Конспект открытого урока по внеклассному чтению в 8 классе, для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Тема: «Русские народные сказки».
Цель: Систематизировать представления учащихся о жанрах сказок, формировать умения различать виды сказок, на примере русских народных сказок.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать умения различать виды сказок по содержанию и героям. Обучать учащихся умению высказывать свое мнение о прочитанном материале, соотносить содержание текста с пословицей.
Развивающие: Способствовать развитию слухового внимания, мышления, памяти (зрительной, слуховой), монологической речи, обогащать словарный запас. Совершенствовать навыки выразительного чтения по ролям и краткого пересказа прочитанного. Развивать умение сотрудничать в парах.
Воспитательные: Воспитывать искренность, честность, скромность, на примере положительных сказочных героев, чувство доброты, послушания. Прививать интерес к русскому народному творчеству.
Коррекционные: Конкретизация представлений о сказках, как о жанре произведения, о видах сказок.
1.Эмоциональный настрой (слайд 1).
- Здравствуйте, ребятки:
Девочки и мальчики!
Рада видеть всех вас, дети!
С добрым утром, с ясным днем!
Я надеюсь: интересно
Мы урок наш проведем.
Вы друг другу улыбнитесь,
А теперь, прошу, садитесь.
- Наш урок внеклассного чтения пройдет под девизом: (2 слайд)
«Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать,
И расколоть его мы сможем,
Ведь мы хотим, как можно больше знать.
- Вы готовы к уроку?
- Но вы должны быть внимательными, активными, дружными. Должны показать свои знания в работе. С этого и начнем.
- Давайте вспомним литературные жанры:
4 жанра: рассказ, сказка, стихотворение, басня (3 слайд).
- Послушайте отрывок из произведения.
1. Отрывок из И.С.Тургенева «Муму» (рассказ)
2.* (показать портрет автора и книгу)
- Какой это жанр? Как называется произведение?
Кто автор? *(показать портрет автора и книгу)
- Послушайте следующий отрывок.
2. Отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус».
- Кто автор? Как называется? Кто назовет жанр этого произведения? (стихотворение)
3. Отрывок из басни И.А.Крылова «Ворона и лисица».
- Кто назовет автора произведения? Название?
- К какому жанру отнесем это произведение? (басня)
*(показать портрет автора и книгу)
4. Отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
- Назовите автора и название произведения?
- Какой это жанр? (сказка, Авторская)
- А какие еще бывают сказки?
- Чем отличается авторская сказка от русской народной?
- Какие вы молодцы! Вы не только правильно названия произведения, но и авторов.
- Какие из названных жанров легче читаются и запоминаются?
- Да, ребята, сказки любят и дети, и взрослые. Почти все сказки возникли давно (более тысячи лет назад). Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, ТВ, радио, интернет. Сказки – это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно будущего.
- А что же такое сказка? (давайте посмотрим определение в толковом словаре Ожегова)
Определение сказки (слайд 4).
( Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, фантастических, вымышленных способностях и приключениях)
3. Постановка темы и цели урока.
- Так что мы сегодня будем изучать на уроке?
- Сказки.
- А какие сказки вы читали дома?
(«Лиса и тетерь», «Леший», «Кузнец и старичок»)
- Ребята, а есть ли у этих сказок автор?
- Значит, какие это сказки? (народные)
- Кто их написал?
- Правильно. Сегодня мы будем изучать русские народные сказки.
- Мы с вами должны будем определить, к какому типу относятся эти сказки.
- Напомните, пожалуйста, какие типы сказок существуют (бытовые, волшебные, о животных) (слайд 6).
- А чтобы узнать, нам надо поработать с каждой сказкой.
4. Работа по теме урока.
- Первая сказка, над которой мы поработаем – «Лиса и тетерев» (слайд 7).
- Давайте прочитаем эту сказку по ролям.
- Назовите героев этой сказки.
- Кто кем хочет быть?
- Попробуйте прочитать эту сказку выразительно.
- Передайте при чтении притарно-сладкий, ласковый, хитрый тон Лисы и размеренно-спокойный, уверенный тон Тетерева.
(чтение сказки детьми)
- Молодцы, вы справились с ролями
- Назовите положительного героя сказки.
- Каким изображен в сказке Тетерев? Давайте дадим характеристику героев.
Тетерев (спокойный, мудрый, догадливый, рассудительный, уверенный, недоверчивый)
- А Лиса, каким героем является? (хитрая, лживая, ласковая, плутоватая, льстивая).
- Давайте сделаем вывод по прочитанной сказке.
- Определите ее тип. Почему?
- Верно, это сказка о животных (слайд 8).
Вывод: Сказки, в которых главные действующие лица – животные, называются сказки о животных. Животные разговаривают друг с другом на человеческом языке, совершают невероятные поступки. Всё, что происходит, кажется неестественным, потому, что это сказка.
5. Физкультминутка.
- Мы устали, пришло время отдохнуть.
- Физкультминутка. Кто желает провести?
- А теперь сделаем гимнастику для глаз (слайд 9).
- А теперь, с новыми силами продолжим наш урок.
6. Продолжается работа по теме урока.
- Приступаем к седеющей сказке. Она называется «Леший» (слайд 10).
- Ира К. подготовила пересказ этой сказки.
- Но прежде, чем начать пересказ, давайте объясним, кто такой «леший» (слайд 11).
Леший – (хозяин леса, лесной дух, лесовик) – это хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц. Лешие не столько целенаправленно вредят людям, сколько проказят и шутят, но делают это грубо.
- А теперь, Ира К. перескажет нам сказку.
- Спасибо, Ира, молодец. Хорошо подготовила пересказ.
Вопросы:
- Назовите героев сказки.
- Что произошло с дочерью?
- Кто ее освободил.
- Чем закончилась сказка. Найдите в тексте и прочитайте.
- Какой урок вы извлекли из этой сказки.
(нельзя без разрешения взрослых уходить куда-либо)
- Скажите, а в жизни встречаются лешие?
- Значит это выдуманный сказочный персонаж. (волшебный)
- Как вы думаете, к нашему типу отнесем эту сказку? (слайд 12)
- Правильно! Сказка «Леший» - волшебная. Такие персонажи как: леший, Баба Яга (на слайде), Кощей Бессмертный и другие, выдуманные герои. Встречаются они в волшебных сказках.
- В волшебных сказках на пути главных героев встречаются преграды и опасности, которые они преодолевают, для того, чтобы обрести любовь, счастье, богатство и славу. Волшебные сказки – наиболее древние сказки.
- У нас осталась еще одна сказка.
- Как она называется?
«Кузнец и старичок» (слайд 13)
- Давайте вспомним, кто такой Кузнец? (слайд 14)
- Сказку будем читать по цепочке.
- Начинает Данил.
Вопросы:
- Назовите героев этой сказки.
- Что произошло у Кузнеца?
- Кто ему помог? (сосед)
- Как? (он предложил ему не одну, а две лошади)
- Каким был сосед? (добрым, щедрым)
- Кого встретил по дороге Кузнец? (старичка)
- О чем попросил старичок Кузнеца?
- Чему удивился Кузнец? Что произошло с лошадьми? (они рванули)
- Зачем Кузнец позвал к себе старичка?
- О чем старичок спросил Кузнеца? (сварить пивка и зарезать барашка)
- Зачем старичок отправил Кузнеца к соседу? (одолжить посуду для пива)
- Чему удивился Кузнец, когда вернулся от соседа?
- Найдите в тексте и прочитайте, чем закончилась сказка.
- К какому типу относится сказка? «бытовая» (слайд 15).
- Эта сказка о добрых поступках, о доброте.
- В основе бытовой сказки лежит обыденность, жизнь, быт. Сказка о взаимопомощи в беде. Все люди должны помогать друг другу в трудную минуту.
- Вы тоже должны друг другу приходить на помощь.
-Молодцы, вы хорошо поняли содержание сказки.
- А сейчас проверим, насколько хорошо вы поняли содержание всех сказок.
- Подберите пословицы к каждой сказке.
- Работать будете в парах. У каждой пары три картинки к сказкам и по три пословицы.
- Вы должны их правильно соотнести со сказкой. Рядом с картинкой кладете выбранную к ней пословицу (подходящую).
- Первая пара прочитайте пословицу, выбранную к сказке «Лиса и тетерев»; вторая пара читает пословицу (слайд 16).
- Давайте сверим со слайдом.
- К сказке «Леший», прочитайте свои пословицы – первая пара, а теперь вторая пара.
- Сверяем правильность (слайд 17).
- И к сказке «Кузнец и старичок» (первая пара, затем вторая пара читают).
- Тоже, давайте сверим (слайд 18).
- Молодцы. Правильно подобрали пословицы. Все справились с заданием.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Назовите тему нашего урока.
- Какие типы русских народных сказок существуют?
- Какие сказки мы читали? (названия)
- Вам понравился урок?
- Что вы запомнили для себя с сегодняшнего урока?
Дети:
- Сказки не только читают, но по ним и учатся хорошим поступкам. Чтобы стать добрым, нужно читать сказки. А их много в нашей библиотеке.
- Спасибо за урок. Вы все молодцы.
(слайд 19)