Просмотр содержимого документа
«Урок грамоты "Большая буква в названиях городов, рек,деревень"»
Открытый урок
русской грамоты
тема: «Большая буква в названиях улиц, сёл, городов и рек»
Тема: Большая буква в названиях улиц, городов, сел, рек.
Цели: познакомить с правилом написания названий; способствовать развитию навыков чтения, орфографической зоркости, обогащению словарного запаса; содействовать развитию внимания, мышления, речи, навыков самостоятельной работы. Прививать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
I Орг.момент
Ну-ка, детки, встаньте в ряд.
Готов работать мой отряд?
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Тут затеи и заданья,
Игры, шутки, все для вас.
Пожелаем вам удачи
За работу, в добрый час!
- К нам на урок пришли сказочные герои. Отгадайте, кто это?
еГан (Гена)
еуЧбркаша (Чебурашка)
II Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа у доски: с.бака гла. в.да
б.реза гри. л.са
.дежда са. п.ля
р.бята фла. в.сна
дев.чка сне. ст.на
- На днях они получили письмо. А о чём в нем говорится мы прочитаем в учебнике на странице 157 (учебник Родное слово)
- Что случилось в деревне Березай? Почему это произошло? (открываю изображение показывающее содержание прочитанного отрывка)
- Согласны помочь ребятам из деревни Березай и нашим героям?
- 22 апреля - Международный День Земли. Все мы жители одного большого дома под названием планета Земля. И сегодня мы еще раз напомним друг другу о бережном отношении к нашей планете. Сделаем доброе дело – очистим от мусора деревню Березай.
III Формулирование темы и целей урока
- Для начала разгоним тучи, нависшие над деревней: сформулируем тему и цели урока.
- Прочитайте слова: Гена, Петров, Березай.
- Что они обозначают?
- Как пишутся имена, фамилии людей?
- Какое слово лишнее? Что оно обозначает?
- Сформулируйте тему урока.
Знать: Уметь:
С какой буквы пишутся правильно писать названия
названия городов, деревень, улиц,
рек
IV Минутка чистописания
- А теперь откроем солнышко. Напишем букву, которая чаще других встречается в словах (Гена, Петров, Березай). Напишем её в соединении с согласными буквами, которые всегда твердые. (еж, еш, ец)
V Словарная работа
- А теперь очистим реку. Расшифруйте слова с которыми сегодня познакомимся. (город, Риддер)
- Что обозначает слово город?
Город – это крупный населенный пункт, в котором много фабрик, заводов, различных учреждений.
- Назовите в слове ударный слог. Какую букву нужно запомнить? Запишем слово, выделяя орфограмму. (Аналогичная работа со словом Риддер)
VI Изучение новой темы
- Чтобы очистить полянку, выполним задание на карточке. Прочитайте глазками.
Мы живем в городе Риддере. Наш город небольшой, но очень красивый. Он расположен у подножия Алтайских гор. В городе есть улицы: Кунаева, Гоголя, Тохтарова. За городом находятся деревня Бутаково и село Поперечное. В окрестностях города протекает река Уба. Риддер – это часть большой страны, Республики Казахстан.
Что прочитали?
- Что такое текст? Значение каких слов вам непонятно? (толкование слов)
- Прочитайте текст выразительно.
- О чем он? Посмотрите слайды с изображением нашего города и его окрестностей.
- Вернемся к тексту. Прочтите в тексте название страны. С какой буквы оно написано? Найдите в тексте название города. С какой буквы оно написано? Прочтите названия деревни села. Как они написаны? Что еще в тексте написано с большой буквы?
- Сформулируйте правило по ходу нашего рассуждения.
- Согласен ли с нами учебник? Откройте стр 156. Прочитайте правило. Кто готов рассказать? Молодцы, убрали мусор! (обращаюсь к табличке «Сколько лет могут пролежать в земле предметы из пластика..»)
VII Физминутка
Встаньте, пожалуйста. Если я назову слово, которое пишется с большой буквы- руки на пояс, выполняете наклоны; если услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы- приседаете.
- Какие названия слышали? Они встречаются в нашей местности.
VIII Закрепление
- Кому еще нужно помочь? (вылечить лягушат)
-Выполним упражнение в учебнике – страница 157, упр2
-Прочитайте текст упражнения.
- что нужно вставить?
- Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу названия.
- как пишутся названия?
Запись упражнения проводится с комментированием и выделением всех знакомых орфограмм.
-А теперь построим мост через реку! Поиграем в путешествие по нашему городу, узнаем, хорошо ли вы знаете свой город?
- Нужно к словам 1 столбика, подобрать названия из 2 столбика. Правильно их записать.
гора ( Р,р)ечной
переулок (Б,б)елуха
река (К,К)олчина
улица (Х,х)ариузовка
Запись самостоятельно. Самопроверка с доски.
- С какой буквы пишутся названия?
IX Итог урока. Информирование о дом задании. (с156 учить правило, с157,у4)
- Итак, ребята, мы с вами сделали большое дело: спасли от гибели речку. Надеюсь, вы поняли, что к природе нужно относиться бережно. А еще узнали правило русского языка, какое?
- Асейчас посмотрим какое у вас настроение от проведенной работы. Если хорошее возьмите красный, желтый цветочек, украсьте полянку; если плохое – синий цветочек.