрим, правильно ли птицы заняли свои гнезда.

(Чтение за учителем). (Слайд 13)

Ребята, давайте расскажем капитану, как нужно себя вести в лесу, чтобы не тревожить лесных птиц и зверей.

V. Итог урока (Слайд 14)

А теперь наступило время возвращаться домой.

Понравилось ли вам путешествовать?

А чему вы учились на этом уроке?

С какой буквой мы работали на уроке?

Что нового вы узнали сегодня о букве «я»?

Рефлексия.

Давайте оценим свою работу. Посмотрим у кого из вас получился осьминожка. Дети дают самоценку.

Спасибо вам за помощь капитану.


Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку обучения грамоте. Буква я, закрепление»

акула кит рыба з е мл я д я тел

акула

кит

рыба

з е мл я

д я тел

я л [а] [л ’ ]

я

л

[а]

[л ’ ]

красная сладкая земляника ароматная крупная (какая?) садовая лесная

красная

сладкая

земляника

ароматная

крупная

(какая?)

садовая

лесная

(какая?)

(какая?)

Земляника

Земляника

дятел сорока зяблик ворона тетерев

дятел

сорока

зяблик

ворона

тетерев

спасибо

спасибо


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мухина Валентина Владимировна

Дата: 24.01.2015

Номер свидетельства: 160727


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства