Чтение. 2 класс. (УМК «Школа России». Учебник «Литературное чтение. 2 класс», авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.)
Тема «Рифма»
Цели: формирование мотивации к исследовательской и творческой
деятельности;
помочь усвоить специфичность звукового построения речи, понять
значение поэтических терминов;
развитие любознательности, творческих способностей;
воспитание эстетического вкуса.
Оборудование: звёздочки разной величины, карточки с
заданиями для индивидуальной и коллективной работы,
компьютер, проектор
Ход урока.
I этап. Введение в тему. (7-10 мин)
Организация детей.
Проверка домашнего задания
Учитель читает отрывок из любого стихотворения русских поэтов, знакомых детям. Например (слайд 2):
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора…
(Ф.И.Тютчев)
- Правда, ребята, стихи звучат удивительно, красиво, как волшебная музыка? Как вы думаете, писать стихи трудно? А вы бы хотели научиться писать стихи? Для этого вам нужно научиться складывать стихи и нужно узнать самый большой секрет речи, научиться им пользоваться. Расставьте звёздочки по величине и узнайте, чему мы будем учиться…
(РИФМА)
- Секрет речи – РИФМА. (Слайд 3).
II этап. Работа над темой урока. Осмысление. (30-25 мин)
- Рифма – созвучие слов, строк. Мы будем шаг кучиться подбирать рифмы к словам – это первый шаг к стихосложению. А чтобы подобрать правильно рифму к слову нужны НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ЧУТКИЙ СЛУХ (чутко, внимательно слушать), СОЗВУЧИЕ (слова-рифмы должны быть созвучны, звучать на слух одинаково), ЧЁТКИЙ РИТМ. (Слова прикрепляются к доске с комментированием их значений или слайд 4).
- Остановимся более подробно на ритме, он самый главный. Послушайте звучание и ритм стихотворения.
(Берётся любое детское стихотворение и учитель отстукивает его ритм, затем вместе с детьми проводится это упражнение).
- Попробуем почувствовать ритм чистоговорки: «Чу-чу-чу – на Луну лечу» или детского стихотворения, например:
Наша Таня
громко плачет,
уронила в речку
мячик.
(А.Л. Барто)
- Молодцы! Итак, чтобы подобрать рифму нужны…
Игра «Найди лишнее слово» (слайд 5). Что не нужно для подбора рифмы к слову? (Даётся ряд слов: созвучие, наблюдательность, чудеса, ритм, слух). Посмотрите наш воздушный змей «Рифма» не может взлететь, потому что прицепил лишнее слово. Уберите лишнее слово и змей взлетит…
- Молодцы!
Физминутка. Релаксация (Слайд 6)
- А теперь попробуйте подбирать рифмы к словам.
Игра «Найди пару» (слайды 7-10). К предметным картинкам подобрать созвучные (с опорой на наглядность) слова: картина – корзина, мышка – кошка, ёлка – иголка, кит – кот.
устно (например, указка - …, ручка - …, карта -…, багаж - …, этаж - …, оса - …)
индивидуально по карточкам (снежок, синичка, коса, парта, бочка, птичка, тучка, олень, мишка, мак, дом, краска…) На карточке у каждого одно слово.
Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждёт:
«Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдет?»
(В одном стихотворении, как образец, подбирается рифма. Например:
Михаил играл в футбол
И забил в ворота __________ .
Чтение получившихся стихов.
Широка и глубока
Под мостом текла ________.
Под корягой, под мостом
Жил в реке усатый ________ . (С. Михалков)
Слова: строка, дом, река, треска, гном, сом.
Работа с учебником.
Проверим себя и оценим свои достижения (с 82)
III стадия. Размышление, рефлексия. (3-5 мин.)
- Вам понравилось? Какой секрет речи мы узнали? Мы научились подбирать к словам рифмы, сделали первый шаг к стихосложению. Отправим наш поезд «Рифма» к другим детям, чтобы они тоже научились подбирать к словам рифмы. (На доске к поезду или паровозу «прицепляются» нужные для него вагончики из тех, что находятся на партах у детей или слайд 14).
- Вы научились сегодня подбирать рифмы к словам, значит сделали первый шаг к стихосложению. Если бы вы стали поэтом, о чём бы вы написали своё первое стихотворение? … Очень хорошо! Я уверена, что вы все очень талантливы, что, если захотите, станете кем угодно. Мир чудес живёт в каждом из вас. Откройте его в себе. Читайте стихи, наблюдайте за рифмой, пробуйте сами складывать пока стихи, а со временем, может быть, кто-то из вас научится писать настоящие стихи. Это очень интересно. А я желаю вам:
«…Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет …» (С.Маршак)
- Молодцы! Все работали очень хорошо. Успехов вам! (Слайд 15).
- Задание на дом: с 82, повторить материал раздела, сочинить стихи или загадку об осени