kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения "Путь к поступку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал текста побуждает учащихся к размышлению о том, какое значение для них лично имеет только что прочитанный текст, как он влияет на их мировоззрение, на их чувства, на внутренний мир, развивает умение оценивать поступки и помогает находить оптимальный выход при решении ситуативных задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения "Путь к поступку"»









ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 94 ГОРОДА ДОНЕЦКА»







Урок внеклассного чтения

Тема. Путь к поступку










Учитель начальных классов

Халимонова Е. Н.

учитель высшей категории,

учитель – методист















Каждый наш поступок продолжает создавать нас самих.

Ф. Ницше

Тема: Путь к поступку. (по произведению Е. И. Носов «Белый гусь»)

Цель: развивать критическое мышление учащихся, учить объединять

материал текста с имеющимися знаниями и собственным опытом; побуждать учащихся к размышлению о том, какое значение для них лично имеет только что прочитанный текст, как он влияет на их мировоззрение, на их чувства, на внутренний мир; развивать умение оценивать поступки и находить оптимальный выход при решении ситуативных задач; воспитывать критическое отношение к прочитанному и любовь к книге.

Оборудование: произведение Е. И. Носов «Белый гусь», иллюстрации по теме урока, энциклопедическая статья «Гуси».

Ход урока

I. Организация класса

II. Сообщение темы и цели урока:

- Сегодня нас ждет встреча с очень интересным произведением Евгения, Ивановича Носова. Этот рассказ необычен тем, что в нем рассказана история не человека, а птицы.

III. Составление сенкана.

(Строчки закрыты полосками бумаги. Каждая строка открывается после ответов детей. Ответы детей сравниваются с информацией сенкана, что приводит к поэтапному сужению поиска ответа).

- Как Вы думаете; кто может быть героем этого рассказа:

1. Птица.

2. Дикая, домашняя, перелетная, крупная.

3. Плавает, ныряет, летает.

4. В домашних условиях разводят для получения мяса.

5. Гусь.

Загадки:

1. Белый как снег 2. В воде купался

Надутый как мех, сухим остался.

Лопатами ходит,

А рогами ест.

3. Щиплет за пятки - беги без оглядки.

IV. Мозговой штурм

ГУСЬ

Примерные ответы учащихся

(крупная птица)

(хорошо плавает)

(перелётная)

(домашняя)

(человек разводит для получения яиц и мяса)

(Ценятся пух и перья)…

-Что вы знаете об этой птице?

V. Гронувание

- Составьте связный рассказ о гусе на основе ваших знаний?

VI. Работа над энциклопедическим текстом «Гуси»

(Метод «Система пометок» +, -,?)

Гуси

Гуси - это крупные длинноногие дикие и домашние водоплавающие птицы с громким гогочущим криком.

Почти все настоящие гуси живут в северном полушарии.

В отличие от уток оперение у гусей и гусынь одинаковое.

Эти птицы длиной могут быть до 1 м, весят до 6-8 кг: гусаки весят 5-8 кг, гусыни 4-7 кг.

Средняя годовая яйценоскость 50-80 яиц.

Гуси - перелётные птицы. Они общительны, держатся и мигрируют стаями числом до нескольких сот особей.

Представьте себе, что вы слышите отдалённый крик в небе: «Га-га-га». Вы поднимаете голову и видите клинообразный строй гусей, летящих на юг.

Этот гусиный клин передвигается со скоростью 80 км/час. Впереди летит вожак, за которым следуют все гуси. Вожак - умный старый гусак, прекрасно знающий путь, как днём, так и ночью.

Во время перелётов гуси делают частые остановки в знакомых местах, чтобы отдохнуть и подкрепиться.

Существует около 40 видов гусей. Только 10-12 из них обитают в Соединенных Штатах, и практически все из них только зимние посетители. Гуся можно считать канадской птицей.

У нас наиболее распространены серые и белые гуси.

Серый гусь - предок домашних гусей.

Гусь обычно живет с одной гусыней всю свою жизнь. Они заботливые родители.

Гуси - это деликатес. До недавнего времени тысячи птиц убивались каждый год.

Многие виды гусей занесены в Красную книгу.

Гуси хорошо плавают, но жить предпочитают на суше, где кормятся растительной пищей.

Домашних гусей разводят для получения мяса.

- Есть ли что-то новое об этой птице?

- Что вас поразило?

VII. Составление рассказа по опорным словам (работа в группах):

(Метод «Предвидение по ключевым словам»)

- Прочитайте слова и составьте по ним небольшой рассказ.

гусь, гусята, луг, туча, ливень, град, куски льда, опасность, смерть, спасение.

VIII. Работа над произведением Н.Носова «Белый гусь»

- А хотите ли Вы узнать, как выглядит герой рассказа «Белый гусь»?

- Интересно ли вам, какие у него повадки и как описывает его Н.Носов?

1.Словарная работа:

• Адмирал - высшее воинское звание военно-морских сил

• Китель - форменная куртка

• Конарда - жестяной значок на форменной фуражке

• Кумпа - заболоченное место

• Плес - широкое водное пространство между островами

• Привада - корм для поимки зверей, птиц, рыб

• Кильватерный строй - следовать друг за другом

• Армада - о большом количестве

• Куканы - приспособление для хранения пойманной рыбы

• Рафинад - очищенный сахар в кусках.

2. Работа над текстом.

а) Чтение текста учителем (описание гуся и его повадок).

Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Всё у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.

Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал её к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому как складывают веер, и, подержав этак некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой, растележенной дороге, не замарав ни единого перышка.

Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нёс на голове стакан воды.

Собственно, головы у него, казалось, и не было. Вместо неё прямо к шее был прикреплён огромный, цвета апельсиновой корки клюв с какой-то не то шишкой, не то рогом на переносье. Больше всего эта шишка походила на кокарду.

Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши. Если же он при этом издавал свой крик, в лугах у доярок тонко звенели подойники.

Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге. В силу своего высокого положения в лугах он жил беспечно и вольготно. На него засматривались лучшие гусыни деревни. Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. Самые чистые, прокалённые солнцем песчаные пляжи — его, самые сочные участки луга — тоже его.

Но самое главное — то, что плёс, на котором я устроил приваду, Белый гусь считал тоже своим. Из-за этого плёса у нас с ним давняя тяжба. Он меня просто не признавал. То он кильватерным строем ведёт всю свою гусиную армаду прямо на удочки да ещё задержится и долбанёт подвернувшийся поплавок. То затеет всей компанией купание как раз у противоположного берега. А купание-то это с гоготом, с хлопаньем крыльев, с догонялками и прятками под водой. А нет — устраивает драку с соседней стаей, после которой долго по реке плывут вырванные перья и стоит такой гам, такое бахвальство, что о поклёвках и думать нечего.

Много раз он поедал из банки червей, утаскивал куканы с рыбой. Делал это не воровски, а всё с той же степенной неторопливостью и сознанием своей власти на реке. Очевидно, Белый гусь считал, что всё в этом мире существует только для него одного.

- Какие ваши первые впечатления о герое рассказа?

(красивый, степенный, важный, неторопливый, властный, гордый).

б) Чтение текста с предвидением:

• Чтение I части.

И, наверное, очень бы удивился, если бы узнал, что сам-то он принадлежит деревенскому мальчишке Стёпке, который, если захочет, оттяпает на плахе Белому гусю голову, и Стёпкина мать сварит из него щи со свежей капустой.

Этой весной, как только пообдуло просёлки, я собрал свой велосипед, приторочил к раме пару удочек и покатил открывать сезон. По дороге заехал в деревню, наказал Стёпке, чтобы добыл червей и принёс ко мне на приваду.

Белый гусь уже был там. Позабыв о вражде, залюбовался я птицей. Стоял он, залитый солнцем, на краю луга, над самой рекой. Тугие перья одно к одному так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада. Солнечные лучи просвечивают перья, зарываясь в их глубине, точно так же, как они отсвечивают в куске сахара.

Заметив меня, гусь пригнул шею к траве и с угрожающим шипением двинулся навстречу. Я едва успел отгородиться велосипедом. А он ударил крыльями по спицам, отскочил и снова ударил.

— Кыш, проклятый!

Это кричал Стёпка. Он бежал с банкой червей по тропинке.

— Кыш, кыш!

Стёпка схватил гуся за шею и поволок. Гусь упирался, хлёстко стегал мальчишку крыльями, сшиб с него кепку.

— Вот собака! — сказал Стёпка, оттащив гуся подальше.— Никому прохода не даёт. Ближе ста шагов не подпускает. У него сейчас гусята, вот он и лютует.

Теперь только я разглядел, что одуванчики, среди которых стоял Белый гусь, ожили и сбились в кучу и испуганно вытягивают жёлтые головки из травы.

— А мать-то их где?— спросил я Стёпку.

Сироты они...

-Как вы думаете, где их мама?

- Что произошло с их матерью?

• Чтение II части.

— Это как же?

— Гусыню машина переехала.

Стёпка разыскал в траве картуз и помчался по тропинке к мосту. Ему надо было собираться в школу.

Пока я устраивался на приваде, Белый гусь уже успел несколько раз подраться с соседями. Потом откуда-то прибежал пёстро-рыжий бычок с обрывком верёвки на шее. Гусь набросился на него.

Телёнок взбрыкивал задом, пускался наутёк. Гусь бежал следом, наступал лапами на обрывок верёвки и кувыркался через голову. Некоторое время гусь лежал на спине, беспомощно перебирая лапами. Но потом, опомнившись и ещё пуще разозлившись, долго гнался за телёнком, выщипывая из ляжек клочья рыжей шерсти. Иногда бычок пробовал занять оборону. Он, широко расставляя передние копытца и пуча на гуся фиолетовые глаза, неумело и не очень уверенно мотал перед гусем лопоухой мордой. Но как только гусь под-нимал вверх свои полутораметровые крылья, бычок не выдерживал и пускался наутёк. Под конец телёнок забился в непролазный лозняк и тоскливо замычал.

«То-то!..» — загоготал на весь выпас Белый гусь, победно подёргивая куцым хвостом.

Короче говоря, на лугу не прекращался гомон, устрашающее шипение и хлопанье крыльев, и Стёпкины гусята пугливо жались друг к другу и жалобно пищали, то и дело теряя из виду своего буйного папашу.

— Совсем замотал гусят, дурная твоя башка! — пробовал стыдить я Белого гуся.

— Эге! Эге! — неслось в ответ, и в реке подпрыгивали мальки.— Эге! (Мол, как бы не так!)

— У нас тебя за такие штучки враз бы в милицию.

— Га-га-га-га!— издевался надо мной гусь.

— Легкомысленная ты птица! А ещё папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение...

Переругиваясь с гусем и поправляя размытую половодьем приваду, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжёлой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце.

- Что будет дальше?

• Чтение III части.

Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив, унёс вверх.

Гуси перестали щипать траву, подняли головы.

Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку.

Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. Под ними спрятались выводки. По всему лугу были видны тревожно поднятые головы. Вдруг по козырьку кепки что-то жёстко стукнуло, тонким звоном отозвались велосипедные спицы, и к моим ногам скатилась белая горошина.

Я выглянул из-под плаща. По лугу волочились седые космы града. Исчезла деревня, пропал из виду недалёкий лесок. Серое небо глухо шуршало, серая вода в реке шипела и пенилась. С треском лопались просеченные лопухи кувшинок. Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. Потом снова выпрямлялся и всё поглядывал на тучу, осторожно склонял голову набок. Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят.

Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.

Гуси не выдержали и побежали.

-Как будут дальше развиваться события?

• Чтение IV части.

Они бежали, полузачёркнутые серыми полосами, хлеставшими их наотмашь, гулко барабанил град по пригнутым спинам. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и жёлтый «одуванчик», иссеченный градом, поникал в траву.

А гуси всё бежали, пригибаясь к земле, тяжёлыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка и береговые обрезы. Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши — те немногие, которые ещё успели добежать. Я с головой закутался в плащ. К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда величиной с четвертинку пиленого сахара. Плащ плохо спасал, и куски льда больно секли меня по спине.

По тропинке с дробным топотом промчался телёнок, стегнув по сапогам обрывком мокрой верёвки. В десяти шагах он уже скрылся из виду за серой завесой града.

Где-то кричал и бился запутавшийся в лозняке гусь, и всё натужнее звякали спицы моего велосипеда.

Туча умчалась так же внезапно, как и набежала. Град в последний раз прострочил мою спину, поплясал по прибрежной отмели, и вот уже открылась на той стороне деревня, и в мокрое заречье, в ивняки и покосы запустило лучи проглянувшее солнце. Я сдёрнул плащ.

Под солнечными лучами белый, запорошенный луг на глазах темнел, оттаивал. Тропинка покрылась лужицами. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.

Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка. Я подошёл ближе. То был Белый гусь.

- Что будет дальше?

• Чтение V части.

Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею.

Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.

Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. Весело попискивая, они рассыпались по траве, подбирая уцелевшие градины. Один гусёнок, с тёмной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака. Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву.

Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. Наконец гусёнок вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко.

Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.

- Какое теперь ваше личное впечатление о гусе?

(смелый, решительный, ответственный, самоотверженный, любящий отец, верный своему родительскому долгу).

в) - Понравился ли Вам рассказ?

г) Сандерская система вопросов:

- Логична ли концовка рассказа?

- Какие чувства вы испытали, прочитав последний эпизод рассказа?

- Какие мысли вызвал он у Вас?

- Можно ли назвать поведение гуся во время грозы героическим?

- А почему Носов не назвал свой рассказ «Подвиг белого гуся», а просто «Белый гусь»

IX. Решение логических задач.

- Если бы вам лично пришлось быть на месте описанных событий, попытались бы вы что – то изменить?

-Что именно и почему?

-Может быть можно было по-другому поступить, найти какой-то другой выход?

X. Самостоятельное чтение рассказа.

XI. Беседа о личных ассоциациях детей на основе прочитанного.

- Какой вывод вы сделали для себя?

XII. Итог урока.

- Является ли этот рассказ поучительным в выборе поступка?

- Почему вы так считаете?

Работа над пословицами.

- Какая из пословиц больше всего подходит к рассказу Е. И. Носова «Белый гусь»

• Все родятся людьми, да не все ведут себя по-человечески.

• Гусь свинье не товарищ.

• Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

• Добрый поступок никогда не пропадет.

• Если человек красив душой, то красивы и его поступки.

XIII. Домашнее задание.

- Составить словесный портрет о гусе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок внеклассного чтения "Путь к поступку"

Автор: Халимонова Елена Николаевна

Дата: 29.11.2016

Номер свидетельства: 364006

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок внеклассного чтения. В.М. Шукшин. «До третьих петухов». "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-vnieklassnogho-chtieniia-v-m-shukshin-do-triet-ikh-pietukhov"
    ["file_id"] => string(6) "225254"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439529000"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Урок внеклассного чтения. Тема дома и рода в произведениях современников казахской прозы. "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-vnieklassnogho-chtieniia-tiema-doma-i-roda-v-proizviedieniiakh-sovriemiennikov-kazakhskoi-prozy"
    ["file_id"] => string(6) "103482"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402587681"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Урок по внеклассному чтению в 8 классе, для обучающихся с интеллектуальными нарушениями."
    ["seo_title"] => string(92) "urokpovnieklassnomuchtieniiuv8klassiedliaobuchaiushchikhsiasintielliektualnyminarushieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "258026"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448437856"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект  урока на  тему:"Твори  добро! По рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»." "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tvori-dobro-po-rasskazu-a-i-kuprina-chudiesnyi-doktor"
    ["file_id"] => string(6) "103814"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402638188"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) ""Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды". По рассказу Л.Улицкой "Бумажная победа" "
    ["seo_title"] => string(97) "on-nie-chuvstvoval-ni-strakha-ni-niepriiazni-ni-vrazhdy-po-rasskazu-l-ulitskoi-bumazhnaia-pobieda"
    ["file_id"] => string(6) "147644"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419441240"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства